Цитировать16.07.2011 13:39Рейтинг: 0Отлично
 

На этой ветке форума предполагается размещение материала по управлению школой, по учебно-методической работе, делимся опытом и задаем вопросы.

Цитировать16.07.2011 13:43Рейтинг: 0Отлично
 

Методические рекомендации по организации обучения на дому.

 

В соответствии с п. 2 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании") для детей, нуждающихся в длительном лечении, учебные занятия могут проводиться образовательными учреждениями на дому. При этом финансовое обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъектов РФ.

Согласно письму Минпроса РСФСР от 08.07.1980 № 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 № 17-13-186[1] право на надомное обучение имеют дети с соматическими, хирургическими, кожными, неврологическими и психоневрологическими заболеваниями, не позволяющими им посещать общеобразовательные учреждения, в т. ч. дети-инвалиды.

Правовая основа организации обучения на дому

Основные принципы организации обучения на дому, права и обязанности участников образовательного процесса устанавливают следующие нормативные документы:

  • постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях";
  • письмо Минобразования России от 28.02.2003
    В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
    (Ст. 1 Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации")
    № 27/2643-6 "О Методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения";
  • письмо Минобразования России от 30.03.2001 № 29/1470-6 "Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)";
  • письмо Минобразования РСФСР от 03.07.1989 № 17-160-6, Минздрава РСФСР от 04.07.1989 № 6-300 "Об организации индивидуального обучения на дому учащихся с нарушениями слуха";
  • письмо МНО РСФСР от 14.11.1988 № 17-235-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому по предметам, входящим в учебный план школы, по заявлению родителей и решению администрации образовательного учреждения";
  • письмо Минпроса РСФСР от 08.07.1980 № 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 17-13-186 "О Перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы";
  • письмо Минпроса СССР от 05.05.1978 № 28-М "Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому".

Субъекты РФ могут разрабатывать и принимать свои документы, регламентирующие организацию обучения школьников на дому. В Москве, например, такими документами являются положение об общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов (школе надомного обучения), утвержденное распоряжением правительства Москвы от 25.07.1995 № 726-РП (приложение 1) и постановление "Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования"[2].

 

Организация надомного обучения

Поскольку обучение ребенка на дому, как правило, приводит к изоляции от детского коллектива, что затрудняет его интеграцию в общество, в некоторых субъектах РФ для детей с нарушением здоровья используется такая модель организации образовательного процесса, как надомное обучение.

В штатное расписание образовательного учреждения, использующего форму надомного обучения, необходимо включить следующие должности:

  • педиатр;
  • медицинская сестра;
  • реабилитолог;
  • психотерапевт;
  • учитель-логопед;
  • учитель-дефектолог;
  • педагог-психолог;
  • педагог-психолог с квалификацией "социальный психолог".

Содержание образования в рамках данной модели определяется образовательными программами, принимаемыми и реализуемыми образовательным учреждением (далее – ОУ) самостоятельно на основании примерных образовательных программ, подготовленных Минобрнауки России, в соответствии в государственными стандартами. Сроки освоения образовательных программ могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии – по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) ОУ соответствующего вида.

Образовательный процесс в условиях надомного обучения осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, учителями и воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку. В целях охраны и укрепления здоровья обучающихся проводятся лечебно-профилактические мероприятия, групповые и индивидуальные коррекционные занятия. При этом часть занятий может проводиться дома, а часть – на дому.

Учебный план надомного обучения разрабатывается на основе базисного учебного плана с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и пожеланий родителей обучающихся. В течение года в него можно вносить изменения – в зависимости от особенностей развития обучающихся и характера протекания заболевания.

Ниже представлен вариант базисного учебного плана надомного обучения (таблица).

 

Более подробно можно прочитать материал на сайте "Менеджер образования"


Источник: Журнал "Справочник руководителя образовательного учреждения" № 8, 2011 года

Цитировать16.07.2011 15:51Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемая Лилия Вильевна! Спасибо за методические рекомендации по обучению на дому. Информация для меня полезная. С уважением, Лидия Петровна.

Цитировать16.07.2011 16:51Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемая Лидия Петровна! Рада, что материал Вам пригодится. в работе. С уважением, Лилия Вильевна.

Цитировать21.07.2011 10:13Рейтинг: 0Отлично
 

Перечень учебного оборудования для оснащения кабинетов начальной школы, предметных кабинетов школ.

Перечень учебного оборудования для оснащения кабинетов начальной школы, предметных кабинетов школ разработан в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг., поможет обеспечить достижение ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

Перечень соответствует требованиям ФГОС. Перечень адресован руководителям региональных и муниципальных органов управления образованием, директорам школ, методистам.

Сддержание документа:

  • Перечень учебного оборудования для оснащения кабинетов начально й школы, предметных кабинетов общеобразова тельных учреждений
  • Кабинет начально й школы (Минимальный уровень комплектации. Базовый уровень комплектации. Расширенный уровень комплектации)
  • Кабинет физики (Минимальный уровень комплектации. Базовый уровень комплектации. Расширенный уровень комплектации)
  • Кабинет химии (Минимальный уровень комплектации. Базовый уровень комплектации. Расширенный уровень комплектации)
  • Кабинет биологии (Минимальный уровень комплектации. Базовый уровень комплектации. Расширенный уровень комплектации)
  • Кабинет истории (Минимальный уровень комплектации. Базовый уровень комплектации. Расширенный уровень комплектации)
  • Кабинет географии (Минимальный уровень комплектации. Базовый уровень комплектации. Расширенный уровень комплектации)
  • Кабинет филологии (Минимальный уровень комплектации. Базовый уровень комплектации. Расширенный уровень комплектации)
  • Кабинет математики (Минимальный уровень комплектации. Базовый уровень комплектации. Расширенный уровень комплектации)
  • Стоимость учебного оборудования
  • СКАЧАТЬ >>
  • По материалам сайта "Менеджер образования"
Цитировать23.07.2011 09:45Рейтинг: 0Отлично
 

Рекомендации по составлению рабочей программы учебного курса

Составление рабочей программы учебного курса – одна из проблем современной школы, обусловленная отсутствием методических основ и рекомендаций. Автор статьи дает ответы на вопросы: "Что такое рабочая программа?", "Кто ее разрабатывает?", "Какова ее структура и содержание?", "Кем она утверждается?", предлагает пошаговую инструкцию по созданию рабочей программы.
Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки по учебным предметам и дисциплинам, подлежащие усвоению учащимися. Программа включает в себя перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству часов на каждую тему, распределение их по годам обучения.

Виды учебных программ

К учебным программам относятся:

  • примерная (типовая) учебная программа – документ, рекомендуемый Минобрнауки России, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана;
  • авторская учебная программа – документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной (типовой) учебнойпрограммы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним автором или группой. Для авторской программы характерны оригинальные концепция и построение содержания. Внедрению авторской программы в практику работы ОУ предшествует ее экспертиза и апробация;
  • рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) (далее – рабочая программа) – учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебнойпрограммы для конкретного ОУ и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт, а также описывает национально-региональный уровень; учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном ОУ.

Н.Л. Солянкина,
канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Красноярского краевого института
повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования


Более подробно читайте здесь

По материалам сайта "Менеджер образования"

Цитировать26.07.2011 20:40Рейтинг: 0Отлично
 

Введение ФГОС начального общего образования. Локальные акты.

Особую сложность в период введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения представляет разработка рабочей документации: должностных инструкций педагогических работников и положения об исполнительном органе, обеспечивающем введение нового стандарта в образовательном учреждении. Педагоги ГОУ "СОШ № 354" г. Москвы с данной задачей справились и делятся своим опытом с читателями.

ГОУ "СОШ № 354" г. Москвы (далее – ОУ) – пилотная школа по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (далее – стандарт). Деятельность по введению стандарта предусматривает разработку ряда ключевых документов, обеспечивающих данный процесс.

Основными документами в ОУ являются:

Каждый из перечисленных документов вводится строго согласно приказу директора образовательного учреждения (приложения 1–3).

Приложение 1

ПРИКАЗ № ______
от "___" ___________ 2011 г.
О введении новой должностной инструкции
учителя начальных классов

В целях обеспечения эффективного обучения на начальной ступени в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования нового поколения на основании приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Ввести новую должностную инструкцию учителя начальных классов на время реализации проекта перехода на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования нового поколения.
2. Ознакомить с новой должностной инструкцией всех учителей начальной ступени общеобразовательного учреждения.
3. Контроль исполнения поручить заместителю директора по УВР.
Приложение к приказу № ______

от "___" ___________ 2011 г.

Э.Г. Пирогова,
зам. директора по введению ФГОС,
методист ГОУ "СОШ № 354", г. Москва

 

Читать полностью

 

По материалам сайта "Менеджер образования"


Источник: Журнал "Управление начальной школой" № 5, 2011 года

Цитировать28.07.2011 20:22Рейтинг: 0Отлично
 

Конкурс педагогического мастерства как средство развития творческого потенциала.

Обычно статус учителя определяется текущей оценкой его деятельности администрацией ОУ. Иногда оценка складывается стихийно или под влиянием отношения педагога к работе, лояльности его к администрации и далеко не всегда является объективной. Конкурсы педагогического мастерства помогают устранить это противоречие.

Сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий. Однако при определенных условиях и соответствующей методике проведения конкурсы могут стать действенным средством развития творческого потенциала профессионального сообщества в целом.

Конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению молодых специалистов.

Конкурсные соревнования – это место встреч, расширение возможностей для профессионального общения, получения новой информации. В программу конкурсов могут быть включены круглые столы, дискуссии на педагогические темы, встречи с учителями-новаторами, поездки в другие города и регионы на встречи с коллегами и др. Эти мероприятия, создающие хороший настрой на сам конкурс, как правило, приурочены к его открытию или закрытию.

Главные цели конкурса – пропаганда приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение престижа педагогической профессии.

Конкурс решает следующие задачи:

  • выявляет лучших педагогов;
  • оценивает профессионализм участников;
  • стимулирует развитие системы образования;
  • создает условия для обмена опытом и распространения в профессиональной среде наиболее востребованных и популярных идей.

Профессиональные конкурсы "Учитель года" стали уже традицией, проводятся ежегодно и представляются как праздники. Чествование лучших учителей и является, по существу, праздником, который сплачивает профессиональное сообщество, рождает чувство причастности и гордости за профессию.

Конкурс – это соревнование, для которого характерны напряжение, приподнятое эмоциональное состояние участников, азарт, т. е. все то, что присуще состязанию. В этом массовом мероприятии участвуют не только педагогические коллективы, но и нередко дети, их родители. Конкурс – это свое­образный ритуал единения профессионального сообщества и коллективов ОУ. Каждый из его гостей и участников может испытать чувство гордости за школу, в которой работает, город, систему образования.

И, наконец, конкурс – это зрелище, шоу, успех которого зависит от того, насколько присутствующим интересно.

Методически грамотно подготовленный и проведенный профессиональный конкурс может дополнить и даже заменить руководителям школы и муниципальной системы образования многие другие административные методы оценки членов коллектива: контроль, собеседование, ежегодные аттестации. Конкурс имеет перед ними преимущества как значительно более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда учителя и руководителя.

Есть несколько подходов к выбору участников конкурсов: самовыдвижение, выдвижение профессиональным сообществом – всем педагогическим коллективом или группами учителей, а также сочетание всех трех вариантов.

Как известно, участниками соревнований не обязательно становятся самые достойные. Учитель, обладающий всеми качествами потенциального победителя, может никогда не участвовать ни в одном из конкурсов. И напротив, педагог, который не показывает даже средних результатов в своей работе, может выдвигаться и побеждать. Почему учителя участвуют или, наоборот, отказываются от участия в конкурсах?

Участниками становятся те, кто, во-первых, видит в конкурсе ценность для себя и, во-вторых, уверен, что может получить желаемое. Кроме того, среди конкурсантов чаще всего встречаются люди, больше других ориентированные на достижения.

Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация достижений не пугает, а, наоборот, стимулирует. Они, как правило, имеют высокий уровень притязаний, а также мотивацию и способность к достижениям. Это, безусловно, люди, стремящиеся к успеху. Однако успехом они могут считать как реальные профессиональные достижения, подтвержденные победой в конкурсе, так и вознаграждения, которые рассчитывают получить, став победителем: признание, известность, статус в коллективе, премию, разряд и др. Основная мотивация участия в конкурсе является как внутренней, так и внешней.

В то же время намерение избежать неудачи в текущей работе тоже служит мотивацией для участия в конкурсе. Это своеобразная протестная реакция на несправедливую оценку администрации, желание реабилитироваться. Не находя признания, учитель стремится доказать свою состоятельность, участвуя в школьном, районном или городском конкурсах. Таким образом, в поведении участника конкурса могут преобладать как мотивы достижения успеха, так и избегания неудачи.

Вместе с тем общеизвестно, что среди хороших специалистов очень мало тех, кто стремится участвовать в конкурсах. В чем тут дело, почему многие учителя так не любят конкурсы?

Конкурс – это публичное выступление учителя перед коллегами, стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачу. Наверное, немалую группу составляют педагоги, которым, как говорится, "и хочется и колется". Они не очень уверены в себе, сдерживают честолюбивые порывы, сожалея о своей пассивности. Их притязания и самооценка высоки, а пассивность – стремление избежать возможной неудачи. Как правило, такие учителя тревожны, и участие в конкурсе требует от них больших нервных затрат. Одно только упоминание о состязании вызывает у них неприятные эмоции. Однако таким учителям следует помнить – если они не решатся на участие в конкурсе профессионального мастерства, их внут­ренний конфликт так и останется неразрешенным, у них сохранится чувство неудовлетворенности собой и окружающими.

 

Полностью читать здесь

 

По материалам сайта "Менеджер образования"

Цитировать29.07.2011 06:53Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемая Лилия Вильевна! Большое спасибо за актуальные и полезные материалы!!! С уважением, Ирина Валентиновна.

Цитировать29.07.2011 08:19Рейтинг: 0Отлично
 

Анализ эффективности воспитательной работы в школе.

Проведение всестороннего анализа воспитательного процесса – обязательный этап деятельности заместителя директора по воспитательной работе и классных руководителей. В статье даны варианты программ анализа, описаны его цели, а также показатели и критерии эффективности воспитательной работы.

Цель анализа воспитательной работы Варианты программ анализа воспитательной работы школы Программа анализа воспитательной работы школы (I вариант) Программа анализа воспитательной работы школы (II вариант) Программа анализа воспитательной работы с классным коллективом (I вариант) Программа анализа воспитательной работы с классным коллективом (II вариант)

Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма. Грамотно выполненные анализ и планирование позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности школьника.

При подготовке педагогического анализа воспитательной работы следует ориентироваться на группу критериев – функциональности и надежности, отражающих процессуальную сторону качества воспитательной работы. В числе показателей, раскрывающих данные критерии, можно использовать результаты анкетных опросов учителей, учащихся и родителей об их удовлетворенности состоянием воспитательной работы, морально-психологическим климатом в классных коллективах, а также количественные данные:

  • о материально-технической базе воспитательной работы;
  • проведенных мероприятиях воспитательной направленности;
  • состоянии дисциплины и правопорядка (по данным инспекции по делам несовершеннолетних, на основании статистики правонарушений).

Показатели за анализируемый период целесообразно дополнить сравнительными данными, раскрывающими динамику отдельных показателей в суммарных итогах или обобщенных характеристиках (например, динамика развития в школе сети кружков культурно-массовой и спортивной направленности за последние три года; удельный вес учащихся, занятых в системе внеклассной работы; процент респондентов из числа учителей и учащихся, полностью удов­летворенных морально-психологическим климатом в школе).

Табличная и текстовая формы представления материала в анализе при необходимости могут быть дополнены графиками, диаграммами. Для ясности изложения и лучшего восприятия его содержания целесообразно оперировать данными, прошедшими первичную обработку, сгруппированными по определенным признакам.

Перечень нормативных документов (внешних и внутренних) представляется с целью определения качества нормативно-методического обеспечения воспитательной работы на основании критериев современности, системности и комплексности.

Качественная характеристика кадров, осуществляющих организацию воспитательной работы в школе, имеет цель дать исходную информацию для последующего определения качества деятельности представителей администрации и педагогического коллектива по руководству и организации воспитательной работы. Для этого используется критерий работоспособности. Он показывает, насколько управленцы, специалисты способны выполнять специфические функции в области организации и проведения воспитательной работы. В силу многомерности данного критерия желательно, чтобы материал таблиц был дополнен краткой качественной характеристикой кадров по названным выше основаниям.

 

Читать полностью

По материалам сайта "Менеджер образования"

1-10 из 34