Это занятие хочу посвятить целям урока, ведь цель урока определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке и реализуется не только в действиях учителя, но и в соответствующих им действиях учеников.
Цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя, три аспекта: обучающий, развивающий, воспитывающий.
Рассмотрим каждый из аспектов цели:
Обучающий аспект цели.
Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:
- Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
- Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.
- Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
- Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
Образовательные цели урока не рекомендуется ставить в общем виде: усвоить такое-то правило, закон и т.д. Можно ли за один урок добиться того, чтобы учащиеся восприняли, осмыслили новый материал и научились его применять на практике в нестандартных ситуациях, обобщив и систематизировав его? Думается, что удается это не многим. Цель урока должна носить конкретный характер, т.е., какие изменения в знаниях учащегося должны произойти именно за этот урок. Предметные, образовательные цели предполагают определение того, что должно «прибавиться» в знаниях и специальных умениях учащихся. Целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимися предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого
Развивающий аспект цели урока.
Развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, самостоятельность развития очень относительна и оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения.
Развивающий аспект целей урока складывается из нескольких блоков.
1. Развитие речи:
· Обогащение и усложнение словарного запаса;
· Усложнение смысловой функции речи (новые знания приносят новые аспекты понимания);
· Усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность и т.д.);
· Овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка;
2. Развитие мышление:
· Учить анализировать;
· Учить выделять главное;
· Учить сравнивать;
· Учить строить аналогии;
· Учить обобщать и систематизировать;
· Учить доказывать и опровергать;
· Учить объяснять и определять понятия;
· Учить ставить и решать проблемы.
3. Развитие сенсорной сферы:
· Развитие глазомера;
· Развитие ориентировки в пространстве и во времени;
· Развитие точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи и т.д.
Воспитывающий аспект цели (направления воспитательной работы по Н.Е. Щурковой):
· Я – концепция: требовательность к себе, гордость и скромность, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, ответственность, добросовестность и т.д.
· Я – другие люди: гуманность, товарищество, доброта, деликатность и вежливость, терпимость, взаимовыручка и т.д.
· Я – общество: чувство долга, ответственность, трудолюбие, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехами и т.д.
· Я – труд: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие и т.д.
· Я – Родина: чувство гордости за успехи, озабоченность ее трудностями и т.д.
Уважаемые коллеги!
В библиотеке группы, раздел: "Документы группы" имеется работа по данной теме занятия.
Свои замечания, пожелания и предложения по теме "Целеполагание урока" Вы можете высказать здесь, на ветке форума.