Карточка публикации
Информация об авторе публикацииБОУ ЧР СПО "ЧМТТ", чебоксары
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 22.11.2014
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 11115
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Вопросы пофессиональной ориентации в учебных заведениях...
Профессиональная ориентация
 
 

Существует мнение, что счастливым можно считать человека, который  с радостью уходит из дома на любимую работу и с радостью возвращается домой, где его ждут близкие.

Выбор профессии и уровень самореализации в ней влияют на качество жизни человека.  С изменением рынка труда в России, с появлением бизнеса, социально-экономическая ситуация сориентировалась на поиск и отбор квалифицированных, профессионально мобильных  специалистов. Профессиональная ориентация молодежи направлена на оптимизацию процесса трудоустройства, с учетом желания, сформировавшихся способностей, особенностей личности, полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества,  потребности в специалистах.

Профориентацию можно охарактеризовать как систему   государственных и общественных организаций, семьи, учреждений образования, предприятий, по педагогической поддержке и социального самоопределения молодежи в интересах личности и общества. Образовательные учреждения проводят профессиональную ориентацию не только среди старшеклассников, а продолжают ее на всех ступенях образовательного процесса, этапах среднего профессионального образования и высшего. Цели и задачи учебных заведений зависят от кадровых потребностей в профессиях, от возможностей и условий в данном  населенном пункте. Успешная реализация поставленных целей и задач  в большой степени зависит от качества работы по всем направлениям профориентационной деятельности: профессиональной диагностики,  профессиональной консультации, профессионального отбора, профессионального: просвещения,  информации,  агитации, пропаганды. Все эти действия направлены на помощь в  выборе профессии,  самоутверждения,  саморазвития, самореализации в ней, в воспитании чувства долга, ответственности, чести и достоинства профессиональной направленности.

Профориентационная работа преподавателей среднеспециального учебного заведения  осуществляется поэтапно в течении всего периода обучения: на первом этапе у студентов формируют представление о выбранной профессии, о роли уровня образования  в жизни человека; на втором,  развивают интересы и способности, связанные с выбором профессии; следующий этап: профессиональная мотивация,  формирование готовности к самоанализу своих способностей и склонностей в ходе обучения профессии; последний этап: определение профессиональных планов, намерений, формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения.

Студенты средних специальных учебных заведений представляют собой многоплановую социальную группу. В нее входят выпускники школ и молодежь, отслужившая в армии,  молодые люди, имеющие или желающие иметь трудовой опыт на предприятии. В этом случае на передний план выступает проблема подработок, которая оказывает влияние на процесс профессионального самоопределения студентов. С одной стороны, подработки  негативно сказываются на уровне теоретической подготовки к будущей профессиональной деятельности, с другой стороны, в случае соответствия подработки специальности, получаемой в техникуме, ориентация на выбранную профессию усиливается, шансы на успешное трудоустройство повышаются. Администрация многих учебных заведений оказывает студентам помощь в трудоустройстся по специальности. Учитывая то, что при первичном выходе на рынок труда, у молодежи пропадает идеалистическое представление о будущей профессии и профессиональной карьере, существует опасность проявления  процесса деградации трудовых ценностей. В сложившейся социально экономической ситуации и для адекватной ориентации молодежи на рынке труда необходимо проводить различные  профориентационные мероприятия. Как удачный пример можно привести ежегодную конкурс-выставку тракторной и сельскохозяйственной техники Республиканского масштаба, Кулибин XXI-века, проводимую в городе Чебоксары, Чувашской Республики. Где студенты и преподаватели становятся свидетелями разворачивающейся баталии, за первый приз, мастеров Чувашии. На выставке представлены новые модели техники и уже знакомые зрителям по прошлогодним конкурсам доработанные рационализаторами - изобретателями  машины.  Студенты получают возможность пообщаться с мастерами, оценить инновации, выбирают лучшие, на их взгляд модели, сфотографировать. Позже обсуждение продолжится  в стенах учебного заведения. Вместе с преподавателями студенты анализируют и разбирают особенности представленных моделей сельскохозяйственной техники, тракторов. Обсуждают технические решения, их достоинства, недостатки. У мальчишек загораются глаза, и вот, они в своих фантазиях моделируют, мастерят, разбирают, собирают. И торопятся в мастерские техникума, чтобы приобщиться к техническому творчеству. В мастерских их с нетерпением ждут мастера - наставники,  Кулибины XXI века. Результаты совместного труда студенты с удовольствием тестируют на техникумовском полигоне. Я знаю, что в каждом из нас такие мероприятия оставяют след. Для  студентов, это толчок в профессию, новое мышление, приобщение к мастерству. Для преподавателей, возможность процесс обучения сделать более живым и наглядным, профессионально сориентировать студентов, стимулировать их к повышению качества обучения.

Эффективность профориентационной работы  часто определяется  с учетом разницы  между количеством студентов выбравших профессию и количеству работающих в ней или продолживших обучение,   по своим специальностям на более высоком уровне. Чем больше студентов профессионально реализовываются в выбранной профессии, тем выше значимость профориентационной работы,  при условии учета потребностей региона в кадрах данной профессии и требуемого уровня квалификации выпускаемых специалистов.

Профессиональное самоопределение – многолетний процесс, где действия и решения связаны между собой, предыдущее с последующим. Таким образом, сам момент выбора профессии, оценка приоритетов в этой области отодвигается во времени, происходит не в период выбора учебного заведения, специальности, а во время его окончания.

Для успешного профессионального становления обучающихся необходимо, чтобы в учебно  –  воспитательном процессе учебного заведения в  основном завершилось их профессиональное самоопределение, т.е.  сформировалось отношение к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности.  Учебные заведения активно реагируют на эту задачу,  открывают пользующиеся спросом специальности, совершенствуют учебные планы и программы, углубляя уровень подготовки по существующим специальностям. Воздействие ряда факторов усложняет характер профессиональных ориентаций современных российских студентов, вынужденных адаптироваться к нестабильной ситуации на рынке труда, ориентироваться на работу не по специальности, переобучаться на другую профессию, мигрировать из региона. Среди факторов, детерминирующих профессиональный выбор студентов, выделяются: престиж и статус профессии, сложившиеся социально-экономических отношения, социальные условия жизни и работы членов семьи и родственников. Для успешного решения  этой проблемы  учебные заведения предоставляют различные  программы  переподготовки кадров.

Таким образом, основой профессионального самоопределения можно считать развитие интересов профессиональной направленности с учетом возможностей и потребностей, стимулирование потребности в осознанном трудовом вкладе, взаимодействии с трудовым коллективом, привитие гордости за свою профессию, развитие потребности в получении и повышении уровня образования, осознание ценности созидательной деятельности для себя и для общества. В свою очередь успех профессионального самоопределения  зависит от эффективности деятельности специалистов, оказывающих помощь обучающимся,  на всех этапах выбора профессии.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев