В начале партии обе стороны стремятся к наилучшей мобилизации сил для предстоящей борьбы. Чтобы успешно справиться с этой задачей и обеспечить гармоничное взаимодействие фигур и пешек, необходимо усвоить три основных принципа разыгрывания дебюта:
1) борьба за овладение центром;
2) быстрейшее развитие (мобилизация) сил;
3) создание удачного расположения пешек.
ЦЕНТР
Значение центра определяется прежде всего тем, что, как уже говорилось, фигура, находящаяся в центре, держит под контролем максимальное число полей и проявляет свое действие равномерно по всем направлениям. Напротив, по мере удаления от центра сила фигур уменьшается. Находясь в центре, ферзь атакует 27 полей, в углу доски - 21, слон соответственно 13 и 7, конь - 8 и 2. Немаловажно и то обстоятельство, что из центра фигура может быть быстрее переброшена на любой из флангов.
Таким образом, центр - это своего рода командная высота, господствующая над полем боя (доской), и овладение центром имеет решающее значение для хода дальнейшей борьбы.
Особое значение имеет захват центра пешками, или создание пешечного центра. "Борьба за овладение центром происходит путем нападения на центральные поля фигур и пешек, и роль последних в этой борьбе особенно велика. Действительно, всякое поле, атакованное пешкой, закрыто для доступа на него всех неприятельских фигур. Таким образом, наиболее действенна атака центральных полей именно пешками. Поэтому в первую очередь практика дебюта выдвинула в качестве первых ходов для белых два варианта: 1. d4 или 1. e4 (и в ответ на это 1. ...d5 или 1. ...е5 для черных)".
Чтобы не допустить образования у противника подвижного центра, каждая из сторон стремится в первую очередь обеспечить устойчивое расположение своих пешек в центре, всячески укрепляет в дальнейшем свои пешечные позиции в центре, не упуская любой возможности ослабить и ликвидировать неприятельские центральные пешки.
Лосев А.Ю. МАОУ ДОД г. Калининграда ДЮЦ «На Молодежной».
Конспект открытого занятия по программе «Белая ладья» педагога дополнительного образования Лосева А.Ю. на тему:
«Окончания, в которых слон сильнее коня».
Учебная задача:
-знать и понимать особенности данного приема, уметь выявлять позиционные преимущества сторон в игре и сравнивать свои познания в указанной теме и познания других детей;
-учиться договариваться с другими детьми, работать в команде.
Необходимые материалы: проектор, компьютер, магнитная шахматная доска, комплекты шахмат, виниловые шахматные доски.
Ход занятия.
I Объявление темы и содержание занятия.
Педагог: Тема сегодняшнего занятия «Окончания, в которых слон сильнее коня». Слон обычно сильнее коня, если игра носит открытый характер, происходит на обоих флангах и особенно если есть или могут появиться проходные пешки. Слон может «запатовать» коня. Например, белый Се5, черный Ке8 (h5).
Кто иногда подмечал в своих партиях подобное преимущество.
Дети: Соперники иногда расставляют пешки по цвету нашего слона и тогда легче их атаковать. А если мы расставляем свои пешки по цвету своего слона, то их легче защищать. И наоборот, тяжелее защищать пешки если они стоят не по цвету своего слона.
Педагог: Конечно вы правы на все 100. Так вот, сегодня я приведу примеры, которые нам помогут понять указанную выше тему.
Пример 1. Белые: Кре1, Сс1 и пп. a2, b2, c2, f2, g2, h2. Черные: Крe8, Kd7, пп. a7, b7, c7, f7, g7,h7.
Выгоднее иметь слона, но должна быть ничья.
Пример 2. Белые: Кре1, Сс1 и пп. b2, c2, f2, g2, h2. Черные: Крe8, Kd7, пп. a7, b7, c7, f7, g7.
У белых лучше шансы, но при правильной игре ничья.
Пример 3. Белые: Кре1, Сс1 и пп. c2, f2, g2, h2. Черные: Крe8, Kd7, пп. a7, b7, c7, f7.
У белых решающее преимущество.
II Рефлексия обучающимися границ своего незнания.
Педагог: Может быть, кто-нибудь из вас знает, что является приоритетами при легкофигурных окончаниях?
Дети: разрозненность пешек или большое количество островков, а также сдвоенность пешек.
Педагог: Да, ведь это теория.
III Целеполагание занятия. Изучение нового материала. Методические указания.
Подчеркнуть связь между расположением пешек и активностью легких фигур. Это поможет учащимся выработать правильную оценку подобного рода окончаний. Важно, чтобы размены в середине игры производились с учетом шансов в возможном эндшпиле. Все оценки в дальнейшем даются с учетом примерно одинаковой активности королей.
Педагог: Посмотрите на магнитную доску, на ней играется партия великих мастеров
РЕТИ (белые) против РУБИНШТЕЙНА (черные), ГЕТЕБОРГ, 1920 год
Белые: Крd2, Kh2, пп. a2, c2, d3, f4, g4.
Черные: Kpd6, Cd7, пп. a7, b6, d4,f6, g6
-
… Сс6 2. Kpe2 (2. c3 dc+ 3. Kp : c3 Cg2!, лишая коня ходов) 2. … Cd5 3. a3 b5 4. Kf1 a5.
5. Kd2 a4! (угражает 6. … b4) 6. Ke4+ C:e4 7. de b4 8. Kpd2 ba 9. Kpc1 g5. Белые сдались
Подведение итогов занятия. Ассимиляция полученного опыта, знаний, умений.
– Что нового узнали на занятии?
- Чему учились? (сравнивать себя с другими детьми, учились договариваться, работать в команде).
1.1. Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла занятия.
1.2. Рефлексия учащихся границ своего знания – незнания.
1.3. Осознанность постановки и решения учебных задач учащимися.
1.4. Решение учебных задач предполагает освоение ориентировочной основы учебного действия.
1.5. Учащиеся ориентируются на получение образовательного продукта с диагностично заданными свойствами.Домашнее задание
Положение из партии Керес- Лилиенталь , Пярну, 1955 год.
-
Белые: Крg1, Cb4, пп. e6, f3, g2, h2.
-
Черные: Крg8, Ka8, пп. d4, f5, g7, h6. Белые начинают и выигрывают.
Решение: 1. Ca5 Крf8 2. Cd8 Kpe8 3. e7 Крd7 4. Kpf2, и марш белого короля к пешке d4, а затем к коню или на королевский фланг решает.
Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ Мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвётся мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
Важно не сколько ты знаешь, а ЧТО ИМЕННО ты знаешь. Поэтому разница между умным и мудрым в том, что «умный» знает многое, а «мудрый» знает НУЖНОЕ.
В наше время редко встретишь человека, не знакомого с шахматами. Ведь шахматы — это часть общечеловеческой культуры, а педагогические возможности позволяют формированию гармоничной личности молодого человека. Причем тут воспитательная работа, могут подумать многие? Прежде всего, это поиск оптимального решения, который требует от ребенка, используя знания, принять смелое решение на какой-либо ход. Это процесс постоянного поиска с учетом лимита времени и ожидаемого результата.
В современной школе все звенья единой системы непрерывного образования остро нуждаются в эффективных и вместе с тем доступных для массового использования средствах, позволяющих приобщить учащихся к самостоятельной творческой деятельности, развить их познавательные способности. К числу таких средств, несомненно, принадлежат шахматы, педагогические возможности которых уже давно привлекают внимание учёных, психологов, методистов, специалистов по различным учебным дисциплинам.
Благотворное влияние занятия шахматами на воспитание, обучение и развитие школьника ныне не вызывает сомнения. Занятия шахматами развивают умственные способности личности, тренируют его память, формируют такие качества, как смелость, твердость, воля к победе, решительность, выдержка, терпение, находчивость, сосредоточенность, трудолюбие, даже способность к риску.
В шахматном объединении «Янтарная звезда» Детско-юношеского центра города Калининграда «На Молодежной» пять лет ведутся занятия. Несколько сотен детей научились играть в шахматы. Кружковцы с успехом выступают в районных, городских, областных и республиканских соревнованиях.
Набор в шахматное объединение формируется из блжайших школ: МАОУ СОШ №44, 7, 30, 8, 38, гимназий №32 и №40, а также лицеев №49, «Росток» и «Ганзейская ладья». Принимаются дети от 6 до 17 лет. Группы комплектуются с определенной спортивной квалификацией и учетом возрастных особенностей. Планирование имеет динамичный характер с расчетом на многолетнюю подготовку. Накопился определенный опыт работы с младшими школьниками. Обучение игре в шахматы не самоцель. Основная цель — развитие у детей самостоятельного мышления в массовом вовлечении их в волшебный мир шахмат. Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «... без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти... Шахматы должны войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры».
Использование шахмат как средства обучения позволяет активизировать мыслительную деятельность, смекалку и математические способности. Регулярные занятия шахматами содействуют учебно — воспитательному процессу. Учитель начальных классов и родители единодушно отмечают, что шахматные занятия подняли активность детей, они становятся более собранными и дисциплинированными. У них повысилась не только спортивная квалификация, но и успеваемость в школе.
Для повышения активности у младших школьников ведётся интересная работа по популяризации и пропаганде шахмат. Шахматный класс оборудован проектором и экраном, шахматной магнитной доской, часами и комплектами шахмат, стендами с объявлениями и музеем, с портретами чемпионов мира. Деятельность кружковцев отражена в стенгазетах и на стендах, где отмечаются успехи лучших.
Надо помнить, что все дети любят играть. Никакими, даже самыми прекрасными занятиями нельзя заменить соревнования. Игра является неотъемлемой формой деятельности детей. Игра необходима детям как средство удовлетворения органической потребности в самовыражении и моделировании социальных отношений. Поэтому в план спортивно — массовых мероприятий включаются разнообразные соревнования на призы: «Марафон», «Балтийская осень», «Надежда», «Новогодний», «День защитника Отечества», «День Победы», «Янтарное лето», «Папа, мама и я — шахматная семья», проводятся сеансы одновременной игры, конкурсы решения задач и комбинаций.
В летние, осенние, зимние и весенние каникулы регулярно проводятся квалификационные турниры для всех возрастов, в играх принимают участие более 50 участников. В этих турнирах и выявляются юные шахматные дарования.
Самый низкий разряд в шахматах — 3 юношеский. Это помогает стимулировать интересы и активность начинающих шахматистов. Иначе проигрыши слабейшего приводят к тому, что он быстро разочаровывается и теряет веру в свои силы.
Кружковцы среднего возраста очень любят играть в самых массовых сражениях на шахматной доске — это командные всероссийские соревнования «Белая ладья» и президентские спортивные игры «Спартакиада».
В напряженной борьбе команда ДЮЦ «На Молодежной» в 2014 году заняла третье место в Калининградской области, пропустив вперед соперников из 23 лицея города Калининграда и команды из Янтарного. В городе Багратионовске команда ДЮЦ «На Молодежной» были первыми в 2015 году.
Наши звезды блистают на первенствах области и округа. Арутюнов Степан (2008 года рождения), Лосева Маргарита (2005 года рождения) и Лосев Владимир (2002 года рождения) являлись чемпионами и призерами Калининградской области с 2010 по 2015 годы, призерами Северо-западного федерального округа в 2012, 2014 и 2015 годов.
Эти встречи оставляют незабываемые впечатления у шахматистов, они становятся добрее, романтичнее, духовно богаче, приобретают положительную энергетику.
Все эти мероприятия вносят оживление в учебный процесс, придают хороший настрой, ведут к сплочению детского коллектива, выработке у ребят чувства товарищества, взаимопомощи. Атмосфера занятий становится творческой, положительно сказывается на посещении занятий и сохранении групп в многолетней подготовке шахматистов.
Педагог дополнительного образования Лосев Андрей Юрьевич;
6 групп — 75 обучающихся: 1-й разряд — 3 человека, 2-й разряд — 10 человек, 3-й разряд — 12 человек, 1-й юношеский разряд — 5 человек, 2-й юношеский — 5 человек и 3-юношеский - 5 человек.
- Здесь еще нет комментариев