Сургутский район
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Лянторский центр детского творчества»
Материалы консультации
для педагогов дополнительного образования
Федеральные государственные общеобразовательные стандарты в системе дополнительного образования
Подготовила методист
Шамсутдинова Г.О.
Лянтор 2014 год
Цель: Создание комплекса условий для успешной реализации федерального государственного общеобразовательного стандарта при интеграции общего и дополнительного образования.
Задачи:
1. Рассмотреть ФГОС как условие слияния общего и дополнительного образования
2. Выявить проблему слияния дополнительного и общего(базового) образования в рамках стандартов второго поколения.
3. Создать условия для повышения качества дополнительного образования и обозначить возможности и потенциалы системы дополнительного образования детей.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
КОМПЕТЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОБЩЕЕ(базовое) ОБРАЗОВАНИЕ
Согласно новым требованиям обучения, конечной целью учебного процесса должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной личности ребенка. Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности является одним из самых эффективных способов реализации новых требований. При введении ФГОС роль дополнительного образования возрастает, так как Во-первых, дополнительное образование изначально ориентировано на развитие личности ребенка и, в частности, на раскрытие таких качеств, как инициативность, самовыражение, креативность и гибкость мышления, способность к нестандартным решениям, творческих возможностей.Во-вторых, учреждения дополнительного образования имеют кадровые, материальные, учебно-методические ресурсы для развития личности ребенка в соответствии с требованиями ФГОС.В-третьих, достаточно сложно образовательным учреждениям общего образования организовать в короткие сроки внеурочную деятельность, отвечающую всем требованиям ФГОС и не уступающую при этом качественным образовательным показателям таким учреждениям дополнительного образования. Внутренние проблемы школ без решения которых невозможно внедрение федеральных государственных стандартов в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Наличие кадров В школах недостаточно имеющихся ставок педагогов дополнительного образования, тем более подготовленных в этой области квалифицированных кадров. Те ставки которые имеются в основном распределены между учителями школы. Учителя сами не способны разработать программу дополнительного образования с учётом ФГОС и не хотят переходить на другой режим работы. Проблема повышения эффективности освоения ресурсного потенциала системы дополнительного образования детей в процессе реализации концептуальных положений федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является сегодня именно той узловой точкой развития, сконцентрированность на которой дает возможность наиболее рациональным образом соединить усилия учреждений общего и дополнительного образования детей в деле дальнейшего обеспечения качества воспитательной работы и внеурочной деятельности. Сопровождение детей во внеурочной деятельности Для дополнительных занятий надо развести детей по объединениям, кружкам, секциям, которые находятся порой в разных учреждениях, оформить документацию и т.д. . Если соблюдать право ребенка на свободу выбора направленности внеурочной деятельности, то велика вероятность возникновения одновременно нескольких групп, желающих заниматься разной направленностью. Возникает вопрос о том, кто будет выполнять сопровождение детей - классный руководитель? Тьютор, ставки которого еще нет в штатном расписании школ? Это большая нагрузка. А если и есть, то потенциальные возможности тьюторского сопровождения не конкретизированы в рамках задач дальнейшего совершенствования системы дополнительного образования детей. Вопрос организации внеурочной деятельности - это время проведения кружков, факультативов и т.д. В рекомендациях по организации внеурочной деятельности указывается на обязательный 45-минутный перерыв между последним уроком и началом внеурочной деятельности. На практике это трудно осуществить, если ребёнок не посещает группу продлённого дня или его повсюду не сопровождают родители. Младший школьник, а особенно первоклассник, не сможет самостоятельно уйти из школы домой, пообедать и отдохнуть, а потом вернуться на занятие кружка. Какой выход предпочтут родители и учитель? Конечно, проведение факультатива (кружка, секции, клуба) сразу после уроков. И получится у детей не по 4-5 уроков ежедневно, а по 5-6 даже у 1 классов (10 часов в неделю, по 2 кружка в день). И где же здоровьесберегающие технологии и забота о снижении нагрузки на детей? При всех положительных изменениях, происходящих в обязательном образовании, дополнительное образование находится в роли второстепенного. С таким отношением каждый день сталкиваются педагоги дополнительного образования. В новых стандартах прописано, что создание необходимых материально-технических условий является обязательным требованием для внедрение ФГОС. Однако механизм поступления ресурсов четко не определен, поэтому возникают определённые сложности в организации дополнительного образования на базе школы, связанные с обеспечением материально-технической базы. Итог проблем и ошибок взаимодействия общего, дополнительного образования при переходе на ФГОС общего образования: не изучается заказ детей и родителей на дополнительное образование, не учитываются их пожелания при составлении вариативной части базисного учебного плана школы; нарушается принцип свободного выбора ребенком вариативной части базисного учебного плана школы и внеурочной деятельности; имеют место перегрузки детей; реализация ФГОС замыкается в стенах школы, класса, в необорудованных помещениях;«местнические» интересы руководителей школ: разрабатываются учебные планы и программы общего образования, реализации ФГОС без участия ОУДОД; организация дополнительного образования в школе доверяется непрофессионалам, а, следовательно, обеспечивает низкое качество образования; не определены условия финансирования внеурочной деятельности. Вывод: базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. Однако последнее возможно только при тесном сотрудничестве пока еще двух разных систем образования, а также только после изменения точки зрения на педагога дополнительного образования и всю систему дополнительного образования в целом. Решение данной проблемы - одна из первоочередных задач, которую необходимо решить в целях повышения качества образования.
Источники: http://www.standart.edu.ru http://edunso.ru/node/535 http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie http://voznddt.ru/levushkina http://sch-6.edusite.ru http://www.lsgu.ru/cat http://school28.ivedu.ru
ФГОС в дополнительном образовании
Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения
Проблемы и ошибки интегра¬ции общего и дополнительного образова¬ния при переходе на ФГОС об¬щего образования .
Что может дать дополнительное об¬разование для реализации ФГОС общего образования?
Новые условия в до¬полнительном образовании для участия в реализации новых стандартов
Новые федеральные государственные образова¬тельные стандарты ( ФГОС ) – возмож¬ность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его не¬прерывности как по вертикали (соответ¬ствие и взаимосвязь содержания образо¬вания и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования , обеспечивающая необходи¬мый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе раз¬вития ребенка ). Главный механизм построения системы непрерыв¬ного образования в рамках сферы куль¬туры, созданной обществом к данному моменту человеческого развития – соеди¬нение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования , сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей. При этом стандарты общего и профессионального образования должны быть не только преемственны, но и дополняться возможным и доступным спектром дополнительного образования , которое в идеале должно перекрыть все поле культурного наследия за пределами областей знаний, определенных стандар¬тами. Конечно, современное дополнительное образование детей пока не отве-чает этим требованиям, но перспективы развития есть, разумнее не рушить его, а сохранять лучшее и развивать в рамках современных требований.
В основе новых стандартов лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, се¬мьей, обществом и государством, кото¬рый в наиболее полной мере должен реализовать права человека и гражданина на образование . Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариатив¬ности образования, предполагающий соз-дание «личных пространств» на основе выбора. Инно¬вации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).
Вариативная часть основной образова¬тельной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е.Б. Евладовой):
– пространства взаимодействия об¬щего и дополнительного образования – интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы; совместная проектная деятель¬ность и др.;
– пространства взаимодействия обще¬го образования и внеурочной работы: пред¬метные кружки; факультативы; школьные научные общества и др.;
– пространства взаимодействия до¬полнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые меро¬приятия.
Именно в рамках этих простран