Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
Урок
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
3 класс
по учебнику Л.М.Зелениной
(по программе 1- 4)
по теме:
«Имя существительное (обобщение).
Откуда произошли некоторые названия птиц»
Составила:
учитель начальных классов
А.Р.Сабирова
г. Азнакаево
Имя существительное (обобщение).
Откуда произошли некоторые названия птиц
Цели урока:
Образовательная
• Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока
• Обогатить словарный запас детей
• Продолжить работу над деформированным предложением
Развивающая
• Развитие кругозора детей
• Обогащение знаний о птицах
• Расширение знаний о возникновении слов
• Развивать творческое мышление, воображение
Воспитательная
• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
• Воспитывать чувство коллективизма, взаимопонимания, умение работать в группах
Оборудование
• Карточки с заданиями
• Картинки с изображением птиц
• Учебник «Русский язык. 3 класс». Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
а) Эмоциональный настрой (слайд 1)
Я внимателен
Я думаю
Я сосредоточен
Я догадлив и сообразителен
Я уверен в себе
Я желаю вам успеха!
б) - Сегодня у нас будет урок творчества. А как вы думаете, что значит творчество? (создание или открытие нового, интересного)
- Какие качества необходимы творческому человеку? (смекалка, воображение, фантазия)
- Я приготовила вам сюрприз. Это окно. Приоткроем окно в природу? ( доска- закрытое окно, открыв его, мы видим рисунок прихода весны)
- Я начала писать картину, а ваша задача?(её завершить)
- Для этого надо выполнить ряд необходимых заданий.
- Отгадайте загадку и тогда вы узнаете, кого не хватает на картине?
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица)
- И так, разговор сегодня пойдет о птицах нашего леса. А точнее мы выясним, откуда и как произошли названия некоторых птиц. А ещё нам необходимо населить лес птицами на нашей картинке.
-Зачем нужны птицы лесу?
II. Чистописание
- Угадайте букву, какую мы будем сегодня прописывать.(слайд 2)
..ятел лечит
..ревний
..уб,
..обрый
..ятел
..убу люб. (Дд)
- Почему дятел дубу люб?
- Найдите закономерность и пропишите буквы.
Дд Ддд Дддд… ( помещаем дятла на картину)
III. Подведение к теме урока. Постановка проблемы
а) -Посмотрите на доску: акорос, аноров, йеборов, ансев (слайд 3)
- Какое задание можно выполнить? (составить из букв слова)
- Составьте из букв слова и запишите в тетрадь.
- Найдите лишние слова. Почему вы их считаете лишними? (воробей- м.р., 2 скл.; сорока - на букву «с»; весна - неодуш)
Беседа: -найти ударные и безударные гласные;
-к какой части речи относятся эти слова;
-что такое имя существительное?
Введение темы урока: повторить и закрепить знания об имени существительном
б) Работа с деформированным предложением
- Посмотрите на доску: ели около кукушка длиннохвостая пролетела (слайд 4)
- Какое задание можно выполнить? (составить предложение)
(Около ели пролетела длиннохвостая кукушка.)
Работа над предложением:
• подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения,
• указать части речи,
• найти существительные, обозначить у сущ. падеж, склонение, род, чем являются сущ. в предложении,
• связь слов в предложении, с чем связано существительное, составить словосочетание,
• объяснить орфограммы в словах
- Как вы думаете, почему кукушку так назвали? ( т.к. она издает звук ку-ку, это название птицы в русском языке возникло из- за звукоподражания)
Чехи - кукача
Болгары - куковица
Немцы-кукук
Французы - куку
Румыны – кук (слайд 5- помещаем кукушку на картину)
в) Работа в парах. Склонение существительных
У детей на столе лежат конверты со словами. Задание распредели слова в три столбика (по склонениям): мухоловка, зяблик, козодой, горихвостка, тишь, жизнь
Проверка распределения слов (слайд 6), показ и объяснение происхождения названия птиц.(слайд 7,8,9,10)
Мухоловка - насекомоядная птица, питается мухами, мошками.
Зяблик - совсем не зябнет, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще лежит снег, а улетает поздней осенью, в холодное время, название этой птице дано по времени отлета.
Козодой - небольшая серовато-бурая птичка, неужели она умеет доить коз? Вечером, когда стадо животных возвращается домой в деревню, эта птица вылетает на охоту. Из- под ног животных вылетят вспугнутые насекомые, а птичка тут как тут. Рот у нее огромный, как сачок. Много мошкары попадает туда. Люди думали, что она прилетает доить коз. Из-за этих глупых выдумок прогоняли полезную птицу. А козодою молока не надо, ему насекомых подавай. Но название птицы так и осталось.
Горихвостка - она получила свое название из-за своего оперения. У нее очень красивый хвост, он красного цвета и все время будто подрагивает, будто горит
(Всех птичек помещаем на нашу картину)
г) Письмо по памяти : Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей,
Веселей на крыше. ( С. Маршак) (взаимопроверка)
Задания:
• найдите слова, которые олицетворяют облака, есть ли в нем орфограмма
• есть ли еще слова с безударной гласной проверяемой или непроверяемой ударением
• найдите существительное с безударным падежным окончанием(помещаем на картину воробья)
III. Физ. минутка
д) Работа на карточках. Проверка умения писать безударные падежные окончания
1 карточка
Вставь окончание, определи склонение и падеж
сидел на ветк..
подошёл к ветк..
дотянулся до ветк.. 2 карточка
Слово ЕЛЬ измени по падежам
Р.п.-
Д.п.-
П.п.-
(проверка работы - слайд 11)
е) Правило правописания безударных падежных окончаний
Закончи фразу: В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется…..(Е)
И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения
Окончанье…(Е)
А в третьем склонении
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном
Даже в предложном
Всегда пишу я
Окончание…(И)
IV.Закрепление.
а) Игра: свяжи имя прилагательное с существительным (слайд 12)
1 ряд: хорошая….(дисциплина)
2 ряд: тёплый….(взгляд)
3 ряд: чистая….(совесть)
б)Работа с учебником. Упр.113.
V. Итог.
- Ребята посмотрите на картинку. Чтобы птицам веселее пелось, чего на ней не хватает?
( Солнца)
- Но чтобы оно появилось необходимо ответить на вопросы:
• о чём мы сегодня говорили на уроке?
• Что такое существительное?
• Какие сведения о птицах вы запомнили?
- На доску вывешивается солнце. Пусть оно прикоснётся к вашему сердцу и зажжёт маленький огонёк доброты. Ведь доброта, как и солнце, обладает волшебной силой. Прикоснётся солнышко к нам своими лучами – и на душе становится тепло. Пусть в нашем городе добрых людей станет ещё больше.
VI.Домашнее задание. с.98 упр. 114(устно),с.99 упр.115
Полушкина Г.Ф. написал(а) 4400 дней назад (позитивно) 1Уважаемая Альбина Ринатовна!
Добро пожаловать в творческую группу "Уроки с WizTeach"!
С уважением, Полушкина Г.Ф.
0 очков