Россия вошла в пятерку стран с самым высоким ВВП. Этот успех основан на росте количества рабочих часов. Однако темпы роста ВВП особенно в последний год резко снизились. Причина – изменения в предложении рабочей силы. Из-за этого резко упала производительность труда, а без реформы образования ее не поднять.
Рассчитывать на прирост населения и приток иммигрантов не приходится. К 2025 году число трудоспособного населения сократится на 25 миллионов.
Российский рабочий отдает производству 2000 часов в год и в час производит продукции на 20$, а в развитых странах – 1400 часов и в час производит продукции на 40$.
Для России характерны низкие технологии, неэффективный бизнес, мизерная заинтересованность в новых знаниях и технологических инновациях. Чтобы повысить производительность труда, нужно повысить навыки и уровень образования. Это особенно парадоксально звучит на фоне того, что Россия относится к числу лидеров по количеству людей с высшим образованием. Проблема в том, между получаемыми навыками, знаниями и потребностями производства большой разрыв. Образование не готовит специалистов с нужными навыками. Они не умеют работать в коллективе, не обладают лидерскими навыками, не умеют принимать решения.
Самой лучшей остается начальная школа, которая меньше всего подверглась лжереформированию. Здесь еще развиваются когнитивные способности. В средней школе в отличие от стран ОЭСР основой упор делается на запоминание фактов, а не развитие возможностей сотрудничества в коллективе. От развития когнитивных навыков остались только навыки, полученные в начальной школе. Еще более плачевной сложилась ситуация в вузовском образовании. В результате ни студенты, ни преподаватели не знают, что пригодится работодателю. Треть студентов третьего курса уже знают, что полученные знания не пригодятся в работе, столько же студентов не знают, куда пойдут работать, и чем будут заниматься. К тому же для России характерно неравенство по образованию по социальным признакам: возрасту, полу, специализации. К тому есть и такой фактор: на севере страны людям не хватает желания учиться, а на юге – не хватает образования. Решить проблему с помощью иммиграции не удастся: в Россию, по словам историка еще позапрошлого века В. Ключевского, приезжают Сальери, а уезжают Моцарты.
Похожие новости
- Здесь еще нет комментариев