Семинар «Технология формирующего оценивания»
Цитировать19.09.2012 20:17Рейтинг: 0Отлично
 

Прослушав вебинар, я для себя сделала следующие выводы: оценивание на уроке может быть и процессом и результатом;  формирующая оценка очень важна для обеспечения эффективности  процесса обучения и, несомненно, влияет на его результат. Как это происходит? Учитель ставит перед учащимися определённую цель, представляет  план работы, критерии оценки данной работы, осуществляет обратную связь. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения, сверяясь с критериями оценки, и исправляют свои ошибки благодаря замечаниям учителя, ответам на их вопросы. При оценивании работ учитель может поставить необъективную оценку в том случае, если будет сравнивать работы учащихся, а не сверять их с эталоном.

Цитировать19.09.2012 21:33Рейтинг: 0Отлично
 

Я считаю, что оценивание на уроке может быть и процессом, и результатом. Помимо общепринятой пятибальной системы учителя используют критериальные модели оценивания, которые помогают оценивать, к примеру, личностные результаты.

Несомненно, оценивание может стимулировать процесс и влиять на результат. Благодаря систематическому использованию критериальных моделей оценивания, учащиеся начинают более конструктивно относиться к оцениванию их деятельности учителем и одноклассниками, у большинства появляется стремление к успеху в деятельности, намечается положительная динамика развития коммуникативных умений, исчезает зажатость, неуверенность в своих силах, боязнь устного ответа.

Причинами необъективной педагогической оценки могут быть:так называемое "великодушие", которое заключается в выставлении завышенных оценок; педагогический субъективизм; недостаточная разработка критериальных моделей оценивания.

Цитировать19.09.2012 21:52Рейтинг: 0Отлично
 

Простите, но буду отвечать порционно. Пытаюсь разобраться в сложной методической терминологии и перевести на plain Russian. Вот, что у меня получается.

 

Оценивание на уроке должно быть и процессом, и результатом. В процессе оценивания используем комментарии,  замечания, поощрения, советы, указания. Это поможет учащимся увидеть сильные и слабые стороны выполняемой работы, вовремя внести коррективы для достижения наилучшего результата. В процессе оценивания оцениваем усилия, которые ученик затратил на выполнение того или иного задания. Результат оценивания – личностный рост ученика и достигнутое  им индивидуальное качество знаний и уровень обученности.

Формирующее оценивание – это умение ученика оценить личностные достижения (вчера я этого не умел/знал, а сегодня умею/знаю), умение одноклассников увидеть достижения друг друга (даже если сделан маленький шаг навстречу новым умениям и знаниям), умение ставить индивидуальные цели и стремиться к их достижению по индивидуальной траектории и в своём собственном темпе.

 

Правильно?

Цитировать19.09.2012 22:04Рейтинг: 0Отлично
 

Да, да, Елена Борисовна, развивайте свою мысль.

Цитировать19.09.2012 22:06Рейтинг: 0Отлично
 

К сожалению не смогла принять участие в работе вебинара, но просмотрела все материалы, спасибо огромное за такую возможность. Наталья Ивановна, спасибо за интересный и содержательный материал. В нашей школе никто не слышал о критериальном оценивании, хочется подробнее узнать об этом. Отвечая на поставленные вопросы, хочется сказать, что полностью согласна с коллегами в том, что нельзя разделить эти два понятия. Выполняя те или иные задания, работая над темой, ребенок должен видеть результат своей работы. Для многих детей очень важен положительный результат и, даже самые малые подвижки повышают их мотивацию. А когда учащиеся и сами принимают участие в оценивании, это повышает и степень их ответственности. Причину необъективной педагогической оценки вижу в том, что в наших сельских школах нет разработанных моделей оценивания.  По-старинке ставим оценки от 2 до 5. идет и завышение оценок, и жалеем мы иногда детей, и сравниваем результаты учащихся друг с другом. Ответит один чуть получше и думаешь:" Тот еле-еле ответил. ставим "3", а этот чуть лучше, поставлю "4".  А вот с эталоном -то наша оценка и не совпадает. Такие мои мысли по вопросам. Извините за сумбурность. С уважением В.А.

Цитировать19.09.2012 22:17Рейтинг: 0Отлично
 

Второй вопрос, показался полегче. Да, оценивание, как правило,  стимулирует процесс и влияет на результат. Пишу, как правило, потому что сработает лишь в том случае, когда есть мотивация к достижению какого-либо положительного результата. Мотивация как внешняя, так и внутренняя.

В случае, когда отсутствует учебная мотивация, а преобладает лень, которая намного больше её владельца, поощрение и стимулирование не достигают своей цели. Особенно в основной школе, когда уже сформировались « учебные привычки». Увы, срабатывает редко.

Начинать обучать формирующему оцениванию необходимо с начальной школы. Чтобы к 6-8 классу такая модель оценивания уже никого не смущала и была естественным поведением в учебном процессе.

Цитировать19.09.2012 22:34Рейтинг: 0Отлично
 

И, наконец, последний вопрос о необъективности педагогической оценки.

 

В Интернете находила критерии оценивания устных ответов учащихся, внимательно знакомилась и использовала критерии письменных ответов на экзаменах. Но ситуация сегодня в школе такова, что, если пользоваться ими, то пятибалльной шкалы действительно мало, и положительные оценки за знания и коммуникативные умения получат единицы. В классах, где как у меня в 8-б сидит 27 мальчиков и девочек переходного возраста, достичь соответствия стандартам образования трудно.  Вот и получается необъективность, вовсе не из-за великодушия, а понадобности выдать процент обученности.

 

А вообще любая оценка субъективна, её можно  лишь приблизить к объективной. Даже если будут разработаны критерии, то интерпретировать их можно по-разному. Возьмите пример с эссе по английскому и почитайте форум в Титуле. Критерии оценивания есть, а дискуссии продолжаются, и у каждого свой субъективный подход и понимание критериев.

Цитировать19.09.2012 22:56Рейтинг: 0Отлично
 

Оценивание - это и процесс и результат. Мы оцениваем конкретный уровень знаний ученика, т.е. результат, которого  он добился за определенный временной период в процессе работы над темой и т.д. Если взять временной период, то оценивание - процесс, а если конкретный вид работы – то результат Эти понятия, на мой взгляд, как две стороны медали.

2. Может ли оценивание стимулировать процесс и влиять на результат? – Да, может! Ученик должен знать свои оценки, которые должны сопровождаться комментарием учителя – на какие аспекты деятельности обратить внимание, видеть заинтересованность учителя в   оценке его работы, и будет результат! Многие ребята в нашей школе ведут лист самоконтроля, в котором сами, естественно, выставляют все свои оценки по различным предметам. на мой взгляд, это - пример внутренней мотивации. Объективное оценивание стимулирует процесс обучения и, соответственно, влияет на результат. А чтобы оно было объективным, и учителю и ученикам необходимо хорошо знать критерии оценивания и пользоваться ими постоянно.

3. В чем причины возможной необъективности педагогической оценки? – В межличностных отношениях: Учитель – Ученик.Очень часто оценка выставляется на уровне знаний группы или класса, а не оценочного критерия за тот или иной вид деятельности.  Иногда, чтобы поощрить ребенка, учитель может завысить оценку!

Цитировать20.09.2012 09:50Рейтинг: 0Отлично
 

Оценивание на уроке - это и процесс, и результат. В ходе работы над материалом учитель оценивает первичное  закрепление знаний, проводит промежуточную диагностику,  вносит коррективы в план работы. Это - процесс. Завершая работу над материалом учитель оценивает результат.

Считаю, что оценивание стимулирует процесс обучения, мотивируя учеников на достижение как промежуточного, так и конечного результата. Если ученик знает свои сильные или слабые стороны, он видит над чем ему ещё необходимо поработать. Важно только ,чтобы ученик точно знал критерии оценки за  устный или письменный ответ. Незнание критериев часто затрудняет процесс внутренней самооценки ученика, что в свою очередь тормозит  достижение конечного результата.

Необъективность педагогической оценки возможна т.к.  взяв за основу  определённые критерии, учитель часто оценивает работу и результат каждого ученика индивидуально, т.е. субъективно. Например , желая поощрить ,  оценивает старание ученика, а не результат.

Цитировать20.09.2012 13:49Рейтинг: 0Отлично
 

Спасибо за вебинар! Познакомившись с его материалами, убедилась, что оценивание может быть процессом и результатом. Если к процессу оценивания учитель привлекает учеников, то тем самым он их стимулирует, так как у школьников появляется шанс увидеть свои сильные и слабые стороны при освоении темы, а значит и своевременно скорректировать свою работу. Согласна с коллегами в том, что такой процесс еще и повышает уровень ответственности школьников. Что касается необъективного оценивания, то часто сталкиваюсь с тем, что на отметку может влять наше мнение об ученике, более сильному иногда ставят балл повыше или не ставят плохих отметок, зная потенциал такого ребенка, хотя за равноценный ответ более слабый ученик таких поблажек уже не получает.