Мастер-класс «ФГОС в действии. Коммуникативные ком
Цитировать10.09.2014 17:51Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемые коллеги!

 

Что мы делаем с 11 сентября по 15 сентября

1)   Знакомство и работа с модулем 3.


2)  ЗАДАНИЕ 3:

Прочитайте  6 заданий (на сайте мастер класса)   для учащихся  и скажите, какие компетенции  формируются  / развиваются / совершенствуются  при их выполнении:

  • ·         Языковая компетенция
  • ·         Речевая компетенция
  • ·         Социально-культурная компетенция
  • ·         Компенсаторная компетенция
  • ·         Учебно-познавательная
  • ·         Дискурсивная компетенция

Дайте аргументированный ответ (на данной ветке Методистов)


Цитировать11.09.2014 17:33Рейтинг: 0Отлично
 

Задание 3.

Рассмотрев все 6 заданий для учащихся, я пришла к выводу, что при их выполнении получают развитие и дальнейшее совершенствование все 6 предложенных компетенций: языковая, речевая, социально-культурная, компенсаторная, учебно-познавательная и дискурсивная.

 

В качестве примера разберу подробно задание №1. Обучающимся предлагается выполнить задание, используя информацию, взятую из сети Интернет.  Ученики изучают таблицу (сведения о Букингемском дворце и Виндзорском замке) и отмечают галочкой информацию, которая соответствует Интернет - источнику.  Затем учащиеся делают сравнительный анализ 2 замков, аргументируя свой ответ.

 

При выполнении данного задания развивается речевая компетенция, так как обучающиеся совершенствуют свои коммуникативные умения в таких видах речевой деятельности как говорение и чтение. Монологическое высказывание не построить без достаточного овладения фонематическими, лексическими и грамматическими средствами, поэтому получает развитие и языковая компетенция. Данное упражнение способствует развитию общих и специальных учебных умений (работа с Интернет - источником),  позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания (история, география). Таким образом, речь идёт о формировании учебно-познавательной компетенции. При работе с источником информации ученики получают лингвострановедческие и культурологические знания, следовательно, развивается социально-культурная компетенция. При выполнении задания учащимся необходимо умение выражать свою мысль при нехватке языковых средств, умение использовать слова, близкие по значению, перифраз и т. п. Другими словами - комплекс специальных умений и навыков, позволяющих выйти из затруднительного положения и характеризующих уровень практического владения иностранным языком как средством общения, то есть компенсаторная компетенция. И наконец, учащиеся  должны воспроизвести связное иноязычное высказывание, логично, последовательно и убедительно выстроить свою речь, правильно употребляя лексико-грамматические и фонетические языковые средства в значимых коммуникативных моделях. В этом случае развивается дискурсивная компетенция.

Цитировать12.09.2014 18:52Рейтинг: 0Отлично
 

Согласна с Курбановой Ю.Г., что при выполнении данных заданий развиваются все указанные компетенции. В современном мире Интернет - это инструмент, который обеспечивает коммуникативность обучения. Все задания так или иначе предполагают использование Интернет-ресурсов для получении той или иной информации: страноведческого материала, новостей из газет и т.д.( развитие социокультурной компетенции). Интернет очень эффективен для развития речевой и языковой компетенций, так как обучает пользованию языком, даёт возможность наблюдать и копировать использование языка во всех видах речевой деятельности. Умение найти информацию с помощью Интернета относится к общим и специальным учебным умениям, способам самостоятельного изучения языков, то есть  формирует учебно-познавательную компетенцию. Посредством Интернета в данных заданиях развиваются также компенсаторная и дискурсивная компетенции,которые включают в себя умение  использовать адекватные языковые средства и умение логично и последовательно строить свою речь.

Цитировать12.09.2014 23:07Рейтинг: 0Отлично
 

Выполняя задание №3 мы все, так или иначе, будем повторяться. Юлия Геннадьевна четко все расставила по своим местам.

Для формирования компенсаторной компетенции необходимо ставить учащихся в такую ситуацию, когда наиболее эффективно активизируются речемыслительные механизмы с помощью вербальных и невербальных средст общения (задание №6). Задача не только выбрать призы, но и обсудить в группе, какие будут более подходящими. А использование жестов, мимики делают речь учащегося более выразительной.

Дискурсивная компетенция означает способность учащегося использовать определенные стратегии для конструирования и интерпретации теста. Это знание особенностей, присущих различным типам дискурсов, – доклад, сообщение, обсуждение, расспрос и др. (задание №5.)

Учебно-познавательная компетенция - это умение

  • ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам,  обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • работать с инструкциями, описывать результаты, формулировать выводы;
  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий Все это проходит в предложенных упражнениях.

Языковая компетенция-графическая сторона речи и орфографии, произносительная, лексическая и грамматическая  сторона речи.

Речевая компетенция -говорение, письмо, аудирование, чтение.

Социально-культурная компетенция - социокультурный портрет страны изучаемого языка, социокультурный портерет своей страны на иностранном языке.

И каждая компетенция ясно видна в том наборе упражнений, которые даны в задании 3.

 

 

Цитировать13.09.2014 10:02Рейтинг: 0Отлично
 

Чтобы не повторяться, решила пойти другим путем. То есть, не взять одно задание и разобрать по компетенциям, а взять каждую компетенцию поочередно и рассмотреть задания.

Итак,  -языковая компетенция-. Прежде всего, формируем у учащихся представление о языке в целом, о системе языка (фонетических единицах, словарном составе, грамматических формах и моделях, стилях). Формируем умение правильности и осмысленности высказываний, нарабатываем речевой опыт. Практически в каждом задании из 6 предложенных в той или иной мере формируется языковая компетенция (конечно, если брать ее отдельные составляющие, поскольку невозможно осветить в одном задании все ее аспекты).

-Речевая компетенция- учим школьников свободно владеть речью. Формируем умение бегло и динамично говорить (как в диалоге, так и в монологических высказываниях), умение понимать слышимую речь. Считаю, что основная задача учителя при формировании речевой компетенции – обеспечить широкую речевую практику общения (к чему, собственно, на каждом уроке мы и стремимся, какое бы задание не выполняли). Соответственно, каждое из 6 заданий будет, несомненно, развивать и речевую компетенцию.

-Социально-культурная компетенция – в глобальном масштабе обеспечиваем интеграцию личности наших обучающихся в национальную и мировую культуру, для себя в этом плане формулирую задачу так: развиваем эту компетенцию, чтобы ребенок сумел сориентироваться в «интеркультурной» ситуации. Все 6 упражнений идеально подобраны для формирования данной компетенции, и, надо отметить, что практически каждое упражнение в английском языке можно отнести к развитию данной компетенции (ведь мы живем в социуме, и каждая словарная единица языка будет являться понятийной для той или иной области жизнедеятельности человека в обществе).

-Компенсаторная компетенция- сложный, и, с другой стороны, простой вопрос. Как я понимаю эту компетенцию? Ученик должен уметь мобилизовать всю систему своих знаний, умений и навыков, все свои умственные и личностные способности, чтобы в определенных (а, порой, трудных ситуациях дефицита языковых средств) суметь воспринимать, усваивать информацию, и использовать ее. Получается, выполняя задания, школьник должен использовать в совокупности все приемы и усилия. Что, собственно, каждый ученик будет делать, стремясь хорошо выполнить задание. Рассмотрев все 6 из предложенных заданий, можно заключить, что при выполнении любого из них компенсаторная компетенция будет реализоваться в той или иной мере.

-Учебно-познавательная компетенция - Все 6 упражнений включают в себя элементы логической и общеучебной деятельности. Если оценивать конкретно по критериям, являющимися отличительными для данного вида деятельности, то всем 6 предложенным упражнениям присущи интегративность, целостность, многофункциональность, комплексность. Последнему (шестому) упражнению в большей мере можем отнести принадлежность к такому критерию, как овладение креативными навыками.

-Дискурсивная компетенция – для себя всегда упрощаю задачу понимания данной компетенции. Может быть, упростила до максимума, но вот как я ее понимаю: собственно говоря, если на уроке (или при выполнении упражнения) присутствует любой процесс использования языка продолжительностью больше, чем одно предложение, то можно уже говорить о развитии данной компетенции. Если ученик понимает, и сам создает логические и связные речевые высказывания в устной и письменной формах, то мы также смело можем говорить о формировании навыка дискурсивной компетенции. Нетрудно сделать вывод, что во всех 6 предложенных упражнениях мы формируем и развиваем дискурсивную компетенцию.

 

Цитировать13.09.2014 12:37Рейтинг: 0Отлично
 

Здравствуйте,

согласна с коллегами, что все предложенные задания в большей или меньшей степени формируют и развивают указанные компетенции. Подробнее остановлюсь на задании № 4 (мне показалось оно наиболее интересным и максимально ориентированным на развитие всех упомянутых компетенций).

Языковая компетенция - активизируется лексика по темам "Город", "Аэропорт", различные грамматические структуры (например, вопросительные предложения, сослагательное наклонение, краткие и полные ответы, повелительное наклонение и др.);

Речевая компетенция - совершенствуются навыки диалогической речи, навыки поискового чтения, письма.

Социально-культурная компетенция - ребенок имеет возможность научиться ориентироваться в "интеркультурной" ситуации (цит. по Дроздовой Е.А.), развить навыки межличностного общения;

Компенсаторная компетенция - задание идеально для развития этой компетенции, т.к. в случае нехватки слов ребенок может прибегнуть к объяснению, использованию жестов и т.д.;

Учебно-познавательная - развиваются навыки поисковой деятельности, умение сопоставлять и анализировать, творческие способности, т.к. ребенку нужно создать собственный продукт (постер);

Дискурсивная компетенция - также отличное задание для развития данной компетенции, причем на каждом этапе, начиная от заполнения пробелов (т.к. ребенок должен понимать, что в результате должен получиться связный текст) и заканчивая созданием постера.

 

 

Цитировать13.09.2014 12:41Рейтинг: 0Отлично
 

Задание №3

ответ № 3.docx • 12.4K • Загрузок: 203

Цитировать13.09.2014 13:52Рейтинг: 0Отлично
 

Здравствуйте!

Я согласна с высказываниями коллег о том, что выполняя любое из предложенных заданий, мы не сможем развивать какую-либо составляющую коммуникативной компетенции изолированно. Получается, что любое задание позволяет развивать целый комплекс компетенций в том или ином составе.

Разберем подробнее некоторые задания.

Поскольку Юлия Геннадьевна подробно разобрала 1 задание, перейду к следующим.

2 задание. После того, как учащиеся совершили виртуальную поездку в Лондон, им предлагается сделать презентацию о своем любимом месте. Можно использовать картинки из предложенного Интернет-ресурса.

Учебно-познавательная компетенция: пользуясь сетью Интернет, учащиеся будут искать более подробную информацию о выбранном месте, иллюстрации.

Социокультурная компетенция: одновременно с поиском информации, учащиеся будут знакомиться с реалиями страны изучаемого языка.

Дискурсивная компетенция: после сбора информации, учащимся необходимо составить высказывание в соответствии с ситуацией, в данном случае создание презентации.

Речевая компетенция: будут развиваться ком. умения во всех четырех видах речевой деятельности. Чтение, возможно, и аудирование (при поиске информации), письмо (при создании презентации), говорение (при сообщении).

Компенсаторная компетенция: при создании высказывания (письменного или устного) учащийся будет вынужден строить его с учетом своего уровня владения языком.

Языковая компетенция: в любом случае будут использоваться все языковые средства.

Задание 3. Учащемуся надо написать описательную статью (исторические факты, интерьер, экстерьер)  об одном из зданий г.Санкт-Петербург для школьного журнала. Можно использовать информацию из предложенного Интернет-ресурса.

Учебно-познавательная компетенция: пользуясь сетью Интернет, учащиеся будут искать более подробную информацию о выбранном месте, иллюстрации.

Социокультурная компетенция: формируются умения представить свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.

Дискурсивная компетенция: после сбора информации, учащимся необходимо составить высказывание в соответствии с ситуацией, в данном случае написание статьи.

Речевая компетенция: будут развиваться ком. умения в следующих видах речевой деятельности. Чтение, возможно, и аудирование (при поиске информации), письмо (при написании статьи).

Компенсаторная компетенция: при создании высказывания (письменного) учащийся будет вынужден строить его с учетом своего уровня владения языком.

Языковая компетенция: в любом случае будут использоваться все языковые средства.

Задание 4. Само задание буду описывать по ходу. Оно подразделяется на 5 частей.

Учебно-познавательная компетенция: пользуясь сетью Интернет (а именно, сайтом аэропорта), учащиеся будут искать необходимую информацию, чтобы решить стоящую перед ними проблему. В первой части – чтобы дополнить информацию, данную в инструкциях; во второй части  – чтобы обсудить лучший способ добраться до аэропорта; в третьей части – чтобы выбрать
нужный терминал и т.д.

Социокультурная компетенция: учащиеся приобщатся к реалиям страны изучаемого языка, получат информацию об аэропорте, как себя вести в нем, что можно брать с собой на борт самолета.

Дискурсивная компетенция: после сбора информации, учащимся необходимо составить высказывание в соответствии с ситуацией. Во второй части задания учащиеся ведут диалог; а, например, в пятой части, при создании постера, учащиеся придумывают надписи лучше всего отражающие данную тему.

Речевая компетенция: при выполнении этого задания будут развиваться все виды речевой деятельности: чтение (при поиске информации), аудирование и говорение (при диалоге), письмо (при заполнении инструкции, при создании постера).

Компенсаторная компетенция: при создании высказывания (письменного и устного) учащийся будет вынужден строить его с учетом своего уровня владения языком.

Языковая компетенция: в любом случае будут использоваться все языковые средства.

Оставшиеся два задания оставляю для работы коллегам.

Цитировать13.09.2014 16:56Рейтинг: 0Отлично
 

Задание 3.

Выполнение шести заданий, представляющие условные и реальные, ролевые и проблемные ситуации общения, направлены на развитие\совершенствование КК в совокупности ее составляющих.

Речевая компетенция – развитие КК в  следующих видах речевой деятельности: говорении, чтении, письме и аудировании (в парной и групповой формах). Задания 1 -  6.

▪ Языковая компетенция – использование орфографических, лексических и грамматических языковых средств в соответствии с ситуациями общения для основной и старшей школы, а также использование разных способов выражения мысли. Задания 1 -  6. К примеру, Internet-based simulations- ролевые ситуации. Exercise 83 p.112 Inventing a new prize (“Enjoy English-10”) Work in groups. You have been given the task to make a proposal for a new prize. Follow the scheme and solve the problem.

▪ Социально-культурная компетенция – приобщение к реалиям страны изучаемого языка и умение представить свою страну и  ее культуру в условиях межкультурного общения. Задания 1- 6. Пример: «Your teacher has asked you to write a description of the most famous building in StPetersburg for the school magazine. Write a composition including historical facts as well as describing its exterior and interior”.

▪ Компенсаторная компетенция – умение выходить из затруднительного положения в процессе взаимодействия: задание 1. Compare and contrast these two castles (give your arguments). Использовать в качестве опоры план, ключевые слова, тематический словарь,  синонимы, антонимы. Задание 4. Finding your Way.   Умение переспрашивать, просить повторить, уточнить значение незнакомых слов.

▪ Учебно-познавательная - ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. Задания 1 -6. Все они предполагают использование источников информации в Интернете.

▪ Дискурсивная компетенция - умение строить высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения. Задание 1- 6. Например, задание 3. Умение письменно оформить и передать информацию: "Recently you’ve made a trip to London. Now you have to make a presentation about your favourite place. You may use pictures that go with the description".

 

Следует отметить, что среди совокупности компонентов КК, важнейшим является языковая компетенция, обеспечивающая  как  конструирование  грамматически  правильных  форм  и синтаксических конструкций, так и понимание  смысловых  отрезков  речи,  организованных в соответствии с нормами ИЯ.

 

Цитировать14.09.2014 08:13Рейтинг: 0Отлично
 

Задание № з.

занятие 3.docx • 12.1K • Загрузок: 198