Комитет по образованию и делам молодежи Косихинского района Алтайского края
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Лосихинская средняя общеобразовательная школа»
Программа
деятельности лагеря с дневным пребыванием детей
на 2011 год
«Простоканикулово».
Автор: Улитина Ольга Ивановна учительначальных классов
Лосиха, 2011 г.
Пояснительная записка
Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Как правило, активный отдых детей проходит в спортивно-оздоровительных лагерях, в санаториях, на пришкольных летних оздоровительных площадках.
МОУ «Лосихинская СОШ» имеет большой опыт организации гражданско - патриотического воспитания деятельности учащихся и в настоящее время патриотичкое воспитание – приоритетное направление учебно-воспитательного процесса школы. Одной из возможностей развития этого направления, по мнению педагогического коллектива, является летний лагерь с дневным пребыванием детей. Лагерь – форма организации деятельности школы, позволяющая:
- значительно расширить формы организации воспитательного процесса, апробировать новые;
- продолжить работу по реализации принципа преемственности между ступенями образования по экологическому образованию и воспитанию, преемственности между основным и дополнительным образованием;
- повысится уровень воспитательной составляющей деятельности образовательного учреждения, работа по преемственности в период обучения и отдыха детей в летний период;
- совершенствовать формы воспитательной деятельности, апробировать и внедрить в практику новое;
- через участие детей в практической и игровой деятельности показать значимость патриотичкого воспитания в жизни каждого человека,в становлении ребёнка как гражданина своего села, района, края; в жизни нового поколения; расширить знания, полученные на уроках;
- организовать деятельность по обучению детей приёмам охраны и
укрепления личного здоровья, здорового образа жизни;
- получить навыки проведения самостоятельных исследований по истории своего села в рамках юбилея «Лосихе 270 лет», пополнить банк материалов школьного музея о историческом наследии своего села;
- продолжить работу по внедрению и апробации в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных и проектно-исследовательских технологий на разных ступенях образования.
Цели программы:
создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, нравственное и патриотическое воспитание, творческое развитие.
Задачи программы:
Оздоровительные:
- Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
- Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
- Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе;
Воспитательные:
- Создать условия для личностного развития каждого ребёнка;
- Создать условия способствующие формированию навыков здорового образа жизни;
- Содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся;
- Способствовать ознакомлению участников лагеря с духовным наследием своей малой Родины;
- Создание условий для воспитания культуры общения.
Образовательные:
- Создать условия для повышения уровня теоретической подготовки ребят в области истории, физики, астрономии, экологии, биологии;
- Практическое совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности;
Развивающие:
- Развитие способности глубокого сосредоточения, созерцания наблюдаемого живого объекта в многообразии его жизненных проявлений;
- Создания условия для развития координированности и коммуникативности детского коллектива – через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через самоуправление.
Принципы деятельности лагеря:
1.Прининципы самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.
2.Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать своё мнение.
3.Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
4.Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью детей предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип расширения индивидуального истоического пространства. В соответствии с этим принципом основные исторические понятия, проблемы рассматриваются на уровне конкретного человека, группы людей, их ближайшего окружения, на уровне села, района, страны и всей планеты.
Методы реализации программы:
методы оздоровления:
- витаминизация;
- физиотерапия;
- закаливание;
- утренняя гимнастика;
- спортивные занятия и соревнования;
- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма;
- фитотерапия.
методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- личный пример;
- вовлечение каждого в деятельность;
- самоуправление.
методами образования:
- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).
- экскурсий.
- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры).
- Проектно-конструкторские методы ( разработка проектов, программ, сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ).
- практическая работа( упражнения, тренинги, учебно-исследовательская деятельность, камеральная обработка собранных материалов).
- наблюдения (запись наблюдений).
Планирование работы.
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум села: Дом культуры, сельская библиотека, школьный музей, участковая больница, руководителей школьных кружков, старшую вожатую.
Формы организации деятельности по реализации программы:
Формы организации деятельности |
||
Массовые |
Групповые |
Индивидуальные |
Праздники Конкурсы Экскурсии, походы Спортивные соревнования Мастерская будущего КТД |
Отрядные огоньки Беседы, КТД Спортивно-оздоровительные процедуры Создание и реализация проектов Работа кружков и секций |
Индивидуальные беседы Выполнение учебно-исследовательских работ Создание и реализация проектов
|
Возможные риски:
- Плохие природные условия;
- Высокая активность клещей;
- Поломка оргтехники.
Механизм реализации программы
Лета ждут все дети без исключения, потому что оно ещё один шаг к веселому отдыху, встрече с друзьями, а главное – отличному настроению.
Мы выбрали для себя необычную форму организации летнего отдыха детей - путешествие по «Простоканикулово» в связи с годом Космонавтики и юбилея села Лосиха.
В течение смены планируется реализация программы по блокам:
- Организационный; его девиз: «Изучаем, исследуем, презентуем».
- Интеллектуальный; его девиз: «Читаем, изучаем – ум обогащаем!».
- Спортивно-оздоровительный; его девиз: «Движение - это жизнь».
- Исторический; его девиз: «У человека нет будущего, если он не знает своего прошлого».
- Космический; его девиз: «Человек – часть Вселенной».
- Творческий; его девиз: «Радуйся своей жизни и радуй других».
В нашем путешествии по Простоканикулово- каждый день смены будет посвящен открытию одной из улиц деревни:
- Улица встреч
- Улица юных дизайнеров «Лосихе 260!»
- Улица подвижных игр
- Улица интеллектуалов
- Улица романтиков
- Улица космических сказок
- Улица спорта
- Улица юмора
- Улица неболейка
- Улица юный историк
- Улица рекордов
- Улица «Мульти-пультия»
- Улица танца
- Улица «очумелые ручки» «И снится нам…»
- Улица талантов
- Улица этикета
- Улица героев
- Улица неожиданностей.
Структура управления.
Капитан – начальник лагерной смены.
Гид– воспитатели.
Диспетчеры – вожатые.
пассажиры – дети.
Задача капитана, гидов и диспетчеров – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Стратегию участия в деле экипажей организуют гиды и диспетчеры.
Каждый экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает вахтовый журнал, где отражает жизнь экипажа каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс вахтовых журналов.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде деревенской улицы, где центром является двор Дяди Федора. Дети открывают каждый день новую, неизведанную ранее улицу. Всего улиц 18 – по количеству дней пребывания детей в лагере. Экипаж первым открывший улицу(победивший в общелагерном деле), устанавливает на ней свой символический флажок и красочно оформляет в зависимости от темы дня. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой.
Рядом с картой планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
Конечно, что-либо может и не сработать. За долгие 18 дней наша деревня может столкнуться с различными неожиданностями. Это могут быть и гости Каждый член лагеря должен соблюдать Законы и Заповеди:
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Экипаж – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Экипажем разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый пассажир может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни экипажа и в целомлагеря. Если в экипаже набирается 10 «звездочек», то их можно обменять на одну большую звезду. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытых улиц тем, или иным экипажем, а также количество «звезд» в целом. По итогам победители получают призы и награды.
Режим дня
9.00 – 9.10 – Сбор
9.10 – 9.20 – Утренняя зарядка «».
9.20 – 9.30 – Сбор (организационная линейка).
9.30 - 9.55 – Завтрак.
10.00 – 11.00 – «старты» (спортивно-оздоровительный час).
11.00 – 11.55 – «хлопоты» (внутри командное дело).
12.00 – 12.35 – «одна семья» (общелагерное дело).
12.35 – 13.00 – Выход (Общественно – полезный труд).
13.00 – 13.30 – Обед.
13.30 – 14.15 – Час (занятия кружков).
14.15 – 14.30 – Инструктаж (планерка).
14.30 – 14.45 – «Приведи в порядок» (уборка территории).
14.45-15.00 –полдник.
15.00 – Возвращение пассажиров домой.
План мероприятий
№ п/п |
Краткое содержание |
Дата |
Место проведения |
Ответственные |
|
Утверждение правил поведения в лагере. «Вместе весело живётся» (придумать эмблему, название, девиз экипажа, выбрать командиров экипажей).Проведение игр на знакомство. |
04.07 |
школа |
воспитатаели |
|
Конкурс юных дизайнеров школьного ландшафта в рамках подготовки к Юбилею села. |
05.07 |
школа |
воспитатели |
|
Подвижные игры сельской тематики «Найди клад по старинной карте» |
06.07 |
школа |
воспитатели |
|
Интеллектуальная игра «Сельский час» (с нападением Нептуна)
|
07.07 |
школа |
воспитатели |
|
Творческие работы на тему «Мое село в будущем» |
08.07 |
школа |
воспитатели |
|
Конкурс на лучшую современную деревенскуюсказку с иллюстрациями. |
09.07 |
школа |
воспитатели |
|
Подвижные игры на свежем воздухе «Выход за околицу.» |
10.07 |
школа |
воспитатели |
|
Неожиданное нападение лесных разбойников.
|
12.07 |
школа |
воспитатели |
|
Конкурс «Зеленая аптека вокруг села». Выступление школьного объединения «Юный эколог». Встреча с Доктором Пилюлькиным . |
13.07 |
школа |
Воспитатели, Модорова С. П. – рук. «Юного эколога», Лобанова Е. А. – зав. Лосихинской врачебной амбулаторией |
|
Экскурсия в школьный музей. |
14.07 |
школа |
Воспитатели, Чернова Н. И. –школьный музей |
|
Веселые старты со старшей вожатой и учителем физкультуры. Встреча с участковым. Грибной дождь. |
15.07 |
школа |
Воспитатели, Чернова С. В. – старшая вожатая, Плотникова Т. В. – учитель физ. культуры, Конунников В. В. -участковый |
|
День мультфильмов: просмотр, обсуждение; создание собственного мультфильма в кабинете информатики. |
16.07 |
школа |
воспитатели |
|
Сельская дискотека с конкурсами в ДК. |
17.07 |
ДК |
Недосейкин С. В. – директор ДК |
|
Мастер- класс от школьного кружка «Мастерица» |
19.07 |
школа |
Папсулина И. Н. – руководитель кружка «Мастерица» |
|
Конкурс «Алло! Мы ищем таланты». |
20.07 |
Школа, ДК |
Воспитатели, Недосейкин С. В. – директор ДК |
|
Путешествие в Сельскую библиотеку. |
21.07 |
Сельская библиотека |
Шредер О. П. – зав. сельской библиотекой |
|
«Герои нашей Малой Родины» - встреча с почетными людьми села. |
22.07 |
школа |
воспитатели |
|
Закрытие лагеря |
23.07 |
школа |
воспитатели |
Критерии эффективности программы.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
- Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
- Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
- Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Методическое обеспечение.
- Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
- Должностные инструкции всех участников процесса.
- Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
- Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
- Проведение ежедневных планёрок.
- Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия.
- Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
- Организация различных видов деятельности.
- Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
- Создание ситуации успеха.
- Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
- Организация различных видов стимулирования.
Ожидаемые результаты и их оценка
¯ Длительное пребывание детей на воздухе, вовлечение их в активную спортивно-оздоровительную деятельность, проведение минуток здоровья способствуют укреплению здоровья и физической выносливости детей, а также формированию навыков здорового образа жизни;
¯ Формы организации деятельности детей в лагере и методы воспитания создают условия для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции детей, воспитания культуры общения;
¯ Повысится уровень теоретической подготовки ребят в области истории, физики, биологии;
¯ Будет собран материал о природном и историческом наследии Лосихинского сельского поселения;
¯ Творческая самостоятельная, объединяющая деятельность детей в смешанных группах и самоуправление создают условия для развития коммуникативности детского коллектива.
Внутренняя оценка |
Внешняя оценка |
|
|
проводится «Советом дела» по итогам проведения каждого вида деятельности |
отзывы, итоги опроса, анкетирование целевой группы. Привлечение независимых экспертов |
Материально-техническое обеспечение
Помещение:
- отрядные комнаты;
- актовый зал ДК;
- кабинет информатики;
Оборудование:
- музыкальный центр;
- мультимедийная установка.
Инвентарь:
- мячи;
- скакалки;
- настольные игры.
Перечень используемых материалов:
- ватман;
- краски;
- кисти;
- цветная бумага;
- фломастеры;
- бумага для рисования;
- маркеры;
- мелки;
- карандаши;
- гуашь.
Критерии эффективности реализации программы
- Самочувствие ребенка в лагере (создание положительного психолого-педагогического климата).
- Сформированность физического потенциала (критерий здоровья).
- Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).
- Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
- Подготовленность к жизни (критерий времени).
- Критерий «открытости школы».
- Критерий системности работы.
Учебно-методическое обеспечение программы
ЛИТЕРАТУРА
- Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.: АГАР, 2000. – 386с.
- Воробьева О.Я. Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общения. – Волгоград: Учитель, 2009. – 141с.
- Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 96с.
- Добротворский И.Л.Технология успеха. 1001 совет школьнику. М.: М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 189с.
- Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. – М.: Агропромиздат, 1988. – 16с.
- Искусство вести за собой… Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной активности и лидерских качеств., /Под ред. д.п.н. С.В. Тетерского. – М.: АРКТИ, 2007. – 96с.
- Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги и портфолио. /авт.-сот. Н.В. Комлева. – Волгоград: Учитель, - 2009. -154с.
- Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе.Ростов н/ Дону: Феникс, 2005.- 311с.
- Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристических вожаков. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 1999. – 144с.
10. Коновалова О.Б., Рыжова Ж.В. Социальное проектирование. - Н. Новгород, изд-во «Педагогические технологии», 2004. – 96 с.
11. Новаторов В.Е. Маркетинг личности:формула жизненного успеха: цикл бесед для подростков. - Волгоград: Учитель, 2009.- 303 с.
12. Иллюстрированный определитель растений Пермского края./ С.А. Овеснов, Е.Г. Ефимов, Т.В. Козьминых и др./ Под ре. д.б.н. С.А. Овеснова. – Перм.: Книжный мир, 2007. – 743с.
13. Петрусинский В.В. Игры для активного обучения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 125с.
14. Петрусинский В.В. Игры для активного отдыха в процессе обучения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 127с.
15. Петрусинский В.В. Игры для активного общения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 157с.
16. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.М.: АРКТИ, 2005. – 112с.
17. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 1999. – 176с.
18. Организация проектной деятельности в школе: система работы / ав. Сост. С.Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.
19. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2008. – 208с.
20. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении – СПб.: Каро, 2005. -96с.
Алексеева Н.В. написал(а) 4548 дней назад (позитивно) 1Ольга Ивановна, здравствуйте! Очень понравилась ваша программа. Интересно и актуально. Успехов вам!!!
0 очковКибалко Н.Н. написал(а) 4587 дней назад (позитивно) 1Ольга Ивановна! Спасибо за содержательную программу летнего лагеря!
0 очковЖакулина И.В. написал(а) 4589 дней назад (позитивно) 1Большое спасибо за материал! Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
0 очковЗолотухина Л.В. написал(а) 4680 дней назад (нейтрально) 0Интересный материал, содержательный. Спасибо!
Удачи Вам . С уважением Людмила!
1 очко