Школа
будущего первоклассника
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
(В.А. Сухомлинский)
Адаптационный период в первом классе
Первый год обучения трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.
Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
Особого внимания требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.
Планирование мероприятий по реализации программы
«Связь школы с родителями учащихся начальной школы»
Цель: установление и реализация связей школы с родителями учащихся, с учреждениями и организациями для реализации целей воспитания и обучения школьников
№ |
Целевая установка |
Содержание деятельности |
Контроль за ходом. Информ. обеспечение |
1 |
Изучение особенностей среды, окружающей |
1. Изучение условий семейного воспитания школьников, социально-профессионального состава родителей. 2. Изучение социально-культурного характера микрорайона школы, в том числе: а) возможностей внешкольных учреждений в организации внеурочной деятельности школьников; б) наличия криминогенных очагов в микрорайоне. 3. Анализ результатов диагностики, определение форм взаимодействия школы с семьей и общественностью |
Заполнение психолого-педагог. карты Информация инспектора по делам несовершеннолетних
Совещание при директоре |
2 |
Включение семьи и общественности в педагогический процесс, анализ и оценка результатов, прогнозирование его развития |
1. Проведение общешкольного родительского собрания «Перспективы взаимодействия школы и семьи в воспитании детей». 2. Организация работы родительского университета психолого-педагогических знаний для родителей учащихся начальной школы. 3. Организация и работа консультационной психолого-педагогической службы по оказанию помощи родителям в воспитании, координации действий школы и семьи, разрешении конфликтных ситуаций. 4. Разработка системы мер по повышению ответственности родителей за обучение и воспитание детей 5. Оказание социально-материальной помощи нуждающимся семьям. 6. Организация совместной деятельности школы и семьи с учащимися, требующими усиленного внимания. |
План подготовки собрания
План работы родительского университета
Совет школы
Совет школы
План индивид. работы с учащимися, требующими усиленного внимания |
Несколько советов родителям будущих первоклассников
Совет №1. Помните, что Вы выбираете школу не для себя, а для Вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут усложнить его обучение.
Совет №2. Обязательно познакомьтесь со школой, ее образовательной программой, условиями обучения и педагогами.
Совет №3. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей Вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности.
Совет №4. Узнайте, когда начинаются занятия и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние гигиенические процедуры и завтрак – не придется ли вставать слишком рано?
Совет №5. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться из школы домой. Это необходимо, если Вы планируете какие - либо дополнительные занятия вне школы (спортивные секции, музыкальная школа и т.п.).
Совет №6. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит не быстро. Поэтому первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот в этот период привыкания к школе кто–то из взрослых будет рядом с ребенком.
Основными компонентами школьной зрелости являются:
- личностная готовность,
- интеллектуальная готовность,
- физическая готовность.
Личностная готовность включает в себя: мотивацию к обучению, умение общаться со сверстниками и взрослыми, сформированность адекватной самооценки и умение владеть собой (произвольность поведения).
Мотивация к обучению. Знания тогда усваиваются прочно, когда они добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, о чем он догадался сам, его собственное открытие, остается в памяти навсегда. Pанятия lдолжны проводится в игровой, увлекательной форме с использованием практических задач и творческих упражнений. Таким образом, у ребенка формируется познавательный интерес, желание учиться.
Самооценка. Непременный спутник освоения нового - ошибки. Избежать их нельзя, когда учишься. Поэтому важно сформировать у ребенка правильное отношение к собственным неудачам, научить его не бояться ошибок, вселить в него уверенность в том, что любое новое дело ему по плечу. Доброжелательная атмосфера на занятиях, специальные приемы способствуют формированию у дошкольников правильного отношения к ошибкам, развивают уверенность в себе, помогают преодолеть страх выполнить задание неверно.
Произвольность поведения - умение подчинять собственной воле непосредственные желания. Ребенку трудно привыкнуть к школьной жизни, если он не умеет владеть собой. Ведь ему нужно будет вовремя прийти на урок, сидеть в классе положенное время, поднимать руку, чтобы ответить на вопрос учителя, выполнять задания в то время, когда, может быть, хочется поиграть или помечтать. Прием самоконтроля, игры с правилами способствуют развитию у детей умения контролировать свое поведение.
Познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление и воображение - основа интеллекта. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к снижению уровня общего интеллектуального развития ребенка, затрудняет процесс получения знаний. Переход к новой - учебной - деятельности станет легким, если дошкольник вооружен "отточенными" инструментами познания. Поэтому в планы наших занятий включены игры, развивающие произвольное внимание, зрительную и слуховую память, опосредованное запоминание, целостность восприятия, словесно-логическое и наглядно-образное мышление, фантазию и воображение.
На занятиях у детей формируются элементы познавательной деятельности: основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к саморегуляции поведения.
Чтение и развитие речи. Всем известно, что программа начальных классов школы сложна и объемна, начальному обучению чтению в первом классе отведено недостаточное количество часов. В букварный период первоклассники не успевают отработать навыки чтения, а во втором полугодии им уже приходится прочитывать в учебниках объемные тексты. Детям, не умеющим читать до школы, сделать это чрезвычайно сложно. Поэтому важно научить ребенка плавному послоговому чтению еще до поступления в школу.
Развитие речи и начальное обучение чтению на основе программы "От звука к букве" Е.В.Колесниковой. Работа в индивидуальных тетрадях помогает ребенку эффективнее усвоить учебный материал. Использование игр, художественного слова, загадок, скороговорок, творческих заданий способствует развитию всех сторон речи: звуковой культуры речи, словарного запаса, грамматики и связной речи.
Частью физической готовности к школе наряду с общим здоровьем и физическим развитием является мышечная зрелость кистей рук.
Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, так как речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев рук, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние.
Такие виды деятельности, как рисование, аппликация, лепка, а также графические задания, пальчиковые игры, физкультминутки подготовят дошкольников к овладению сложнейшим навыком - письмом.
Методика исследования словесно-логического мышления. (по Й. Ерасеку).
Одна из удачных методик исследования словесно-логического мышления как компонента интеллектуальной готовности ребенка к школе предложена Й. Ерасеком.
Цель: определение уровня вербального мышления, умения мыслить логически и выражать свои мысли.
Оборудование: бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.
Проведение: ребенку задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.
Инструкция: «Ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов».
|
Вопросы |
Правильный ответ |
Неправильный ответ |
Другие ответы |
Какое из животных больше - лошадь или собака? |
0 |
-5 |
|
|
Утром люди завтракают. А вечером? |
0 |
-3 |
|
|
Днем на улице светло, а ночью? |
0 |
-4 |
|
|
Небо голубое, а трава? |
0 |
-4 |
|
|
Яблоки, груши, сливы, персики – это что? |
+1 |
-1 |
|
|
Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск? |
Города +1 |
-1 |
Станции 0 |
|
Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это…
|
Спорт, физкультура +3 |
0 |
Игры, упраж. +2 |
|
Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь ? |
Щенок, жеребенок +4 |
- 1 |
Кто-то один щенок или жеребенок 0 |
|
Почему у всех автомобилей тормоза?
|
2 причины из: тормозить с горы, на повороте, остановка в случае опасности столкновения, после окончания езды +1 |
-1 |
Названа одна причина 0 |
|
10. |
Чем похожи друг на друга молоток и топор? |
2 общих признака +3 |
0 |
Назван один признак +2 |
11. |
Чем различаются гвоздь и винт?
|
У винта нарезка +3 |
0 |
Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта гайка +2 |
12. |
Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково? |
На кошку (с выделением признаков подобия) 0 |
На курицу - 3 |
На кошку (без выделения признаков подобия) – 1 |
13. |
Чем похожи друг на друга белка и кошка? |
2 признака +3 |
0 |
1 признак +2 |
14. |
Какие ты знаешь транспортные средства?
|
3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4 |
Ничего не названо или неправильно 0 |
3 наземных средства |
15. |
Чем отличается молодой человек от старого? |
3 признака +4 |
0 |
1-2 признака +2 |
|
ИТОГО: |
|
|
|
Обработка: У проводящего ключ. Ответы оцениваются по 3 параметрам: правильно, неправильно, другой ответ. Ответ считается правильным, если он достаточно разумен и отвечают смыслу поставленного вопроса.
I уровень – 24 и более – очень высокий
II уровень – от 14 – 23 - высокий
III уровень – от 0 –13 - средний
IV уровень – (- 1) – (-10) - низкий
V уровень – (-11) и менее – очень низкий
- Здесь еще нет комментариев