"Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее."

А. Барбюс

 
 
Цитировать01.07.2015 13:38Рейтинг: 0Отлично
 

В основу школьной инклюзии положен индивидуальный подход к каждому ребенку

Эксперты различного уровня подвели первые итоги реализации программы «Доступная среда» в системе общего образования в ток-шоу, организованном на базе МИА «Россия сегодня». В тематической дискуссии приняли участие представители профильных министерств, общественных организаций, родительские ассоциации и региональные эксперты.

Реализация программы по созданию доступной образовательной среды проводится Министерством образования и науки Российской Федерации по различным направлениям. Так, ранее был сформирован значительный пул нормативных документов, гарантирующих любому ребенку право на образование, вне зависимости от особенностей его развития. В настоящий момент все регионы России вовлечены в процесс планомерного целенаправленного создания условий для инклюзивного образования: функционирует около 6 тысяч базовых образовательных организаций, реализующих инклюзивные программы.

«Нельзя говорить, что до вступления в силу закона «Об образовании в РФ» у нас не было инклюзии. В регионах существует немало подобных эффективных практик. Сегодня меняются масштабы этого процесса. И усилия Министерства сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации системы создать среду, обеспечивающую доступность качественного образования для ребят с особыми образовательными потребностями с учетом их индивидуальных психофизических особенностей», – подчеркнула Людмила Вакорина, заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России.

Об успешном опыте реализации с 2011 года принципов инклюзивного образования рассказала Наталья Игловская, координатор направления в МБОУ «СОШ № 84» г. Северска Томской области: «Мы не сторонники того, чтобы делать упор на название «инклюзивная школа». Наша школа, в которой создана доступная, комфортная среда − для всех детей». По словам выступающей, проблем на пути становления новой модели было много, но решить их удалось благодаря межведомственному взаимодействию.

Одной из главных задач инклюзии в образовании остается проблема подготовки кадров. За 5 лет существования программы «Доступная среда» обучение прошли более 27 тысяч педагогов.

«Сегодня профессиональный стандарт педагога задает высокую планку. Каждый учитель должен владеть инклюзивными технологиями, обеспечивая индивидуальную траекторию обучения любого ребенка», – отметила Светлана Алехина, проректор Московского городского психолого-педагогического университета.

При этом она подчеркнула, что педагогическому сообществу предстоит скоординировать свои действия, наладить общение и обмен опытом по вопросам инклюзивного образования.

Вопрос психологической поддержки педагогов подняла Валерия Кэролл, старший преподаватель Колледжа социальных наук Университета Линкольн (Великобритания). Она отметила, что педагогам не только требуется время на освоение новых профессиональных компетенций, они должны получать психологическую помощь и поддержку со стороны специалистов.

Елена Клочко, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной Палате РФ, в своем выступлении отметила, что инклюзия не должна ограничиваться лишь системой образования, эта идеология должна сопровождать ребенка на всех этапах его жизни, начиная с самого раннего возраста.

Об опыте внедрения инклюзивных практик в Москве рассказала Ольга Москвичева, заведующая сектором обеспечения реализации образовательных программ общего образования для лиц с особыми образовательными потребностями Департамента образования г. Москвы. По ее словам, в столице создана система оказания услуг детям с особыми потребностями. В московских школах обучается более 53 тысяч детей с ОВЗ и инвалидностью. В системе среднего профессионального образования – более 2 тысяч детей-инвалидов. Учитывая важность непрерывности инклюзивного процесса, все дети с особыми образовательными потребностями обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях, подчеркнула Ольга Москвичева.

В ходе дискуссии, эксперты подчеркнули, что в один момент переключить страну на новое инклюзивное мышление не получится. Но масштабная, планомерная работа в этом направлении уже позволяет говорить о положительной динамике реализации инклюзивных процессов во всех регионах страны.

 

Материал взят с сайта Министерства образования РФ

 

Цитировать14.08.2015 08:18Рейтинг: 1Отлично
 

Определены тематические уроки в следующем учебном году. Минобрнауки России направило информационное письмо со списком рекомендованных тематических уроков, цель которых - духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, уважения к государственным праздникам России.
Рекомендованы в 2015/16 учебном году следующие тематические уроки, посвященные памятным датам российской истории и культуры:
·         70-летию Победы в войне с милитаристской Японией;
·         Году литературы в Российской Федерации;
·         1000-летию святого равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси;
·         Дню славянской письменности и культуры;
·         175-летию со дня рождения П.И. Чайковского;
·         250-летию со дня рождения Н.М. Карамзина.
В первый учебный день 1 сентября 2015 года рекомендовано организовать во всех общеобразовательных организациях Всероссийский урок "Готов к труду и обороне", в октябре 2015 года – Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет, в декабре 2015 года – тематический урок информатики в рамках Всероссийской акции "Час кода".
Минобрнауки России совместно с МЧС России планирует проведение 4 октября (День гражданской обороны) урока подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций. Урок будет посвящен 25-й годовщине создания МЧС России.
В день рождения великого российского лексикографа Владимира Даля 22 ноября 2015 года в рамках празднования Года литературы Минобрнауки России состоится Всероссийский словарный урок.
Методические материалы по проведению тематических уроков будут размещены на сайте Академии повышения квалификации – профессиональной переподготовки работников образования в разделе "Рекомендуем".

 

Материал взят с сайта "Менеджер образования"

Цитировать11.11.2015 14:37Рейтинг: 0Отлично
 

Профстандарт педагога будет внедрен только после полноценной апробации.

10 ноября 2015 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете начал работу Всероссийский съезд педагогических работников. Представители профессионального педагогического сообщества из регионов России собрались в столице, чтобы обсудить внедрение и апробацию профессионального стандарта педагога. Съезд открыли Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, член Общественного совета Минобрнауки России Евгений Ямбург, ректор МГППУ Виталий Рубцов, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015» Сергей Кочережко.

Рассказывая об особенностях и внедрении профессионального стандарта педагога, Министр подчеркнул, что данный стандарт должен внедряться только после прохождения апробации. «Мы сразу договорились о том, что профессиональный стандарт будет вводиться по мере готовности. Профстандарт не должен стать неожиданностью для учителей, именно поэтому обязательное применение профессионального стандарта по инициативе Минобрнауки и Минтруда России было перенесено на 1 января 2017 года. По мере того, как будет продвигаться апробация этого стандарта, мы можем этот срок перенести на более поздний период», – сказал Дмитрий Ливанов. В настоящее время апробация профстандарта учителя проходит в 43 регионах России.

Министр также отметил, что в апробации профессиональных стандартов должны участвовать как можно больше учителей и воспитателей из разных регионов России, при этом сам процесс стандартизации не должен приводить к росту бюрократической работы и «бумажной» нагрузки на учителя.

 

Читать полностью

Цитировать11.11.2015 14:38Рейтинг: 0Отлично
 

Общественный совет при Минобрнауки России выступил против введения скользящего графика начала учебного года.

10 ноября 2015 г. члены Общественного совета при Минобрнауки России с участием Министра образования и науки Дмитрия Ливанова рассмотрели итоги социологических опросов о возможности введения скользящего графика начала учебного года среди родительского и педагогического сообщества.

Опрос педагогического сообщества, в котором приняли участие более 55 тысяч учителей, был проведен Минобрнауки России. По его итогам 75% из опрошенных учителей однозначно не поддерживают переход на скользящий график, 14% ответили, что «скорее не поддерживают», 7,3% выразили позицию «скорее поддерживаю», и лишь 3,7% учителей однозначно высказались за введение скользящего графика.

Родительское сообщество опрашивал Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). «При опросе родителей, какие преимущества они видят в «плавающем» начале учебного года, 68% отметили, что не видят никаких преимуществ. В то же время 6% считают, что это позволит продлить каникулы, 4% отмечают возможность отдыха в сентябре. Аргументы родителей против «плавающего» графика – все должно быть строго и дисциплинированно, 1 сентября является традицией и праздником, а также сложившаяся привычка, из-за которой нет смысла переносить начало учебного года», – рассказал представитель ВЦИОМ Валерий Федоров.

«Введение подобной инициативы затронет педагогический корпус и родителей. Нам было важно выслушать обе стороны по этому вопросу. Результаты опросов свидетельствуют о том, что большинство педагогов не поддерживают введение «плавающего» начала учебного года. Учителя отмечают, что данная мера будет малоэффективной, и скользящий график начала учебного будет способствовать возникновению ряда проблем: нарушение традиций, смещение графиков и каникул», – отметила директор Департамента информационной политики Минобрнауки РоссииАнна Усачева.

«Опросы показывают, что минусы этого предложения, очевидно, перевешивают плюсы», – резюмировал обсуждение Дмитрий Ливанов.

Обсудив итоги проведенных опросов, Общественный совет единогласно пришел к выводу о нецелесообразности установления скользящего графика начала учебного года в образовательных организациях.

 

Материал взят с сайта "Министерство образования и науки РФ"

Цитировать11.04.2016 16:29Рейтинг: 0Отлично
 

Дмитрий Ливанов рассказал о реализации госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан России на 2016–2020 годы»

5 апреля 2016 г. в Большом Кремлевском дворце прошло 37-е заседание Российского организационного комитета «Победа». Его работу возглавил Президент Российской Федерации Владимир Путин. Главным вопросом повестки стала подготовка к проведению празднования 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Владимир Путин отметил необходимость обеспечения условий для более широкого вовлечения ветеранов в работу с молодежью, в том числе в рамках реализации госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан России на 2016–2020 годы».

«Впервые такая программа была принята в 2001 году и дала старт многим спортивным, музейным, исследовательским проектам, наполнила новым содержанием уникальные традиции работы с подрастающим поколением, сложившиеся в нашей стране», – отметил Президент Российской Федерации.

Глава Минобрнауки России Дмитрий Ливанов отметил, что в каждом регионе уже разработаны соответствующие региональные программы патриотического воспитания, финансируемые из средств региональных бюджетов, содержательно дополняющие мероприятия этой федеральной программы.

«Запланировано предоставление субсидий юридическим лицам на конкурсной основе в целях поддержки некоммерческих организаций, молодежных и детских общественных объединений, организующих научные экспедиции в сфере этнографии, археологии, геологии, биологии и других наук, молодежных и детских общественных объединений краеведческой и туристской направленности, поисковых отрядов при образовательных организациях и многое другое», – сообщил Дмитрий Ливанов.

Он также отметил, что в рамках программы будет осуществляться ежегодный мониторинг и контроль деятельности регионов по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.

 

Материал взят с сайта Министерства образования и науки РФ

 

Цитировать21.06.2016 18:26Рейтинг: 0Отлично
 

Минобрнауки обратилось в правительство с предложением изменить систему аттестации учителей.

По словам замглавы министерства Натальи Третьяк, требования к процедуре по всей стране будут едины

Минобрнауки направило обращение в правительство РФ с предложением изменить подходы к аттестации школьных учителей. Об этом сообщила ТАСС первый замглавы ведомства Наталья Третьяк в кулуарах Петербургского международного экономического форума.

"Мы хотим предложить педагогам, пока в апробационном режиме, новые подходы к аттестации... чтобы туда входил модуль, связанный со знанием предметной области, модуль на владение педагогическими технологиями, в том числе на знание современных IT-технологий, и модуль на знание коммуникаций - умение решать конфликтные ситуации с детьми, с родителями", - сказала Третьяк.

Она подчеркнула, что требования к процедуре по всей стране будут едины. "Это позволит унифицировать подходы к аттестации педагогов и получить уникальные данные для наших институтов повышения квалификации, например, каких знаний не хватает учителям, выяснить проблемы обучения в педагогических вузах, понять, касается какая-то проблема целого региона или конкретной школы", - уточнила первый замминистра.

Она добавила, что с предложением изменить систему аттестации министерство обратилось к правительству РФ. "Мы уже обратились в адрес правительства о возможности рассмотреть такие подходы, ждем решения, скорее всего, оно будет положительное", - заключила Третьяк.

 

Материал взят с сайта "Завуч.инфо"

Цитировать03.07.2016 17:00Рейтинг: 0Отлично
 

Новый приказ Минобрнауки России о предоставлении длительных отпусков закрепит такое право за всеми категориями педагогических работников.

Минобрнауки России выпустило новый приказ, регламентирующий порядок предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года. Документ заменит нормативно-правовой акт 2000 года.

Основное отличие нового приказа – закрепление длительного отпуска за любыми педагогическими работниками, вне зависимости от учредителя и должности, перечень которых занимал значительную часть старого приказа. Теперь номенклатуру должностей педагогических работников и руководителей образовательных организаций утвердило соответствующее постановление Правительства Российской Федерации (от 8 августа 2013 г. № 678)

«Педагогические работники, замещающие должности, поименованные в разделе номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации, имеют право на длительный отпуск не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы», – говорится в документе.

Все конкретные нюансы предоставления длительного отпуска, включая возможности оплаты (неоплаты) решаются на месте, через коллективный договор, а не путем закрепленного государственного регулирования как это было в старом приказе.

 

Материал взят с сайта "Министерство образования и науки РФ"

Цитировать28.07.2016 08:43Рейтинг: 0Отлично
 

В ОНФ заявили, что более трети школ в России не обеспечивают учеников бесплатными учебниками.

Менее двух третей школ обеспечивают учащихся бесплатными учебниками. Такие данные были получены экспертами ОНФ в ходе мониторинга доступности образовательных организаций, проведенного в преддверии нового учебного года.

В ходе мониторинга были опрошены 2 тысячи жителей во всех федеральных округах. Опрос показал, что бесплатные учебники получают всего в 64,1% образовательных организациях, рассказали в пресс-службе организации. При этом средние затраты родителей на приобретение учебников составили 3,4 тысячи руб.

В ОНФ также заявили, что, согласно правительственному докладу, на 100% бесплатными учебниками обеспечены только 45 регионов – чуть больше половины. В 16 регионах уровень обеспеченности составляет менее 90%, в 4 субъектах средства на приобретение учебников и учебных пособий в бюджеты на 2016 г. не заложены.
"Директора школ вынуждены прибегать к спонсорской помощи и не исключают, что им придется просить родителей самих закупать учебники. Отмечены факты выдачи бесплатной литературы лишь в начальных классах, обеспечения ими только детей-сирот и детей из малоимущих семей. Имеются случаи покупки директорами школ учебников на свои средства по оптовой цене с целью их дальнейшей перепродажи родителям", - констатируют в организации.
По мнению экспертов рабочей группы ОНФ "Образование и культура как основы национальной идентичности" подобные ситуации происходят из-за отсутствия в регионах единого подхода к обеспечению школьников учебной литературой. На уровне субъектов закупки осуществляются в 14 регионах, на уровне муниципальных образований – в 7, на уровне образовательных организаций – в 29, на нескольких уровнях – в 35 регионах.
Эксперты поясняют, что во многих случаях учебники приобретаются за счет субвенций, которые выделяются на различные образовательные нужды. Нередко эти средства полностью расходуются на учебную литературу. Но зачастую потребность в учебниках остается даже после полного использования субвенции.
- Все мониторинги, опросы, исследования однозначно указывают на то, что без соответствующих механизмов школы не в состоянии самостоятельно гарантировать бесплатное обеспечение детей учебниками. Нередко им просто не хватает для этого выделенных на закупки средств. Таким образом, ставится под вопрос соблюдение государственной гарантии бесплатного основного общего образования. Это, безусловно, требует немедленного исправления, – отметила руководитель рабочей группы Любовь Духанина.
Она добавила, что рабочая группа ОНФ считает необходимым исключить ситуацию, когда школа остается один на один с закупками на выделенные ей средства, которых зачастую оказывается недостаточно.
По информации onf.ru

Цитировать22.08.2016 18:13Рейтинг: 0Отлично
 

Новый федеральный перечень учебников должен быть сформирован в 2017 году

В 2017 году будет сформирован новый федеральный перечень учебников. Порядок формирования федерального перечня обязывает заказчика экспертизы (издателя – правообладателя учебника), желающего включить учебник в перечень, направить в срок с 15 ноября 2016 года до 15 января 2017 года соответствующее заявление, сам учебник, методическое пособие по нему для учителя, инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника, а также положительные экспертные заключения необходимых экспертиз.

До 1 марта 2017 года все поступившие заявки совместно с приложенными экспертными заключениями будут рассмотрены научно-методическим советом по учебникам.

За последние годы Министерство предприняло ряд необходимых шагов по повышению качества школьной учебной литературы, существенно совершенствовав процедуру отбора. Сегодня система допуска учебной литературы в школах России предполагает не только обязательное прохождение каждым учебником ряда экспертиз, но и мониторинг его использования в школах и реагирование на жалобы детей, родителей, учителей и других участников образовательного процесс. Напоминаем, что в федеральный перечень учебников включаются учебники на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, а для учебников регионального компонента еще и этнокультурной и региональной экспертиз, а экспертные заключения выдают профессиональные организации, среди которых Российская академия образования и Российская академия наук.

Министерство рассматривает и предпринимает необходимые меры по каждому обращению на качество учебников и за два последних года количество таких жалоб на качество учебной литературы существенно сократилось.

 

Читать полностью


Материал взят с сайта Министерства образования и науки РФ

 

Цитировать22.08.2016 18:17Рейтинг: 0Отлично
 

Всероссийское совещание педагогических работников

В Москве, 19 и 20 августа 2016 г., состоялось Всероссийское августовское совещание педагогических работников. В его работе приняли участие руководство Минобрнауки России, учителя, специалисты отрасли образования различных уровней, представители педагогической общественности.

В первый день была организована работа дискуссионных площадок. Участники обсуждали вопросы особого статуса профессии учителя в обществе, создания Национальной системы учительского роста, совершенствования профессионального стандарта педагога, развития инфраструктуры школьного образования, снижения бюрократической нагрузки и достижение новых образовательных результатов в российских школах.

20 августа в работе совещания принял участие Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев. Он представил педагогической общественности Министра образования и науки Российской Федерации Ольгу Васильеву, которая была назначена на должность Указом Президента Российской Федерации 19 августа 2016 года.

«Педагогическое собрание в августе – это очень хорошая российская традиция: работники образования собираются вместе и обсуждают задачи, которые предстоит решить в новом учебном году, – отметила глава ведомства, в ходе пленарного заседания. – Впервые такое совещание имеет всероссийское значение – в педсовете приняли участие 680 экспертов из 83 регионов России».

«Уважаемые коллеги, в наших силах создать самую современную систему школьного образования, систему, которая достойна нашей страны в XXI веке, – сказал Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев. – У нас для этого абсолютно все есть, есть самое главное – есть вы»Он также сообщил, что в ближайшее время проведет заседание президиума Совета по стратегическому развитию, которое будет посвящено школе.

 

Читать полностью


Материал взят с сайта Министерства образования и науки РФ