"Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования."

Карл Краус

 
 
Семинар «Технология формирующего оценивания»
Цитировать25.09.2012 18:46Рейтинг: 0Отлично
 

 

Добавляю «Алгоритм самооценки».

Алгоритм может состоять из  четырёх вопросов:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

Такие алгоритмы можно составлять самим.

В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д.

 

А файлы не могу загрузить никак! Пишет, что не загружено опять. Это же внизу надо, где "прикрепленный файл" - обзор, прикрепить, да? Я так и делаю, но не грузятся. Хотела прикрепить как практическое задание. Помогите, пожалуйста.

С уважением, Валентина Сергеевна

Валентина Сергеевна! Работы прикрепляем на странице модуля 2 (см. сайт семинара)

Цитировать25.09.2012 19:16Рейтинг: 1Отлично
 

 

В своей работе я использую такие приёмы и методы для вовлечения учащихся в процесс оценивания как критериальные модели оценивания, взаимооценивание, рефлексию.

Если говорить о критериальных моделях, то использую их давно, особенно в работе с проектами. Критерии оценивания заранее сообщаются учащимся, обсуждаются и корректируются при необходимости. В процессе работы учащиеся пытаются оценить качество своего проекта, сверяясь с критериями и получая комментарии от учителя. Ученик видит, где он не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность.Конечно, учащиеся не всегда объективны, поэтому отметки учителя и учеников могут отличаться.

Критерии оценивания использую также при групповой работе. Учащиеся оценивают друг друга при  выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.

В конце урока я (при наличии времени) провожу опрос(рефлексия): Чему вы научились на уроке? Что было трудно? Что было легко? Что было интересно? Что понравилось? Что не понравилось?  Иногда прошу учащихся оценить свою работу на уроке устно или письменно по вопросам: Работой на уроке доволен/не доволен. Урок был интересный/скучный.  Домашнее задание было лёгким/трудным. Такая самооценка деятельности учащихся помогает им проанализировать своё участие в уроке и сделать для себя определённые выводы (надеюсь, что это так).

При при проверке устного домашнего задания  иногда использую взаимооценивание учащихся друг другом. Сначала сообщаются критерии, которые соответствуют эталону данного задания. Затем все вместе слушаем одного ученика и вместе его оцениваем. После этого учащиеся слушают друг друга и  сообщают какую отметку они поставили. К сожалению, отметки опять не всегда объективны, так как не все  ученики могут выявить ошибки и оценивают  только объём сообщения, беглость речи и выразительность. Но тем не менее, я использую этот приём, потому что  он даёт возможность проверить учащихся очень быстро, учит их оценивать себя и друг друга.

Полностью поддерживаю свою коллегу, так как для организации процесса оценивания также использую критериальные модели, самооценку учащимися своей деятельности.

В 2006 году нашей школе было предложено включиться в областной проект «Мониторинг в образовании», стать базовой площадкой кафедры лингвистики и коммуникативной культуры ИРРО по теме «Отработка критериальной модели оценивания речевой и коммуникативной компетентности обучающихся». Была предложена универсальная модель оценивания, на основе которой учителя иностранного языка разработали критериальные модели оценивания устного ответа, письменных работ учащихся, устной защиты проекта и критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома с целью формирования адекватной самооценки. Сегодня учителя активно применяют разработанные модели в педагогической практике, дети хорошо осведомлены о данном подходе и активно вовлечены в процесс оценивания. Учащиеся знают изначально все критерии, по которым будут оцениваться их достижения, каждый может доработать, улучшить свой результат, в результате повышается самооценка ученика. Родители имеют представление о том, что и как оценивается при ответе ребенка и получают достоверную и полную информацию о достижениях ребёнка в учебной деятельности.
Однако при вовлечении учащихся в процесс оценивания приходится сталкиваться с некоторыми трудностями. Например, при оценивании устного ответа учащиеся не могут объективно оценить такие моменты, как относительная грамматическая правильность, фонетическая правильность, диапазон используемых лексических единиц.

Цитировать25.09.2012 19:56Рейтинг: 1Отлично
 

Посмотрела презентацию Модуля 2 дважды и очень внимательно. Очень хотелось бы скачать ее для своих коллег в школе. Презентация настолько содержательная, информативная и в то же время лаконичная.

Процесс оценивания - один из самых важных в нашей работе. От правильного оценивания зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание - залог успешной работы как ученика. так и учителя.

Критериальные оценки очень люблю - они дают возможность предусмотреть заранее все аспекты работы ученика, дают возможность самому ученику правильно построить свою работу, работать на результат.

Дифференцированные задания : что нужно выполнить на "5", на "4", на "3" - также дают возможность заранее планировать свою работу, выбирать задания по своим способностям и возможностям. Например, я никогда не поставлю "5" за  работу (проект, презентацию, рассказ, реферат), если он написан, читается по бумаге. слайду и т.п. Ученики знают об этом заранее и никогда не возникает вопросов "А почему мне "3"? Я ведь все сделал!"

Самооценка и оценка работы одноклассников приучает учащихся критически относиться к своей работе и работе одноклассников, снижает риск необъективной оценки. В системе практикую это при зачетных работах - презентации, устные рассказы, письменные работы даже в начальной школе. Например, в 4 классе все тесты (УМК Биболетовой) ученики проверяют сами по моим слайдам-ответам,

http://metodisty.ru/m/files/view/4_klass_Unit_1_proverka_domashnih_zadanii ( и такие слайды я делаю на все разделы),

сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.

Во 2 и 3 классе ученики в конце урока оценивают свою работу ( я прикрепляла лист рефлексии со смайлами к предыдущему сообщению)

Трудности, безусловно, есть - заниженная и завышенная самооценка учащихся - это самая главная проблема. Только постоянная и регулярная кропотливая работа помогает привести все оценки к единому "знаменателю".

Цитировать26.09.2012 10:12Рейтинг: 0Отлично
 

Здравствуйте, уважаемые коллеги?

Поделюсь своими мыслями.

1.Каким образом вы организуете процесс оценивания? За годы работы уже сложилась система оценивания. Стартовая диагностика, результаты текущего контроля и итоговых работ это основа основ. С Портфолио работала только на среднем и старшем этапах обучения и только с "сильными" и мотивированными на изучение предмета учащимися.

2. Как вы вовлекаете учащихся в процесс оценивания? Взаимооценивание начинаю вводить уже в начальной школе. Детям нравится этот процесс, они чувствуют себя более уверенно, оказывают помощь учителю. Критериальная модель оценивания очень удобна при работе с проектами. Сначала предлагаю готовые критерии, которые дорабатываем вместе с учащимися и приступаем к проекту. На специально отведенном уроке ребята представляют свои проекты, а одноклассники оценивают их по критериям. Дети прислушиваются к мнению товарищей, избегаем недовольств и конфликтов. Всему этому надо детей учить. Вовлекать родителей в этот процесс не приходило даже в голову.

3. С какими трудностями учителя могут столкнуться при вовлечении школьников в процесс оценивания? Согласна с коллегами, что главная трудность заключается в субъективности. И все таки, если учить оценивать по критериям, а не просто указывать на ошибки, многих трудностей можно избежать.

Цитировать26.09.2012 15:30Рейтинг: 0Отлично
 

В своей работе использую такие методы и приёмы оценивания, как различные критериальные модели, рефлексию, взаимооценивание.   Ученики активно вовлечены в процесс оценивания. Зная заранее критерии оценивания, ученики более осознанно подходят к выполнению заданий и объективно оценивают свои собственные  достижения, а также своих  одноклассников. В конце урока ученики проводят самооценку собственной деятельности или так называемую рефлексию. Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост.

При вовлечении учеников в процесс оценивания приходиться сталкиваться с необъективностью оценки (ученики могут завысить или занизить оценку в зависимости от симпатий к тому или иному однокласснику).

Цитировать26.09.2012 17:18Рейтинг: 0Отлично
 

 

 

Добавляю «Алгоритм самооценки».

Алгоритм может состоять из  четырёх вопросов:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

Такие алгоритмы можно составлять самим.

В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д.

 

А файлы не могу загрузить никак! Пишет, что не загружено опять. Это же внизу надо, где "прикрепленный файл" - обзор, прикрепить, да? Я так и делаю, но не грузятся. Хотела прикрепить как практическое задание. Помогите, пожалуйста.

С уважением, Валентина Сергеевна

Валентина Сергеевна! Работы прикрепляем на странице модуля 2 (см. сайт семинара)

 

 

Спасибо, уважаемая Наталья Ивановна!

С уважением, В.С.

Цитировать26.09.2012 18:49Рейтинг: 1Отлично
 

Ознакомилась с презентацией второго модуля, все очень понятно и доступно. Спасибо Наталье Ивановне. До участия в семинаре я была уверена, что не использую технологию формирующего оценивания в своей работе. Но теперь, благодаря семинару, я поняла, что пусть не полностью, но в некоторых видах деятельности я пользовалась методами данной технологии.

В своей работе на начальном этапе обучения я использовала цветовую и знаковую систему оценивания, дифференцированные задания на разных этапах обучения, а так же  при использовании методов проектов я применяю критериальные оценочные листы.

При выборе дифференцированных заданий стараюсь предусмотреть, чтобы с ними могли справится учащиеся разной подготовки. Они сами выбирают для себя уровень трудности, осознавая ответственность за результаты деятельности. В любой момент ученик может улучшить свои достижения. Критериальные оценочные листы помогают  учащимся понимать, что от них ожидается и управлять процессом своего обучения.

Трудность при вовлечении учащихся в процесс оценивания , на мой взгляд , заключается в том, что не всегда учащиеся способны оценить правильность высказывания, кроме того, взаимные симпатии и антипатии наверняка будут отражаться в их оценке.

Цитировать26.09.2012 21:23Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемые коллеги, параллельно прохожу курс  «Элементы» программы  Intel  «Методы сотрудничества 21 века». Тема оценивания затрагивается и в этом курсе.  Одной из наиболее востребованных  в педагогической практике сегодня является технология сотрудничества.  Сотрудничество помогает ученикам развивать качества и умения 21 века,  углубить понимание материала обучения и подготовить учеников к реальной жизни. Один  из модулей посвящён методам оценивания сотрудничества. Обучения происходит в процессе сотрудничества, поэтому методы и приёмы оценивания обучения и сотрудничества тесно связаны.

 

Приведу примеры оценивания.

 

Обратная связь. Составление отзывов на работы одноклассников помогает ученикам лучше усвоить характеристики качественно сделанной работы. Инструменты - проверочные листы,  критерии и бланки оценивания, наводящие вопросы, опросники

 

 

Неформальные наблюдения и случаи из практики. Записи, сделанные в процессе наблюдений, помогают определить области, в которых ученики нуждаются в помощи учителя.

 

Дневники обучения (письменные или цифровые) В дневниках ученики записывают свои размышления об обучении или письменно отвечают на вопросы учителя. Инструменты - Письменный план повторения материала

 

 

Проверочные листы. Проверочные листы необходимы во время проектов, в течение которых ученики должны выполнять определенные требования в заданной последовательности или согласно расписанию.

 

Отчеты о выполнении заданий. Отчеты о выполнении заданий помогают ученикам

документировать свои достижения и письменно излагать появляющиеся мысли и соображения. Отчет может выполняться в виде чернового наброска, плана или краткого изложения данных.

 

Обсуждения в ходе проекта и планы конференций. Обсуждения в ходе проекта дают возможность оценить готовность учеников, при необходимости сделать поправку в дальнейших планах и оценить возможность перехода к следующему этапу проекта. Инструменты – опросники оценивания достижения целей и прогресса.

 

Планы проекта. Планы проекта помогают ученикам взять обучение под собственный контроль. Ученики определяют цели, придумывают стратегии их достижения, создают графики и определяют критерии для оценивания.

 

Самооценивание и рефлексия. Самооценивание и рефлексия дают возможность ученикам оценить собственный прогресс, свои мыслительные процессы и эффективность обучения, а также поразмышлять над способами, которые позволят их улучшить.

 

Видео и фото дневники. Такие дневники наглядно документируют прогресс, реакции и размышления учеников или демонстрируют динамику развития их качеств и умений.

 

 

 

 

 

 

Цитировать26.09.2012 21:46Рейтинг: 0Отлично
 

Во многом согласна с коллегами и использую в своей работе такие же методы и приемы оценивания. Но предлагаемый материал интересен  еще и  тем, что заставляет задуматься над усовершенствованием данной системы. В своей работе я часто вовлекаю детей в процесс взаимооценивания. Они всегда охотно  приходят мне на помощь, следуют разработанным критериям. Дети проверяют друг друга и устно, и при выполнении письменных заданий. Очень помогают в работе и дифференцированные задания. Они снимают напряжение при выполнении того или задания. А если ребенок чувствует, что это задание ему по силам, он и постарается его выполнить, а если видит, что все равно не справится - просто закроет учебник и готовить не будет. Полностью согласна с Татьяной Геннадьевной в том, что никогда не поставлю хорошую оценку за просто считывание. Рефлексия занимает на уроке особое место. В прошлом году я прошла курс обучения методистов-модераторов на сайте Мой университет и познакомилась с активными методами обучения. Я приобрела  бесценный опыт, познакомилась со многими методами и приемами подачи материала, с  различными видами рефлексии, которую можно проводить в разных формах на любом этапе урока.  Большую трудность у меня вызывает процесс взаимооценивания детей при работе в группах.   Как правило, они стараются поставить всем хорошие оценки, дабы не обидеть товарища. В решении этого вопроса  мне предстоит еще поработать.

Извините, не могу разобраться, как загрузить документ на страницу модуля, пробую прикрепить здесь.

Прикрепить не получается.

Цитировать27.09.2012 08:05Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемая Валентина Анатольевна! Попробуйте еще раз прикрепить свой файл на страницу модуля. Коллеги, если у кого-то еще возникла такая же техническая проблема, обращайтесь, пожалуйста, на мой адрес с запросом доступа. Я старалась все ваши адреса, указанные в анкете, аккуратно скопировать в список доступа с правом редактирования, но вдруг человеческий фактор еще где-то "проскользнул". Всем спасибо за интересные, информативные сообщения!

Извините, не могу разобраться, как загрузить документ на страницу модуля, пробую прикрепить здесь.

Прикрепить не получается.