Существует мнение, что счастливым можно считать человека, который с радостью уходит из дома на любимую работу и с радостью возвращается домой, где его ждут близкие.
Выбор профессии и уровень самореализации в ней влияют на качество жизни человека. С изменением рынка труда в России, с появлением бизнеса, социально-экономическая ситуация сориентировалась на поиск и отбор квалифицированных, профессионально мобильных специалистов. Профессиональная ориентация молодежи направлена на оптимизацию процесса трудоустройства, с учетом желания, сформировавшихся способностей, особенностей личности, полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества, потребности в специалистах.
Профориентацию можно охарактеризовать как систему государственных и общественных организаций, семьи, учреждений образования, предприятий, по педагогической поддержке и социального самоопределения молодежи в интересах личности и общества. Образовательные учреждения проводят профессиональную ориентацию не только среди старшеклассников, а продолжают ее на всех ступенях образовательного процесса, этапах среднего профессионального образования и высшего. Цели и задачи учебных заведений зависят от кадровых потребностей в профессиях, от возможностей и условий в данном населенном пункте. Успешная реализация поставленных целей и задач в большой степени зависит от качества работы по всем направлениям профориентационной деятельности: профессиональной диагностики, профессиональной консультации, профессионального отбора, профессионального: просвещения, информации, агитации, пропаганды. Все эти действия направлены на помощь в выборе профессии, самоутверждения, саморазвития, самореализации в ней, в воспитании чувства долга, ответственности, чести и достоинства профессиональной направленности.
Профориентационная работа преподавателей среднеспециального учебного заведения осуществляется поэтапно в течении всего периода обучения: на первом этапе у студентов формируют представление о выбранной профессии, о роли уровня образования в жизни человека; на втором, развивают интересы и способности, связанные с выбором профессии; следующий этап: профессиональная мотивация, формирование готовности к самоанализу своих способностей и склонностей в ходе обучения профессии; последний этап: определение профессиональных планов, намерений, формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения.
Студенты средних специальных учебных заведений представляют собой многоплановую социальную группу. В нее входят выпускники школ и молодежь, отслужившая в армии, молодые люди, имеющие или желающие иметь трудовой опыт на предприятии. В этом случае на передний план выступает проблема подработок, которая оказывает влияние на процесс профессионального самоопределения студентов. С одной стороны, подработки негативно сказываются на уровне теоретической подготовки к будущей профессиональной деятельности, с другой стороны, в случае соответствия подработки специальности, получаемой в техникуме, ориентация на выбранную профессию усиливается, шансы на успешное трудоустройство повышаются. Администрация многих учебных заведений оказывает студентам помощь в трудоустройстся по специальности. Учитывая то, что при первичном выходе на рынок труда, у молодежи пропадает идеалистическое представление о будущей профессии и профессиональной карьере, существует опасность проявления процесса деградации трудовых ценностей. В сложившейся социально экономической ситуации и для адекватной ориентации молодежи на рынке труда необходимо проводить различные профориентационные мероприятия. Как удачный пример можно привести ежегодную конкурс-выставку тракторной и сельскохозяйственной техники Республиканского масштаба, Кулибин XXI-века, проводимую в городе Чебоксары, Чувашской Республики. Где студенты и преподаватели становятся свидетелями разворачивающейся баталии, за первый приз, мастеров Чувашии. На выставке представлены новые модели техники и уже знакомые зрителям по прошлогодним конкурсам доработанные рационализаторами - изобретателями машины. Студенты получают возможность пообщаться с мастерами, оценить инновации, выбирают лучшие, на их взгляд модели, сфотографировать. Позже обсуждение продолжится в стенах учебного заведения. Вместе с преподавателями студенты анализируют и разбирают особенности представленных моделей сельскохозяйственной техники, тракторов. Обсуждают технические решения, их достоинства, недостатки. У мальчишек загораются глаза, и вот, они в своих фантазиях моделируют, мастерят, разбирают, собирают. И торопятся в мастерские техникума, чтобы приобщиться к техническому творчеству. В мастерских их с нетерпением ждут мастера - наставники, Кулибины XXI века. Результаты совместного труда студенты с удовольствием тестируют на техникумовском полигоне. Я знаю, что в каждом из нас такие мероприятия оставяют след. Для студентов, это толчок в профессию, новое мышление, приобщение к мастерству. Для преподавателей, возможность процесс обучения сделать более живым и наглядным, профессионально сориентировать студентов, стимулировать их к повышению качества обучения.
Эффективность профориентационной работы часто определяется с учетом разницы между количеством студентов выбравших профессию и количеству работающих в ней или продолживших обучение, по своим специальностям на более высоком уровне. Чем больше студентов профессионально реализовываются в выбранной профессии, тем выше значимость профориентационной работы, при условии учета потребностей региона в кадрах данной профессии и требуемого уровня квалификации выпускаемых специалистов.
Профессиональное самоопределение – многолетний процесс, где действия и решения связаны между собой, предыдущее с последующим. Таким образом, сам момент выбора профессии, оценка приоритетов в этой области отодвигается во времени, происходит не в период выбора учебного заведения, специальности, а во время его окончания.
Для успешного профессионального становления обучающихся необходимо, чтобы в учебно – воспитательном процессе учебного заведения в основном завершилось их профессиональное самоопределение, т.е. сформировалось отношение к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности. Учебные заведения активно реагируют на эту задачу, открывают пользующиеся спросом специальности, совершенствуют учебные планы и программы, углубляя уровень подготовки по существующим специальностям. Воздействие ряда факторов усложняет характер профессиональных ориентаций современных российских студентов, вынужденных адаптироваться к нестабильной ситуации на рынке труда, ориентироваться на работу не по специальности, переобучаться на другую профессию, мигрировать из региона. Среди факторов, детерминирующих профессиональный выбор студентов, выделяются: престиж и статус профессии, сложившиеся социально-экономических отношения, социальные условия жизни и работы членов семьи и родственников. Для успешного решения этой проблемы учебные заведения предоставляют различные программы переподготовки кадров.
Таким образом, основой профессионального самоопределения можно считать развитие интересов профессиональной направленности с учетом возможностей и потребностей, стимулирование потребности в осознанном трудовом вкладе, взаимодействии с трудовым коллективом, привитие гордости за свою профессию, развитие потребности в получении и повышении уровня образования, осознание ценности созидательной деятельности для себя и для общества. В свою очередь успех профессионального самоопределения зависит от эффективности деятельности специалистов, оказывающих помощь обучающимся, на всех этапах выбора профессии.
- Здесь еще нет комментариев