Цитировать10.10.2010 06:46Рейтинг: 1Отлично
 

МОСКВА, 7 окт - РИА Новости. Паспорт здоровья школьника, возможно, будет введен в российских школах через два года, сообщила в четверг журналистам начальник отдела Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки РФ Валентина Березина.

 

"После двухлетней апробации, которую мы проведем совместно с Минздравсоцразвития и Минспорттуризма, мы сможем рекомендовать для использования регионами наши разработанные материалы, но с учетом специфики региона, национальных традиций и возможностей школ", - сказала Березина.

 

По ее словам, успешный опыт введения паспорта здоровья школьника есть в Казани, Новосибирске и Москве. Она отметила, что это не может быть нормативным документом "как паспорт взрослого человека".

 

Паспорт здоровья школьника, по данным Минобрнауки РФ, это комплексный документ, который позволит собирать всю информацию о здоровье ребенка, его физическом развитии, психоэмоциональном состоянии, данные о ежегодной диспансеризации, информацию о прививках и медицинских осмотрах.

 

В паспорт будут внесены сведения о семье ребенка, перенесенных им заболеваниях, вредных привычках, режиме дня ребенка, в том числе о том, сколько времени он тратит на выполнение домашнего задания, просмотр телевизора и компьютерные игры. Ребенок также может указать свои личные достижения, например, вписать названия своих лучших контрольных работ, сочинений, проектов, а также указать, имеет ли он спортивный разряд и получал ли призовые места в соревнованиях. Предполагается, что паспорт будет заполнять сам ребенок вместе с родителями, учителями, медработниками и психологами.

 

Источник: http://www.rian.ru/edu_news/20101007/283161897.html

Цитировать12.10.2010 04:29Рейтинг: 0Отлично
 

О том, что собирается делать Министерство образования и науки со школой, ее педагогами и выпускниками, "Итогам" рассказал глава ведомства Андрей Фурсенко.

- Андрей Александрович, для чего был объявлен Год учителя? Ничего выдающегося вроде бы не случилось. А коли так, то все стали искать подвох. Вот и нашли.

- Год учителя - это возможность всем нам - обществу , власти, бизнесу - сосредоточиться на проблемах школьного образования, сформулировать, какие задачи стоят перед нашими педагогами и что мы сами ждем от них, предложить пути решения проблем. Мы как профильное ведомство выработали требования к аттестации учителей и согласовали их с профсоюзами. Обсудили подходы к переподготовке и повышению квалификации, определились, как должна быть организована работа учителя. То есть мы весь год плотно занимались тем, чтобы качество работы учителя выросло. Но есть еще одна принципиальная вещь. Ведь надо не только сформулировать технические требования и обеспечить преподавателей всем необходимым для работы. Надо понять, насколько изменилась их роль и в чем, собственно, состоит их миссия? Вопрос серьезный, поскольку школа сегодня уже не просто место, где дают информацию, как это было раньше. Информации вокруг полно - только успевай брать. И потому модель "учитель - передатчик информации" уже устарела. Теперь востребована другая: "наставник и методист", то есть человек, который должен научить ребенка правильно выстраивать свою траекторию развития.

Что же касается фразы о переизбытке 200 тысяч учителей, то она вырвана из ответа на вопрос, почему в сфере образования не самым эффективным образом расходуются деньги, где я приводил пример, по каким статистическим критериям происходит оценка. Последующая однобокая и недобросовестная трансляция привела к нервозности в профессиональной среде. Хотя в том же интервью были и более существенные предложения. Например, о необходимости создания новых рабочих мест в сфере образования.

- Вы считаете, что пора поменять принципы функционирования школы? Думаете, нынешние учителя при нынешней классно-урочной системе смогут перестроиться?

- И при классно-урочной системе можно иначе учить. Вопрос не в этом. Школа сегодня - это зачастую что-то среднее между камерой хранения, куда на день сдают ребенка, и конвейером. Мы же должны сделать шаг от массового производства к индивидуальному творчеству. При этом я хочу подчеркнуть, что учитель-наставник не будет заниматься с одним ребенком, он должен организовать работу в коллективе так, чтобы каждый школьник внутри коллектива чувствовал себя личностью. Социализация - то есть работа и жизнь в коллективе - в современном мире, может быть, играет куда большую роль, чем индивидуальное потребление знаний. Тут без учителя никак. Чтобы таких учителей становилось больше, общество и должно сформулировать социальный заказ и создать условия для его реализации. Именно поэтому мы так серьезно занимаемся созданием новых подходов к переподготовке. Не исключаю, что не все учителя смогут изменить свое отношение к детям и работе. Но тут уже каждый решает для себя - работает он в школе нового типа или нет.

- Вы уверены, что правильно сформулировали задачи для педагога и поняли его миссию? Может быть, родители с вами не согласятся.

- Во-первых, не мы, а общество. Во-вторых, у каждого родителя действительно свой взгляд на школу. И очень многих устраивает как раз функция камеры хранения: привел, сдал, можно не контролировать, не сильно вникать. Но зато потом - строго спросить: мол, я вам доверил, а вы не сделали! Это банальное и очень удобное перекладывание ответственности с себя на кого-то. В таких случаях ставится вопрос не "что за человек сформировался за эти 11 лет?", а "поступит или не поступит ребенок в вуз?". В других случаях - слава богу, их немало - родители хотят, чтобы в их ребенке видели личность и выявили и развили его индивидуальные способности. И школ, которые ориентированы на это, я уверен, будет становиться все больше и больше. Все-таки изменение условий труда учителя и его зарплаты позволяет привлечь в школу интересных и профессиональных людей. Кроме того, демографический спад дает возможность оглядеться, перегруппироваться - школы-то сейчас не перегружены. Мы вполне можем реорганизовать часть самых слабых из них, не мешая при этом детям нормально учиться. Подчеркну, реорганизовать - не значит закрыть, а поработать с педагогами и администрацией, внедрить те подходы к обучению, о которых я говорил. Все эти переориентированные учебные заведения должны составить сеть школ нового типа. Уверен, что через 10 лет - в образовании надо избегать слишком резких движений - получим другое качество среднего образования. И новое качество педагогов.

- Вписывается ли закон о госучреждениях в этот тренд?

- Конечно, поскольку он дает большую свободу школе распоряжаться своими ресурсами, а общественности - право участвовать в этом. Федеральный закон N 83 создает условия, при которых понятно, что от школы можно требовать и за что с нее спрашивать. Вместо выдачи сметы, формулируется четкое задание, под него и выдается ресурс. Знаете, почему так много критиков у этого закона и других нынешних инициатив? Они каждый шаг рассматривают, как нечто отдельное, не видят, что это этапы одного пути.

- Ладно критики, но и родители не понимают, какой прок от этих шагов. Для них что изменилось?

- Самое главное изменилось! Созданы условия, при которых родители могут сформировать общие требования к развитию своей школы, донести их до администрации и потом следить, чтобы эти требования выполнялись. Трудно? Да, ведь люди пока не очень умеют между собой конструктивно договариваться. Но, может быть, ради детей это стоит начать делать? Еще раз повторю: если вы сами не решите, как и чему учиться вашему ребенку, то все останется, как было. Но тогда не нужно обвинять школу. Она же просто этого не знала.

- Родители люди практичные и хотят, чтобы ребенок не только был весел и счастлив, но и сдал ЕГЭ, к которому его и должна подготовить школа без всяких дополнительных занятий.

- Вы о новом мифе, что ЕГЭ нельзя нормально сдать без репетиторов? Что бы ни говорили, детей в вузы из глубинки поступает все больше. Без всякой дополнительной дорогостоящей доводки. Они просто учатся как следует, иногда на дополнительные занятия к своему же учителю, как правило, бесплатно ходят. Репетиторы и курсы чаще всего доводят до ума тех, кто валял дурака 10 лет, а на одиннадцатом году бросился наверстывать упущенное. А родители платят за то, что эти 10 лет не больно-то интересовались реальными знаниями ребенка. Потому что если бы интересовались, то еще в 7-8-м классах поняли, что математик в школе - никакой, а русичка - слабая. И пошли бы к директору требовать сильных предметников или перевели бы ребенка в другую школу. Вчера была одна мифология - без взятки не поступишь, сегодня рождается другая: без натаскивания ЕГЭ не сдать. Мифы эти создаются и теми, кто на этом зарабатывает. Может, просто заниматься ребенком, а не тратиться потом на репетиторов?

- У вас выходит, что все дело в родителях да детях. Но ведь министерство тоже не справляется: новый закон об образовании никак не можете довести до ума. Почему?

- Во-первых, вопрос не совсем корректен. Никакой спешки в принятии нового закона нет. Идет общественное обсуждение на площадках Государственной думы, Совета Федерации, Общественной палаты. Сейчас в соответствии с поручением президента Дмитрия Медведева обсуждение приобретет максимально широкий характер с использованием возможностей Интернета. Во-вторых, этот закон очень непростой. Реально сегодня существует несколько законов, в рамках которых функционирует система образования. Они все имеют гигантское количество поправок. Потому что закон об образовании, принятый в 1992 году, был рамочным. Он провозглашал некие нормы, но требовал каждый раз объяснений - подзаконных актов. У всего образовательного сообщества накопилось недовольство. Все хотели, чтобы появился закон или даже кодекс, где бы было все прописано. Я лично был против такой кодификации, потому что образование - это живая сфера, она довольно быстро меняется и реагирует на вызовы времени. Но решение было принято и работа началась. В ней принимали участие и Союз ректоров, и представители Государственной думы и Совета Федерации, и общественные организации. Но по мере написания люди, наблюдая, в какого монстра он превращается (сейчас это около 400 страниц непростого текста), начали от него дистанцироваться, занимая позицию критиков. В конечном итоге министерство воспринимается чуть ли не единственным разработчиком этого большого труда. Что не соответствует реальному положению дел. Рабочий текст нового закона и в самом деле получился очень сложным.

- По каким вопросам самые острые разногласия?

- Например, в законе отсутствует такое понятие, как начальное профессиональное образование. При этом данное исключение не означает ликвидации подготовки квалифицированных рабочих. В условиях внедрения новых наукоемких технологий уровень начального профессионального образования недостаточен для выполнения соответствующих видов работ, рабочих надо готовить в рамках среднего или другого неуниверситетского профобразования. Критика взорвалась, не увидев привычных слов и не разобрав, что по сути появились более точные формулировки.

Есть проблема с типологией вузов. Понятие академий сохранилось только в допобразовании, а высшей школе предложена типология: университеты, которые не только учат, но и занимаются наукой, а также колледжи и институты, которые в основном учат. Чисто экономически это ничего не меняет, но появляется ясность в том, какое учреждение чем занимается. Думаю, что предстоит много споров, и мы будем еще долго работать над этим документом. Слишком многих он касается.

- Как вы отнеслись к рейтингу вузов, составленному по установленному ими проходному баллу ЕГЭ?

- Как к полезной вещи. Хотя я рейтинги не абсолютизирую - в них есть доля субъективизма, поскольку выбор параметров дело субъективное. Но здесь были простые критерии - проходной балл. И результаты меня не удивили, хотя я в принципе не согласен с выводами, которые из него были сделаны. Получается, что в инженеры идут одни неудачники и троечники. Сейчас в сообществе дискутируется вопрос о том, что "вес" баллов по точным и гуманитарным наукам все же неодинаковый и сравнивать их некорректно. Кроме того, в этом рейтинге видно, что у технических вузов есть большой разрыв между самыми высокими проходными баллами и самыми низкими. Но это крайние точки, между ними - основная масса абитуриентов с нормальными средними баллами. Вопрос принципиальный: что нам нужно? Чтобы все учились в вузах, пусть и низкобалльных? Или оставить только сильные высшие учебные заведения, куда половина выпускников уж точно не поступит? Например, ректор ГУ - ВШЭ, где составлялся рейтинг, Ярослав Кузьминов считает, что уж коль есть востребованность высшего образования, то нет ничего страшного, что младший менеджер в офисе имеет диплом вуза, это даже хорошо - его культура выше, кругозор шире. Но если на техническую специальность, где достаточно знаний из техникума, приходит вузовский выпускник - это плохо. Почему? У него тоже кругозор шире. Конечно, среди создателей уникальных летательных аппаратов или медицинских роботов не должно быть троечников, но сколько таких создателей? Остальные - квалифицированные исполнители, которых нужно гораздо больше, чем творцов. И пусть они получают высшее образование - это хорошо. Важно, что определенное количество элитных инженеров у нас готовится - лидерами по баллам являются МФТИ, Бауманка и ряд других технических вузов.

- И все же немало делается и для того, чтобы часть выпускников не попадала в вузы, а шла в техникумы и ПТУ. Хотя мы строим инновационную экономику и должны воспитывать креативных людей...

- Я потому и говорю везде и всегда, что славу ПТУ как места, где людей обучают для тупого монотонного труда, надо изживать. И строить совсем другую систему среднего образования. А что касается креатива, то тут даже не вопрос высшего или среднего образования. Каждая страна должна искать нишу, где она может быть максимально эффективна, а для нашей страны самой интересной темой могла бы быть сфера инжиниринга. Простой пример - ЦЕРН, где удалось без детально проработанной документации создать уникальную установку в значительной степени руками наших специалистов. Это было скроенное под заказ очень сложное сооружение. Такие же вещи происходят сплошь и рядом - когда где-то в мире открываются большие заводы, атомные станции и прочие уникальные объекты, наших инженеров нанимают часто и охотно. Они эффективны, способны предлагать нестандартные решения. Почему наших программистов так ценят? Создание софта - это ведь тоже конвейер, но наши могут предложить нестандартное решение: метнуться в сторону от проторенной дорожки. Когда в Россию приходит Airbus, то он ищет у нас не рабочих, а инженеров и талантливых реализаторов. Есть, однако, серьезная проблема, о которой стоит говорить: задания нашим инженерам дают не наши управленцы. Вот это у нас пока слабое звено - уметь четко ставить задачи. Такую элиту надо отдельно взращивать, это и есть самый-самый креатив.

- Все тренды в системе образования определяются экономическими приоритетами, которые государство для себя определило. Для системы образования вопрос имеет принципиальный характер - по сути это регулирование будущего рынка труда...

- Конечно, мы должны прогнозировать развитие экономики и социальной жизни в стране и в мире, давать ориентиры, которые позволили бы молодым людям найти себя в жизни в целом и на рынке труда в частности. И это большой спор - в какой степени государство должно регулировать будущий рынок труда. Кто-то считает, что оно не должно искусственно ограничивать бюджетно финансируемое число мест по специальностям. И предоставить рынку разруливать ситуацию: человек с высокими баллами должен иметь возможность идти туда, куда хочет. Хотят все на мировую экономику - пусть идут, а государство обеспечивает именно высокобалльникам бесплатное обучение. А если кто-то хочет поддерживать инженерный сектор, пусть создает рыночные преимущества - платит повышенные стипендии, привлекает профессоров-звезд и так далее, чтобы к нему потянулись отличники. То есть борется за студента рыночными методами. Но есть и другая точка зрения - государство не может себе позволить оставить стратегически важные для него сектора экономики без подготовленных специалистов. То есть оно должно так или иначе играть регулирующую функцию и определять, где понадобится квалифицированная рабочая сила через некоторое время, и именно туда направлять ресурсы и создавать бюджетные места. Если же люди хотят идти в другое место, то пусть учатся не за государственный, а за свой счет.

- Вы, судя по всему, сторонник второго варианта.

- Да. И кроме того, министерство серьезно занимается составлением прогнозов, сейчас - до 2030 года. Мы понимаем, какие направления могут быть для российской науки и экономики прорывными, где мы можем оказаться впереди и на что ориентироваться. Например, государство уверено, что надо создавать свою фармацевтику - это вопрос национальной безопасности. И тогда мы направляем туда деньги, создаем бюджетные места, финансируем исследования. А будущим студентам даем понять - через прессу, прогнозы, количество бюджетных мест, - что востребованность через несколько лет будут иметь специалисты для "фармы". Но тут слишком велика опасность ошибки. Поэтому наряду с четкой выборкой финансируемых государством специальностей некоторое количество бюджетных средств должно быть направлено на развитие других секторов, чья ведущая роль на сегодня не является очевидной. Поэтому базовое финансирование идет по всем вузам. Я за баланс между приоритетами и базой, но это очень тонкая настройка.

- Когда-то вы говорили, что невозможно построить нормальное общество, если не возрастет роль гуманитарных наук. Теперь, похоже, вы за снижение числа бюджетных мест в гуманитарных вузах, ведь они не названы в числе приоритетов.

- Сегодня нужно принципиальное реформирование гуманитарного сектора. Я имею в виду постановку новых задач и готовность искать пути их решения. В чисто прикладном плане интерес достаточно велик: вы видите популярность политологии, социологии, прогнозирования и так далее. Спрос на специалистов высокий, но запрос на всю гуманитарную структуру отсутствует. Мы ставим новые требования к образованию, но пока не ставим вопросы по глубоким исследованиям в этой сфере. Никто не хочет заниматься исследованиями, которые не дают немедленной отдачи. Для этого требуется наличие свободных людских ресурсов, финансов. Так же, впрочем, и с фундаментальной физикой. Но если физиков спасает то, что нас один раз напугали ядерной бомбой и мы больше не запускали этот сектор, то понимания того, что гуманитарная сфера такая же бомба, - нет. А потом мы удивляемся, что общественные институты у нас никакие. Что же касается бюджетных мест... Я считаю, что пора прекратить выпуск людей с дипломами гуманитариев, но без всяких знаний. Кроме того, ученых-гуманитариев ведь и не должно быть много, так же как и физиков-ядерщиков.

- Почему у нас столь низкий уровень инновационных проектов, хотя государство уже который год вкачивает деньги в лучшие вузы, дает гранты, называет университеты исследовательскими и платит им за это?

- Уровень инновационных проектов низкий потому, что пока нет критической массы людей, способных на прорывы. У нас все как-то рассредоточено, эдакая низкообогащенная руда. И поскольку раньше всем давали поровну, эта ситуация никак не менялась. Поэтому все наши усилия и были направлены на то, чтобы выделить вузы, способные на креатив. Это старый спор - подтягивать всех до одного уровня или поддержать сильнейшего. У меня однозначный ответ: делать ставку на сильного. Кстати, Сколково - это попытка собрать такую критическую массу сильных людей. Есть и другая проблема - креативных людей должны взращивать не менее креативные преподаватели. У нас с этим пока не здорово, но мы приглашаем ведущих профессоров, создали для этого целую систему поддержки. Только все это дело не скорое. Для вузов инновационная составляющая - вещь новая. Где-то уже появляются разумные предложения, а где-то ничего не происходит. Количество людей, способных на открытия и предпринимательскую деятельность, ограничено способностями, то есть самой природой.

- На какую приглашенную профессуру мы можем рассчитывать? Ходят слухи, что к нам устремились неудачники с Запада.

- По программе привлечения ведущих ученых подано более 500 заявок. Все они соответствуют особым требованиям: у них соответствующие индексы цитирования, индексы Хирша (характеристика продуктивности ученого, основанная на количестве его публикаций и цитирований этих публикаций. - "Итоги"). Нам было все равно, откуда ученый - из России или с Запада. Но оказалось, что западникам проще соответствовать нашим требованиям: они больше публикуются, больше известны мировому сообществу. Неудивительно, что З00 человек - ученые, работающие за границей, это и наши граждане, и иностранцы. Теперь об уровне. Есть среди заявителей около 100 человек, чей индекс таков, что они могут претендовать на нобелевку, например. И они действительно хотят у нас работать! Их интерес связан с тем, что мы предлагаем немалые деньги. К тому же у нас совсем неплохая атмосфера - много молодежи, а для ученых жизненно необходимо расширять свою школу и иметь людей, способных развивать и реализовывать их идеи. Именно потому цель всей этой программы - не просто выполнение в России некоего проекта даже под руководством ученого с мировым именем. Важно, чтобы, выполняя проект, этот ученый создал в вузе эффективно работающую лабораторию мирового уровня, подготовил успешных и высококвалифицированных молодых аспирантов и постдоков, передал им часть своего опыта и оставил после завершения проекта коллектив, который мог бы так же хорошо функционировать и развиваться, а также выдавать научные результаты мирового уровня и после отъезда ученого. И тогда это окажет самое серьезное модернизирующее влияние и на деятельность вуза, и на научную атмосферу в регионе и во всей стране.

Кроме того, важен элемент научного обмена. В российской науке всегда был свой подход, иной чем в мире. У нас развивались научные школы, тогда как в других странах наука была более индивидуализированная, мобильная. Ученый много перемещался в научном пространстве, из-за чего укорениться, углубиться и развиться его идеям трудно. У нас же была стабильность, энциклопедизм, оседлость... Хотя из списка будет выбрано всего несколько десятков человек - не так много, но достаточно, чтобы запустить процесс.

- То есть вы ставите на иностранцев?

- Нет, мы заинтересованы, чтобы это были не только иностранцы. И хотя я упоминал о неких издержках мобильности ученого, у оседлости есть свои минусы. Мы в своих школах забронзовели и осели настолько, что нет взаимного опыления идеями. Ведущие университеты друг другу не доверяют, потому что не знают, что реально в других местах происходит. В Советском Союзе, кстати, было насильственное скрещивание людей из разных научных школ: сначала их в одни шарашки сажали, а потом создавали НИИ под крупные прорывные проекты, куда со всей страны собирали специалистов. Сейчас процесс интеллектуального обмена пошел на другой основе. Знаете, почему в группу вузовских лидеров довольно резко вырвался Белгородский университет? Они пригласили из разных мест профессоров, ученых, обеспечили им хорошие условия жизни, дали возможность работать вместе. И мы поддержали исследования этих ученых экономически, потому что было кого и что поддерживать.

- И все же, если честно, углядеть за этими отдельными деревьями лес пока трудно. К чему в конечном итоге вы хотите привести систему образования?

- Крайне важно, чтобы структура организации высшего образования и науки поменялась. Я считаю, что обеспечить переход к инновационной экономике может только сетевая система. Иерархическая структура, которая принята у нас, противоречит инновационному пути. Объясню, из чего сплетается эта сеть. Мы создаем так называемые центры совершенства: лучшие школы и вузы вместе с вузовской наукой должны быть связаны мощными линиями обмена, которые позволяют использовать наработанные преимущества. Эти центры должны отличаться от своих партнеров: опасно, если все будут делать одно и то же, мыслить одинаково, поэтому универсальные структуры - это не наш путь. Система будет эффективной, если в ней велика доля интеллектуальной автономии и самоуправления. Поэтому так важен 83-й закон, создающий условия для такой независимости. Надо отрабатывать и вводить систему критериев оценки успешности по параметрам, характеризующим эту самостоятельность. Важно не только создать требования к этим центрам, но и внести их в нормативное поле. Только по общим правилам может работать сеть, и ЕГЭ - это одно из таких правил, если угодно. То, что я говорю, многим покажется фантастикой. Для нас иерархическая система - основа основ. Ректор растет из аспиранта или доцента своего же вуза, укореняется в этой вертикали навсегда. Так же как завкафедрами и так далее. Из-за этого и нет разумной мобильности среди ученых. Известно и то, что после 10-15 лет пребывания на должности вокруг человека возникает выжженное поле - люди с иным мнением уходят, а сам он уверен, что действует верно. Чтобы сетевая система заработала, этот порядок надо сломать: ректора нужно выбирать или назначать на ограниченное число сроков. В другом вузе или институте - пожалуйста, борись за должность и доказывай, что достоин его возглавить. Если внести такого рода поправки в нормативную базу, то это способствовало бы серьезным переменам. Для проблем, связанных с интеллектуальным капиталом, такие решения крайне важны. Конечно, иерархическая система легче управляется и быстрее, если возникнет острая нужда, дает результат. Но если смотреть вперед и не рассчитывать на то, что мы всегда будем жить при форс-мажоре, сетевая система более перспективна. Как любая демократичная система, основанная на здоровой конкуренции.

- Понятно, что вузы уже обеспечены финансированием для плетения такой "сети" и получат пять миллиардов рублей в следующие два года. На что еще будут тратиться бюджетные средства?

- На дошкольное и начальное школьное, образование взрослых, на создание и развитие научной инфраструктуры, для международных проектов в том числе. Надо тратить на mega-science. Например, на создание уникальных реакторов, принципиально новых лазеров, установок, позволяющих исследовать свойства вещества. В Советском Союзе была уникальная инфраструктура, но она устарела морально и физически. Мы сейчас остро нуждаемся в новом этапе.

- Вы как-то сказали, что мы живем в стране, которая стала намного лучше, чем несколько лет назад. Что имели в виду?

- Я имел в виду материальное состояние тех институтов, за которые я отвечаю, - техническую базу, зарплаты учителей и сотрудников вузов. Главное, что это позволило нам с профессиональным сообществом обсуждать не то, когда выдадут зарплату и как на нее прожить, а говорить по существу: об условиях обучения, содержания учебников, стандартах, в науке - направлениях инноваций. Это, согласитесь, проблемы другого качества. Еще пять лет назад о контенте никто не говорил - не доходили руки. Когда мы обещали, что в школах страны будет Интернет, нам не верили. Теперь он есть везде. Еще 3-4 года назад легальным лицензированным ПО в школах никто и не думал пользоваться, а сегодня иного не дано. И это значит, что мы начали по-другому относиться к интеллектуальной собственности. Всего четыре года назад средняя зарплата в научной сфере была существенно ниже средней зарплаты по экономике страны, сегодня она примерно на 40 процентов выше нее. И теперь исследователи требуют оборудование и прочие условия для работы. Это существенно. Но останавливаться нельзя, мы только начали набирать ход.

 

Источник: http://mon.gov.ru/press/smi/7775/

Цитировать14.10.2010 04:00Рейтинг: 0Отлично
 

С целью своевременного информирования учащихся, родителей, учителей и руководителей общеобразовательных учреждений о положениях федерального закона N 83-ФЗ от 8 мая 2010 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" разработан плакат о реализации положений данного закона. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, было направлено письмо Минобрнауки России с просьбой разместить данный плакат во всех общеобразовательных учреждениях.

 

Плакат о реализации положений закона N 83-ФЗ от 8 мая 2010 года в формате A2 (.jpg, 5.43 Мб)

Плакат о реализации положений закона N 83-ФЗ от 8 мая 2010 года в формате A3 (.jpg, 4.77 Мб)

Макет плаката о реализации положений закона N 83-ФЗ от 8 мая 2010 года в формате A2 (.eps, 9.38 Мб)

Макет плаката о реализации положений закона N 83-ФЗ от 8 мая 2010 года в формате А3 (.eps, 9.61 Мб)

 

Источник: http://mon.gov.ru/dok/akt/7789/

 

Цитировать16.10.2010 04:15Рейтинг: 0Отлично
 

Россияне смогут комментировать и обсуждать будущий базовый закон об образовании в РФ на специальном сайте по аналогии с законопроектом о полиции. Об этом сегодня сообщил статс- секретарь, замминистра образования и науки РФ Иван Лобанов на парламентских слушаниях в Госдуме, посвященных этому ключевому документу.



Лобанов напомнил, что "президент РФ поручил Минобрнауки провести общественное обсуждение /законопроекта об образовании/ по образу и подобию дискуссии по законопроекту о полиции". По его словам, работа в этом направлении уже началась, будет создан "соответствующий специализированный сайт, и население РФ будет иметь возможность высказать предложения и замечания". "Те из них, которые будут приняты экспертным сообществом, найдут свое отражение в будущем законе", - пообещал он.



Говоря о формате документа, замглавы ведомства отметил, что Минобрнауки хотело бы, с одной стороны, видеть будущий закон "компактным, сжатым", с другой - чтобы в нем было зафиксировано максимальное количество его пожеланий. "Вряд ли у нас получится написать законопроект так же интересно, как прекрасное литературное произведение, - признал он. - Есть нормы юридической техники, которые не позволяют нам это сделать". "Но, я считаю, возможно сделать так, чтобы закон был максимально менее нагружен какими-то специфическими терминами, а больше был повернут к потребителю, то есть, ко всем нам", - заверил Лобанов.



Касаясь нынешней ситуации в сфере образования в РФ, он привел ряд "точечных фактов", позволяющих сделать некоторые выводы о ней. "Как показывает практика, одним из критериев "интересности" системы является количество иностранных студентов, которые желают приобрести образование, - сказал Лобанов. - В рамках интеграции нашей системы в мировую мне кажется это четким показателем". "Здесь у нас следующие цифры: в США учится порядка 600 тыс иностранных студентов, в РФ - порядка 150 тыс, - привел он статистику. - Мы в настоящее время находимся на 8-м месте после Франции, Германии, Австралии и так далее". "Это не то место, которое РФ должна занимать в этой отрасли", - убежден замминистра.



Лобанов также привлек внимание участников слушаний к другой тенденции. "В течение первого года обучения процент исключения из состава студентов выше у льготников и у тех, кто успешно прошел олимпиады, чем у тех, кто поступил по обычному конкурсу /по ЕГЭ/, - информировал статс-секретарь Минобрнауки. - Этот факт дает нам повод задуматься над дальнейшей системой образования".

 

Источник: http://mon.gov.ru/press/smi/7799/

Цитировать16.10.2010 04:18Рейтинг: 0Отлично
 

Минобрнауки России совместно с Центром развития социальных проектов 18-20 октября 2010 г. проводит Всероссийский семинар-совещание на тему: "Защита прав воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В семинаре-совещании примет участие директор Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России Алина Левитская, представители Рособрнадзора, Государственной Думы, Общественной Палаты, Генеральной прокуратуры, региональных органов исполнительной власти, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общественных организаций.

В ходе семинара совещания будут обсуждаться:

организация работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе негосударственных некоммерческих учреждений; проблемы перепрофилирования указанных учреждений;

правоприменительная практика законодательства об опеке и попечительстве, а также проекты нормативных правовых актов по вопросам пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

опыт работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся под надзором.

Видеотрансляция совещания-семинара в режиме реального времени будет вестись 18 октября 2010 г. с 10.00 на сайте www.usynovite.ru.

Контактный тел.: +7 (495) 760-34-61.

Цитировать17.10.2010 02:07Рейтинг: 0Отлично
 

Дискуссии о реформе системы выставления школьных оценок ведутся давно. Нынешняя 5-балльная шкала считается не вполне удобной и объективной. Вместо нее в начальных и средних классах пробуют вводить альтернативные системы оценивания знаний учащихся. Мнением о проблеме делится в интервью РИА Новости директор частной школы «Ковчег XXI» Рустам Курбатов.

 

- Рустам Иванович, почему критикуют 5-балльную систему оценивания?


- На мой взгляд, один из главных ее недостатков в том, что система подавляет инициативу и не мотивирует детей учиться. Ведь как часто бывает: один ребенок привыкает, что ему постоянно ставят тройки, и ни к чему больше не стремится, другому – по привычке постоянно ставят пятерки, и он тоже расслабляется и всем доволен.

 

По отношению к ребенку 5-балльная система репрессивна, а для родителей – она обман, потому что реальной картины знаний не отражает. Сама по себе система необъективна. Что такое тройка и четверка – в разных школах, у разных учителей? Наполнение оценки очень часто не совпадает у разных школьников из разных городов.

 

Да и от жизни система оторвана – ни до школы, ни после окончания учебы мы с ней не сталкиваемся. Даже с результатом ЕГЭ эта шкала оценивания не совпадает.

 

- В вашей школе вместо оценок практикуются так называемые маршрутные листы. Что это такое?


- Маршрутный лист – это список заданий с указанием уровня сложности и пометкой о выполнении. Дети получают их еженедельно. И можно наглядно наблюдать, кто как работает.

 

Это честная и понятная детям оценка, она отражает реальную картину. Здесь не может быть ни обид, ни унижений – только результат. Выполнено? – Да или нет.

 

Уровень заданий разный, а это значит, у слабых ребят будет возможность выбрать что-то полегче, у сильных – посложнее, чтобы сохранялась мотивация учиться и развиваться. Если у кого-то что-то не получается, будет еще и вторая попытка, и третья…

 

Я как директор работаю не только с детьми, но и с учителями, и могу сказать: учителей порой сложнее организовать для работы, чем даже детей. Но если применять тот же подход, и самые нерасторопные взрослые начинают добиваться результата - что уж говорить о детях.

 

- Но ведь есть обязательная аттестация, требующая оценок…


- Согласно закону об образовании, школа может проводить промежуточную аттестацию в любой форме. Государство требует от нас официальной оценки только в 4, 9 и 11 классах.

 

В начальной школе мы работаем по маршрутным листам уже около 8 лет, а с этого года переходим на них и в 5-6 классах. В старшей школе, конечно, ставим оценки по 5-балльной шкале. Правда, несколько иначе. Система оценивания у нас накопительная  - за 4 урока: чтобы оценка была более основательная, поставленная не наспех, не «сгоряча».

 

- А для родителей система маршрутных листов удобна? И что дети могут сказать, когда их спрашивают, как они учатся?


- Родители смотрят маршрутные листы, где напротив заданий указано, выполнены они или нет. Грубо говоря, по литературе на вопросы ребенок ответил, сочинение написал, фрагмент произведения наизусть выучил…

 

Можно было бы предположить, что родители настроены консервативно: то есть ратуют за сохранение привычной им самим 5-балльной системы. Но это не так. Для родителей важны не оценки, а результат, выраженный в простой и понятной форме. Поэтому родители нас поддерживают.

 

- Можно ли вашу систему распространить на другие школы?


- Конечно, я понимаю: нельзя прийти в массовую школу и сказать, что с 1 сентября мы перестаем ставить оценки. Это все равно, что взять и отменить деньги…

 

Отказ от оценки – это следствие тех изменений, которые происходят в школе, когда меняется стиль работы с детьми, манера проведения уроков, их содержательное наполнение.

 

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости

 

Источник: http://www.rian.ru/edu_analysis/20101011/284310394.html

Цитировать23.10.2010 01:16Рейтинг: 0Отлично
 

Определена 1 тыс. вакансий в школах для молодых учителей:

Дальневосточный округ - 100 вакансий

Вакансии (.pdf, 300 Кб)

Приволжский  округ - 165 вакансий

Вакансии (.pdf, 401 Кб)

Северо-Западный округ - 152 вакансий

Вакансии (.pdf, 350 Кб)

Северо-Кавказский округ - 55 вакансий

Вакансии (.pdf, 168 Кб)

Сибирский округ - 233 вакансий

Вакансии (.pdf, 535 Кб)

Уральский округ - 93 вакансий

Вакансии (.pdf, 290 Кб)

Центральный округ - 119 вакансий

Вакансии (.pdf, 340 Кб)

Южный округ - 83 вакансий

Вакансии (.pdf, 311 Кб)


Контакты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (.pdf, 179 Кб)


Минобрнауки России информирует о процедуре предоставления государственной поддержки выпускникам высших учебных заведений, желающим работать в школах.

1. Программа поддержки осуществляется в соответствии с поручением Президента Российской Федерации (N Пр-259 от 3 февраля 2010 г.).

2. В прикрепленных файлах опубликован перечень 1000 вакансий, на которые будет распространяться федеральная поддержка (с разбивкой по федеральным округам и субъектам Российской Федерации).

3. На получение поддержки могут претендовать выпускники, окончившие вуз в 2009 или 2010 году, и принятые на работу на вакансии из опубликованного перечня. Размер федеральной поддержки составит 500 тысяч рублей (выплачивается по 250 тысяч рублей в конце 2010 и 2011 годов).

4. По всем вопросам трудоустройства необходимо обращаться в образовательное учреждение и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования.

5. После того, как субъекты Российской Федерации определят, кто из выпускников, удовлетворяющих требованиям, будет принят на работу на отобранные рабочей группой вакансии, регионы заключают договоры с каждым выпускником. Договоры должны предусматривать, в частности, обязательства молодых специалистов по продолжительности работы в данном общеобразовательном учреждении и обязательства субъекта по софинансированию (жильё, "подъёмные" и т.д.).

6. В ноябре субъектам Российской Федерации перечисляются субсидии, субъекты доводят денежные средства до каждого молодого специалиста (из расчета 250 тысяч на человека). Вторая половина финансовой поддержки будет выплачена в конце 2011 года.

 

Источник: http://mon.gov.ru/press/news/7446/

Цитировать24.10.2010 05:53Рейтинг: 0Отлично
 

Минздравсоцразвития РФ утвердило Единый квалификационный справочник (ЕКС) для работников сферы образования.

 

Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: "Должностные обязанности", где содержится перечень основных функций; "Должен знать", где описаны основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний и знаний законодательных, и "Требования к квалификации", где определен необходимый уровень профессиональной подготовки работника, а также требования к стажу работы.

 

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

 

Какие же требования предъявляются учителю?

 

Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

 

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

 

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

 

Более подробно читайте здесь.

Цитировать24.10.2010 06:00Рейтинг: 1Отлично
 

Круг обязанностей расширился, а зарплата нет Пардон...

Цитировать24.10.2010 14:03Рейтинг: 0Отлично
 

 Уважаемая, Ирина Валентиновна, огромное спасибо за все новости, с которыми Вы нас знакомите!