МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: преподаватель английского языка Неклюдова Ф.Р.
Главными показателями качества профессионального образования становятся не только наличие общеобразовательных, общетехнических и профессиональных знаний у обучающихся, но и сформированность творческого мышления, умение учиться и работать самостоятельно, принимать нестандартные решения в зависимости от ситуаций. Кроме того, образование считается качественным, если воспитание и обучение осуществляется при максимальном раскрытии творческого потенциала обучающегося.
Учет изменений условий и содержания профессиональной деятельности определил необходимость введения новых методик и технологий обучения, которые обеспечивают высокий уровень профессиональной, общеобразовательной и теоретической подготовки. Одной из таких технологии стала Модульная система обучения, которая все более активно применяется в образовательных учреждениях.
Целями и задачи модульного обучения являются:
- формирование всесторонне гармонично развитой личности;
- обучение с учетом способностей, мотивов, ценностных установок, потенциальных возможностей к самообучению учащихся;
- приобретение обучающимися высоких знании и навыков, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта;
- применение на практике знаний и навыков в той или иной ситуации;
- развитие творческого саморазвития.
Модульное обучение ориентировано на учащихся с разной степенью мотивации и уровнем знаний. Каждый модуль и дидактическое сопровождение к нему построены на принципах непрерывности, поэтапности обучения от более простого к сложному. При модульном обучении обучающийся – это активный субъект обучения, полноправный участник учебного процесса. Он влияет на все элементы педагогической системы, обеспечивая их максимальное приспособление к своим потребностям и возможностям усвоения учебного материала. Модульная программа ориентирована на развитие познавательной деятельности учащихся.
Содержание в модульном обучении основывается на принципах отбора и структурирования. Каждый модуль разработан таким образом, что дает законченный учебно-методический материал для организации учебного процесса. На занятия составляется сводно-тематический план.
Характерной чертой этого обучения является высокая степень самостоятельности обучающегося, что ведет к развитию самообразования. Качество дидактических процессов непосредственно зависит от качества взаимодействия участников педагогического процесса – учащиеся берут на себя управление процессом обучения, преподаватель – делегирует определенную часть своих функций учащимся. Модульная структура учебного материала позволяет реализовать принцип конструктора, то есть отдельных модулей конструировать учебные программы. Модуль очерчивает объем предлагаемых знаний и навыков, и делает процесс усвоения максимально простым, стандартизированным и легким. Деятельностный подход подразумевает организаторскую и консультационную деятельность педагога и формирует практическую направленность полученных знаний и навыков учащимися.
При этой системе используются личностно – ориентированное обучение. Это важный аспект в процессе обучения, так как существует необходимость индивидуального подхода к учащимся при их большом количестве в группах. Деятельность учащихся, формируемая в рамках модульной программы, построена так, что в течение изучения модуля учащиеся демонстрируют практическую деятельность при выполнении письменных или практических работ.
В рамках модульной программы ответственность за результаты обучения переносится с преподавателя на учащегося как на личность. Минимальная личная вовлеченность учащегося в рамках традиционного обучения заменяется физической и психологической вовлеченностью с принятием на себя ответственности за ход и результат обучения.
При модульном обучении необходимо правильно спланировать учебное занятие, выбрать необходимые и достаточные формы и методы, а также правильно использовать дидактические и методические средства модульной программы. Ход урока представляет собой некий план деятельности педагога в течение учебного занятия, где отражены этапы урока и перечень используемых дидактических средств. Ход урока разрабатывается в зависимости от продолжительности модуля, начального уровня подготовки обучаемых, уровня собственного педагогического мастерства, а также имеющихся технических средств.
Учебное занятие включает в себя следующие этапы:
- Организационно – мотивационный
- Организация самостоятельной работы учащихся
- Подведение итогов работы.
Как разработка структуры модуля, так и содержание учебного занятия представляет собой конкретную последовательность действий. Первый этап – это начало учебного занятия. На этом этапе выявляют существующий уровень знаний обучающихся и приводят к мотивации учащихся. По мнению ряда психологов, приобретение новых знаний и навыков является одним из стимулов хорошего настроения - мне легче, когда я понимаю, чего я хочу.
Второй этап – основная часть учебного занятия, где организуется образовательная деятельность учащихся по изучению нового материала.
Усвоение нового материала организуется по вопросам или абзацам учебного материала, содержащего в книге для учащихся, появляется автоматизм в его использовании. Один из принципов отечественной психологии гласит, что присвоение новой информации возможно только через конкретные действия. Чтобы стать теоретически и практически конкретным, учащемуся нужно совершить двойной переход: от знака (информации) к мысли, а от мысли – к действию, поступку. Если информация усвоена формально, она как бы закрывает человеку возможность практического действия. Отсюда и возникает у обучающегося ощущение бессмысленности накопления информации впрок, самого учения.
Третий этап – этап контроля и коррекции усвоенного материала и оценки качества учебного занятия и используемых дидактических средств. Оценка деятельности получается как результат сопоставления хода и итога этой деятельности с эталоном.
По результатам проверки фиксируется некоторый уровень планируемых результатов обучения и определяется, кто из учащихся достиг этого уровня, а кто – нет. Такой контроль необходим, во-первых, для принятия управленческих решений педагогов, например, для планирования последующей работы и учебного занятия, то есть для коррекции качества дидактических средств, а во – вторых, педагог должен выяснить, на каком уровне реально находится учащийся.
На этапе подведения итогов учебного занятия очень важным в программе модульного обучения является обратная связь.
Педагогу важно знать:
- Насколько качественно разработаны материалы
- Понятны ли вопросы и задания для учащихся
- Что способствовало мотивации и эффективной деятельности учащихся
- Какие причины затрудняли процесс образовательной деятельности обучающихся.
В итоге сопоставления общей схемы деятельности с образовательным процессом можно выделить шесть элементов, из которых складывается образовательная деятельность:
- мотивация и организация деятельности;
- контроль;
- закрепление;
- проверка степени усвоения изученного материала;
- коррекция.
Модульное обучение на уроках иностранного языка позволяет построить урок по современной схеме: создание мотивации → организация обучения → организация рефлексии → контроль. Такое построение обучения позволяет сформировать у учащихся способность самостоятельно получать знания, потребность в самообразовании.
Вот пример использование модульного обучения на уроке английского языка на I курс по теме « Школьное образование в США», разработанного к учебнику « Английский язык» для Х класса А.П. Старкова, Б.С. Островского.
Название модулей:
УЭ -0 – комплексная дидактическая цель;
УЭ-1 – работа с новой лексикой;
УЭ-2 – самостоятельная работа с текстом;
УЭ-3 – работа по тексту;
УЭ-4 – систематизация полученных знаний.
Комплексная дидактическая цель:
- изучая школьную систему образования США, учащиеся должны уметь дать характеристику и сравнить с системой образования в России;
- выявить особенности системы школьного обучения в США;
- изучить новые слова, понятия и уметь применять их в речи;
- уметь высказывать свою точку зрения;
- уметь выделять в тексте важные аспекты;
- устанавливать причинно – следственные связи, развивать навыки работы с учебной литературой.
В ходе работы на уроке каждый учащийся работает самостоятельно, но при этом получает консультацию преподавателя. Проводиться самоконтроль путем озвучивания ответов другими учащимися; используется помощь товарищей (парная работа, групповая работа). Учащийся более глубоко усваивает учебный материал. При этой степени обучения он имеет возможность в наибольшей степени самореализоваться, что повышает мотивации к обучению.
Данная методика гарантирует каждому обучающемуся освоение стандартов образования, продвижение на более высокий образовательный уровень.
Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития духовной сферы учащийся, повышения гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательно-образовательно-развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого обучающегося.
В ходе обучения иностранному языку учащиеся овладевают как специальным, так и общеучебными навыками и умениями, в которой складывается определенный стиль учебной деятельности, помогающий им не только в освоении содержания обучения иностранным языкам, освоение образования вообще, но и в продолжении образования в высших учебных заведениях и включение в производственную деятельность.
СХЕМА УРОКА ПО МОДУЛЬНОМУ
ОБУЧЕНИЮ
Литература.
- Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение – М., 2007
Амельченко А.Ф., Захарова С.А. Модульное обучение как здоровьесберегающая технология // Профессиональное образование, №7, 2005
- Здесь еще нет комментариев