Тема: Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»
Цели:
1) Создать содержательные и организационные условия для осознания обучающимися нравственных проблем рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
2) Развивать коммуникативную культуру обучающихся посредством делового сотрудничества в парах.
3) Воспитывать любовь к художественному слову, расширять читательский кругозор обучающихся.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями и способами деятельности с использованием элементов технологии развития критического мышления.
Ход урока.
I Стадия вызова.
1.Сегодня на уроке мы должны будем сделать новые открытия. Открытия – потому что рассказ «Уроки французского» - своеобразная нравственная заповедь. Открыть законы нравственности – цель сегодняшнего урока.
Учитель читает стихотворение С. Бондаренко
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе-
Ты только вдумайся, только всмотрись-
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой-
Ты только вдумайся, только всмотрись-
Откроется самая главная мысль.
Приём «мозговой штурм»
2. Составьте ассоциативные цепочки к слову нравственность. (Добро, зло, духовность, честь, совесть, достоинство)
(Обучающиеся прочитывают свои ассоциативные цепочки)
Далее записываем определение слова по словарю Ожегова.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.
- Перед вами картина литовского художника- символиста Чюрлёниса.
- Что изображено на ней? Может ли человек взять в руки солнце? Что символизирует картина? (художник изобразил человеческие отношения, при которых каждый отдаёт свет, тепло своей души другому)
- Кто из героев рассказа мог оказаться на месте героя картины? (учительница, главный герой)
II Стадия осмысления
Рассказ «Уроки французского» появился в печати в 1973 году. Посвящён Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери драматурга Вампилова. Прототипом главной героини стала учительница В.Г. Распутина Лидия Михайловна Молокова.
- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
Меня он затронул до глубины души, поразил своей жизненной правдой
- Расскажите о жизни главного героя. С какими трудностями пришлось столкнуться мальчику на первых порах самостоятельной жизни? ( трудности с французским языком, тяжело было переносить голод, а ещё тяжелее осознавать, что кто- то ворует еду, которую посылает мать, тоска по дому)
- Какие черты характера проявляются в борьбе с этими трудностями? (мужество, настойчивость, терпение, испытания развили в мальчике чувство ответственности, бережное отношение к людям)
- Какой выход предпринимает герой из создавшейся ситуации? (игра на деньги)
Перечитайте эпизод драки. Составьте к нему «тонкие» и «толстые» вопросы.
«тонкие вопросы» |
«толстые вопросы» |
Кто начал драку? Как ведёт себя Птаха? |
Может ли быть честной игра на деньги? Почему мальчик решился на игру?
|
Обобщения учителя.
Думаю серой и безрадостной была бы наша жизнь, если взрослеющий человек получал бы только уроки подлости, злобы, жестокости. К счастью, находятся такие люди, которые проявляют сердечность, доброту, тепло.
И в нашем случае руку помощи ребёнку протянула учительница загадочного французского языка.
Работа с эпизодом «В школе наутро»
Приём «Дерево предсказаний»
- Предположите, что в дальнейшем может произойти с героем, если директор узнает, что он играет на деньги? ( работа в парах)
(1 Его отчислят из школы. 2. Он перестанет играть)
- Как повела себя Лидия Михайловна?
Она не принимает поспешных решений, пытается выяснить причину, заставившую героя играть на деньги, подленького Тишкина спокойно осаждает.
Прослушаем диалог учительницы и мальчика после уроков (сценка)
- Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков? Удалось ли ребятам передать это?
Лидия Михайловна начала разговор слишком громко, как показалось мальчику. Когда она понимает, что мальчик попросту голодает, интонация её становится задумчивой
Приём «Линия сравнения»
- Выпишите из текста детали портретов мальчика и учительницы. Какой основной художественный приём использует автор, изображая своих героев?
Лидия Михайловна |
Основной художественный приём |
Главный герой |
«правильное лицо с прищуренными глазами» «аккуратная вся, умная, красивая» «голос был каким- то мелким и лёгким» |
антитеза |
«тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом» «неопрятный, одинокий» «в старом застиранном пиджаке» |
Антитеза показывает внешнее противопоставление. Но внутренне они близки
- Сдержал ли герой своё слово? (нет, нужен был рубль, но уже не на молоко, а на хлеб.
- Что предпринимает учительница?
Заставляет его заниматься дополнительно. Таким образом она решает его спасти от издевательств и избиений.
Чтение в лицах эпизода «Случай с посылкой»
Исчерпав возможность помочь герою законно, Лидия Михайловна решается на отчаянный поступок. Когда понимает, что помощи ребёнок не примет, решает использовать известное ему средство- игру на деньги.
Просмотр кадра из кинофильма
- Был ли поступок Лидии Михайловны преступлением?
- Чем же стали для героя уроки французского?
(уроки доброты, которые помогли ему выстоять в трудной жизненной ситуации)
Своим рассказом Распутин открыл нам законы доброты.
Дети должны заполнить пропущенные слова
Приём «Продвинутая лекция»
- Истинное добро не требует……, оно должно быть……………(отдачи, бескорыстным)
- Добро………. к тому, от кого оно исходит (возвращается)
III Стадия рефлексии
Нам пришла посылка. Как вы думаете, что в ней?
Красные яблоки, которых ребёнок видел только на картинке, стали символом того, что он не одинок, что есть на свете добро, отзывчивость, любовь. Это и есть духовные ценности.
В посылке – сердечки. Дети должны составить синквейн.
Синквейн
Доброта
Искренняя, сердечная
Понять, помочь, спасти
Истинное добро бескорыстно
Любовь, любовь, любовь
Домашнее задание (на выбор)
- Просмотреть фильм и письменно ответить на вопрос « Сравните, каким показал главного героя режиссёр фильма и В.Г Распутин»
- Написать мини – сочинение «Каким я представляю главного героя рассказа Распутина?»
Пусто
|
||
- Здесь еще нет комментариев