Цитировать06.01.2010 19:16Рейтинг: 0Отлично
 

Делимся опытом и задаём вопросы. Наверное в каждом классном коллективе имеется такая категория детей или семей. Так давайте поможем друг другу решить те или иные проблемы в работе с "проблемными" обучающимися.

Цитировать31.01.2010 21:55Рейтинг: 0Отлично
 

Здесь  http://cmena.ru/05metod/0502nach.html вы найдёте нужную и полезную информацию:  "Лекция «Причины «плохого» поведения детей или Что делать учителю в конфликтных ситуациях?» Стюхина Галина Андреевна, к.психол. н., доцент МГПУ" 
Побольше бы таких лекций!!!

Цитировать02.02.2010 23:52Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемая Жанна Александровна, большое спасибо за ссылку. На самом деле там много полезной информации для нас. С уважением, Ирина Валентиновна.

Цитировать08.02.2010 18:07Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемая Жанна Александровна, спасибо огромное за эту ссылку! Материал очень пригодился. Спасибо!

Цитировать22.05.2011 22:38Рейтинг: 1Отлично
 

Взаимодействие с родителями. Рекомендации классному руководителю


Не секрет, что запись в дневнике типа “прошу родителей срочно зайти в школу” крайне редко оборачивается чем-то конструктивным. Родители подойдут в школу в удобное для них время, которое может совпасть со временем урока (в этом случае учитель должен “разорваться на две части”, пытаясь что-то услышать или сообщить в разговоре с родителями, одновременно контролируя 25 учеников) или во время перемены, когда у учителя масса других дел. Толку от такого разговора будет мало. Следовательно, заранее договоритесь о времени встречи, убедившись, что вы сможете уделить внимание родителям.


Во избежание вышеперечисленных ситуаций следует созвониться с родителями ученика. Подходящие формулировки для начала разговора такие:

– Я хотела (бы) с вами поговорить. Я думаю, ваш ребенок мог бы учиться лучше. Давайте вместе подумаем, что можно сделать.
– Мне хотелось бы с вами встретиться, обсудить учебу вашего ребенка посоветоваться, может быть, вместе придумаем, как ему помочь.

Не следует начинать разговор со следующих фраз:

– У вашего ребенка совсем плохи дела.
– Ваш ребенок совсем перестал учиться, ничего не делает.
– Вы задумайтесь, скоро экзамены, а ваш, ведь, не сдаст.

 

Если проблема несущественна и вы считаете, что ее можно обсудить по телефону, – хорошо. Если вы убеждены, что пятиминутным разговором не обойтись, лучше не втягиваться в телефонное обсуждение проблемы, повторив просьбу встретиться лично.

 

Про то, какие именно проблемы у ребенка и что делать, вы обсудите в процессе разговора. В начале же лучше заранее сформулировать задачу разговора, обозначить его направление как совместный поиск решений. Будьте уверены, родители и так знают, что у ребенка проблемы, да и сам факт личной беседы с классным руководителем в нашей практике образовательных учреждений, к сожалению, редко свидетельствует о том, что все в порядке.


Представьте себе, в каком настроении приходят родители в школу по вызову классного руководителя, что они чувствуют. Естественно, и стыдно за ребенка, и чувствуешь свою ответственность, и, конечно, в глубине души есть понимание своих ошибок. Родитель уже заранее готовится выслушать нечто неприятное и невольно пытается защититься. А защищаться можно по?разному. Кто?то заранее готов согласиться со всем, что вы скажете, кивать, поддакивать, обещать принять меры. Кто?то выслушивает учителя почти безучастно, подчас как провинившийся ученик. А кто?то готов, защищая себя и ребенка, пойти в наступление и выдвигает многочисленные претензии в адрес школы.


Как бы то ни было, когда перед нами собеседник в таком защищающемся состоянии, наладить сотрудничество и решить какую?либо проблему едва ли удастся. Следовательно, первая наша задача – сделать так, чтобы родители видели в учителе не источник неприятных эмоций, а человека, с которым можно на равных обсудить проблемы своего ребенка и найти решения.


Поблагодарите родителя за то, что пришел (не важно, работает ли в напряженном графике или сидит дома и явился только после пятого приглашения). Выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с возникшими трудностями.


Расскажите о текущей ситуации ребенка. Не стоит фиксироваться сразу только на трудностях, отметьте все возможные позитивные моменты, которые только можно найти (участие во внеклассных мероприятиях, отношения с одноклассниками, успехи по отдельным предметам – что угодно), и начните с них. Родитель должен видеть, что вы объективно оцениваете его ребенка – это во?первых. А во?вторых, что ребенок его не совсем пропащий, что?то у него получается, есть перспективы.


А вот потом уже излагаем ситуацию: есть некоторые трудности и проблемы, которые мешают. Старайтесь сохранять дружеский, доверительный тон разговора, будьте готовы понять позицию собеседника. Изложив ситуацию (если вы были инициатором разговора), обязательно поинтересуйтесь мнением собеседника, т. е. какой видится ситуация родителю, и тут же спросите: “Как вы думаете, что можно сделать?..” Если инициатором разговора был родитель, обязательно выслушайте его до конца, стараясь, однако, максимально приблизить собеседника к тому, в чем проблема и как ее можно решить.

 

В разговоре уместны следующие высказывания:

– Я понимаю, что трудно, придя с работы, проконтролировать ситуацию в полной мере. Наверное, что-то получается, что-то нет (полувопрос).
– Я сама мама и знаю, как это трудно, ведь идеальных ситуаций не бывает. (Если есть еще что-то, сближающее вас с собеседником, то упоминание об этом поможет взаимопониманию. Следует помнить, что, придя к нам, родители невольно уже испытывают чувство вины, поэтому необходимо перевести разговор на решение проблемы, значит, сделать так, чтобы они поверили в свои возможности.)
– Это же ваш ребенок, никто не знает его лучше, чем вы.
– Никто не сможет помочь вашему ребенку лучше, чем вы – ведь вы его чувствуете лучше и т. д.

 

Не стоит употреблять такие выражения, как:

– Конечно, если ребенком не заниматься, так он и будет одни двойки получать.
– Меня не интересует, какие у вас проблемы на работе, значит, найдите возможности…
– Если еще раз такое повторится, я его больше на урок не пущу! (Ведь это нереальная угроза, т. к. права на это мы не имеем, поэтому какой смысл об этом говорить.)
– Если вас не устраивает наша школа, ищите другую!

 

Для улучшения взаимопонимания с родителями, позитивного общения постарайтесь:

•    избегать безапелляционных высказываний;
•    сохранять доверительный тон сотрудничества;
•    не использовать обобщающих штампов;
•    оценивать ситуацию по принципу “здесь и сейчас”;
•    не преувеличивать и не преуменьшать текущие трудности учащихся.

 

Если есть возможность и (или) необходимость подключить к решению проблемы смежных специалистов (логопеда, школьного психолога, невропатолога и т. д.), сообщите об этом родителям.

 

Предложите родителям варианты решения проблемы. Они, как правило, индивидуальны, связаны со спецификой проблемы:

  • или это отношения с одноклассниками;
  • или необходимость усилить контроль над ребенком;
  • или недостаток внимания и сочувствия к ребенку, слишком жесткая позиция родителей и т. д.

При условии соблюдения вышеописанных правил родитель, скорее всего, будет более восприимчив к вашим рекомендациям. Если вопрос обсуждался трудный, проблема серьезная, настройте родителей на долгую работу, на то, что результат их изменившегося отношения (поведения) в общении с ребенком будет виден не раньше чем через две недели, а то и через месяц?два. Ведь проблема действительно непростая, и маловероятно, что ее удастся разрешить одним разговором (с ребенком или родителями).

 

Приглашать самого учащегося на беседу с родителями имеет смысл только в том случае, если вы хотите ребенка в присутствии мамы или папы подбодрить, похвалить за что-то (вспомните позитивные моменты, с которых начинали разговор), выразить уверенность, что все наладится.

 

В противном случае обвинение ребенка во всех его грехах в присутствии близкого ему человека может усугубить ситуацию, став унижением и для ученика, и для родителя. Дети и так всегда очень переживают при любом визите родителей в школу. Им так важно, чтобы взрослые видели не только их недо­статки, но и достижения тоже. Унизив ребенка, сыграв на чувстве стыда или уязвленном самолюбии, невозможно добиться в работе с ним серьезного прогресса. Это будет лишь формальным исполнением обязанностей учителя – беседа проведена, а результат – нулевой.

 

Педагогу необходимо помнить, что если беседа не ладится, то следует предупредить родителей о возможных неприятных последствиях существующей проблемы, в случае невозможности или нежелания прислушаться к вашим рекомендациям. В дальнейшем поставьте в известность администрацию (завуча) о ходе проведенной беседы.


Как показывает практика, многих конфликтов можно избежать при условии:

  • достаточной информированности родителей;
  • наличия четких механизмов взаимодействия с родителями.

 

Источник: Журнал "Справочник руководителя образовательного учреждения"

Цитировать23.05.2011 13:29Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемая Ирина Валентиновна! Большое спасибо за полезный материал. Уже столько в школе и много интересного для себя отметила. С уважением, Лилия Вильевна.

Цитировать23.05.2011 18:11Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемые коллеги, спасибо за открытие такой больной темы на форуме.Что говорить, ведь в каждом классе есть 1-2 проблемных ребёнка или, ещё хуже, проблемных семьи.И только опыт, мудрость учителя , обоюдное желание всех сторон (семьи и школы) приводит к хорошему результату. А ещё ,убедилась, если подходишь с любовью к "ершистому ёжику", он сразу становится и не колючим, а улыбнулся в ответ, значит-будет хороший результат:и учиться захочется и азарт появится!Желаю всем нам:родителям, учителям терпения, терпения и ЛЮБВИ!А большое дело сделали уроки по ОРКСЭ (модуль ОПК), вот только я, думаю их надо вводить ещё раньше.Огромное спасибо, Ирина Валентиновна, за материал.Нужный, я много для себя взяла.

С уважением Нина Анатольевна.

Цитировать24.05.2011 04:39Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемые коллеги! Большое спасибо за то, что подключились к обсуждению. Рада, что смогла помочь. Желаю удачи! С уважением, Ирина Валентиновна.

Цитировать08.07.2011 07:06Рейтинг: 0Отлично
 

Особенности работы с гиперактивными детьми

Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить.

Правила поведения педагога с гиперактивным ребенком

  • "не замечать" мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;
  • применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;
  • рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;
  • давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что­нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т. п.);
  • хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребенок довел какое­-то дело до конца.

Порядок общения родителей с ребенком

Для родителей очень важно подобрать верный тон, не срываться на крик или не впадать в безудержное сюсюканье. В общении с таким ребенком следует быть мудрым, добрым и терпеливым.

У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова "нет", "нельзя", "не трогай", "запрещаю" для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний родителям вообще следует отказаться.

Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать все, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Выражая недовольство, ни в коем случае не следует манипулировать чувствами ребенка и уж тем более его унижать. Следует эмоционально поддерживать дошкольника во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были.

Также очень важен физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить – со временем это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и детьми.

Необходимо поддерживать здоровый психологический микроклимат в семье. Следует оградить ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает ссора, он не должен видеть, а тем более быть ее участником. Родителям нужно как можно больше времени проводить с малышом, играть, ездить всем вместе за город, придумывать общие развлечения. Конечно, фантазии и терпения потребуется много, но польза будет не только для ребенка, но и родителей, так как непростой мир маленького человека, его интересы станут ближе и понятнее.

Если есть возможность, лучше выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, т. е. отвести для него собственную "территорию". В оформлении следует избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов, он сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Организация жизни должна действовать на детей успокаивающе. Для этого необходимо составить распорядок дня и соблюдать время приема пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр. Можно определить для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Важно отмечать и хвалить прилагаемые им усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Дав ребенку новое задание, лучше показать, как его выполнять, подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы очень важны. Не следует перегружать внимание дошкольника. На определенный отрезок времени можно поручить только одно дело, чтобы он мог его завершить (например, с 8.30 до 9.00 убирать свою постель). Некоторые психологи советуют использовать для этой цели будильник или кухонный таймер. Сначала следует обговорить задание, а потом подключать технику. По мнению специалистов, это будет способствовать снижению агрессии.

Любой вид деятельности, требующий от ребенка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома и т. п.), должен быть вознагражден: в качестве приза может выступать маленький подарок, слова похвалы и одобрения. Примером поощрения могут служить разрешение в качестве разовой поблажки посмотреть телевизор на полчаса дольше положенного времени, лишний раз сходить на прогулку или купить вещь, о которой он давно мечтает; угощение специальным десертом, предоставление возможности поучаствовать в играх вместе с взрослыми (лото, шахматы).

Если ребенок в течение недели ведет себя примерно, в выходные он должен получить дополнительное вознаграждение (например, поездку вместе с родителями за город, экскурсию в зоопарк, поход в театр и др.). При неудовлетворительном поведении родители могут словесно высказать свое неодобрение.

Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Поэтому родителям не следует ходить с ним часто в гости, крупные магазины, на рынки, в кафе и т. д. Все это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему дошкольника.

А вот длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег очень полезны для гиперактивного ребенка. Они позволяют сбросить избыток энергии. Главное – следить, чтобы он не устал, оберегать от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Весьма нелегко, но очень важно научить ребенка "остывать" и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого можно воспользоваться следующими приемами. Когда дошкольник проявляет чрезмерную активность, рекомендуется мягко остановить его, не повышая голоса, предложить отдохнуть, обнять за плечи, ласково погладить по головке, обратить внимание на окружающих детей и игрушки, попросить сказать, что делают папа, бабушка, где лежит его любимый мишка или что стоит на столе. Хорошо, если родители будут фиксировать в специальном дневнике все изменения в поведении ребенка: как он справляется с заданиями, как реагирует на поощрение и наказание, что ему больше нравится делать и т. д.


Читать полностью

 

Источник: Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" № 6, 2010 года

Цитировать20.09.2011 03:22Рейтинг: 1Отлично
 
Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

1. Верьте в способности "слабоуспевающего" ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Помните, что для "слабоуспевающего" необходим период "вживания" в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
3. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предваритель­ные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
4. Задавайте ученикам наводящие вопросы, помогающие после­довательно излагать материал.
5. При опросе создавайте специальные ситуации успеха.
6. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивайте ат­мосферу благожелательности.
7. Периодически проверяйте усвоение материала по темам уро­ков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
8. Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми. Чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с
классом, самостоятельно).
9. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспеваю­щих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных раз­делах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в ус­воении нового материала.
10. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школь­никам предлагайте упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах. При этом нужно отметить положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, указать типичные затруднения в работе и способы их устранения, оказать помощь с одновременным раз­витием самостоятельности в учении.
11. При организации домашней работы для слабоуспевающих школь­ников подбирайте задания по осознанию и исправлению ошибок. Для этого проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домаш­них заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необ­ходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы.
12. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
13. Объем домашних заданий рассчитывайте так, чтобы не допустить перегруз­ки школьников.
14. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
15. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... "слабоуспевающих". Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
Рекомендации по работе с агрессивными и возбудимыми детьми

1. Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не исполь­зовать жаргонные и бранные слова — это не даст им права оскорб­лять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способ­ны.
2. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
3. В открытую не бороться, т. к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
4. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
5. Обсуждайте поведение только после успокоения.
6. Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
7. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково воз­можное решение. "Имя... , ты расстроился, потому что ... . Ты мо­жешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сде­лать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.
8. Пусть за что-то отвечает в школе.
9. Перед сильными - проявляют элементы раболепия, со слабыми - агрессив­ны. Могут быть назойливыми, слащавыми. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мело­чам на него.
10. Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
11. "Воинственность" ребенка можно успокоить своим спокой­ствием.
12. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя неко­торое время после наказания. Ребенок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями

1. Игнорировать истерические реакции. Предупредить класс не обращать внимания в момент истерики.
2. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
3. Не стремиться угодить.
4. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение - это ему и надо (подсознательно).
5. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответ­ственность за свои решения и поступки.
6. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т.к. неуто­лимая жажда признания.
7. Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных при­тязаний.
8. Лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.
9. Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков - одно замечание или наказание.
10. Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
11. Усилить систему поощрений и наказаний (наказание — непод­вижностью). Такое наказание он запомнит.
12. Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.
13. Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья один человек - требования всех членов едины.
14. Ожесточить режим. Пресекать бесцельное времяпровождение.
15. Ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный.
16. Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до кон­ца первое.
17. Четко ориентировать в понятиях "хорошо", "плохо", "надо".
18. Повышать самооценку, уверенность в себе.
Источники:
1-10 из 13
First page
Previous page
1
Next page
Last page