Задание 3
1.Очень хотелось бы, чтобы речь учащихся была по сути, а не по форме. Прежде чем начать произносить монолог, ученик должен понимать, для чего он это делает. И говорить он будет в том случае, если ему хочется выговориться и, если он считает это необходимым для себя.
Цель монолога определяется речевой ситуацией и конкретными задачами. В том случае, когда ситуация отсутствует, у учителя возникнут трудности в оценивании монологической речи. Например, когда учитель задаёт домашнее задание - прочитать текст и пересказать его. Многие ученики выполнят это задание, но данный монолог не будет являться речью по сути, т.к. текст имеет своего автора, которому принадлежат логика высказывания и средства выразительности. Такое задание более уместно, когда мы отрабатываем лексические, грамматические навыки, осуществляем проверку чтения с полным пониманием прочитанного. Формированию собственно речевых навыков будет способствовать задание, когда мы просим учеников:
-рассказать текст от лица одного из героев;
-дать характеристику одному из героев текста;
-оправдать/ осудить поведение или позицию одного из героев текста;
-дать аннотацию текста или коротко изложить его содержание и т.д.
В данном случае, какое бы задание не выбрал ученик, это не будет механическим заучиванием текста, а подлинно самостоятельным речевым высказыванием. Ученик будет создавать своё неповторимое произведение, опираясь на материал текста, будет учиться интерпретировать по- новому материал текста.
И здесь уже не столь важно, будут ли в речи учащихся лексико-грамматические ошибки. На мой взгляд, главное, что учащиеся будут говорить.
При ответе на 1-й вопрос я рассмотрела один из основных путей «сверху - вниз» формирования умений говорения в отечественной методике обучения иностранным языкам.
2. Обучение учащихся монологическому или диалогическому высказыванию одинаково сложно, потому что монолог часто развивается в рамках диалога с его разговорными формулами, чтобы как можно раньше привести учащегося к естественному разговору.
Навыки и умения подготовленной речи, её реактивность, спонтанность развиваются на диалоге. Умения и навыки подготовленной речи с её логичностью, последовательностью - на монологе. Обучение неподготовленной речи требует больших затрат и усилий, чем к подготовленной.
Если учитывать, что обучение говорению предполагает овладение иноязычной речью и образование механизма производства неподготовленной речи, для меня является более сложным обучение диалогической речи.