Пусто
|
||
терпеливая, целеустремленная
Gdgkhdu Н.G. написал(а) 4800 дней назад (нейтрально) 0Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
Внеклассное мероприятие по теме:
«Фитонцидные растения в интерьере»
Учитель биологии
первой квалификационной категории
Латыпова Н.М.
г.Бавлы, 2009г.
Внеклассное мероприятие по теме:
«Фитонцидные растения в интерьере»
Dum spiro, spera
Пока дышу, надеюсь
ОВИДИЙ
Оборудование: ПК, проектор, экран, комнатные растения (хлорофитум, диффенбахия и др.)
Ход мероприятия:
(В офисе)
1 ученик: Что-то сегодня у нас душно, воздуха не хватает.
2 ученик: У меня тоже часто голова болит. От чего бы это? Как ты думаешь?
1 ученик: Много работаем. Нужно в спортзале позаниматься, поплавать в бассейне.
2 ученик: Ты думаешь только из-за этого?
1 ученик: Конечно. Давай работать, итак много времени потратили на пустой разговор. (Сидят, работают, пишут, считают и т.д.)
(Стук в дверь, приходят представители другой фирмы «Фиторай»).
3 ученик: Добрый день! Как душно у вас, и воздуха не хватает.
4 ученик: Конечно, воздуха не хватает, ведь у них столько оборудования и нет ни одного цветка.
1 ученик: День добрый! А нам в 21 веке в веке компьютерных технологий не нужны, какие-то зачуханные цветы.
2 ученик: Да уж сдались они нам, зачем это? В век экономии времени, воды и денег.
3 ученик: Как это экономия времени, воды и денег? Вы что экономите на своем здоровье?
1 ученик: Как это экономим? Мы бешеные деньги тратим на фитнес клуб, массаж и на все остальное!
2 ученик: Конечно и не малые!
4 ученик: Но вы же губите здоровье, уже на своем рабочем месте.
1 ученик: Это как?
3 ученик: Это элементарно! У вас в офисе нет ни одного комнатного растения.
2 ученик: А зачем они нам?! За ними нужен уход - это время, их нужно поливать, менять почву - а это немалые деньги, если их перевести на рубли?...
1 ученик: То получится прехорошенькая сумма в день. Понадобится 15 минут времени, и по 10 литров воды. В неделю - это 1 ч. 30 мин, а воды 70-100 литров (считает), а значит 250 рублей в неделю! А в месяц 1000 рублей, а год 12000. Понятно!
3 ученик: Понятно! Экономия на воде и небольшого времени, вы губите свое будущее, а ведь растения начали использовать с древнейших времен, чтобы укрепить свое здоровье и оно называлось: «Ароматерапия»
(выступления учащихся и одновременно показ слайдов)
5 ученик. В далекие времена считалось, что «выкурить» недуг из больного можно, сжигая ароматические растения. Иногда сжигали растения, способные влиять на сознание, чтобы создать мистическую, «потустороннюю» остановку.
Ароматические растения и экстракты пользовались вниманием во времена всех великих древних цивилизаций - от Вавилона и Персии на Среднем Востоке до Индии и Китая. В древнейших медицинских текстах, написаны: около 3 тысяч лет назад, перечислено множество ароматических растений и указаны цели их использования. Наиболее подробные описания найдены в древних египетских раскопках. Египтяне применяли благовония: от парфюмерии и косметики - до медицины и ритуала бальзамирования усопших. Некоторые сосуды для мази, извлеченные из гробницы Тутанхамона, содержали предохранительные смолы, такие как ладан, которые до сих пор, спустя 3200 лет, все еще не потеряли запах.
6 ученик. Египтяне хорошо знали о способности благовоний повышать настроение и приобрели репутацию знатоков парфюмерии. Легендарная Клеопатра, чтобы стать привлекательной, наполняла свои покои ароматом громадного количества розовых лепестков. Однако египтяне не знали способов выделения эфирных масел из растений, поэтому пользовались настоями и притираниями. Позже древние греки и римляне научились применять эфирные масла и в медицине, и в общественных банях. Греческие врачи, служившие в римской армии, несли знания об ароматических и лечебных растениях в другие страны. Арабские знахари преумножили знания в области ароматерапии. Они первые применили дистилляцию (паровую перегонку) для извлечения из розовых лепестков ароматического масла - это изобретение приписывают Авиценне (980 - 1037), философу и врачу из Средней Азии. Дистилляцией извлекают чистые эфирные масла из многих растений.
7 ученик. В период крестовых походов «арабские благовония» распространились по Европе. Однако камеди и смолы из Азии были труднодоступны, поэтому для приготовления эфирных масел стали использовать средиземноморские растения, такие как розмарин и лаванда. Особенно увлеклись этим процессом французы, которые и заложили основы современного парфюмерного производство, а также терапевтического применения эфирных масел. В некоторых французских госпиталях еще в 8()в. Для дезинфекции воздуха и «отпугивания» болезни сжигали антисептические травы - тимьян и розмарин. А само понятие «ароматерапия» около 50 лет назад ввел француз Рене Гаттефоссе - химик, работавший в парфюмерном производстве. В период обеих мировых войн 20()в. Эфирные масла использовали для лечения ран и инфекций. Одним из пионеров этого метода был доктор Джин Валнет. Сегодня во многих медицинских учреждениях мира изучают лечебные свойства эфирных масел.
8 ученик. Достоинства ароматических растений выходят за рамки антисептических, или противовоспалительных, свойств. Известно, что запах мажет оживлять воспоминания, менять настроение человека, менять настроение человека, улучшать его самочувствие. В последние 20 лет во многих странах мира ароматерапия развивается как часть системы, способной исцелять и уравновешивать личность человека в целом. Масла используют при массаже, для ванн, их сжигают с целью получения аромата, улучшающего физическое и эмоциональное самочувствие.
9 ученик. В начале прошлого века основоположник гомеопатии С. Ганеман с успехом лечил многие болезни, прописывая вдыхание ароматических растений. Врач А.А. Кюнцель один из первых предложил термин «аэротерапия» - лечение запахами. Он с успехом применял при неврозах ароматические ванны с сосновыми и валериановыми экстрактами, поднимающие у больных настроение, улучшающие аппетит. Для большинства людей стимулирующие запахи создают яркие, пряные, теплые ассоциации, возбуждающие нервную систему. Успокаивающие обонятельные ассоциации, как правило, дают растения, характеризующиеся прохладным, светлым, мягким, влажным, нежным ароматом. В начале нашего века было установлено, что приятные запахи повышают динамометрическую силу мышц. В условиях гиподинамии и монотонии использование аэротерапии способствует введению организма в зону оптимальной работоспособности. При переутомлении возбуждающие запахи еще более ухудшают работоспособность. Здесь нужны успокаивающие ароматы, возвращающие тонус организма в оптимальную зону.
10 ученик. Стимулирующим ароматом обладают кедровые, лимонные, коричные, розмариновые, камфорные масла. Нормализирующее действие на функции ЦНС оказывают мятное и чесночное масла. Успокаивающий эффект присущ эфирным маслам ромашки, герани. При вялости и апатии рекомендуют вдыхать масла жасмина, розы, лаванды, можжевельника. Установлено, что запах жасмина, возбуждает деятельность головного мозга не меньше, чем кофе. Аналогично действует и аромат лаванды, можжевельника. Рекомендуют использовать косметические средства с компонентами этих растений.
Современный человек более половины жизни проводит в помещении, лишая себя естественного контакта с природой. Вдыхание ароматов растений хоть в какой-то мере поможет исправить эту издержку цивилизации.
11 ученик: Воздушная среда городских помещений далеко не идеальна. Помимо обычной пыли, часто воздух помещений имеет повышенное содержание химических соединений, выделяемых строительными материалами, мебелью, выхлопными газами. Так, в Германии более 2,5 миллиона человек работают в климатизированных помещениях, и каждый пятый человек жалуется на ухудшения здоровья. Одна из причин этого - некачественный воздух помещений, в котором обнаружено более 1000 вредных веществ, в том числе 250 высокотоксичных и 15 канцерогенных, то есть способствующих развитию онкологических заболеваний. Кроме того, воздушная среда содержит условно-патогенные микроорганизмы, такие как стафилококк, микроскопические плесневые грибы. Эти организмы, попадая в благоприятные условия на слизистых оболочках верхних дыхательных путей, могут вызвать острые респираторные и аллергические заболевания. По данным российских ученых, содержание колоний микроорганизмов в помещениях детских садов нередко превышает норму в 4-6 раз.
И даже самые современные технические средства не всегда обеспечивают здоровую воздушную среду. Растения же часто служат фильтром вредных веществ. Также летучие выделения многих комнатных растений обладают фитонцидными свойствами, то есть способностью подавлять жизнедеятельность микроорганизмов.
1 ученик: Я не совсем поняла: А что такое фитонциды?
(на проекторе слайд)
3 ученик: Фитонциды – это вещества, продуцируемые растениями и имеющими бактерицидные, антифунгальные ( активные в отношении микроскопических грибов и актиномицетов) и протистоцидные ( активные в отношении клеточных простейших) свойства. Фитонциды были открыты профессором Б.П. Токиным в 1928 году.
4 ученик: Фитонциды - это важный фактор иммунитета растений. Ученик И.П. Мечникова, Б.М. Козополянский характеризуя роль фитонцидов в защите растений от возбудителей болезней, отличает: «летучие фракции фитонцидов - это первая линия обороны, соки (нелетучие) - вторая линия обороны»
Эти слова не зря сказали, т.к. фитонциды даже в микроскопических дозах могут задерживать рост и размножение одних микроорганизмов, играть существенную роль в регулировании состава микрофлоры воздуха, почвы и воды.
3 ученик: Выделение комнатными растениями летучих веществ зависит от нескольких факторов:
( слайд) 1) от систематической принадлежности
2) возраста
3) физиологического состояния
И обязательно: 4) условий выращивания
1 ученик: а какие цветы нужны тогда в нашем офисе?
Выступления по комнатным растениям.
1. хлорофитум
2. диффенбахия
3. плющ обыкновенный
4. герань
5. кактусы
6. фиалки, цикламены и папоротники
1 ученик: (с удивлением) Ах вот оказывается что!!!
3 ученик: Вот почему у вас неуютно, и воздуха не хватает.
4 ученик: А как красиво бы стало здесь, если поставить цветы.
3 ученик: У нас есть проектный слайд; работы нашей фирмы, мы хотели бы его вам показать, если же вы не против. С глубокой древности человек стремился украсить свое жилище растениями. Он, ощущая себя единым целым с природой, переносил ее частицу в свой дом. Обращался к растениям за исцелением. Но стремление это было скорее интуитивным. В настоящее время учеными установлено, что кроме эстетических свойств, растения обладают еще одной полезной функцией - комнатные растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.
- это до нашей работы и после (показываются слайды - комната без цветов, затем обставленная цветами)
- спальня
- зал
-кухня
-рабочий кабинет
-офис
2 ученик: А знаете, ваша работа нам понравилась
1 ученик: И по расценкам прилично
2 ученик: Мы согласны, с вами сотрудничать. И давайте начинайте сегодня же.
На второй день (везде цветы).
1 ученик: Ты знаешь, сегодня мне легко дышится
2 ученик: Ты права, и у меня голова не болит. Выходит, мы не зря потратили наши деньги - это ведь все делается на благо здоровья!
-1 очко