Рейтинг профиля
0 оценок
Фотографии пользователя
Пусто
|
||
Папки
Рабочая программа кружка дополнит
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Русские народные инструменты».
Автор: Стюфляева Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования. г. Липецк.
Программа дополнительного образования кружка
«Русские народные инструменты» (домра, балалайка).
Программа предусматривает поэтапное обучение детей игре на русских народных инструментах. Данная программа направлена на приобщение учащихся у истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию творческих способностей детей.
Программа опирается на следующие принципы:
всестороннее развитие ребенка с учетом индивидуальных способностей;
доступность понимания и исполнения музыки различных жанров;
предоставление возможности самовыражения, самореализации и инициативности.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В программе подробно расписана техника выполнения и последовательность обучения игре на домре и балалайке.
Программа рассчитана на детей с различными музыкально – слуховыми способностями.
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Программа занятий ансамбля домр на 1-ое, 2-ое полугодия.
3. Программа занятий ансамбля балалаек на 1-ое, 2-ое полугодия.
4. Список произведений, рекомендуемых к разучиванию.
5. Список используемой литературы.
Пояснительная записка.
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. К сожалению сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чье «искусство» ограничивается не Принципыпрограммируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если музыкальной воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах.
Входя в мир народной музыки и инструментов, учащийся подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, мелодии « пронизывают его на сквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Умение играть на домре и балалайке, коллективное музицирование в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей музыкальные способности – вот чем руководствовался автор данной программы, организовывая кружок « Русские народные инструменты» ( домра, балалайка).
Цель программы: обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах.
Задача программы:
воспитание музыкальных, всесторонне развитых учащихся;
расширять и обогащать знания детей;
обучение основам техники игры на домре и балалайке, формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах;
воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой;
пропаганда музыкальной культуры и искусства.
Направление работы:
знакомство с русскими народными инструментами (домра, балалайка);
самостоятельное исполнение произведений на русских народных инструментах;
развитие творческих способностей.
Принципы:
принцип фасциации (очарование детей);
творческой направленности;
игрового познания;
максимальной самореализации с учетом индивидуальных особенностей учащегося.
Основной формой работы в кружке «Русские народные инструменты» является:
групповое занятие по расписанию;
в кружке существуют младшая и старшая группы;
возраст участников от 8 до 15 лет;
продолжительность занятий 1 час.
Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и в целом о русской народной культуре используются такие формы:
беседа;
рассматривание подлинных русских народных инструментов;
слушание народных музыкальных произведений в исполнении приглашенных балалаечников и домристов, учащихся музыкальной школы;
посещение концертов на площадках города.
Содержание работы: занятия в кружке построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняется музыкальный материал. По началу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских навыков и умений. Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники рекомендуется использовать на занятиях:
пальчиковые игры;
ритмические упражнения ( народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки );
соревнования между подгруппами.
Методы работы:
объяснительно – иллюстративный ( беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора);
репродуктивный ( разучивание, закрепление материала );
исследовательский ( самостоятельное исполнение, оценка, самооценка );
метод побуждения в сопереживанию ( эмоциональная отзывчивость на прекрасное);
метод поисковых ситуаций ( побуждение детей к творческой и практической деятельности).
Ожидаемый результат:
игра индивидуально в ансамбле, соблюдая ритм;
применять в ансамбле практические навыки игры на домре и балалайке;
слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему;
понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.
Формой подведения итогов реализации данной образовательной программы является участие в смотрах, конкурсах, фестивалях, отчетных концертах, тематических концертах.
Структура программы: весь образовательный цикл делится на две ступени исполнительского мастерства.
Первая ступень – подготовительный этап, младшая группа ( 8-12 лет ).
Цель:
приобретение начального музыкального опыта;
знакомство с нотной грамотой;
простейшими приемами звукоизвлечения на домре и балалайке;
развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.
Вторая ступень – старшая группа ( 12-15 лет)
Цель:
знакомство с традициями народной культуры ( исполнительство на русских народных инструментах );
с новыми приемами;
совершенствование техники игры;
проявление творческой инициативы.
Предложенная программа основана на типовой программе для кружков дополнительного образования учащихся. Вместе с тем, она является вариативной, комплексной, то есть, при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождении материала
Комментарии к профилю
Сортировать по:
Результатов на страницу:
- Здесь еще нет комментариев
Стена
20.08.2013