Цитировать04.02.2014 06:58Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемые коллеги! Хочу продолжить тему конструктора урока в рамках ФГОС.

 

Актуализация знаний - второй этап урока.


Учитель организует:

  • актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
  • актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
  • мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление.

Приём  “Цепочка признаков“

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.

Формирует:

  • умение описывать объект через имена и значения признаков;
  • умение определять по заданным частям модели скрытые части;
  • умение составлять внутренний план действий.

1-й ученик называет объект и его признак («у белки – падеж»);

2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («у него – часть речи»);

3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак («я – количество слогов») и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.

Пример.

У: Объект – бабочка. Назовите любое имя признака. Внимание! Признак должен быть существенным, т. е. иметь только одно значение!

Д: Бабочка – место обитания.

У: Не принимается. Кто догадался, почему?

Д: Потому что на вопрос о месте обитания для бабочки можно дать несколько разных ответов. Одни живут в капусте, другие – на цветах иван-чая и т. п...

У: Согласна. Другие предложения? Напоминаю. Объект – бабочка.

Д(3): Бабочка – способ передвижения.

У: Принимается. Назовите объект с тем же значением признака.

Д: Другая бабочка.

У: :-)! Я прошу другой объект. Не бабочка, а тоже летает.

Д (1): Птица.

У: Теперь назовите другое имя признака для объекта «птица».

Д (1): Птица – форма челюсти.

Д (2): Такая же форма челюсти у некоторых динозавров (у них тоже клюв)... и т. д.


Источник: Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева. Творческие задания Золотого ключика. / http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm

 

Приём  “Я беру тебя с собой “


Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует:

  • умение объединять объекты по общему значению признака;
  • умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
  • умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
  • умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Пример.

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?

Д: Я беру с собой капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру апельсин.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру медузу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: А я беру с собой мокрицу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?

У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?


Д: Он начинается с буквы «М»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?

Д: С какой буквы начинается?

У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.

Источник: Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева. Творческие задания Золотого ключика. / http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm

 

 

С уважением, Татьяна Анатольевна Камянская.
Цитировать04.02.2014 06:59Рейтинг: 0Отлично
 

Приём “Да-Нет”.


Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

  • умение связывать разрозненные факты в единую картину;
  • умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

  • Это планета земной группы? - нет;
  • Это планета – гигант? – да;
  • Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
  • Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

Источник: Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - М.: Вита-Пресс,2005.

 

Приём “Шаг за шагом”.

Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Пример. На уроке биологии. Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь растения из семейства крестоцветных, или животного из псовых, или части кровеносной системы человека, или чего-то ещё. На уроках других предметов ученики вполне могут вышагивать, называя картины Рубенса, архитектурные стили, предельные или непредельные углеводороды, основные сражения Тридцатилетней войны, имена Апостолов или Великих князей Московских, орфограммы, слова по теме «Семья» и так далее.

Источник: электронное периодическое издание «Эффективные образовательные технологии». Выпуск 1. 2008 г. Главный редактор, д.п.н. профессор Гузеев В.В Дистанционные технологии и обучение

Приём  “Жокей и лошадь”.

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Пример. На уроке истории в 5 классе при изучении темы "Религия Древней Греции" одной команде ("Жокеям") даются карточки с именами древнегреческих богов, другой - карточки с указанием, чему эти боги покровительствуют.

Источник: электронное периодическое издание «Эффективные образовательные технологии». Выпуск 1. 2008 г. Главный редактор, д.п.н. профессор Гузеев В.В Дистанционные технологии и обучение

 

 

 

С уважением, Татьяна Анатольевна Камянская.
Цитировать06.02.2014 11:10Рейтинг: 0Отлично
 

Инфографика в цифрах...

 

 

Кликните, чтобы открыть прикрепленное изображение

С уважением, Татьяна Анатольевна Камянская.
Цитировать12.02.2014 05:11Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемые коллеги! Для учителей начальной школы нашла отличный сервис. Буду рада если пригодится:

 

Ссылка. (Русский язык, математика, музыка, английский язык)

С уважением, Татьяна Анатольевна Камянская.
Цитировать12.02.2014 06:56Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемые коллеги!

Представляю вам интерактивную шкалу масштабов Вселенной, флэш-приложение, где в удобной форме, можно получить представление о нашем мире в различных масштабах от самых маленьких до всей Вселенной целиком. С помощью этого приложения вы сможете не только совершить увлекательное путешествие, но и узнать много интересного и познавательного о сути вещей и различных явлений. Многие учителя могут использовать данный ресурс. Дух захватывает! :)

 

Кликните, чтобы открыть прикрепленное изображение

 

 

Ссылка.

С уважением, Татьяна Анатольевна Камянская.
Цитировать16.02.2014 19:13Рейтинг: 1Отлично
 

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Участвуем с ребятами в творческом конкурсе на одном из сайтов, одна из номинаций- ПЛЕЙКАСТ.Я впервые столкнулась с техникой создания плейкаста и возможно кому-то пригодится эта ссылка .Сервис простой и доступный для каждого. Моим детям очень понравилось создавать плейкасты к литературным произведениям.

Цитировать16.02.2014 23:55Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемая Елена Сергеевна!Отличный ресурс! Я давно им пользуюсь. Мои ребята тоже часто работают с этим сервисом . Его еще называют "открыткой нашего времени". Вот одна из работ. Плейкаст по теме "Китай", ученицы 11 "В" класса, Шевченко Дианы.

С уважением, Татьяна Анатольевна Камянская.
Цитировать16.02.2014 23:57Рейтинг: 0Отлично
 

Примечательно то, что помимо текста, изображения, звукового файла, можно вставлять еще и видео.

С уважением, Татьяна Анатольевна Камянская.
Цитировать17.02.2014 10:07Рейтинг: 1Отлично
 

Уважаемая Татьяна Анатольевна, замечательный плейкаст. Сегодня предложу ребятам подготовить сообщение в таком формате по окружающему миру. Мы изучаем  разнообразие растительного и животного мира на разных континентах, дети готовят презентации, пусть воспользуются и новым сервисом.С уважением, Елена Сергеевна.

Цитировать17.02.2014 10:19Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемые коллеги, еще один интересный сервис.Впереди лето, море, теплый песочек. А Вы когда-нибудь рисовали картины на песке?Я предлагаю Вам и Вашим ребятам новый вариант, самый продвинутый.Вспомним о море,горах, солнышке и песочке .

Мы будем рисовать песком с помощью сервиса http://thisissand.com/
Сделать это очень просто:
  • войти по ссылке
  • в любом месте кликнуть по полю - посыплется песок случайно выбранного цвета
  • для выбора цвета песка нажать клавишу С
  • можно сопровождать рисование звуком песка или убрать его-для выбора нажать на квадратик слева вверху, затем на кнопку Mute sound-Unmute sound)
  • для очистки поля и начала новой работы нажать на кнопку (Clear piece& Start over)
  • после окончания работы нажать на кнопку Capture screenshot и сохранить готовую работу на своем ПК.
  • С помощью программы Poster Forge видео-инструкция можно создать постер о лете.

    Найти вдохновение можно в галерее работ и сделать еще креативнее !
    Всем приятных воспоминаний!