Цитировать13.01.2013 17:55Рейтинг: 0Отлично
 

Спасибо, Лилия Вильевна! Очень своевременно. С уважением, Юлия Викторовна

Цитировать15.01.2013 13:03Рейтинг: 0Отлично
 

Изменение смысловых ориентиров: от успешной школы — к успехам ребёнка.


Задача введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) определяет вектор управленческой деятельности на всех уровнях: от федерального, регионального и муниципального до уровня внутри-школьного управления. При этом эффект от правильного введения ФГОС всецело зависит от того, насколько управленческая, педагогическая и образовательная деятельность в каждом образовательном учреждении (ОУ) будет продуманной, целенаправленной, технологически вооружённой и обеспеченной необходимыми ресурсами.

Серьёзный барьер на пути реализации задач по введению ФГОС — проблемы восприятия педагогическим и управленческим сообществом изменений, отношение к необходимости переосмысления задач образовательной, педагогической и управленческой деятельности.

На нововведения наше профессиональное сообщество реагирует по-разному. С одной стороны, существует неприятие стандартов, когда они воспринимаются как:
• придуманная «наверху» очередная «головная боль» для учителей, завучей и директоров, изрядно уставших от длительных реформ в образовании;
• увеличение не только непосредственного объёма действий, связанных с ФГОС, но и отчётности;
• ещё одна попытка унифицировать школу, что приведёт к росту управляемости ОУ «сверху»;
• потенциальная «мина замедленного действия» для школ, которые, отказавшись от ЗУНов, не получают взамен точных ориентиров определения результатов образования;
• очередной «прыжок в будущее» без просчитываемых и прогнозируемых последствий для всей системы общего образования;
• балласт новых и непонятных требований, мешающих развитию ребёнка, педагога и школы в целом;
• очередные научные парадигмы, концепции, доктрины, непонятные школе и не обеспеченные методическими руководствами к действию.

С другой стороны, позитивное восприятие стандартов выражается в следующих мнениях:
• это толковые идеи, способствующие развитию школы;
• это появившаяся, наконец, возможность не только мечтать, но и реально прогнозировать развитие школы, осмысливая её будущее;
• это ключ от многих пока нерешённых задач, которые мешают реальному развитию школы, через разрешение, что важно, социокультурных проблем;
• это ключ именно совместного решения проблем школы, которое требует реальной включённости педагогов в судьбу ребёнка, а родителей в судьбу школы;
• это реальная возможность диалога позиций, мнений, диалога культур, помогающая развитию договороспособности, так необходимой нашей школе;
• это реальная перспектива совместного видения стратегии развития школы и выработки правильной тактики действий, ориентирующейся не на проценты ЕГЭ, а на личностные результаты образования;
• это возможность получения реальной оценки достигнутого успеха ученика, учителя и школы в целом.

Возможно ли эффективно решать задачи введения ФГОС при такой разноголосице, разнонаправленности мнений педагогов и руководителей ОУ? Очевидно, нет. А если, несмотря на столь различное восприятие, всё же начать введение стандартов в практику школ, то «сопромат» профессионального сообщества будет подтачивать их изнутри, снижая и сводя на нет управленческие усилия.

Каков же выход из этой проблемы? (читать дальше)

Цитировать19.02.2013 15:08Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемые коллеги! Приглашаю вас ознакомиться с материалами в помощь учителю, размещёнными в новом разделе "Проверочные работы" на сайте комплекта "Перспектива".

Цитировать19.05.2013 11:24Рейтинг: 0Отлично
 

Три причины обучать по-новому.

Обучать в современных условиях крайне сложно. Можно указать, по крайней мере, на три важных причины, требующих от учителя адекватного подхода к обучению в информационном обществе.

Первая:

изменилось время, общество и визуальная среда, в которой растет ребенок. Он приходит в школу и, независимо от места проживания, ему требуется не только аудиальный и статичный способ восприятия, но и визуальный, динамичный, интерактивный.

Иначе — скучно, иначе он успевает воспринять и отключиться. Многие учителя жалуются: дети не хотят, дети не могут долго слушать учителя.

Ученик думает быстрее, чем предполагает традиционное (классическое) преподавание.

Обратите внимание: все вокруг нас динамичнее: песни быстрее поют, фильмы перенасыщены событиями и трюками… Мы часто ловим себя на бессмысленном переключении сотен телевизионных каналов…

Вторая причина вытекает из первой:

если скорость реакций ученика при восприятии растет и в традиционном уроке не всегда подчинена управлению учителем, значит, необходимо предусмотреть возможность «ведения»ученика самими мультимедийными средствами, существенно влияющими на усиление информационного взаимодействия.

Третья причина связана с осознанием, что в информационном пространстве, прежде всего, растет объем информации.

Ученик не может справиться с нарастающим линейным потоком данных.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения должны были решить эту проблему введением концентра и построением индивидуального контента ученика.

Мультимедийные технологии позволяют реализовать идеи индивидуального подхода в обучении.

Между тем, информационная перенасыщенность требует специальной подготовки учебной информации перед тем, как ее предъявить учащимся.

И важнейшей задачей учителя, а также авторов электронных учебных пособий является «сжатие» учебного материала, представление его в компактном и удобном для использования виде.

Причем такая лаконичность предполагает возможность обучаемого проделать определенные операции развертывания сжатой информации, отработки учебных действий в индивидуальном режиме и т.д.

Не менее важным является задача педагогов моделирования проблемных педагогических ситуаций, провоцирующих ученика к самостоятельному поиску необходимой учебной информации.

Отсюда возникает необходимость более высокого профессионализма учителя.


Материал взят с сайта "Дидактор"

 

Цитировать10.07.2013 09:28Рейтинг: 0Отлично
 

Методические условия формирования УУД у младших школьников. Авторы:
С.Ю. Прохорова, канд. пед. наук, доц. каф. начального образования ОГБОУ ДПО "Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования",
Я.М. Брагина, учитель начальных классов МАОУ "Гимназия № 34", г. Ульяновск

Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи. И.Г. Песталоцци

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования", одной из важнейших целей начального образования является формирование у младших школьников основ учебной  деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных  новообразований, что является существенным результатом обучения в начальной школе. Особое значение учебной деятельности – в установлении нового типа взаимодействия учителя и учащихся, основанного на сотрудничестве, совместной работе, активном участии ребенка в каждом шаге обучения.

Психологический компонент планируемых результатов начального общего образования составляют универсальные учебные действия (далее – УУД).  Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности учащихся позволяют повысить качество образовательного процесса.  В ФГОС определены регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД,  а также личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Под педагогической поддержкой мы понимаем превентивную и оперативную помощь в развитии обучающегося, которая  направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных с продвижением в самореализации.

Поддержать младшего школьника – значит оказать ему в той или иной форме помощь:

  • прямую, непосредственную или опосредованную;
  • педагогическую, психологическую или социальную;
  • общую, индивидуальную или групповую.

В процессе взаимодействия педагога и обучающегося осуществляются:

  • поддержка того, что актуально присутствует у младшего школьника, что потенциально возможно и находится в зоне его ближайшего развития;
  • создание условий, способствующих переводу того, что поддерживается, в деятельность самого учащегося;
  • содействие обнаружению учащимся собственных проблем и придание им развивающего характера путем превращения проблемы в задачу деятельности.

Читать полностью

Цитировать12.10.2013 09:49Рейтинг: 0Отлично
 

Использование в работе с младшими школьниками листов оценки достижения метапредметных результатов обучения.

Автор: Кокарева З.А.,  канд. пед. наук, доц., зав. лабораторией развития начального общего образования БОУ СПО ВО "Вологодский педагогический колледж"

Пункт 16 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС), утв. приказом от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", определил содержание целевого раздела основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП), закрепил в его составе систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.

В связи с требованиями ФГОС к системе оценки планируемых результатов освоения ООП возрастает потребность в разработке новых способов оценки достижений учащихся. В педагогической практике накоплен определенный опыт критериального оценивания учебных достижений и формирования оценочной самостоятельности школьников. Так, в образовательной системе г. Вологды и Вологодской области используются вариативные формы и методы оценки достижений учащихся, разработаны рекомендации регионального уровня. В качестве одной из форм оценивания результатов учеников применяются листы оценки индивидуальных достижений (образовательных результатов) учащихся, использование которых способствует формированию оценочной самостоятельности детей, развитию у них регулятивных универсальных учебных действий (далее - УУД).

Это полезно знать
Система оценки достижения учащимися планируемых результатов освоения ООП должна: 

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование УУД; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования; предусматривать оценку достижений учащихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений школьников.

Читать полностью

 

131-136 из 136