конспекты уроков

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2






Урок   
«РУССКИЙ ЯЗЫК»

3 класс

по учебнику Л.М.Зелениной               
(по программе 1- 4)                                       
по теме:                                                          
«Имя существительное (обобщение).
Откуда произошли некоторые названия птиц»










Составила:                                                                                                              
учитель начальных классов                                                                                                                                                    
А.Р.Сабирова




г. Азнакаево


Имя существительное (обобщение).
Откуда произошли некоторые названия птиц
Цели урока:
Образовательная
•    Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока
•    Обогатить словарный запас детей
•    Продолжить работу над деформированным предложением
Развивающая
•    Развитие кругозора детей
•    Обогащение знаний о птицах
•    Расширение знаний о возникновении слов
•    Развивать творческое мышление, воображение
Воспитательная
•    Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
•    Воспитывать чувство коллективизма, взаимопонимания, умение работать в группах
Оборудование
•    Карточки с заданиями
•    Картинки с изображением птиц
•    Учебник «Русский язык. 3 класс». Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова

ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
а) Эмоциональный настрой (слайд 1)
Я внимателен
Я думаю
Я сосредоточен
Я догадлив и сообразителен
Я уверен в себе
Я желаю вам успеха!
б) - Сегодня у нас будет урок творчества. А как вы думаете, что значит творчество? (создание или открытие нового, интересного)
- Какие качества необходимы творческому человеку? (смекалка, воображение, фантазия)
- Я приготовила вам сюрприз. Это окно. Приоткроем окно в природу? ( доска- закрытое окно, открыв его, мы видим рисунок прихода весны)
- Я начала писать картину, а ваша задача?(её завершить)
- Для этого надо выполнить ряд необходимых заданий.
- Отгадайте загадку и тогда вы узнаете, кого не хватает на картине?
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица)
- И так, разговор сегодня пойдет о птицах нашего леса. А точнее мы выясним, откуда и как произошли названия некоторых птиц. А ещё нам необходимо населить  лес птицами на нашей картинке.
-Зачем нужны птицы лесу?
II. Чистописание
- Угадайте букву, какую мы будем сегодня прописывать.(слайд 2)
..ятел лечит
..ревний
..уб,
..обрый
..ятел
..убу люб. (Дд)
- Почему дятел дубу люб?
- Найдите закономерность и пропишите буквы.
Дд     Ддд        Дддд…            ( помещаем дятла на картину)
III. Подведение к теме урока. Постановка проблемы
а) -Посмотрите на доску:         акорос, аноров, йеборов, ансев (слайд 3)
- Какое задание можно выполнить? (составить из букв слова)
- Составьте из букв слова и запишите в тетрадь.
- Найдите лишние слова. Почему вы их считаете лишними? (воробей- м.р., 2 скл.; сорока - на букву «с»; весна - неодуш)
Беседа: -найти ударные и безударные гласные;
-к какой части речи относятся эти слова;
-что такое имя существительное?
Введение темы урока: повторить и закрепить знания об имени существительном
б) Работа с деформированным предложением
- Посмотрите на доску:     ели   около   кукушка     длиннохвостая     пролетела (слайд 4)
- Какое задание можно выполнить? (составить  предложение)
(Около ели пролетела длиннохвостая кукушка.)
Работа над предложением:
•    подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения,
•    указать части речи,
•    найти существительные, обозначить у сущ. падеж, склонение, род, чем являются сущ. в предложении,
•    связь слов в предложении, с чем связано существительное, составить словосочетание,
•    объяснить орфограммы в словах
- Как вы думаете, почему кукушку так назвали? ( т.к. она издает звук ку-ку, это название птицы в русском языке возникло из- за звукоподражания)
Чехи - кукача
Болгары - куковица
Немцы-кукук
Французы - куку
Румыны – кук          (слайд 5- помещаем кукушку на картину)
в) Работа в парах. Склонение существительных
У детей на столе лежат конверты со словами. Задание распредели слова в три столбика (по склонениям): мухоловка, зяблик, козодой, горихвостка, тишь, жизнь
Проверка распределения слов (слайд 6), показ и объяснение происхождения названия птиц.(слайд 7,8,9,10)
Мухоловка - насекомоядная птица, питается мухами, мошками.
Зяблик - совсем не зябнет, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще лежит снег, а улетает поздней осенью, в холодное время, название этой птице дано по времени отлета.
Козодой - небольшая серовато-бурая птичка, неужели она умеет доить коз? Вечером, когда стадо животных возвращается домой в деревню, эта птица вылетает на охоту. Из- под ног животных вылетят вспугнутые насекомые, а птичка тут как тут. Рот у нее огромный, как сачок. Много мошкары попадает туда. Люди думали, что она прилетает доить коз. Из-за этих глупых выдумок прогоняли полезную птицу. А козодою молока не надо, ему насекомых подавай. Но название птицы так и осталось.
Горихвостка - она получила свое название из-за своего оперения. У нее очень красивый хвост, он красного цвета и все время будто подрагивает, будто горит
(Всех птичек помещаем на нашу картину)
г) Письмо по памяти :  Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей,
Веселей на крыше.     ( С. Маршак) (взаимопроверка)
Задания:
•    найдите слова, которые олицетворяют облака, есть ли в нем орфограмма
•    есть ли еще слова с безударной гласной проверяемой или непроверяемой ударением
•    найдите существительное с безударным падежным окончанием(помещаем на картину воробья)
III. Физ. минутка 
д) Работа на карточках. Проверка умения писать безударные падежные окончания
1 карточка
Вставь окончание, определи склонение и падеж
сидел на ветк..
подошёл к ветк..
дотянулся до ветк..    2 карточка
Слово ЕЛЬ измени по падежам
Р.п.-
Д.п.-
П.п.-       
(проверка работы - слайд 11)
е) Правило правописания безударных падежных окончаний
Закончи фразу:  В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется…..(Е)
И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения
Окончанье…(Е)
А в третьем склонении
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном
Даже в предложном
Всегда пишу я
Окончание…(И)
IV.Закрепление.
а) Игра: свяжи имя прилагательное с существительным (слайд 12)
1 ряд: хорошая….(дисциплина)
2 ряд: тёплый….(взгляд)
3    ряд: чистая….(совесть)
б)Работа с учебником.  Упр.113.
V. Итог.
- Ребята посмотрите на картинку. Чтобы птицам веселее пелось, чего на ней не хватает?
( Солнца)
- Но чтобы оно появилось необходимо ответить на вопросы:
•    о чём мы сегодня говорили на уроке?
•    Что такое существительное?
•    Какие сведения о птицах вы запомнили?
- На доску вывешивается солнце. Пусть оно прикоснётся к вашему сердцу и зажжёт маленький огонёк доброты. Ведь доброта, как и солнце, обладает волшебной силой. Прикоснётся солнышко к нам своими лучами – и на душе становится тепло. Пусть в нашем городе добрых людей станет ещё больше.
VI.Домашнее задание. с.98 упр. 114(устно),с.99 упр.115

Действия
Рейтинг профиля
0 оценок
Фотографии пользователя
Фотоальбомы
4604 дней назад, 5 Фото
Мои группы
Участников: 246
Руководитель группы:
Полушкина Г.Ф.
Статус: Официальная
Общая информация
 
 
Имя:
Альбина
error
Отчество:
Ринатовна
error
Фамилия:
Сабирова
error
Пол:
Женщина
error
Страна:
Россия
error
Город:
Азнакаево
error
Место работы (учебы):
МБОУ СОШ №2 Азнакаевского района
error
Должность:
Учитель
error
Предмет:
Начальная школа
error
Мои подарки
 
 
Пусто
Комментарии к профилю
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Полушкина Г.Ф. написал(а) 4338 дней назад (нейтрально) 
     
    0

     
       
     
     
    0 очков
     
  •  Полушкина Г.Ф. написал(а) 4366 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Уважаемая Альбина Ринатовна!

    Добро пожаловать в творческую группу "Уроки с WizTeach"!

    С уважением, Полушкина Г.Ф.

     
       
     
     
    0 очков
     
Пользовательские RSS-каналы
 
 
Пусто
Стена
Все сообщения
RSS
 
 
18.02.2013
Сабирова А.Р. отредактировал(а) профиль: Инфо
 
 
    03.02.2013
    sabirova добавил(а) новую аватару
     
     
      sabirova добавил(а) новую фотографию
       
       
        sabirova добавил(а) новую фотографию
         
         
          1-5 из 15