Карточка публикации
Информация об авторе публикацииГБОУ СПО Березниковский строительный техникум, Березники
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 18.04.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 24243
Рейтинг публикации
2 оценок
Другие публикации автора
Игра представляет собой аналог настольных игр, где игроки переходят от ячеек к ячейкам по набранным ...
Методическая разработка краткого курса обучения в программе Adobe Photoshop CS 2 по теме «Создание к...
В данной разработке раскрываются основные вопросы устройства компьютера, их назначение и основные ха...
Методическая разработка урока по теме «Технические средства персонального компьютера» предмет «Организационная техника»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональный лицей № 47»

 

 

 

Методическая разработка урока

по теме «Технические средства персонального компьютера»

предмет «Организационная техника»

 

 

 

Автор – Мансурова Раушания Хабрахмановна

преподаватель информационных технологий и информатики, 1 квалификационной категории

 

 

 

 

г. Березники,  2012 г.


АННОТАЦИЯ.

Методическая разработка урока по предмету «Организационная техника» предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по профессии «Делопроизводитель».  В данной разработке раскрываются основные вопросы устройства компьютера, их назначение и основные характеристики. Данная разработка может быть интересна преподавателям и учителям информатики  и информационных технологий  на уроках и внеклассных мероприятиях, для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и учащихся 1,2 курсов учреждений начального и среднего профессионального образования (далее НПО и СПО), реализующих Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (далее ФГОС).

.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 5

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА.. 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.. 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.. 18

Приложения: 19

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Тема урока «Технические средства персонального компьютера»  предусмотрены  федеральным государственным образовательным стандартом (или ФГОС НПО)  по предмету «Организационная техника».

Данная тема входит в один из содержательных разделов предмета, который связан с компьютером. Этот раздел делится на четыре части:

• устройство компьютера;

• программное обеспечение;

• представление данных в ЭВМ;

• история и перспективы развития ЭВМ.

Темы, связанные с компьютером проходят через весь курс. В  последующих темах учащиеся будут работать с компьютером, углубляя свои представления о его устрой­стве, возможностях, развивая собственные навыки работы на компьютере.

На данном предмете устройство компьютера изу­чается на уровне его архитектуры. Под архитектурой понимают описание устройства и принципов работы ЭВМ без подробностей технического характера (элект­ронных схем, конструктивных деталей и пр.). Описа­ние архитектуры — это представление о компьютере, достаточное для человека, работающего за компьюте­ром, но не конструирующего или ремонтирующего его, т.е. для пользователя (в том числе и делопроизводителя).

Владение компьютером  для учащихся является средством формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях. Педагогической целью является не только развитие навыков  у детей работать с компьютерной техникой, но и  навыков самостоятельной работы с литературой для дальнейшего самообразования.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Характеристика методической разработки

Цель методической разработки:

- представить один из возможных вариантов проведения урока по теме «Технические средства персонального компьютера»;

- познакомить с элементами педагогической технологии проблемно-развивающего обучения.

На изучение данной темы отводится 2 часа в рамках раздела «Состав и назначение персонального компьютера».

Методические рекомендации по проведению урока

Данная методическая разработка предназначена для учителей (преподавателей) информационных технологий и информатики, работающих в общеобразовательной средней школе и учреждениях НПО и СПО.

Целевая аудитория

Методическая разработка урока может быть использована для учащихся  10- 11 кл. средних общеобразовательных школ, учащихся 1,2 курсов учреждений НПО и СПО.

Учащиеся должны уметь:

- работать на компьютере (пользовательские навыки),

- выделять нужную информацию из текста,

- уметь самостоятельно работать,

- делать выводы.

Технические условия учебного кабинета

-интерактивная доска,

-компьютеры – 8-9 шт.,

-подключение к Интернет,

-ученические парты и стулья.

Методическая разработка урока рассчитана на 40 мин.


 

ПЛАН открытого урока

по предмету «Организационная техника»

 

Тема урока: «Технические средства персонального компьютера»

Цель урока: Дать общее представление о технических средствах персонального компьютера.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с техническими средствами компьютера;

- развивать коммуникативные способности, умение работать со справочной литературой;

- воспитывать  сознательное  отношение обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, проблемный.

Педагогическая технология: технология проблемно-развивающего обучения.

Межпредметные связи: английский язык, русский язык.

Ожидаемый результат: В течение урока у  учащихся  формируются следующие компетентности:

-   коммуникативная - умение отвечать на поставленный вопрос,  работа с тестом, взаимодействие с товарищами;

- информационная – умение работать с различными источниками информации, понимать и осмысливать информацию;

- личностная – развитие индивидуальных способностей и талантов;

-  профессиональная – иметь общее представление об основных деталях персонального компьютера и их назначение.

Комплексно-методическое обеспечение урока:

Демонстрационный материал:

- макет системного блока с его деталями;

- отвертки;

- белый халат;

- видеофильм;

- презентация к этапам урока;

- маркеры для интерактивной доски.

Раздаточный материал:

- базовый листок знаний;

- карточки с личностными качествами;

- опорный конспект по новому материалу – «Технические средства персонального компьютера»;

- тест.

Этапы урока:

- Организационный момент, мотивация;

- Первичное  введение материала и запоминание;

- Первичное закрепление материала;

-  Контроль результатов первичного запоминания;

-  Подведение итогов урока;

-  Домашнее задание;

-  Рефлексия.


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность

учащихся

Ожидаемый

результат

Организационный момент, мотивация.

Приветствие учащихся, знакомство.

Постановка проблемы.

 

Заполнение личностной карточки.

Участие в формулировке цели урока.

Готовность к совместной деятельности

 

Первичное введение материала и запоминание

Актуализация знаний учащихся.

Объяснение нового материала.

Анализируют знания по заданной теме, заполняют базовый листок.

Систематизируют информацию.

Активная учебная деятельность

 

Первичное закрепление материала

Организация работы по группам.

Самостоятельная работа в  группах:

- прохождение теста,

- практическая работа по сборке ПК,

- составление схемы фишбоун.

Результативная работа в группах

 

Контроль результатов первичного запоминания

Подведение итогов по тесту.

Проверка правильности собранного системного блока.

Слушают и отвечают на вопросы.

Оценка знаний учащихся

 

Подведение итогов урока

Подводит итоги. Организует беседу.

Слушают и отвечают на вопросы.

Анализируют полученные знания.

Домашнее задание

Объяснение творческого  домашнего задания

Слушают.

Формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию

Рефлексия

Дает оценку собственной деятельности на уроке

Дают оценку собственной деятельности и деятельности преподавателя

Принцип руки.

Структура урока:

Организационный момент.

Здравствуйте! Меня зовут меня Рушана Александровна. Чтобы  познакомиться с вами, и наметить работу на уроке, я предлагаю вам заполнить карточки с личностными качествамирикрепленный файл: 1335287230.doc). Проставьте «плюс» напротив 3-4 качеств, которые вы считаете, вам более подходят. Время 30 секунд.

Теперь разверните край и обратите внимание, какой номер группы качеств у вас больше повторяется.

Я работаю преподавателем информационных технологий  в ПЛ № 47  и  глубоко убеждена, что изучение предметов связанных с информационными технологиями  невозможно без знаний ресурсов персонального компьютера, поэтому  предлагаю вам сегодня поговорить именно об этом.

Профессия, с которой вы связали свое будущее, непосредственно связана с работой на персональном компьютере. Во время работы могут вам встретиться разнообразные казусы, как с аппаратным, так и программным обеспечением. Я узнала у  секретаря,  с какими проблемами ПК она чаще всего встречается на работе в течение дня.

Внимание на экран.

Просмотр фильма


И это не единичный случай, такие встречаются часто. А вы на практике попадали в такие ситуации?

Предполагаемые ответы учащихся:

Да, компьютер зависает.  – нет, все работало нормально.

Как вы думаете, эти проблемы может решить только сервисная служба?

Предполагаемые ответы учащихся:

Если, не знаешь в чем причина, то приходится часто пользоваться услугами сервиса. – Нет, можно постараться разобраться в причинах самостоятельно.

Что мы можем узнать о персональном компьютере, для решения данных проблем?

Предполагаемые ответы учащихся: составные части компьютера и их функции.

Правильно! Сегодня мы будем изучать устройства компьютера.

 

Первичное  введение материала и запоминание.

Вам предстоит  ответственная работа, с которой вы обязательно справитесь. Но сначала давайте проверим ваши первоначальные знания. Возьмите базовый листок  знаний(

и отметьте «+» в графе «Имею представление в начале урока», если вы знакомы первично или глубоко с отдельными устройствами системного блока, которые там указаны. Первичные знания - это если вы знаете функции этих устройств, глубокие знания – если вам известны характеристики и составные блоки этих устройств. Время на заполнение – 1 минута.

Если по ходу урока у вас возникнут вопросы, то фиксируйте их в графе «Вопросы». Колонка «Краткий конспект» нужна вам, чтобы записывать  выводы по данным устройствам.

Давайте определим, что подразумевается под определением «Внутренние устройства персонального компьютера». Для этого вам пригодиться опорный конспект (

, также, прошу поднять руки, тех учащихся, которым больше присущи качества 1 группы, а именно быть усидчивыми, любознательными и способными работать самостоятельно. Вам я предлагаю дополнительно поработать со справочной литературой.

Кто готов ответить?

Предполагаемые ответы учащихся:

Внутренние устройства компьютер, это устройства, которые находятся внутри системного блока.

Представляю системный блок, который будем сейчас разбирать. Для этого мне нужен помощник, поднимите руку те, кто уже разбирал дома компьютер и смог бы мне в этом помочь. Прошу  помощницу (выходит учащаяся)  ассистировать мне для проведения операции над системным блоком. Вскрываем системный блок и заглядываем внутрь.

На уроке нужен также представитель новостей, который будет работать с Интернетом, поэтому попрошу поднять руку желающего и пересесть за компьютер. На столе лежат вопросы (современные модели, отличительные особенности, стоимость), на которые необходимо найти ответы в поисковой системе.

1)               Ну, что разбираем, и находим первую деталь (процессор).   Кто знает, как она называется? Даю вам 2 минуты, чтобы найти ответы на вопросы:

Что такое процессор  и какие функции он выполняет?

Кто готов ответить?

Есть ли информация про процессор у нашего представителя? (информация учащегося)

Если серьезно – первый микропроцессор был изобретен в 1971 году и назывался Intel-4004 и предназначался для калькуляторов. К  счастью, компания, заказавшая этот микропроцессор, разорилась и его перекупила фирма Intel. С этого момента началась эпоха персональных компьютеров.

Дайте определение процессору? Запишите.

За всю свою историю корпорация Intel сменила восемь поколений процессоров. Различают следующие модификации этого процессора :ХEON – процессор для серверов; Pentium – процессор для настольных компьютеров; Celeron – процессор для домашних компьютеров, а сегодня процессора нового поколения Intel Atom  и  Core.

2) Переходим к следующей детали (оперативная память). Кто догадался, что это за деталь? Находим ответы на вопросы.

Что интересного говорят о ней? (выступление учащегося)

А сегодня нам не хватает памяти в 100 раз больше, чем предсказывал Билл Гейтс.

3) Переходим к следующей детали (жесткий диск).

Кто знает что это? Какова его основная функция и откуда пошло название винчестер?

А что  интересного говорят о жестком диске.

А как вы думаете, что больше всего боится жесткий диск? Рассказ о ж/д.

4) Переходим к следующей детали (материнская плата). Снимать  с системного блока я её не буду, а представлю вам другой марки.

Как она называется? Почему такое странное название?

Какая, как вы думаете её основная функция? (запись)

Что интересного пишут о ней?

Первичное закрепление материала.

Объединение  учащихся для работы в микрогруппах:

Вы познакомились с новым материалом, а сейчас проверим, как  его усвоили. Для этого  объединитесь для работы в микрогруппы:

а) Прошу учащихся, у которых по личностным карточкам наибольшее совпадение по 2 группе качеств, а это качества более присущи людям, работающим индивидуально, пересесть за компьютеры для прохождения теста – Инструкция у вас на рабочем столе (

), время – 5-7 минут.

Вы разобрали системный блок, а теперь пора его собрать. Прошу подняться учащихся, которым присуща решительность и аккуратность, а именно тех, кто относится к 3 группе качеств. Ассистент  вам поможет в проведении данной операции.  Инструкция по сборке системного блока на столе. (

).

А с остальными мы будем заполнять схему фишбоун на доске.

Вы знакомы со схемами фишбоун?

Fish – это… (рыба) bone – это… (косточка).

Т.е у нас есть рыбная кость, нам необходимо ее заполнить.

Представьте, что вы разработчики компьютера и перед вами стоит проблема, как назвать детали. Придумайте названия  составных частей компьютера, которые вы знаете путем сопоставления их с функциями человеческих органов.

Работаете в микрогруппах, а затем по очереди заполняете схему на доске.

Сверху указываем стандартное название устройства, а противоположно новые названия. Используйте маркеры разного цвета.

Предполагаемые ответы учащихся:

Жесткий диск – извилины; процессор – сердце, мозг; видеокарта – зрительная система, звуковая карта – слуховая система, материнская плата – центральная нервная система, колонки – голос и т.д.

Контроль результатов первичного запоминания.

А теперь пора подвести итоги:

Подведение итогов за тест на компьютере:

Кто набрал максимальный балл – 12. Молодцы!

Проверка правильности собранного системного блока.

Лишних деталей не осталось? Все подошло в разъемы?

Включать системный блок мы не будем, так как при сборе не было соблюдено главное, все детали  должны быть обязательно очищены от пыли и необходимо провести смазку. Но визуально  могу вас похвалить, начало есть, а там и сами будете обслуживать  компьютеры.

Проверка составления схемы фишбоун:

Схема заполнена. Вам понравилось придумывать названия, попробуйте дома подобрать  названия к остальным устройствам.

Вернемся к  базовому листку  знаний и снова ее заполним, только в графе «Имею представление в конце урока».  Надеюсь, что там «+» станет больше, чем в начале урока. Если по ходу у вас возникли вопросы по устройству ПК, напишите мне письмо по электронной почте, и я вам отвечу. Мой адрес на экране. Время заполнения анкеты – 1 минута.

Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке вы познакомились с устройствами компьютера.

Что нового вы узнали о компьютере?

Предполагаемые ответы учащихся:

Что необходимо беречь жесткий диск. Быстрота работы компьютера зависит от процессора и оперативной памяти.

Давайте вернемся к ролику с которого  начали урок, и вспомним проблемы с которыми столкнулся секретарь:

Предполагаемые ответы учащихся:

Не хватало виртуальной памяти, медленно работает компьютер, появляется синий экран, система перезагружается.

Как  думаете, вы сможете ей помочь? Какие бы вы дали советы?

Предполагаемые ответы учащихся:

Увеличить виртуальную память на жестком диске, заменить оперативную память,  почистить системный блок от пыли и соблюдать чистоту не только в кабинете, но и за рабочим местом.

Как вы думаете, эти знания пригодятся вам в будущем?

Предполагаемые ответы учащихся:

Зная характеристики ПК можно сделать работу  секретаря более эффективной, и при этом не оставаться сверхурочно.

Какие личные качества вам помогли сегодня в работе?

Предполагаемые ответы учащихся:

Общительность, познание нового, самостоятельность.

Мне очень понравилось с вами работать и хотелось бы отметить всех учащихся, которые мне помогали. Я порекомендую поставить оценки за урок – .. Оценки за тест сохранены на рабочем столе и ваш преподаватель сможет их выставить.

Домашнее задание.

Причин для выхода из строя у компьютера очень много, поэтому вашим домашним заданием будет найти ещё причины и пути их разрешения.

Рефлексия

Я благодарю вас за урок, мне было интересно с вами работать, если вам так же, то поднимите ладони вверх.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вопросы активизации учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем  при проведении урока.

Обучение – самый важный и надежный способ получения системного  образования во время уроков. Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

В данной  методической разработке выбрана технология проблемно-развивающего обучения.

Использую её в образовательном процессе, сочетая как традиционное обучение, так и инновационные технологии. На уроках  наблюдаю за реакцией обучающихся, за их результатами. Исходя из этого могу утверждать, что данная технология  позволяет повышать активность учащихся на уроке, ведь истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда делаю вывод, что успех в достижении целей урока  в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся

(http://www.openclass.ru/lessons/68616)

  1. Самостоятельная творческая познавательная деятельность учащихся

(http://festival.1september.ru/articles/504424)

  1. Разработки уроков (http://www.uroki.net)
  2. Методические материалы и программы (www.klyaksa.net)
  3. Круглянская Л.Я. насольная книга секретаря:Справочник. – Издание второе, переработанное и дополненное. – СПБ «Издательский дом Герда», 2008.- 400с.
  4. Кульневич С.В. Лакоценина Т.Г. Совсем необычный урок. Практические советы – 2010.
  5. Леонтьев В.П. Персональный компьютер. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 800с.
  6. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник.10 класс. Базовый уровень. – СПБ: Питер, 2008.-256 с.
  7. Никишина И.В.Инновационная деятельность современного педагога в системе общей методической работы. –Волгоград:Учитель, 2010 – 93 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Устройства ПК (http://kompsekret.ru/gelezo/sostavcomp.htm)
  2. Круглянская Л.Я. насольная книга секретаря:Справочник. – Издание второе, переработанное и дополненное. – СПБ «Издательский дом Герда», 2008.- 400с.
  3. Леонтьев В.П. Персональный компьютер. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 800с.
  4. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник.10 класс. Базовый уровень. – СПБ: Питер, 2008.-256 с.
Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев