Что нас ожидает в новом учебном году? Об этом корреспондент "РГ" беседует с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко.
Российская газета: Андрей Александрович, какова судьба ребят, которые учились в двух сгоревших от лесных пожаров школах Рязанской области - в поселках Криуша и Ласковское?
Андрей Фурсенко: Эти дети, так же как и ребята из других пострадавших от пожаров районов, начнут учиться 1 сентября. Криушским школьникам, например, для обучения выделены помещения в местном лесхозе и детском саду. Для других ребят будет организован подвоз в ближайшие школы. Причем каждый ребенок будет обеспечен всем необходимым и полностью подготовлен к учебному году.
РГ: Все ли школы сегодня оснащены системами пожарной безопасности?
Фурсенко: В этом году в ходе плановых проверок выявлено более 70 тысяч нарушений требований пожарной безопасности в школах. Но это касается не только самих систем. Сегодня практически во всех школах они есть, но не везде они работают правильно и, что еще важнее, с ними нередко работают неправильно. Нужны регулярные тренировки и педагогов, и вахтеров, и школьников. У нас к этому, к сожалению, относятся несерьезно.
РГ: Сейчас в России более 50 тысяч школ. Их станет меньше?
Фурсенко: Школы будут сокращаться. Но подобные решения принимаются, только чтобы обеспечить качественное образование всем детям независимо от того, где они живут. Пока мы находимся в демографической яме, у нас есть возможность тратить деньги не на поддержание морально и физически устаревших школ, а реорганизовать систему и создать современную школьную инфраструктуру, которая может обеспечить нормальные условия обучения всем детям.
Кстати, в регионах, которые участвовали в комплексных проектах модернизации образования, на сегодняшний день таких школ - 65-70 процентов. В них учится треть школьников страны.
Одновременно надо учитывать, что демографическая ситуация изменится. К 2016-2017 годам число школьников начнет расти. Поэтому важно, чтобы школьные здания сохранились в системе образования. Сегодня на неиспользуемых площадях можно размещать учреждения дополнительного образования, можно создавать школу полного дня. Руководители образования на местах должны это понимать.
РГ: Новые образовательные стандарты для начальной школы станут обязательными с 1 сентября 2011 года. Как поменяется профобразование в связи с этим?
Фурсенко: Уже сейчас меняется система подготовки и переподготовки учителей, вводятся новые аттестационные требования. С января 2011 года учитель обязан будет проходить аттестацию раз в пять лет. Одновременно у него появится право повышать свою квалификацию, для чего должны быть созданы все условия. Например, разработана система грантов, позволяющая педагогам самим выбирать, где и по какому направлению пройти повышение квалификации.
РГ: Как вы оцениваете прошедшую вступительную кампанию? Все ли вузы набрали достаточно абитуриентов или у кого-то есть "дыры"?
Фурсенко: Подавляющее большинство вузов на бюджетные места студентов набрали. Причем поступление в целом прошло более организованно, чем в прошлом году. Как и в прошлом году, сократился прием в негосударственные вузы и на платные места. Приятно, что наконец-то началось перераспределение интереса абитуриентов в сторону технических специальностей.
РГ: Что ждет те вузы, которым не удастся "закрыть" набор?
Фурсенко: Во-первых, объективно у них сократится финансирование. Во-вторых, мы будем думать о том, как организационно им помочь. Может быть, объединить с более сильными, может, изменить профиль подготовки или сузить направленность. Это повод для достаточно серьезного обсуждения. Одновременно вместе с регионами мы будем заниматься сокращением количества филиалов. Но делать это тоже нужно очень аккуратно. Ведь каждое такое решение влияет на судьбы.
РГ: Недавно вы сказали, что из-за демографического уменьшения количества студентов в ближайшие годы без работы могут остаться 100 тысяч преподавателей вузов. Как государство собирается им помогать?
Фурсенко: Проблема достаточно серьезная. Сокращение количества студентов из-за демографических проблем неминуемо ведет к тому, что уменьшится нагрузка на преподавателей. К сожалению, многие из них ничего не хотят менять, считая, что государство обязано им все обеспечить. Хотя уже сейчас стоит задуматься о повышении квалификации, возможно, о получении новой специальности.
Вместе с тем требуется создание принципиально новых рабочих мест. Например, в области обучения взрослых. Причем не только в профессиональной сфере, но и в социальной, то есть когда человек учится для себя - осваивает иностранный язык, рисование или компьютер.
РГ: В этом году, по словам многих ректоров, вузы "атаковали" олимпиадники, иногда занимая все бюджетные места и отпугивая простых абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ. Некоторых ректоров ситуация настолько насторожила, что они предложили использовать олимпиадную льготу только в одном вузе. Как вам такой поворот?
Фурсенко: Я с ними согласен. Считаю, что будет разумно, если льгота призера олимпиады будет "работать" только в одном вузе. Если абитуриент захочет, то может подавать заявления и в другие вузы, но там уже он будет участвовать в конкурсе на общих основаниях. Олимпиада означает, что ты выбрал себе путь и знаешь, чего хочешь. Пусть победитель или призер олимпиады подает документы с олимпиадным дипломом в самый важный для себя вуз и там пользуется льготой. А в остальных будет обычным абитуриентом с хорошими баллами по ЕГЭ.
РГ: Кстати, не всегда олимпиадники имеют высокие баллы по ЕГЭ. В один из вузов пришла девушка с дипломом олимпиады по математике, но при этом чуть ли не с 25 баллами по математическому ЕГЭ.
Фурсенко: Именно поэтому ректорское сообщество предлагает ужесточить требования к олимпиадам и сократить их количество. Этот вопрос находится полностью в ведении Союза ректоров. Считаю, что им нужно занять еще более жесткую позицию и безжалостно закрывать олимпиады, поставляющие "некачественных" призеров. Между прочим, заметьте, ни одной претензии к Всероссийской олимпиаде школьников нет. Все проблемы касаются региональных и муниципальных так называемых предметных олимпиад. Значит, по этому направлению надо серьезно работать.
РГ: Какие проблемы предстоит решать в новом учебном году?
Фурсенко: Первое и главное - сделать систему профобразования более нацеленной на внешний заказ. Но для этого он должен появиться. А у нас сегодня при составлении экономических прогнозов практически не уделяют внимания формированию заявки на подготовку кадров. Должны появиться профессиональные требования: чего заказчик ждет от специалиста. Уже есть несколько таких перечней: по атомной промышленности, авиации, информационным технологиям. Но, увы, пока это не правило, а исключение. Надо двигаться в сторону консолидации вузов.
Предстоит сделать следующий шаг по разработке системы оценки качества образования: так ли мы учим и тому ли? Сегодня реально единственный инструмент такой оценки - ЕГЭ. А должно быть по крайней мере еще несколько. И один из них - обязательно для оценки вузовской подготовки. Первый шаг уже сделали юристы - они хотят ввести экзамен на профессию. В какой-то мере это реализуется в медицине. Может быть, стоит подумать о создании аналога ЕГЭ для бакалавров. Чтобы это была единая независимая объективная оценка, которая покажет уровень каждого подготовленного специалиста, а косвенно через это определит качество обучения в вузе.
Источник: http://mon.gov.ru/press/smi/7633/