РЕЗОЛЮЦИЯ II ВСЕРОССИЙСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФОРУМА
29 ИЮЛЯ 2010 ГОДА
Педагоги России!
Нас полтора миллиона! В нашем единстве - наша сила!
Наша гражданская позиция определит будущее России!
Осознавая важность образования и свою ответственность перед обществом, мы, участники II
Всероссийского педагогического Форума, собравшего более 500 педагогов из 70 регионов России, считаем необходимым донести до широкого круга общественности наше видение решения проблем, имеющихся сегодня в российском образовании.
В ходе коллегиального обсуждения ключевых вопросов образования нами были выделены 4 наиболее важных блока проблем, объединенных следующими актуальными вопросами российской школы:
Какое образование нужно нашим детям?
Кто будет учить детей?
Чему надо учить детей?
Как добиться качественного образования?
1. Системные изменения, происходящие в образовании, при внешней позитивности, на поверку не удовлетворяют ожиданиям общества. Это стало предметом обсуждения всех участников Форума.
Образование должно быть приоритетным направлением в развитии государства. Сегодня России нужна национальная идея, способная сплотить общество в решении важных проблем.
Чем гордиться нашим детям, к чему им стремиться? На эти вопросы пора найти ответы. И искать их надо всем вместе – всему обществу.
Мы считаем, что национальной идеей России может и должно стать образование.
Исходя из этого, ответ на вопрос, какое образование нужно нашим детям, можно сформулировать так: российское образование должно быть фактически равнодоступным и бесплатным, фундаментальным по содержанию и воспитывающим человека, ответственного за свою Родину. Только такое образование способно обеспечить достойное будущее сегодняшнему молодому поколению.
2. Вопрос о том, кто будет учить наших детей в российской школе, – важнейший. Мы полагаем, что качественное образование может дать только компетентный учитель, обладающий высоким профессиональным и общественным статусом. На это должна быть направлена политика государственной поддержки учителей.
Участники Форума предлагают:
- Установить статус государственного служащего для всех педагогов;
- Разработать эффективный механизм законодательно-правовой защиты учителя;
- Создать и реализовать Федеральные программы по поддержке педагогических династий и молодых педагогов, «Доступное жилье для учителей»;
- Ввести элементы адресной социальной поддержки (дисконтные карты, дающие право на льготы и скидки, оплату проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года и др.);
- В рамках редакционной политики государственных телеканалов обеспечить реализацию программы формирования объективного образа учителя, значимости педагогического труда, престижности образования и знаний.
3. Проблемы содержания образования волнуют не только учителей, родителей, но и широкую общественность. Качество большинства учебников не выдерживает критики.
Участники Форума предлагают:
- Сохранить общее образовательное пространство для всех регионов страны;
- Считать недопустимым вытеснение дополнительного образования из школы, т.к. стандарты второго поколения предусматривают интеграцию общего и дополнительного образования;
- Проанализировать эффективность использования программ-концентров, а также возможность альтернативного использования линейных программ в преподавании различных предметов;
- Осуществлять мониторинг соответствия имеющихся учебников новым стандартам, так как многие учебники, рекомендованные Минобрнауки, не соответствуют им;
- Организовать открытый федеральный интернет-ресурс для публичного обсуждения проектов новых учебников и обязать издателей и авторов, претендующих на включение своих разработок в федеральные списки рекомендованных учебников, проходить общественную экспертизу на данном ресурсе;
- Базовый стандарт образования обеспечить единым набором учебной литературы, авторские права на которую принадлежат Минобрнауки. Данные учебники и учебные пособия должны печататься издателями с единых оригинал-макетов, предоставляемых им в рамках исполнения государственного федерального заказа на поставку учебников в учебные заведения;
- Предоставить обучающимся выпускных классов право выбора формы сдачи итоговой аттестации.
4. Школы России нуждаются в компетентном учителе, отвечающем всем требованиям современного общества. Новое положение об аттестации учителей и педагогических работников призвано решить вопрос о заинтересованности педагогов в профессиональном росте.
Участники Форума предлагают:
- При аттестации учителей и педагогических работников во всех регионах применять единые требования к квалификационным категориям, описанные конкретно и гласно, учитывать реальный объем выполняемой педагогом работы, в том числе, внеучебной;
- Контрольно-измерительные материалы для определения уровня профессиональной компетентности педагогов доводить до сведения аттестуемых не менее чем за полгода;
- При проведении аттестации учитывать специфику работы педагогов в образовательных учреждениях разного вида;
- Отменить зависимость оплаты труда педагога от количества обучающихся в классе;
- Мотивировать учителей к повышению квалификации через увеличение разницы в оплате труда между квалификационными категориями;
- Повысить зарплату учителя за счет понижения или отмены подоходного налога, а также за счет сокращения чиновничьего аппарата в сфере образования.
5. Актуальной проблемой остается сохранение здоровья молодого поколения Россиян, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Участники Форума предлагают:
- С целью сохранения здоровья ученика и учителя установить наполняемость класса не более 25 человек и увязать этот показатель с требованиями СанПиН с учетом старых школ и школ-новостроек;
- Если школа не соответствует техническим и санитарным нормам в связи с многолетним недофинансированием её содержания, то возможны следующие пути решения данной проблемы:
а. Для сохранения коллектива и традиций образовательного учреждения перевести школу в здание, соответствующее требованиям СанПиН, и поставить аварийное здание на капитальный ремонт.
б. Отказаться от практики увольнения педагогов при слиянии школ;
- Сделать публичными, открытыми отчеты об учебной и финансово-экономической деятельности управлений образования с обязательной публикацией их документации на официальных сайтах для свободного доступа родительской и учительской общественности.
- Обеспечить независимый контроль процесса государственных закупок и обеспечения качественного выполнения заказа ФЗ 93;
- Необходимо оснастить ОУ учебным, другим необходимым оборудованием и расходными материалами в соответствии со стандартами;
- Обеспечить постоянное медицинское обслуживание учащихся и учителей в ходе учебного процесса;
- Обеспечить инклюзивное обучение дополнительными педагогическими кадрами, чтобы не нарушать права других детей во время учебного процесса (дополнительный педагог- помощник в ходе урока должен работать непосредственно с ребенком с особенностями развития);
- Решениям о реорганизации образовательных учреждений должны предшествовать общественные слушания по данному вопросу;
- С целью оптимизации труда педагогических работников, сократить и упорядочить документооборот в образовательных учреждениях;
В соответствии с вышеизложенным участники Форума выражают надежду, что предложенные пути решения проблем образования найдут отклик у соотечественников. Мы надеемся, что правительство РФ, государственные и общественные организации услышат и поддержат нас.
Выражая мнение учителей всех регионов страны, мы исходили из интересов школьников, считая молодое поколение главным достоянием России.
Уважаемые коллеги! Предлагаем обсудить резолюцию II Всероссийского педагогического Форума на августовском педсовете в территориях и просим обозначить свою позицию на сайте http://www.zavuch.info
Накоркешко Л.В. написал(а) 5249 дней назад (позитивно) 1Я за данную резолюцию. Абсолютно всё правильно.0 очковПопова Т.В. написал(а) 5249 дней назад (позитивно) 1Одобряю данный текст резолюции и призываю своих коллег присоединиться к участникам Всероссийского педагогического форума. Промедление приведет к потере молодого поколения и, соответственно, будущего нашей страны.2147483647 очков