ТЕМА УРОКА: РАЗРЯДЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с делением прилагательных на три разряда, с их
признаками; научить определять разряд прилагательных; развивать
культуру речи и общения.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, магнитофон.
ТИП: урок сообщения и усвоения новых знаний с использованием крупноблоч-
ной технологии.
ХОД УРОКА.
- Организационная часть. Сообщение целей урока. (Ребята, посмотрите, пожалуйста, на тему урока и скажите, какова, на ваш взгляд, основная цель сегодняшнего урока?)
- «Давайте говорить друг другу комплименты...»
- Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят? А вы умеете говорить людям добрые, приветливые слова? Сейчас мы в этом убедимся.
Представьте себе, что вы участвуете в конкурсе «Умей хвалить и похваливать», который проводится в сказочной стране. Жюри состоит из сказочных героев: Кощея Бессмертного, Сивки-Бурки, Бабы-Яги, Емели, Золушки.
Задание (высвечивается на слайде): выбери подходящий для каждого члена жюри комплимент (запиши в тетрадь его номер):
для Кощея Бессмертного – ?
для Сивки-Бурки – ?
для Бабы-Яги – ?
для Емели – ?
для Золушки – ?
КОМПЛИМЕНТЫ:
- 1. Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь.
- 2. Ты так долго живёшь на свете, поэтому наверняка очень мудрый.
- 3. Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая.
- 4. Как хорошо иметь такого верного друга, на тебя всегда можно положиться!
- 5. Ты такой добрый, если бы ещё не так любил лежать на печи, то всех, наверное, сделал бы счастливыми.
(Ответ: 2, 4, 1, 5, 3.)
Анализ ответов (поднимают руку сначала те учащиеся, у которых 4-5 правильных ответов, затем – 3, потом – менее трёх); по ходу проверки открываются нужные слайды.
4-5 правильных ответов: Жюри объявляет тебя победителем конкурса. Твоя награда – золотой сундук с приятными неожиданностями.
3 правильных ответа: Жюри присуждает тебе 2-ое место в конкурсе. Твоя награда – серебряная шкатулка с приятными неожиданностями.
Менее 3-х правильных ответов: Жюри постановило, что ты не занял(а) никакого места и предлагает тебе принять участие в конкурсе в следующий раз.
Вывод: надеюсь, ребята, вы поняли, что нужно говорить людям приятные слова, и поучились тому, как это делать.
- Объяснение нового материала.
- А сейчас вернёмся к комплиментам, которые вы произносили в адрес сказочных героев. Назовите те прилагательные, с помощью которых вы хвалили героев (ловкая, быстрая, мудрый, счастлива, добрая, трудолюбивая, верного). Почему с их помощью можно охарактеризовать героев? (Потому что они называют качества (признаки) человека). Попробуйте эти качества (признаки) сравнить: ловкий – более ловкий, мудрый – мудрее, быстрая – самая быстрая). А сравнить эти признаки можно, ребята, именно потому, что данные прилагательные относятся к разряду качественных прилагательных. Посмотрите, какими ещё свойствами они обладают (на слайде открывается левая часть опорного конспекта (ОК)). Назовите эти свойства, данные в ОК (краткая форма, сочетание со словом очень, образование сложных прилагательных путём повтора).
- А попробуйте-ка произвести подобные изменения с прилагательными, которые обозначают признаки сундука и шкатулки, подаренных вам членами жюри (золотой, серебряная). Не получается! Как вы думаете, почему? (Потому что они обозначают материал, из которого сделаны предметы). Такие прилагательные, ребята, называются относительными. Посмотрите на ОК (открываю его правую часть). Какие ещё прилагательные к ним относятся? (Обозначающие временные, пространственные признаки.) Попробуйте привести свои примеры (зимний, вечерний, вчерашний, передний, школьный, сельский и т.п.).
- Итак, с двумя разрядами прилагательных мы познакомились, а для знакомства с третьим я предлагаю вам открыть учебник (§ 52). Прочитайте определение притяжательных прилагательных и расскажите его. (Открываю нижнюю часть ОК.)
- Мы славно поработали, но впереди нас ждут ещё более интересные и трудные дела, поэтому давайте разомнёмся, чтобы настроиться на них. Проводим физкультминутку. Попробуйте своими движениями под музыку изобразить одного из сказочных героев, о которых мы вспомнили сегодня. (Звучит песня )
- Закрепление изученного.
- Кстати, какие прилагательные вы услышали в песне ? (Определяем их разряд.)
- А теперь проведём небольшой лингвистически-поэтический эксперимент. Вы, ребята, отлично знаете, что поэты очень часто используют в своих стихотворениях прилагательные и в прямом значении, и в переносном (в этом случае они называются... эпитеты). Нелегко им находить яркие, точные слова, поэтому и трудятся они подолгу над каждой строчкой. Сегодня вы попробуете себя в роли начинающих поэтов. Ваше задание: в данный текст (открываю слайд, где написано четверостишие с пропущенными прилагательными) вы должны вставить подходящие, на ваш взгляд, прилагательные. Работать лучше, объединившись в пары. Запишите полученное четверостишие в тетрадь. (На работу даётся около 5 минут.)
Темнеет... Готовятся к чаю...
Дремлет Ася под --- шубой.
Я ---- сказку читаю
О --- колдунье ---- .
Прочитайте получившийся текст (можно прослушать несколько вариантов). Сравните ваш вариант с текстом автора – Марины Цветаевой. (Открываю следующий слайд: Темнеет... Готовятся к чаю...
Дремлет Ася под маминой шубой.
Я страшную сказку читаю
О старой колдунье беззубой.)
Какой текст интереснее, богаче, точнее? Почему Цветаевой удалось подобрать слова более точные и выразительные, вам пока трудно объяснить, ведь вы ещё не знаете, какой смысл он вкладывал в них. Но, думаю, вы поняли, что поэт долго выбирал подходящие слова. Определим разряды прилагательных, использованных Мариной Цветаевой. А теперь назовите качественные прилагательные, подобранные вами; относительные; может, кто-то использовал и притяжательные прилагательные.
- Домашнее задание: §§ 50 – 52, на их основе дополнить ОК примерами, готовиться к рассказу по ОК.
- Итак, начальные знания по новой теме вы сообща показали, но все, наверное, заметили, что на уроке чаще звучали прилагательные качественные и относительные. Сейчас мы проверим, все ли поняли, какие прилагательные относятся к притяжательным. Для этого проведём блиц-турнир по рядам. Каждый из вас должен написать на листочке словосочетание с притяжательным прилагательным и быстро передать листок следующему ученику. Даю на это задание не больше двух минут и собираю листочки. (Результат проверяет учитель, читая вслух словосочетания, вычёркивая повторяющиеся и неверные. Побеждает тот ряд, который составил самое большое количество нужных словосочетаний.)
- Итог урока. Наш урок подошёл к концу. Впереди нас ожидают ещё два урока, на которых мы продолжим закреплять уже изученное о разрядах прилагательных и узнавать кое-что новое. А пока напомните, пожалуйста, что нового мы узнали сегодня на уроке.
Комментирование оценок.
- Здесь еще нет комментариев