Цитировать06.06.2011 12:21Рейтинг: 0Отлично
 

Административная ответственность за нарушение законодательства РФ в области образования

В законодательстве РФ содержатся правовые нормы, закрепляющие права обучающихся и воспитанников образовательных учреждений и обязанность органов государственной власти и образовательных учреждений исполнять требования, установленные законодательством. Однако отсутствовали нормативные документы, устанавливающие ответственность за неисполнение законодательства об образовании. С введением в действие Федерального закона от 03.06.2009 № 104-ФЗ такой пробел устраняется.

Предваряя правовые разъяснения по данной теме, хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты, связанные с предысторией вопроса о введении административной ответственности образовательных учреждений (организаций) за нарушение прав обучающихся и другие нарушения, которые активно и широко обсуждались в образовательной среде и средствах массовой информации.

Введена новая ст. 5.57 "Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных органи­заций", которая структурно входит в гл. 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" КоАП РФ. Следовательно, формулируемые в данной статье составы административных правонарушений относятся к категории правонарушений, посягающих на установленные Конституцией РФ и законодательством РФ права граждан в сфере образования, и проявляются в указанных противоправных действиях (бездействии).

Частью 3 ст. 5.57 КоАП РФ установлено, что за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, дисквалифицируется на срок от одного года до двух лет. Таким образом, повторное совершение однородного административного правонарушения рассматривается как квалифицирующий признак отдельного административного правонарушения.

Согласно п. 3 ст. 35 Закона РФ "Об об­разовании" непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.

Дисквалификация может быть применена также к лицам, осуществляющим организа­ционно-распорядительные или админист­ративно-хозяйственные функции в органе юридического лица,предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, занимающимся частной практикой, членам совета директоров (наблюдательного совета). Такое административное наказание назначается судьей и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Таким образом, дисквалификация как особый вид административного наказания может быть применена к должностному лицу – руководителю образовательного учреждения (образовательной организации), выполняющему функции единоличного исполнительного органа юридического лица, только за совершение административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.

Поэтому необходимо учитывать, что под должностным лицом понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйствен­ные функции в государственных и муниципальных организациях (понятие должностного лица приводится в ст. 2.4 КоАП РФ).

При этом в соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6, ор­ганизационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйствен­ным функциям могут быть, в частности, отнесены: полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средст­вами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений; принятие решений о начислении заработной платы, премий; осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п.

Следовательно, педагогические работники, которые осуществляют обучение и воспитание обучающихся, а также выполняют другие должностные обязанности в соответствии с квалификационными характеристиками должностей педагогических работников и не выполняют организационно-распоря­дительные или административно-хозяйствен­ные функции в образовательном учреждении, не являются субъектами административной ответственности и не могут быть привлечены к ней по указанным составам правонарушений.

Комментируемым федеральным законом предусмотрено также, что правом составлять протоколы об административном правонарушении наделены должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования.

Согласно подп. 21 ст. 28 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования:

  • образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и научными организациями, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные государственные требования;
  • российскими образовательными учреждениями, расположенными за пределами территории Российской Федерации;
  • образовательными учреждениями высшего профессионального образования;
  • органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образо­вания.
В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ "Об образовании" уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ:
  • выполняют функции по надзору и контролю соблюдения законодательства РФ в области образования образовательными учреждениями, расположенными на территории субъекта РФ (за исключением указанных в подп. 21 ст. 28), а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;
  • принимают меры по устранению нарушений законодательства РФ в области образования, в т. ч. путем направления обязательных для исполнения предписаний соответствующим образовательным учреждениям и органам местного само­управления, осуществляющим управление в сфере образования;
  • контролируют исполнение предписаний.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.57 и 19.30 КоАП РФ, рассматриваются только судьями. В заключение, сравнивая законопроект и принятый закон, хотелось бы отметить, что в Федеральный закон об административной ответственности в сфере образования:
  1. не включена предлагавшаяся в законопроекте административная ответственность за нарушение прав педагогических работников на выбор и использование по своему усмотрению методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников;
  2. дополнительно введена административная ответственность граждан за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством РФ в области образования олимпиад школьников и за нарушение установленного законодательством РФ порядка проведения государственной (итоговой) аттестации – административный штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ).

Квалифицировать такие правонарушения граждан с привлечением их к административной ответственности будут наделенные соответствующими полномочиями лица и органы. Однако, по нашему мнению, эти категории граждан (выпускники, ответственные работники образовательных учреждений, представители органов, осуществляющих управление в сфере образования, и др.) должны быть определены в соответствующем нормативном правовом акте как полномочные участники проведения государственной (итоговой) аттестации и иметь непосредственное отношение к оценке результатов государственной (итоговой) аттестации и олимпиад школьников.

Таким образом, оставшиеся неразрешенными и спорные проблемы в большей степени теперь будут относиться к практике применения Федерального закона об административной ответственности в сфере образования, с учетом которой необходимо будет в дальнейшем вносить изменения в федеральное законодательство.Читать полностью

 

По материалам http://menobr.ru/

Источник: Журнал "Нормативные документы образовательного учреждения", №5 2010

Цитировать07.06.2011 13:14Рейтинг: 0Отлично
 

В России учрежден День русского языка

 

Президент России Дмитрий Медведев посетил Государственный  института русского языка имени А.С. Пушкина. В ходе встречи глава государства предложил Министру образования и науки Андрею Фурсенко пройти тест на грамотность.

Свое предложение Фурсенко Медведев сделал после ознакомления с "интерактивным диктантом", который разработали создатели сайта "Грамота.Ру". "Может быть, кого-нибудь проверить? Например, Министра образования. Сам-то я подставляться не хочу по понятным причинам", - сказал президент. Фурсенко от прохождения теста уклонился фразой: "В следующий раз". "То-то и оно", - заметил Медведев.

Посещение президентом института русского языка было приурочено ко дню рождения Александра Пушкина, а также ко Дню русского языка, который Медведев, как сообщает его пресс-служба, установил 6 июня.

Указ "О Дне русского языка"

В целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации постановляю:

1. Установить День русского языка и отмечать его ежегодно, 6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А.С.Пушкина.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

 

По материалам http://menobr.ru/

Цитировать08.06.2011 12:14Рейтинг: 0Отлично
 

Рекомендации по проведению педагогических совещаний по теме: "Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации".


Минобрнауки России представляет рекомендации по организации и проведению в субъектах Российской Федерации педагогических совещаний в августе 2011 года по теме: "Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации", а также информационные материалы по проекту федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".


Новеллы концепции проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (.pdf, 251 Кб)


Презентация по проекту федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (.pdf, 2.24 Мб)

Рекомендации по обсуждению положений проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в рамках педагогических совещаний (август 2011 г.)
(.pdf, 153 Кб)


По материалам http://mon.gov.ru/dok/akt/8578/

Цитировать10.06.2011 12:37Рейтинг: 0Отлично
 

О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Информационный центр " МЦФЭР Ресурсы образования" стал инициатором и организатором вебинаров*[1]
по актуальным проблемам современного образования. Одной из тем, вызвавших наибольший интерес у слушателей, стала тема " Организация образовательного процесса в условиях реализации стандартов второго поколения – начальное общее образование" . Лектором вебинара выступила Лариса Витальевна Шмелькова, зам. начальника отдела развития системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников Департамента общего образования Минобрнауки России. Ряд вопросов, затронутых на вебинаре, нашел особый отклик у слушателей. Подробнее Лариса Витальевна отвечает на них на страницах нашего журнала.
– Лариса Витальевна, расскажите, пожалуйста, об основных документах, регламентирующих введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
– Российская Федерация, в соответствии с Конституцией, устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты и поддерживает различные формы образования и самообразования[2]**.

Как заявлено в Законе РФ " Об образовании" [3]***, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Законом РФ " Об образовании"  установлено, что федеральный государственный образовательный стандарт общего образования может утверждаться не реже одного раза в 10 лет.

Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373[4]**** утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – принципиально новый для отечественной школы документ.

Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись прежде всего стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.

Читать полностью>>

По материалам http://menobr.ru/

Цитировать14.06.2011 13:27Рейтинг: 1Отлично
 

В селах создадут филиалы базовых учебных заведений.

На пленарном заседании второго Всероссийского форума сельских поселений Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил о необходимости формирования в маленьких селах филиалов базовых учебных заведений, чтобы сельские дети получили возможность получать качественное образование.

"Необходимо создавать базовые учебные заведения, оставляя филиалы в малых населенных пунктах, и при этом делать все, чтобы юные жители села могли получить образование, не уступающее по качеству городскому", - подчеркнул Путин.


По словам премьера, с 2011 года в течение трех лет на
переоснащение материально-технической базы школ запланировано 120 миллиардов рублей, причем половина этих средств будет выделена уже в нынешнем году.

По материалам РИА "Новости" с сайта http://menobr.ru/

Цитировать03.07.2011 23:54Рейтинг: 0Отлично
 

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

 

Открыто представительство Министерства образования и науки Российской Федерации на популярной коммуникационной площадке - Живом Журнале. Блог открыт по адресу http://mon-ru.livejournal.com/. Открытие странички является важным шагом для построения эффективного взаимодействия между государством и гражданами. Блог в Живом Журнале - новая, эффективная форма обсуждения с обществом идей и проектов сферы деятельности Минобрнауки России.

"Решение об открытии представительства в Живом Журнале связано с тем, что образование и наука являются одними из наиболее значимых сфер в жизни каждого из нас. Мы бы хотели напрямую общаться с заинтересованными людьми: собирать отзывы, объяснять инициативы и действия Министерства. Этот блог для нас - новая, эффективная форма обсуждения с обществом идей и проектов сферы образования. Мы считаем, что открытая площадка - удобный инструмент для сбора отзывов, пояснения решений или действий Министерства, построения взаимно обогащающего диалога.

Здесь мы планируем делиться актуальными новостями, касающимися образования и науки. В скором времени в сообществе откроются разделы с информацией для школьников, студентов, родителей, педагогов. Мы надеемся привлечь к обсуждениям как можно больше людей, ведь миссия министерства - развитие и реализация интеллектуального потенциала нашей страны - в интересах всего общества.

Движение к будущему, воспитание нового поколения - основные задачи Министерства образования и науки Российской Федерации. Как будет проходить этот путь - зависит, в том числе, и от вас. Мы надеемся на построение гармоничного сообщества, совместно обсуждающего недочеты и успехи деятельности Министерства, проблемы сфер образования и науки...
", - цитата из первой записи в блоге.

Дополнительно в социальной сети Twitter открыто представительство Пресс-службы Министерства образования и науки Российской Федерации - http://twitter.com/minobrnauki_ru/.

Цитировать21.07.2011 10:08Рейтинг: 0Отлично
 

Тема классного часа 1 сентября "Информационная безопасность ребенка".

В современных условиях формирование медиакультуры становится условием успешной адаптации подрастающего поколения к требованиям меняющегося мира, творческой самореализации. Чтобы лучше адаптироваться к социальным переменам сегодня все больше граждан нуждаются в приобретении и умении критического отбора информации, которая позволяет полнее реализовать способности личности.

Для большинства детей и молодежи Интернет - гораздо больше, чем простое средство познания окружающего мира. Это их виртуальная реальность. Сложившаяся ситуация указывает на необходимость принятия образовательных инициатив, способствующих вдумчивому использованию медиа  – развитию медиаобразования.

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Алексеевич Астахов выступил с инициативой проведения 1 сентября Дня медиабезопасности.

"Ещё один очень важный аспект в связи с тем, что нам предстоит всем испытать на себе действие закона с 1 сентября 2012 года, связанного с защитой детей от негативной информации. Считал бы необходимым предложить Министерству образования ввести специальный курс обучения детей, возможно, даже и родителей, так называемый "Медиабезопасность детей и подростков". Это вполне возможно предусмотреть в обычном курсе основ безопасности жизнедеятельности. Это будет связано непосредственно с выработкой навыков у детей безопасного использования интернета и профилактики интернет-зависимости, о которой так много говорится. Это действительно страшное явление".

Первого сентября уполномоченные по правам ребенка в регионах проведут в общеобразовательных учреждениях уроки медиабезопасности, расскажут о правилах  безопасного и ответственного поведения в информационной среде, способах защиты в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи, узнают, как отличить достоверные сведения в СМИ от недостоверных.

Медиа окружает нас всюду. Общественное мнение, культурные ценности, нравственные принципы формируются под воздействием средств массовой коммуникации, и нередко этот процесс сопровождается попытками манипуляции сознанием людей. Медиаобразование обучает интерпретировать и создавать собственные сообщения, выбирать наиболее подходящие медиа для коммуникации.

"Медиаобразование – система использования средств массовой коммуникации и информации в развитии индивидуальности школьника. Сама система развития в отличии от традиционноых учебных предметов, накапливающих знания, предполагает в первую очередь практику художественно-творческий деятельности, моделирующей процесс эмоционально-интелектуального развития школьника, его возможностей"

Юрий Николаевич Усов

По материалам: www.rfdeti.ru

Материал взят с сайта "Менеджер образования"

Цитировать21.07.2011 10:23Рейтинг: 0Отлично
 

Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (на 15 июля 2011 года)


Скачать материал можно здесь

Цитировать27.07.2011 08:58Рейтинг: 0Отлично
 

Минобрнауки и регионы существенно повысят зарплаты учителей - Фурсенко.

 

Министерство образования и науки согласовало со всеми регионами программы модернизации общего образования, предусматривающие поэтапное увеличение зарплат учителям, сообщил министр образования и науки Андрей Фурсенко в четверг на заседании президиума правительства.

"Согласованы графики повышения зарплат учителям на весь период проекта", - сказал министр.

Он отметил, что в четырех регионах уже в сентябре зарплата учителей должна превысить в среднем уровень по экономике. Еще 40 регионов, по его словам, к указанному сроку доведут зарплаты до уровня экономики, а остальные регионы повысят зарплату учителям как минимум на 30%.

Он также отметил, что подписанные с регионами соглашения переданы представителям Объединенного народного фронта с тем, чтобы взять под контроль их выполнение. "Мы понимаем, что министерство проконтролировать каждый шаг не может", - сказал А.Фурсенко, напомнив, что в стране около 50 тыс. школ.

Премьер РФ Владимир Путин согласился с тем, что "силами министерства проконтролировать все, что будет происходить в регионах, достаточно трудно". "Контроль лишним не будет, и в данном случае лучше всего, если бы он был общественным", - сказал премьер.

 

По материалам сайта "Министерство образования и науки Российской Федерации"

Цитировать29.07.2011 08:21Рейтинг: 0Отлично
 

Совет Федерации РФ одобрил законопроект, который может запретить размещение печатной, аудио- и видеопродукции, опасной для дошкольников и школьников. Документ предусматривает внесение поправок в Федеральный закон "О рекламе" - запрет на публикацию рекламы на тетрадках, дневниках, в учебниках, пособиях и другой учебной литературе.

Законопроект будет определять, какая именно информация может навредить детям, а также регламентировать степень ответственности за распространение таких данных.

Законопроект был утвержден Государственной думой в третьем чтении, после одобрения Советом Федерации закон вступит в силу 1 сентября 2012 года.

Тематические подборки нормативных документов с комментариями экспертов, документы Минбрнауки России, Рособразования и Рособрнадзора. Указы президента РФ, федеральные законы, документы Правительства РФ вы найдете в журнале "Нормативные документы образовательного учреждения".

 

По материалам сайта "Менеджер образования"