Карточка публикации
Информация об авторе публикацииГБПОУ "БПТ" отделение ПКРиС, Березники
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 18.04.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 18439
Рейтинг публикации
2 оценок
Другие публикации автора
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовате...
Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время здоровье большого количества люде...
Методическая разработка урока по теме «Определение общего солесодержания в природной воде с поверхности водоёма» предмет «Технология подготовительных процессов обогащения»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональный лицей № 47»

 

 

 

Методическая разработка урока

по теме «Определение общего солесодержания в природной воде  с поверхности водоёма»

предмет «Технология подготовительных процессов обогащения»

 

Автор – Подпалая Н.В.

Мастер производственного обучения ГБОУ НПО «ПЛ № 47»

г. Березники Пермского края

 

г. Березники,  2012 г.


АННОТАЦИЯ.

Методическая разработка урока производственного обучения по теме весовой анализ предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по профессии «Обогатитель полезных ископаемых».  Раскрывает основные вопросы свойств воды и  формирует практические умения и навыки по теме урока. Данная разработка может быть интересна мастерам производственного обучения, а так же преподавателям химии для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и учащихся 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования (далее НПО и СПО), реализующих Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (далее ФГОС) по предметам связанным с химией,

технологией подготовительных процессов обогащения.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 4

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА.. 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.. 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.. 15

Приложения: 16

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема урока «Определение общего солесодержания в природной воде с поверхности водоёма»  предусмотрены  федеральным государственным образовательным стандартом (или ФГОС НПО)  по предметам «Технология подготовительных процессов обогащения», «Машины и аппараты подготовительных процессов».

Я решила взять эту тему, так как один из содержательных разделов предметов  — темы связанные с водой. Этот раздел делится на четыре части:

• свойство воды;

• вода в промышленности;

• отрицательное влияние солей воды на аппараты;

• умягчение воды.

Темы, связанные с водой проходят на первом  курсе. В дальнейшем на производственной практике на предприятии учащиеся будут сталкиваться  с водой  в технологическом процессе обогащения, делая отбор проб и её анализ.

На данном уроке свойства воды изу­чаются на уровне его архитектуры. Под архитектурой понимают определение свойств воды  без точного вычисления и объёмного анализа. Описа­ние архитектуры — это представление о свойстве воды, достаточного для человека, для употребления, но не для технологического процесса и аппаратов (в том числе как для обогатителей).

Мне, как мастеру производственного обучения, важно, чтобы владение свойствами воды стало для учащихся одним из средств формирования практических  умений и навыков, расширения своих знания на практике предприятия. Важной педагогической целью является не только развитие практических навыков  у учащихся выполнять операции данного анализа, но и  навыков самостоятельной работы с литературой для дальнейшего самообразования.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Характеристика методической разработки

Цель методической разработки:

- представить один из возможных вариантов проведения урока по теме «Определение общего солесодержания в природной воде с поверхности водоёма»;

- познакомить с элементами изучения трудовых приёмов.

На изучение данной темы отводится 6 часа в рамка раздела «Водоподготовки».

Методические рекомендации по проведению урока

Данная методическая разработка предназначена для мастеров производственного обучения, а так же преподавателям химии, работающих в общеобразовательной средней школе и учреждениях НПО и СПО.

Целевая аудитория

Методическая разработка урока может быть использована для учащихся  10- 11 классов средних общеобразовательных школ, учащихся 1 курсов учреждений НПО и СПО.

Учащиеся должны уметь:

- определять свойства воды с помощью весового анализа,

- уметь самостоятельно работать,

- делать выводы.

Технические условия учебного кабинета

- оборудование для проведения практической работы,

- весы электронные – 3 шт.,

- инструкционно-технологические карты

-ученические парты и стулья.

Методическая разработка урока рассчитана на 120 мин.

 

 

ПЛАН

открытого урока производственного обучения

по профессии «Обогатитель полезных ископаемых»

 

Группа № 19, 1 курс

Дата 16.03.2012 г.

Мастер п/о Н.В. Подпалая

Тема программы Весовой анализ

Тема урока Определение общего солесодержания в природной воде с

поверхности водоёма

Цели урока

- закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по теме урока

Задачи урока

- обеспечить усвоение теоретического материала, через практические навыки

 

- развитие речи,

- развитие практических умений по операциям выпаривания и декантации,

- развитие умения учащихся делать выводы

 

- воспитание бережного отношения к учебному оборудованию

- воспитать у учащихся чувство требовательности к себе, так как от этого зависит качество выполненных работ.

Педагогическая технология: технологии полного усвоения знаний

Тип урока: урок изучения трудовых приёмов

Вид урока: практическая работа

Ожидаемый результат: В течение урока у  учащихся  формируются практические умения по выполнению операций весового анализа.

 

Методы обучения наглядный, практический, словесный

Межпредметные связи

- Технология подготовительных процессов обогащения «Вода в промышленности»;

- Машины и аппараты подготовительных процессов обогащения «Гидродинамика»,

- Химия «Свойства воды»

Комплексно-методическое обеспечение урока:

- весы электронные

- инструкционно-технологические карты

- оборудование для проведения практической работы

- презентация

- видеофильм

Этапы урока:

- Организационный момент

- Вводный инструктаж

  • Мотивация
  • Актуализация опорных знаний
  • Объяснение нового материала

- Текущий инструктаж

  • Выдача практического задания
  • Целевой обход рабочих мест

- Заключительный инструктаж

  • Подведение итогов урока

- Домашние задание

- Рефлексия

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

№ п/п

Структура урока

Деятельность мастера

Деятельность учащихся

I

Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих. Визуальный осмотр внешнего вида обучающихся, их готовность к уроку

Доклад  инспектор по ТБ

2. Вводный инструктаж

2.1.

Мотивация

видеофильм

Закрепление знаний учащихся

2.2.

Актуализация опорных знаний

Предлагает обучающимся произвести проверку и закрепление пройденного материала в виде практических заданий.

Группа делится на 5 команд.

Результативная деятельность учащихся.

Синквейн

2.3.

Объяснение нового материала

Назвать тему урока. Подвести к цели урока. Проводит допуск к  работе по соблюдению правил ТБ.

 

Формирование у  учащихся  персональных  умений правильно   и   качественно выполнять  практическое задание

3. Текущий инструктаж

3.1.

Выдача практического задания

Демонстрация приёмов и операций по выполнению практического задания

Определяет время выполнения практического задания

(50 мин.)

Индивидуальный опрос

3.2.

Целевые

обходы рабочих мест

Оказания методической помощи;

Исправление ошибок;

Осуществление контроля:

- за соблюдением безопасных приемов выполнения работ;

 

Самостоятельная работа, формирование отчёта, уборка рабочего места

4. Заключительный  инструктаж

4.1.

Подведение итогов работы

Вопросы для закрепления, лабиринт, разбор ошибок

Самоанализ

 

4.2.

Домашние задание

Видеофильм, вопросы

Слушают

3.2.

Рефлексия

Дать оценку деятельности учащихся

Дать оценку деятельности преподавателя

 

Структура урока:

Организационный момент 1-2 мин.:

Здравствуйте уважаемые учащиеся и гости! Садитесь. Инспектор по технике безопасности доложите о готовности группы к уроку. Спасибо!

Вводный инструктаж 40 мин.

Мотивация:

Перед тем как мы подойдём к теме сегодняшнего урока, я бы хотела, чтобы Вы отгадали загадку:

Очень добродушная

Я мягкая, послушная

Но когда я захочу

Даже камень источу! (вода)

 

Сегодня я Вам предлагаю отправиться в путешествие за капелькой воды, внимание на экран (просмотр фильма). (Прикрепленный файл: 1334723689.doc)

 

Актуализация опорных знаний:

И так наше путешествие начинается. На уроках теоретического обучения мы с Вами много говорили о свойствах воды. Давайте вспомним: какими же свойствами обладает вода? Учащиеся перечисляют свойства:

- без цвета, запаха, прозрачна

- не имеет форму

- 3 агрегатных состояния

- имеет поверхностное натяжение и так далее.

Вы молодцы, но давайте проверим, так ли это на самом деле. Вы объединяетесь в группы по 2 человека и становитесь исследователями. На экране перед Вами 5 цифр (Прикрепленный файл: 1334723741.doc), каждой группе необходимо выбрать одну из них и приступить к опыту. После этого Вам необходимо продемонстрировать свойство воды, которое Вы исследовали, и сделать вывод. И прикрепить лепесток к «цветку жизни» (Прикрепленный файл: 1334723768.doc). Вы молодцы! Но Вам было дано домашние задание,  написать синквейн про воду. Давайте заслушаем! Кто приготовил домашнее задание, будет получать «капельку», то есть баллы. Молодцы!

 

Объяснение нового материала:

Но посмотрите,  нашему цветку не хватает ещё одного лепестка. Мы говорили о разных свойствах воды, но есть ещё одно немаловажное для химических предприятий это – солесодержание. Тема нашего сегодняшнего урока: Определение общего солесодержания в природной воде  с поверхности водоема. Ваша профессия «Обогатитель полезных ископаемых» неотъемлема, связана с химической промышленность, а химическая промышленность - один из крупных потребителей воды. Вода используется  в следующих направлениях:

1. Для технологических целей в качестве:

-  растворителя твердых, жидких и газообразных веществ;

2. Как теплоноситель (в виде горячей воды и пара)

3. В качестве сырья и реагента для производства различной химической продукции (водорода, ацетилена, серной и азотной кислот.).

Вода, используемая в химической промышленности должна удовлетворять по качеству определенным требованиям. Качество воды определяется совокупностью физических и химических характеристик, к которым относятся: цвет, прозрачность, запах, общее солесодержание, жесткость, рН, окисляемость. Для промышленных вод важнейшими из этих характеристик являются солесодержание столе (Прикрепленный файл: 1334723792.doc)

Солесодержание зависит от количества растворённых в воде солей Са, Mg, SO, Cl. Чем больше солесодержание в воде, тем больше трудностей она создаёт в процессе её применения. При применении такой воды при кипячении из солей кальция и магния образуется осадок, который отлагается на внутренней поверхности труб паровых котлов в виде накипи. Накипь ухудшает передачу теплоты через стенки труб, происходит их перегрев и преждевременный износ. Поэтому соли должны быть удалены из воды.

Но перед тем  как Вам приступить к выполнению практического задания необходимо проверить Ваши знания по технике безопасности (Прикрепленный файл: 1334723822.doc)(тест на экране). Молодцы, вы допущены к выполнению практической работы.

Текущий инструктаж 60 мин.

Выдача практического задания:

Сейчас нам предстоит очень ответственная работа, с которой вы обязательно справитесь. Но прежде я Вам продемонстрирую, как выполняются операции (Прикрепленный файл: 1334723850.doc): Декантации – сливание жидкости с отстоящегося осадка при помощи стеклянной палочки. И правила выпаривания: Выпаривание проводится  в фарфоровой чашке на электроплитке. Наливать в чашку жидкость до краёв нельзя, (объём составляет 2/3 чашки). Нельзя чтобы жидкость кипела, иначе она будет разбрызгиваться, и терять ценные компоненты. При выполнении работы будьте осторожны и внимательны, от этого зависит качество Вашей работы. Теперь обратите внимания на оценочный лист (Прикрепленный файл: 1334723869.doc). Сегодня на уроке Вы можете заработать максимально 7 баллов или оценку «5». Она складывается из двух частей: теории (2 балла) и практики (5 баллов). За правильное выполнение операций Вы получаете по 1 баллу. За малейшие нарушения 0 баллов. Внимательно изучите инструкционно-технологическую карту  (Прикрепленный файл: 1334723897.doc.) Если нет,  вопросов можете приступать к работе, на которую отводиться 50 минут. Желаю удачи!

Целевые  обходы  рабочих мест:

Самостоятельная работа учащихся. Выставление баллов за этапы практического задания. Уборка рабочих мест учащимися.

Заключительный  инструктаж 15 мин.

Подведение итогов работы:

Сегодня на уроке мы с Вами определили общее солесодержание в  воде.  На оценочном листе Вам поставлены баллы. Посчитайте их и выставьте себе оценку по критериям. Объясните свои ошибки.

Вода – это самое главное, самое важное вещество в окружающем нас мире. Она и знакома, и незнакома, и известна, и загадочна…

Давайте вместе с Вами ещё раз на это посмотрим (просмотр видеоролика) (Прикрепленный файл: 1334723918.doc ) И для закрепления темы по свойствам воды я предлагаю Вам несколько вопросов (Прикрепленный файл: 1334723948.doc). Вы молодцы!

А сейчас я предлагаю вам пройти «Лабиринт» (Прикрепленный файл: 1334723987.doc), кто первый выйдет из него получает дополнительную оценку.

Домашние задание (4мин.):

Я предлагаю Вам видеоролик, после которого дома в должны ответить на вопросы (Прикрепленный файл: 1334724016.doc):

  1. Каким ещё методом можно проверить свойство воды – «поверхностное натяжение»
  2. На каком свойстве воды основан данный опыт?

Рефлексия (1 мин.):

Я благодарю вас за урок, мне было комфортно с вами работать, если вам тоже было интересно, то поднимите руку к верху.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

Поэтому одной из причин для создания методической разработки я выбрала технологию полного усвоения знаний через практическое обучения.

Данную технологию использую в образовательном процессе, стараясь сочетать как традиционное обучение, так и инновационные технологии. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Исходя из этого,  я могу утверждать, что практические работы  являются не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний, но и облегчают понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи, развивает самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного учащихся необходимо вызвать у них интерес к овладению знаниями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся

( http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00020449_0.html)

  1. О. С. Булатова О.С. Искусство современного урока, Академия, 2006.
  2. Самостоятельная творческая познавательная деятельность учащихся (http://www.docme.ru/doc/19720/tvorcheskaya-rabota)
  3. Разработки уроков (http://www.proshkolu.ru/club/chemistry/list/1-11112-21540)
  4. Методические материалы и программы (www.klyaksa.net)
  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей, преподавателей и руководителей школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Изд. 2-е, доп., перераб,  Учитель, 2003 – 224 с.
  6. Химия «Уроки волшебства» http://www.lmagic.info/zidkie_fokusi.html

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Баранов Д.А. Кутепов М.А. Процессы и аппараты, М:Академия, 2005 – 304 с.
  2. Воскресенский П.И.. Техника лабораторных работ, М: Химия, 1967 – 552 с.
  3. Занимательные опыты (http://smotri.com/video/view/?id=v1411679acfb)
  4. Фурмер И. Э. Общая химическая технология, М: Высшая школа, 1974 – 264 с.

 

 

Презентация

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев