Цитировать23.01.2011 06:59Рейтинг: 0Отлично
 

Комсомольская правда > Евгений Стригунов, Анна Герасименко. Третья четверть: Выжить бы. Как помочь ученикам пережить самый долгий и трудный период в учебном году

 

"Каникулы, каникулы - чудесная пора, и нам не нужно просыпаться в семь утра!" Но каникулы закончились, в семь утра, несмотря на темноту, жестоко будит мама, ведь ждут учебники, тетрадки, контрольные и долгие дни до весенних каникул. Третья четверть - самая тяжелая по многим причинам. Попробуем сделать все, чтобы учеба не стала стрессом для школьника.

 

ЭКВАТОР УЧЕБНОГО ГОДА

 

В конце второй четверти ребята подходят к экватору - середине года. Первое полугодие заканчивается, и учителя часто нагнетают обстановку, подводят итоги, обращают внимание на двойки и грозят проблемами во втором полугодии. И этот промежуточный итог очень сильно влияет на эмоциональное состояние учеников. Возвращаться в школу элементарно страшно и волнительно, ведь там ждут трудности.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ

 

На старте учебного процесса садитесь вместе с ребенком и анализируйте. Смотрите, какие оценки были за полугодие по каким предметам. Где порядок, а где надо подтянуть. Нарисуйте план в голове у ребенка или на листе бумаги. "По английскому ты был молодец, вон как много пятерок! А математикой в этом полугодии будем почаще заниматься, поднажмем!"

 

Такой план поможет:

 

- Во-первых, вернуть ребенка мыслями в учебный процесс;

 

- во-вторых, показать ему, что вы с ним, вы вместе, вы его поддерживаете и обязательно поможете. А это для школьника очень серьезная мотивация к обучению. Ошибка, когда родители говорят: сам запустил литературу, сам и выбирайся! Увижу двойку - убью;

 

- в-третьих, такой анализ - это ваш шанс как следует ПОХВАЛИТЬ своего ученика. Хвалите обязательно! Это важнее миллиона пятерок.

 

ПОЧЕМУ ТАК ТЯЖЕЛО САДИТЬСЯ ЗА ПАРТУ ИМЕННО СЕЙЧАС?

 

Вот вы в первые рабочие дни после праздников наверняка стол разбираете, с коллегами новости обсуждаете, потягиваетесь... А от детей-то мы требуем быстро и активно включиться в учебу с первого же урока после каникул. А это жестоко.

 

Долгие каникулы - это хороший отдых, но они жутко выбивают из колеи. Резкий спад нагрузки после накала в учебе в декабре приводит к тому, что школьники теряют учебную форму. Родители ведь редко сажают за уроки в праздники да еще и позволяют абсолютно все - валяться перед телевизором, спать до полудня, ложиться поздно. А это чревато последствиями. Новогодние праздники заканчиваются, и в момент надо рано вставать, много сидеть и делать ненавистное домашнее задание! Кроме того, учителя после праздников сверяются с программой и выясняют, что не успевают! Начинаются бешеная гонка и куча заданий на дом.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ

 

1. Чуть мягче с домашним заданием Если видите, что ребенок переутомляется, то лучше делать уроки на 70 процентов. Ничего страшного, если из 7 заданий сделаете 5.

 

Самое подходящее время для домашки - с 15 до 18 часов.

 

Начинать выполнение домашней работы лучше с письменных заданий.

 

Хороший вариант: предложите ребенку самому выбрать, с чего начать. Пусть первым сделает тот урок, который ему больше нравится. Таким образом мы создадим ситуацию успеха. Ребенок займется тем, что ему нравится, у него хорошо получится, вы его похвалите, и он будет делать все остальное с настроем, что он все может и все у него получится!

 

Делайте перерыв между уроками. Сделали русский - прогулялись за хлебом. Сделали математику и английский - попрыгали и поиграли.

 

Главное, чтобы перерывом между уроками не стали компьютер и телевизор. Ведь они тоже сильно утомляют мозг и глаза.

 

2. Больше спишь - больше знаешь

 

Сон очень важен. Не меньше 9 - 10 часов. Следите, чтобы ребенок рано ложился, ведь самый эффективный сон (отдых, расслабление, разгрузка) - до полуночи. Укладывая спать, не устраивайте репрессии. Вчера можно было смотреть телик до ночи, а сегодня "быстро спать, быстро спать!!!". Так вы спать не уложите, а только поругаетесь. Сейчас очень важно, чтобы не начали портиться отношения между родителем и ребенком.

 

Будите с запасом. Прозвенел будильник, но есть еще пять минут - поваляться. Идеально сделать элементарную зарядку, чтобы разбудить организм. Потом душ, завтрак.

 

Если ребенок не может проснуться, позвольте ему пропустить первый урок и поспать. Объясните проблему учителю.

 

3. Свежий воздух - светлая голова

 

Мозгу, который все время учится, нужен кислород. А кислород - это движение и воздух. Если совместить - совсем здорово! В идеале на воздухе школьнику нужно бывать два-три часа в день. Как минимум три раза в неделю устраивайте обстоятельное гулянье - каток, лыжи, горки.

 

4. Витамины

 

Фрукты-овощи зимой у нас сомнительно натуральные, так что посоветуйтесь с врачом и подберите комплекс витаминов. Важен витамин С, который не только борется с простудами, но и помогает усваиваться железу. Придают сил животные белки и омега-3 жирные кислоты. Помощниками для мозга называют витамины группы В (В6, В12). С утра готовьте завтрак отличника - кашу с медом и сухофруктами.

 

ПРИЗНАКИ ШКОЛЬНОЙ УСТАЛОСТИ

 

- У взрослых это называется выгоранием, а у детей мы это называем ленью. Нет сил ни на что. Школьник теряет интерес не только к учебе, но и к любимым играм.

 

- Плохо ест.

 

- Снижается успеваемость даже по любимому предмету.

 

- Вечером ребенку трудно заснуть, а утром вы не можете его добудиться.

 

- Все время болеет, жалуется на плохое самочувствие, "не вылезает из соплей".

 

- Стал плаксив или агрессивен, часто обижается.

 

ЦИФРЫ

 

Выполнению домашнего задания рекомендуется уделять определенное время:

 

В 1-м классе - до 1 часа

 

Во 2-м классе - до 1,5 часа

 

В 3 - 4-м классах - до 2 часов

 

В 5 - 7-м классах - до 2,5 часа

 

В 7 - 8-м классах - до 3 часов

 

В 9 - 11-м классах - до 4 часов

 

КСТАТИ

 

Сроки каникул могут устанавливать сами родители

 

Увы, мало кто из родителей знает, что сроки каникул устанавливает не образовательное начальство, а администрация учебного заведения. Есть общий принцип: продолжительность всех школьных каникул между первой и второй, второй и третьей, третьей и четвертой четвертями не должна в сумме превышать одного месяца. Поэтому обычно Департамент образования Москвы, Министерство образования Московской области публикуют сроки каникул. Но обратите внимание: сроки эти рекомендованные! Чиновники закон знают.

 

Так вот, родительский комитет школы вправе обратиться к директору и попросить установить другие, более удобные сроки каникул.

 

Мало того, во многих учебных заведениях уже давно после советов с мамами и папами, физиологами и детскими психологами установили удобное для детей расписание. Где-то прямо с 1 сентября учатся по три-четыре недели, а потом дают ребятам недельную передышку. Где-то вводят дополнительные выходные для учеников как раз в конце февраля - начале марта, когда ребята уже почти выдохлись тянуть школьную лямку.

 

Главное - уложиться в прокрустово ложе учебного года и завершить изучение программы к 24 - 25 мая.

 

Ну а кроме того, никто не мешает родителям самим устанавливать сроки передышки для своего отпрыска. Видите, что ваш ученик устал (см. главку "Признаки школьной усталости"), - не гоните его в школу, мол, так вырабатывается воля и формируется дисциплина. Напротив, если ребенок устал, школьная учеба ему не пойдет впрок. Вызовите педиатра, попросите, чтобы он дал вам справку, которая позволит отпрыску передохнуть пару дней. Повод вполне достойный - усталость, депрессия.

 

Если ваши сын или дочь просто отоспятся, подпитаются витаминами, укрепят иммунитет, будьте уверены - они и пропущенные несколько дней быстро наверстают, и заниматься дальше станут с большим усердием. Главное - понимать и чувствовать своего ребенка. Конечно, не потворствовать симулянтам (и такое, увы, часто случается), но выручать в трудную минуту того, кому действительно нужна помощь.

 

Источник: http://mon.gov.ru/press/smi/8183/

 

Цитировать23.01.2011 08:43Рейтинг: 0Отлично
 

У нас в школе вот уже 5 лет занятия проводятся по триместрам. В I полугодии через каждые 5 недель проходят недельные каникулы, во II полугодии - через 6 недель каникулы. В среднем и старшем звене проходят спаренные уроки (2ч.-математика, 2ч.-физика и т.д.) недели подразделены на чётную (проходят уроки гуманитарного цикла), нечётную (математического). У ребят снижается нагрузка, меньше подготовки к урокам. Мы уже очень привыкли и все довольны!!!

Цитировать23.01.2011 10:17Рейтинг: 0Отлично
 

И мы в школе уже лет 7 учимся по триместрам. Нас это тоже очень устраивает. Все равномерно, не так устают дети и учителя. В городе так работает две школы. Остальные, как обычно, по четвертям.

Цитировать29.05.2011 12:38Рейтинг: 0Отлично
 

Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует проявлению у них самостоятельности, "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях.

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.

В связи с этим от учителя требуется постоянная работа по повышению профессиональной компетентности, а именно:

  • повышение уровня психолого-педагогической культуры;
  • развитие новых ценностей на основе имеющихся знаний и опыта;
  • совершенствование процесса самопознания и рефлексии;
  • профилактика "синдрома эмоционального выгорания";
  • формирование мировоззренческих и деятельностных основ личностно ориентированного взаимодействия учителя с детьми, их родителями, другими участниками образовательного процесса и т. д.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний, повышения своей профессиональной компетентности.

Особенности активных методов обучения:

  • групповая форма организации работы участников учебного процесса;
  • использование деятельностного подхода
    к обучению;
  • практическая направленность деятельности участников учебного процесса;
  • игровой и творческий характер обучения;
  • интерактивность учебного процесса;
  • включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
  • использование знаний и опыта обучающихся;
  • задействование в процессе обучения всех органов чувств;
  • рефлексия процесса обучения его участниками.
На наш взгляд, активные формы и методы обучения педагогов обладают большим потенциалом при подготовке профессионалов, способных занять активную позицию в выборе методов работы с детьми.

С помощью активных методов обучения можно развить в педагогах способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.

Рассмотрим назначение, принципы проведения и содержательные особенности некоторых форм работы по повышению профессиональной компетентности педагогов, основанных на использовании активных методов обучения.
Цитировать13.07.2011 16:33Рейтинг: 0Отлично
 

Экспресс-карта анализа урока.

 

Летнее время – прекрасная пора для “самокопания”, анализа своей профессиональной деятельности, поиска новых возможностей. Иногда это сложно. На первый взгляд учителю кажется, что он всё делает “правильно”. Легче найти оправдание в учениках-”бездарях”, изъянах учебных программ и учебниках,  засилии школьной бюрократии и в других объективных причинах  профессиональных неудач.

Методические пособия пестрят всякого рода диагностическими материалами для анализа и самоанализа урока. Иногда эти технологические карты и диагностические таблицы занимают не одну страницу. Порой эти разработки сложны для понимания. Да и непрерывная ситуация дефицита времени требует более сжатого и оперативного анализа.

Предлагаю вашему вниманию краткую технологическую карту анализа учебной деятельности на уроке. Она может пригодиться как учителю для самоанализа урока, так и завучу, который оперативно может определить дидактическую направленность урока.

 

karta

 

(на сайте карта увеличивается)

 

Если говорить о так называемом “деятельностном подходе” в обучении, то это предполагает необходимость увидеть и описать максимально прозрачно две составляющих: деятельность учителя на уроке и деятельность учащихся.

Данная технологическая карта поможет дать ответ на главный вопрос: насколько данный урок направлен на развитие самостоятельной познавательной активности учащихся. В конечном  счете, быстрый подсчет времени может дать нам ответ на главный вопрос: насколько урок отвечает духу времени.

Сторонники развивающего обучения считают, что

если на уроке монолог учителя, ретрансляция  информации, знаний превышает 8-10 минут, то урок малопродуктивен.

Встречаются и другие уроки. Ученики работают. Работают много. Учителя хвалят своего коллегу за плотность урока, за разнообразие видов ученической деятельности. Однако на деле обращаешь внимание, что проводимые учителем дидактические игры,  викторины, задаваемые им вопросы страдают однобокостью, т.к. направлены лишь на репродукцию знаний, на припоминание.

Каникулярное время даёт нам прекрасную возможность задуматься над пополнением копилки проблемных ситуаций, формулированием лаконичных учебных заданий на уроке, ориентирующих учеников на сложные мыслительные операции, на проявление ими своих творческих способностей.

Надеюсь, данная технологическая карта будет полезной учителю.

 

Материал взят с сайта "Дидактор"

Цитировать07.09.2011 04:36Рейтинг: 1Отлично
 
Как успешно учить всех ребят без отсева и отбора, укрепляя в каждом из детей и учителей чувство собственного достоинства, веру в свои силы и радость от совместной работы?
Одним из средств решения данной проблемы является система разноуровневого подхода к обучению Е.В.Яновицкой, которая сложилась в общих чертах уже в пятидесятых годах, но обстоятельно была описана относительно недавно.
Коллективные условия обучения совсем разных детей, очень по-разному способных осваивать тот или иной учебный предмет, зачастую называют главной трудностью в школьном деле. В системе Е.В.Яновицкой в этой главной трудности видят важнейшее достоинство. Деление типов уроков (и, соответственно, типов учебного материала) на пять уровней, выбор для каждого из них особых методов работы, принцип добровольности домашних заданий, принцип параллельной работы нескольких команд у доски, поддержка и организация взаимопомощи учеников – ряд этих (и им подобных) крупных дидактических идей и тысяча мелких нюансов педагогической работы складываются здесь в образ той живой целостности организации учебной жизни, которая предоставляет каждому ученику чувство успешности, позволяет освоить необходимое, и может послужить (а во многих школах и классах уже давно служит) основой сотрудничества взрослых и детей.
Более подробно об этом можно узнать на сайте Елены Васильевны Яновицкой "Школа без домашних заданий".
На данном сайте имеется полный текст книги "Большая дидактика и 1000 мелочей" (авторы Е.В.Яновицкая и М.Я.Адамский, художник Н.В.Овсюк). Книга состоит из 10 "тетрадей" - файлов в формате pdf около 1 Мb каждый. Данную книгу можно скачать здесь.

 

 

Вашему вниманию предлагаются статьи и доклады Е.В.Яновицкой, форумы на сайтах, книга-путеводитель.



Многие идеи Елены Васильевны касаются детей подросткого возраста. Однако некоторые ее советы можно реализовывать и в начальной школе.

Цитировать09.09.2011 17:51Рейтинг: 0Отлично
 

Ирина Валентиновна, огромное спасибо за полезные ссылки. Ведь каждый учитель стремится успешно учить каждого ученика. А я недавно купила эту книгу...

Цитировать14.09.2011 15:03Рейтинг: 1Отлично
 

Приемы изучающего чтения в работе с детьми

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использование педагогами в работе приемов изучающего чтения.

Сегодня о чтении принято говорить не столько как об учебном предмете, столько как о процессе осознанного освоения текста и общеучебной компетенции. Процесс осознанного освоения текста предполагает развитие у школьников умения работать с подтекстовой информацией, "вычитывать" отношение автора к героям произведения, описываемой в книге ситуации, а это возможно лишь в ходе вдумчивого (изучающего, аналитического, "медленного") чтения.

Универсальные учебные действия обучающихся, формированию которых способствует изучающее чтение:

  • коммуникативные – дети учатся формулировать свои мысли, понимать собеседника;
  • познавательные – обучающиеся приобретают умения находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее;
  • личностные – анализируя текст, ученики учатся формулировать оценочные суждения;
  • регулятивные – школьники приобретают навыки работы по плану (алгоритму).
В технологии изучающего чтения существуют разные приемы анализа художественного текста, остановимся на двух наиболее, на наш взгляд, эффективных: "диалог с автором" и комментированное чтение.

Использование этих приемов предусматривается и в рамках технологии формиро­вания типа правильной читательской деятельности, разработанной профессором Н.Н. Светловской, и в рамках обучения чтению младших школьников по образовательной системе "Школа 2100". Читать дальше

М.Г. Кудряшева,
канд. пед. наук, учитель начальных классов
ГОУ "ЦО № 1485", г. Москва
По материалам сайта "Менеджер образования"

 


Цитировать17.09.2011 08:57Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемые коллеги! С технологией продуктивного чтения можете познакомиться здесь:

 

Желаю всем творческих успехов!
Цитировать13.10.2011 09:11Рейтинг: 0Отлично
 

Приём педагогической техники ЦЕПОЧКА.

Приём ЦЕПОЧКА направлен на более эффективное запоминание правил, теорем, законов. Суть его заключается в том, что правило (теорема, закон) произносится не одним учеником, а вразбивку целой группой.

К доске (возможен вариант с места) вызывается группа учеников, которые воспроизводят правило, говоря по очереди по одному слову. Банальное зазубривание превращается в увлекательную дидактическую игру.

Вовсе не обязательно вызывать группу, соответствующую количеству слов в правиле. Каждый из участников, дождавшись своей очереди, вновь подключится к воспроизведению фразы.

Поверьте, не так-то уж и легко добиться слаженности действий, особенно в младшей школе, когда ученик готов выпалить все целиком, но зачастую совершенно не готов произнести одно слово в нужное время и в нужном месте.

Благодаря этому приёму мы можем проверить репродуктивные знания гораздо большего количества учеников. Помимо этого использование приёма будет способствовать эффективному повторению.

А кроме этого отрабатываются навыки работы в команде.

Возможны варианты использования приёма ЦЕПОЧКА.

1. К доске вызываются два ученика, которые по очереди произносят по одному слову из правила.

2. На уроках чтения или литературы при декламации стихотворения возможен вариант произнесения не одного слова, а одной строчки.

 

С сайта "Дидактор"

31-40 из 47