Цитировать24.10.2010 22:10Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемая Любовь Георгиевна! Спасибо за теплые слова!

Цитировать05.11.2010 00:07Рейтинг: 0Отлично
 

12 октября 2010 года состоялось заседание Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Основной вопрос повестки дня - "Введение нового школьного курса "Основы религиозных культур и светской этики". Первые итоги".



Члены Общественного совета при Минобрнауки России познакомились с опытом проведения апробации, представленным представителями ряда субъектов Российской Федерации, участвующих в апробации курса.



Руководитель Департамента образования Вологодской области Елена Рябова сообщила, что в апробации участвуют все 530 образовательных учреждения региона. "В области была выстроена работа по информации руководителей муниципальных органов образования, директоров образовательных учреждений. Мы организовали работу по информированию родителей в каждом образовательном учреждении. Конечно, вопросов было очень много, тем не менее, выбор модулей в регионе прошел безболезненно". Большая часть семей (около 60%) остановили выбор на курсе "Основы светской этики", следующий по показателям - "Основы православной культуры", по курсам "Основы буддийской культуры" и "Основы иудейской культуры" выбора не состоялось, минимальный выбор - по "Основам мировых религиозных культур" и "Основам исламской культуры" (около 13%).



В Красноярском крае "Основы светской этики" выбрали около 62% семей, "Основы мировых религиозных культур" - 22%, "Основы православной культуры" - 14%, "Основы исламской культуры" - 0,4%. По мнению Министра образования и науки региона Вячеслава Башева, родители выбирали модуль курса, взвесив все "за" и "против": "Представители религиозных конфессий говорят, что не так много учащихся выбирают курс "Основы православной культуры", но никакого давления на учащихся нет. Мы провели опрос родителей, были опрошены порядка 4 тысяч человек. 77% уверены в правильности решения о введении такого предмета в школьную программу, в том числе 40% улучшили отношение к курсу, и лишь 2% не удовлетворены введением предмета". В целом, подвел итог Вячеслав Башев, в регионе удовлетворены результатами апробации курса по основам религиозных культур и светской этики.



Основным вопросом по итогам первой четверти апробации по мнению председателя Общественного совета Виктора Лошака является то, "Были ли отмечены конфликтные ситуации при выборе модулей и дальнейшем изучении предмета?" Представители регионов - участников апробации ответили, что серьёзных ситуаций, позволяющих говорить о сложностях курса, не было.



Экспертную оценку учебным пособиям дал член Общественного совета, директор Института всеобщей истории Российской академии наук Александр Чубарьян: "Что касается содержания, они написаны профессионально, но мне кажется, что они мало приспособлены для школ, потому что очень сложны для восприятия. Люди, которые это писали, не имели опыта общения с учениками 4 классов. Эти учебники были бы хороши для 8 или 9 класса".



Директор гимназии N56 г. Санкт-Петербурга Майя Пильдес выразила опасения, что преподавание курса может сделать примитивными сложные философские понятия. Главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов отметил, что существует опасность появления "моносубъектов": "они будут знать все про себя и не знать ничего - про других. Все это может привести к тому, что целые республики начнут выбирать "монодвижения"".



По оценкам членов Общественного совета, опирающихся на документы итоговых семинаров совещаний, прошедших этим летом в регионах, в настоящее время основными проблемами при апробации курса выступают профессиональные дефициты в работе учителя (особенно это касается педагогов начальной школы) и несовершенство учебных пособий. Членами совета были высказаны предложения по совершенствованию преподавания нового школьного курса, в том числе идея о возможном соединении модулей, предполагающая не параллельное их изучение, а последовательное; предложение не ограничивать преподавание курса только младшими классами; а также пожелание дополнительно создать книгу для чтения по каждому модулю, чтобы школьники могли получить большую информацию в рамках самостоятельной работы.



Директор Департамента общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко поблагодарила членов Общественного совета за активное участие в обсуждении проблемы и напомнила: "Мы находимся в самом начале пути, прошла только четверть времени, отведённого на проведение апробации. Происходит естественный процесс накопления опыта, в том числе при решении проблемных вопросов, и говорить о каких-то радикальных изменениях в преподавании курса пока рано".



По результатам обсуждения в ближайшее время членами Общественного совета будут выработаны рекомендации для Министерства образования и науки Российской Федерации.



Также по инициативе Общественного совета на заседании выступила руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова, которая представила членам совета основные выводы по результатам проведения единого государственного экзамена в текущем году. "Основная задача, которая решалась в 2010 году, - это формирование доверия к результатам экзамена со стороны всех участников этого процесса, в первую очередь, школьников и их родителей".


По словам главы Рособрнадзора, вхождение единого государственного экзамена в штатный режим привело к стабилизации результатов, отсутствовали регионы с аномальными результатами. В 2010 году была отрегулирована правовая база ЕГЭ, уделено внимание прозрачности процедуры, в КИМах сведены к минимуму вопросы с выбором вариантов ответов. "В результате дискуссии "зачем нужен ЕГЭ" перешли в иную плоскость: права и обязанности, ответственность лиц, организующих и проводящих экзамен, совершенствование процедур и контрольно-измерительных материалов. Это говорит о том, что ЕГЭ становится достаточно привычной и понятной процедурой для школ и для высших учебных заведений", - подчеркнула Любовь Глебова.


Информационные материалы по апробации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (.pdf, 610 Кб)


Апробация комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) осуществляется на основании Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).



Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.



Задачи учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.



Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). В течение 2010-2011 гг. преподавание учебного курса осуществляется в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.



Учебный курс является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения курса, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.


Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.



Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.



Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета "Окружающий мир", с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета "История". Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

 

Источник: http://mon.gov.ru/press/reliz/7801/

Цитировать13.11.2010 19:15Рейтинг: 0Отлично
 

Родители не должны даже на добровольной основе финансировать школы, где учатся их дети. Такое заявление сделал премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе встречи с учителями средней общеобразовательной школы N1060.

 

"За все, что касается финансирования образовательного процесса, стопроцентную нагрузку несет государство", - сказал В.Путин, уточнив, что речь идет, в том числе, о содержании и ремонте зданий и оборудования.

 

"Родители должны платить только за какие-то дополнительные мероприятия, которые сами организовывают. При этом не должно быть даже добровольности - хотите платите, хотите нет, поскольку это может вылиться в квазидобровольность. Это не тот путь, по которому мы должны идти", - сказал премьер.

 

По словам В.Путина, такие нормы будут зафиксированы в законе об образовании, который сейчас готовится. Премьер добавил, что этот закон должен обсуждаться открыто.

 

Источник: http://mon.gov.ru/press/smi/7901/

Цитировать01.12.2010 03:09Рейтинг: 1Отлично
 

Материалы по аттестации педагогических работников:


Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
Приказ Минобрнауки РФ №209 от 24 марта 2010 года. Зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г. регистрационный N 16999

 

Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

 

Цитировать01.12.2010 03:21Рейтинг: 0Отлично
 

26.11.2010 г. в юридическую службу Минобрнауки России направлен Проект Приказа Минобрнауки России об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (.pdf, 86 Кб).

 

Дата окончания приёма экспертных заключений: 03.12.2010г.

Цитировать01.12.2010 03:27Рейтинг: 0Отлично
 

Проект Приказа Минобрнауки России об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования (.pdf, 725 Кб), на 2011/2012 учебный год.

 

Дата окончания приёма экспертных заключений: 26.11.2010г. Значит скоро будет опубликован окончательный вариант Приказа.

 

Цитировать21.12.2010 17:35Рейтинг: 1Отлично
 

 

Любовь Глебова: необходимости в итоговой аттестации в начальной школе нет.МОСКВА, 21 дек - РИА Новости. Глава Рособрнадзора Любовь Глебова считает, что нет необходимости вводить по итогам обучения в начальной школе государственную итоговую аттестацию.

"Дискуссии сводятся к тому, что в начальной школе государственной итоговой аттестации не должно быть. Там нет выбора, куда можно было бы пойти и для чего нужны были бы результаты этой итоговой аттестации", - сказала во вторник журналистам глава ведомства.

Также она отметила, что Рособрнадзор продолжает апробацию сдачи ЕГЭ в электронном формате. "Мы апробируем ЕГЭ в электронном формате, планируем дальше продолжить эту работу, сначала это будет для сдачи ЕГЭ по информатике", - сказала она.

Также Глебова добавила, что в следующем году возможно усиление контроля над качеством высшего образования. "Существует потребность в вузах в едином подходе оценки уровня знаний в системе высшего образования", - отметила она.

По мнению Глебовой, главным достижением 2010 года стало "введение ЕГЭ в штатный режим". Говоря о главных темах будущего года, она отметила, что основными станут обсуждение закона об образовании и введение новой системы в высшем образовании - бакалавр-магистр.

http://www.rian.ru/edu_schools/20101221/311629037.html

 

 

Цитировать24.12.2010 22:45Рейтинг: 0Отлично
 

Известия > Андрей Чернаков > Урок на всю жизнь / Министр Андрей Фурсенко выступает за систему образования, которая растет вместе с человеком

 

В последние дни декабря российское образование подводит итоги и намечает планы на будущее. О главных проблемах, которые пришлось решать в Год учителя, и о том, что ждет педагогов и учащихся, обозреватель "Известий" побеседовал с министром образования и науки Андреем Фурсенко.

 

Известия: Андрей Александрович, фамилией Фурсенко еще несколько лет назад на ночь пугали детей. Чуть ли не людоедом вас называли. Представляю, каково это - быть объектом всеобщей критики, ведь вы отвечаете за образование, то есть за сферу, которая волнует практически всю страну. С вашей подачи и под вашим непосредственным руководством происходят многие существенные изменения. Сами-то вы чувствуете, как "стена ненависти" к Фурсенко понемногу исчезает?

 

Андрей Фурсенко: Насчет "стены ненависти" - это вы уж через край хватили, однако определенное напряжение и раньше было, и сейчас еще присутствует. Многих не устраивало даже то, что я старался не давать невыполнимых обещаний. В одном регионе мне так прямо и заявили: "Другие хоть обещали, а вы и этого не хотите..." Да, не хочу. Но зато все, что я планировал, в основном выполнял. Правда, есть люди, которые принципиально не приемлют того, что я говорю и делаю.

 

И: А вы учитываете их мнение?

 

Фурсенко: Конечно. С оппонентами вообще стараюсь общаться как можно чаще. Как правило, люди они весьма принципиальные.

 

Единственное, что меня огорчает при общении с ними, - это то, что часто эти люди абсолютно не слышат аргументов собеседника. Пытаюсь с одной стороны зайти, с другой, как-то объяснить свою позицию, а мне в ответ повторяют одно и то же. Как пластинку заезженную включают.

 

Хорошо помню дискуссии, которые были в 2005 году, перед стартом нацпроекта "Образование": почти поголовное неверие во все, что предлагалось. Чувствовалась какая-то усталость. Думаю, во многом она была связана не только с недостаточной материальной поддержкой образования, но и с пренебрежительным отношением к работникам этой сферы, что особенно задевало и обижало людей. И нацпроект оказался успешным не только благодаря выделению дополнительных ресурсов из федерального бюджета. Гораздо важнее оказалось, что буквально все - власть, бизнес и общество - заговорили об образовании и признали эту сферу ключевой, важнейшей для будущего страны. Вот это, на мой взгляд, и стало главной причиной того, что недоверие, обиды и неприятие начали понемножку уступать место конструктивным обсуждениям и сотрудничеству.

 

О недофинансировании и безответственности

 

И: Тем не менее мы по-прежнему заметно отстаем от ведущих стран и по финансированию образования, и по стипендиям, и по зарплате педагогов. А из тысячи с лишним государственных и частных вузов всего около ста дают по-настоящему качественное образование. Зато по части платы за обучение мы уже, похоже, впереди планеты всей. Вы сами недавно заявили, что российской системе образования требуется срочный ремонт. Как же сделать этот ремонт так, чтобы опять не пришлось все переколачивать и перекрашивать уже в ближайшее время?

 

Фурсенко: Миссия образования - не только обучать и переобучать в соответствии с быстро меняющимися требованиями экономики и общества, но и предугадывать, а в некоторых случаях формировать новую реальность и готовить к ней людей. Когда мы потеряли одну страну, а взамен получили другую, отечественное образование, как и другие общественные институты, растерялось. Прежняя система позволяла обучать и воспитывать молодежь, встраивать ее в советское общество - это обеспечивало стабильность. Когда же само общество стало резко меняться, образование не сумело к этому приспособиться, а потом вынуждено было догонять. В наследство от прежней системы нам досталась привычка загонять все в строгие рамки (ни шагу влево или вправо!), а вот учить людей учиться мы умели гораздо хуже.

 

В переходный момент в избытке появилось всякого рода псевдообразование. Оно создало иллюзию получения знаний, необходимых для новой жизни. На самом деле вместо нужных компетенций люди получали и зачастую продолжают получать лишь внешние атрибуты: красивые дипломы от никому не ведомых недоброкачественных учебных заведений. Либо довольствуются традиционными подходами, которые слабо соотносятся с современными реалиями. Поэтому, когда я говорил о ремонте, я имел в виду и то, что старая система образования должна существенно, качественно поменяться практически во всех аспектах. Новое российское образование должно максимально использовать не только имеющийся отечественный, но и зарубежный опыт. Оно должно работать на новую экономику - экономику середины двадцать первого века, на новую социальную систему. Это очень трудная задача, и стоит она не только перед Россией.

 

В той же Европе есть вузы (взять, например, систему французских высших школ - Les Grandes Ecoles), чьи студенты не поджигают автомобили и не дерутся с полицией. Они учатся не разгибаясь, поскольку знают, что это продвинет их на самый верх социальной лестницы, даст интересную и высокооплачиваемую работу. А есть университеты, в которых большинство студентов не учатся, а, что называется, тусуются и при этом другим нормально учиться мешают. Точно так же, как, кстати, и у нас. Вот такие ребята как раз и бесчинствуют на улицах. У них есть время этим заниматься.

 

С другой стороны, сегодня много говорят о научно-образовательном прорыве Китая. Но не забывайте, что китайское государство - абсолютно не социально по сравнению с нашим. Подавляющее большинство населения Китая практически не знает, что такое пенсия, больничный, бесплатное профобразование и т.д. Там за все надо платить. Возвращаясь к вопросу об оплате высшего образования, следует сказать, что он стоит довольно остро во всех странах. И в России, что очень важно, большая часть людей получает образование за счет бюджета. Для этого надо просто хорошо учиться и в школе, и в вузе.

 

Что же касается качества, то давайте будем объективными, сопоставляя наши и зарубежные вузы. Действительно, элитарные европейские и американские университеты, такие как Стэнфорд и Гарвард, Кэмбридж и Оксфорд, Мюнхенский технический университет и Высшая политехническая школа Франции, существенно выигрывают в сравнении со средним российским вузом. Но если сравнивать мехмат или факультет новых материалов МГУ, Санкт-Петербургский академический университет Жореса Ивановича Алферова или Московский физтех со многими французскими, немецкими или американскими университетами, то ситуация будет обратная. Картина везде неоднородна. И в России есть чем гордиться. Но понятно, что нас это не должно успокаивать и утешать, поскольку в целом то, что есть, пока не особо радует.

 

И: И все-таки если взять "среднюю температуру по больнице", то мы сильно отстаем?

 

Фурсенко: Отстаем, но не очень сильно. Например, в бывших соцстранах образование финансируется не намного лучше, чем у нас. Конечно, наше образование и наука недофинансированы, с этим трудно спорить. Но вот, скажем, в 2004 году, когда я стал министром, годовое финансирование студента российского вуза в среднем составляло чуть больше 20 тысяч рублей, а сегодня - уже около 70 тысяч. Согласитесь, это существенное продвижение, даже с учетом инфляции. Разумеется, и этого недостаточно, нужно двигаться вперед.

 

Если же говорить о школе, то я считаю принципиально важным, чтобы средняя зарплата учителей соответствовала средней зарплате по экономике конкретного региона. Это требование, которое надо выполнять. У нас же таких регионов сегодня около двадцати, а в остальных она пока отстает - в среднем примерно на 30%. Но при этом в 2005 году в современных условиях училось не более 15% наших школьников, а сегодня - уже больше половины. Так что направление нашей работы правильное и темпы в принципе нормальные, но пока мы не решим вопрос с другой половиной, удовлетворения быть не может. Проблема еще и в том, что деньги, которые по нарастающей поступают в образовательную сферу, далеко не везде расходуются оптимальным образом.

 

И: Воруют?

 

Фурсенко: Скорее, неэффективно используют. В образовании, как и в других отраслях, остро не хватает высококвалифицированных менеджеров. Но именно наша сфера сверхчувствительна к таким вопросам. Мы должны думать, как лучше использовать имеющиеся бюджетные и внебюджетные ресурсы - государственные субсидии, деньги предприятий, спонсоров - и при этом безусловно обеспечивать конституционные гарантии бесплатного качественного образования. Так что управление в образовании надо улучшать. И мы совместно с региональными и муниципальными органами образования не зря обращаем особое внимание на подготовку директоров школ и руководителей учреждений профобразования. В целом же, повторяю, ситуация все-таки меняется к лучшему.

 

О том, зачем был нужен Год учителя

 

И: Насчет уходящего Года учителя есть разные точки зрения, в том числе и резко негативные. "Мы узнали много нового, - заявил один известный столичный педагог. - Оказывается, есть учителя-взяточники, кто бы мог подумать! Есть учителя, которые продают наркотики. Есть учителя-насильники. Я не хочу сказать, что учитель - святой. Но Год учителя превратили в год черного пиара учителя. Зарплата была повышена? Нет. Появились какие-то добрые, светлые фильмы об учителях? Нет, не появились. Мне этот год запомнился системным унижением учителя. Поэтому я жду с нетерпением Года спортсмена, когда от нас отстанут". А чем запомнился Год учителя вам?

 

Фурсенко: Помните, что ответил канцлер Александр Михайлович Горчаков, когда в непростой для нашей страны исторический период, после тяжелого поражения в Крымской войне, его спросили, что у нас происходит?

 

И: Конечно. Он ответил: "Россия сосредотачивается".

 

Фурсенко: Вот и я считаю, что Год учителя дал хороший повод сосредоточиться, оценить различные стороны этой деятельности, этого служения. Причем оценить как самим учителям, так и тем, кто заинтересован в их труде, - родителям, ученикам, обществу в целом. Было много объективного, положительного, но был и негатив, и в немалых количествах. Впрочем, я не считаю, что главной целью было во что бы то ни стало опорочить учителя. Тут дело скорее в другом. У нас так принято - больше говорить о негативе. Есть страны, где в обществе традиционно говорят в основном о хорошем, позитивном, у нас же наоборот - больше о плохом. При этом мы много получили от Года учителя в плане анализа и адекватной оценки ситуации.

 

И потом, кто сказал, что в год, посвященный конкретной профессии, ее представителям должны быть в огромном количестве розданы исключительно пряники? Считаю, все должно быть гораздо серьезнее и глубже. Это год, который посвящен данной теме, всем ее аспектам, и отнюдь не только положительным. Иногда это даже полезно. Вспомните, когда начали вытаскивать тот самый черный пиар, о котором вы упомянули, это вызвало отпор. Причем со стороны не только учителей, но и всего общества, которое не согласилось с такой оценкой, хотя и признало, что некоторые вещи действительно имеют место. Это, знаете, как прививка. Лично я не сторонник такой подачи. По моему убеждению, мы должны в гораздо большей степени ориентироваться на позитив. Но даже весь негатив не сумел опорочить учительство. Наоборот, он скорее консолидировал всех, кто верит в поступательное развитие образования и нашей школы.

 

Но Год учителя высветил и другое. Недавно руководитель благотворительного фонда одного известного российского бизнесмена и мецената рассказала мне, что фонд построил шикарную частную школу. Для ребят там созданы буквально все условия: спортплощадки, бассейн, замечательные просторные кабинеты, современнейшее оборудование. А школа пока так и не открылась. Догадываетесь, почему?

 

И: Очевидно, дело в кадрах.

 

Фурсенко: Да. Они просто не могут найти достаточное количество качественных, современных учителей. И это серьезная проблема в масштабах всей страны. Школы-то мы рано или поздно новые построим и оборудуем. А вот кто наших детей там будет учить? Это серьезный вопрос. И в этом смысле нам удалось-таки убедить педагогическое сообщество в том, что существуют взаимные обязательства. Еще несколько лет назад об этом и речи не было.

 

Конечно, нельзя допускать унижения учителя, в том числе и низкой зарплатой. Он должен чувствовать себя состоявшимся человеком. Но при этом надо всегда понимать, какая огромная ответственность на нем лежит. Сегодня миссия учителя принципиально иная по сравнению с тем, что было еще двадцать лет назад. Но, к сожалению, не в каждой нашей школе рады новым педагогам. Учителя старшего поколения не очень-то готовы расстаться со своими местами и уступить дорогу молодым. Обновление педагогического корпуса идет явно недостаточными темпами. Но это тема для отдельного разговора.

 

О великовозрастных учениках

 

И: Еще одна большая тема - обучение взрослых. Во всем мире сегодня этому уделяется повышенное внимание. Образование взрослых стало важным фактором социально-экономического развития. Существует даже целое научное направление - андрагогика. И речь идет не только о подготовке и переподготовке рабочих профессий и дополнительном высшем профобразовании. Ведь образование взрослых - это и языковые курсы, и кружки будущих мам, и автошколы, и школы здоровья, и многое другое. Огромный пласт нашей жизни!

 

Фурсенко: Согласен. Помимо чисто утилитарных вещей вроде переподготовки с целью смены работы сегодня остро востребовано образование и обучение для самореализации людей, повышения их социальных компетенций. Мы видим огромный интерес к изучению иностранных языков, музыки, живописи, истории. Я уже не говорю о компьютерной грамотности - и этим люди интересуются не только для того, чтобы получить новую работу.

 

И: Это правда. Например, моя мама в семьдесят лет успешно освоила компьютер. Я подарил ей ноутбук, и она уже третий год сидит в интернете, общается с зарубежными родственниками, пишет электронные письма сибирским подругам, заходит в "Одноклассники"...

 

Фурсенко: Правильно, для пожилых людей компьютер - это окно в современный мир. Немаловажно, что за такое образование люди готовы платить - может, не такие уж большие деньги, но тем не менее. Главный вопрос: где взрослый человек может получить качественную образовательную услугу? Слишком уж много разного рода жулья вокруг этого нынче развелось. Мы должны способствовать созданию нормального, цивилизованного рынка образования взрослых.

 

Конечно, какие-то вещи должно брать на себя государство: платить за переподготовку работников, создавать условия, выстраивать систему. Но это как раз та сфера, куда вполне допустимо привлекать частные деньги.

 

И наконец, образование взрослых - это отличный шанс для многих педагогов найти себя в условиях демографического спада, падения числа учащихся и оптимизации вузовской сети. Именно эта сфера способна сбалансировать высвобождение преподавателей высшей школы. Я не устаю повторять руководителям наших вузов: вы не должны сидеть и ждать, пока все вернется на круги своя и у нас опять появится много студентов. Сегодня нужно думать о новых возможностях и осваивать их. И одна из таких прекрасных и, что особенно ценно, востребованных возможностей - образование взрослых. Вполне состоявшиеся люди хотят получить новые компетенции, реализовать себя, а зачастую и просто получить удовольствие. Например, научиться играть на гитаре или рисовать акварели. Им это интересно!

 

О творцах и пользователях

 

И: Андрей Александрович, в педагогических кругах бытует такое мнение. Главная ошибка нынешней реформы образования в том, что у нас крен сделан на средства обучения, а вот ясного понимания, зачем это обучение нужно, кого именно мы хотим воспитать в результате, нет. Видят ли эту проблему чиновники от образования или ее не существует?

 

Фурсенко: Проблема эта существует, мы ее видим и формулируем свои соображения. Например, я считаю, что в школе мы должны гораздо большее внимание уделять методологии получения знаний и социализации. Наша экономика становится все более и более социальной, а современный homo sapiens - человек не только разумный, но и общественный. Это требование нашего времени. Вот почему я, например, не являюсь сторонником экстернатов. Мы должны воспитывать человека, который умеет жить в обществе и взаимодействовать с окружающими. Считаю, что очень важно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка и при этом максимально усиливать коммуникативные возможности. Человек должен ощущать себя личностью, которая может и должна делиться с окружающими тем, что она умеет. Именно тогда он будет чувствовать себя востребованным. Этому надо учить.

 

Точно так же нам надо знакомить ребят с метапредметным мышлением, т.е. учить подходить с единых позиций к математике и физике, информатике и биологии. Почему, например, нам так важны точные науки, математика? Потому, что мы сегодня живем в цифровом мире и знаем, что мир состоит из атомов и частичек. Он собирается из этих частичек. Мы должны научить людей тому, что надо создавать, не отбрасывая ненужное в отходы, а конструируя из составных частиц целое. Помимо прочего, это воспитывает бережное отношение к природе, ресурсам и среде обитания.

 

И: А любить свою Родину и народ, свою культуру - этому мы разве не должны учить в школе?

 

Фурсенко: Когда мы говорим о социализации, о том, что дети должны воспринимать себя членами общества, мы должны донести до них важнейший постулат. Человек не может быть успешным, если неуспешна его страна, окружение, друзья. Он должен понимать, что это неразрывно связано. Иными словами, нельзя быть счастливым, когда вокруг много несчастных. Этому тоже надо учить.

 

Кроме того, ребенок должен усвоить, что человечество за свою историю прошло через очень разные и сложные этапы, и ни один из них мы не можем зачеркнуть. Если мы хотим жить и развиваться дальше, нужно все это осмыслить, понять, пропустить через себя. Я сознательно не стал употреблять те высокие слова, которые произнесли вы. Почему? Да потому, что в таком виде они сегодня уже часто пропускаются мимо ушей, а молодое поколение далеко не всегда задумывается об их смысле.

 

Вот чему, с моей точки зрения, нужно учить ребят в школе. Но все это должны понять и принять и сами учителя, и общество в целом. Хороший школьный педагог отлично понимает, что он учит ребенка отнюдь не для сдачи ЕГЭ, хотя разные экзамены в той или иной форме на протяжении всей жизни приходится сдавать каждому из нас. Если ученик впитает и усвоит все то, о чем мы сейчас говорили, он легко сдаст любой ЕГЭ.

 

И: Со школами разобрались. А кого должны готовить наши вузы? В СССР, как известно, высшее образование было практически отделено от науки. Вы согласны с тем, что доставшаяся нам в наследство система высшей школы не способствует подготовке творцов?

 

Фурсенко: Это наш давний стереотип - что вся высшая школа должна готовить исключительно людей, которые создают что-то новое. А я считаю одной из ее важнейших задач - подготовку квалифицированных потребителей знаний, пользователей. Творцы - это замечательно, но нам нужны не только конструкторы ракет и спутников. Человек, который сможет блестяще организовать содержание и ремонт нашего дома, не менее важен и востребован, чем тот, кто придумал и создал материалы для этого ремонта. А вот такие люди в России всегда были в дефиците.

 

И: Зато теперь их будут готовить по программам прикладного бакалавриата. И ваши критики слева полагают, что это понизит общий уровень вузовского образования в стране. Что скажете на это?

 

Фурсенко: Здесь ведь речь идет не только об уровне образования, но и о так называемом социальном лифте, общественном отношении. Считаю, крайне важно добиться того, чтобы люди, которые качественно используют чужие идеи, по своему статусу не стояли ниже тех, кто эти идеи генерирует, создает. Если наряду с творцами и разработчиками наша высшая школа будет выпускать хороших, качественных пользователей, это не понизит уровень образования. Просто нужно готовить востребованных специалистов.

 

А вот то, что многие выпускники наших вузов непонятно чему учились, и поэтому им трудно найти себя во взрослой жизни, действительно понижает уровень общественной значимости образования да и уровень социальной стабильности тоже. Человек должен понимать, что он нужен. И здесь нам отчасти на руку нынешний демографический спад. Сейчас ведь нет такого жесткого отбора, как раньше. Поступить в вуз несложно - достаточно просто нормально учиться в школе. Каждый выпускник сегодня буквально на вес золота. Просто потому, что нас мало. Меньше, чем нужно. И, может быть, нам удастся воспользоваться этим мощным демографическим фактором для того, чтобы поменять менталитет и сместить акценты. Чтобы общество поняло, что главное для нас - не система проверки знаний, а сами знания и умения. То есть все то, что мы получим во время учебы.

 

Источник: http://mon.gov.ru/press/smi/8155/

Цитировать28.12.2010 00:13Рейтинг: 0Отлично
 

Коммерсант > Ольга Мельникова > Андрей Фурсенко: "Наряду с решением экономических проблем школы, включая зарплаты учителей, мы должны качественно перестроить систему педагогического образования"

 

Завершается Год учителя. 2010-й стал также стартом для реализации президентской инициативы "Наша новая школа". Мы подводили итоги пяти лет реализации "Федеральной целевой программы развития образования 2006-2010". О знаковых событиях в сфере школьного образования мы попросили рассказать министра образования и науки Российской Федерации АНДРЕЯ ФУРСЕНКО.

 

REVIEW: Открывая Год учителя, президент выразил надежду, что этот год даст новый стимул модернизации отечественного образования. Это произошло?

 

АНДРЕЙ ФУРСЕНКО: Президент Дмитрий Анатольевич Медведев призвал все общество обратить особое внимание на то, какой должна быть наша новая школа. Неслучайно именно так называется выдвинутая им инициатива.

 

А новая школа - это новые современные стандарты и учебники, новые комфортные для пребывания и занятий здания, качественное, а значит, здоровое питание и, что самое главное, квалифицированный, современный, любящий и уважающий детей учитель.

 

Наряду с целым рядом практических шагов по реализации поставленных задач Год учителя был интересен и важен тем, что и власть, и бизнес, и практически все общественные институты были включены в конструктивное обсуждение не только текущих задач, но и стратегических направлений развития российского образования. Уверен, этот обмен мнениями продолжится и после 1 января. Одной из площадок по указанию Дмитрия Анатольевича Медведева стало обсуждение проекта нового закона "Об образовании".

 

R: Какие наиболее существенные практические шаги были сделаны в этом году?

 

А. Ф.: Опираясь на опыт национального проекта "Образование", министерство вместе с профсоюзами, представителями образовательного сообщества, выработало в этом году требования к нашим педагогам. Мы договорились о том, как через аттестацию будет проверяться соответствие уровня учителей этим требованиям и, главное, как будет построена система педобразования, благодаря которой каждый учитель мог бы повышать свою квалификацию.

 

Не менее важным шагом считаю продолжение перехода школ на нормативно-подушевое финансирование и новую систему оплаты труда, несмотря на имеющиеся в стране экономические проблемы. При этом переход происходит с учетом экономических и географических особенностей каждого региона. Например, сельские школы практически везде финансируются исходя из требования обеспечить каждому школьнику качественное образование. Везде приоритетом являются интересы ученика.

 

Сегодня школа в основном укомплектована учителями. Однако есть еще места, где не хватает специалистов-предметников. Для того чтобы помочь в решении этой проблемы, была выделена 1 тыс. грантов по 500 тыс. руб. на два года молодым перспективным учителям, которые готовы поехать в регионы, где ощущается потребность в кадрах.

 

Из других конкретных дел этого года назову старт обучения по новым образовательным стандартам в начальной школе и безусловно успешное начало преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики" в 19 регионах нашей страны.

 

R: Какие стратегические вопросы, обсуждение которых шло в этом году, вы считаете наиболее важными?

 

А. Ф.: Прежде всего совершенствование стандартов и новые подходы к написанию учебников. И стандарты, и учебники должны быть в первую очередь нацелены не на заучивание и натаскивание, а на развитие способностей ребят учиться, использовать новые знания. Причем делать это не в одиночку, а в коллективе.

 

Не менее значимыми являются требования к развитию здорового образа жизни, правильному питанию, занятию спортом, организации нормального отдыха во время учебы, противостоянию различным асоциальным явлениям и, конечно, борьбе с употреблением психотропных веществ, наркотиков, которые становятся огромной проблемой и бедой для нашего молодого поколения.

 

Роль учителя в решении всех этих вопросов является определяющей. Поэтому наряду с решением экономических проблем школы, включая зарплаты учителей, мы должны качественно перестроить систему педагогического образования. Это стратегическая задача, не решив которую мы не построим нашу новую школу.

 

R: Тогда напрашивается вопрос: какой должна быть школа?

 

А. Ф.: Она должна быть прежде всего привлекательной и для учеников и их родителей, и для учителей. Сегодня для того, чтобы соответствовать этому требованию, школа должна быть безопасной. Родители должны быть уверены, что в школе с их ребенком ничего не случится. Одновременно школа должна способствовать улучшению здоровья. Я уже говорил, что со здоровьем у нас не все хорошо - это связано с экологией, режимом, условиями обучения. Считаю, что школа должна не просто пропагандировать, она должна прививать навыки здорового образа жизни.

 

Моя позиция: все новое, что появляется в стране, должно в первую очередь появляться в школе. Например, мы говорим об энергосбережении - если мы сделаем так, что в школе будут стоять энергосберегающие лампочки, датчики движения, окна, не выпускающие тепло, то это постепенно войдет в психологию учеников, а значит, и их семей. Хорошая школа - это и современное оборудование, которое позволяет сделать изучение предмета не только интересным, но и максимально полезным для взрослой жизни. И, безусловно, в школе должны работать учителя, на которых хочется быть похожими. Если все перечисленное собрать воедино, то, думаю, это и будет то, что каждый из нас хочет от школы.

 

Источник: http://mon.gov.ru/press/smi/8152/

Цитировать09.01.2011 22:32Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемая Ирина Валентиновна! Спасибо Вам за Ваши сообщения, заглядываю каждый день (понимаю, что у всех каникулы) и ничего нового не добавляетсяНет!Сколько же Вы нам времени экономите!!! Иной раз и возмущаюсь тому, что много разных приказов понастряпали - не успеваем, а теперь чувствую, что непривычно без ваших выкладок, быстрее бы уж закончились каникулы. Жду с нетерпением