Полностью обеспечив школьников элитных учебных заведений доступом к современным технологиям, педагоги европейских стран сегодня дискутируют – нужна ли школам абсолютная компьютеризация. В данном случае речь не идет о том, чтобы обучить действиям с компьютерными программами старшеклассников, которым они понадобятся для работы.
Действительно, как минимум разобраться со всеми нюансами «Word» и «Excel» будет нужно даже для простейшего заработка на набирании оцифрованных текстов в электронный документ. Эти навыки нужны в любой стране, любой образовательной системе. Как сообщает «Российская газета» в статье от 24 ноября 2014, уже сейчас некоторые немецкие учителя говорят о том, что компьютеризацию школ в ФРГ нужно замедлить.
В чем же проблема?
Как показали международные профильные исследования, осведомленность школьников-восьмиклассников в компьютерных науках в России и Германии вышла на уровень немного выше середины. По показателям школ ФРГ, при среднем уровне в 500 пунктов, вышло 523 пункта, в РФ – чуть ниже, 516 пунктов. Исследование «International Computer and Information Literacy Study» провели в 21 государстве, на первые места вышли Чехия (553 пункта), Канада (547) и Австралия (542).
После объявления итогов исследования в немецком обществе критически заговорили о результате страны, стали искать причину во все еще слабой компьютеризации школ: 1 ПК в среднем на 11 школьников, только 6,5% из которых имеют доступ к классам с ноутбуками – таков уровень компьютеризации в ФРГ. Здесь работать с электронными помощниками лучше удается в гимназиях, детям из элитных интеллектуальных семей. О проблеме говорила и канцлер ФРГ Ангела Меркель, призвав немецкие школы лучше реагировать на вызовы компьютерной эпохи. Электроника, компьютеризация, медийная педагогика в образовании учителей – самые распространенные призывы.
Не все уверены, что компьютер в школе нужен
Совершенно иное мнение высказал президент Германского союза учителей Йозеф Крауз, соглашающийся, что компьютерная грамота нужна, но предостерегающий от злоупотреблений технологиями. Он считает, что классы с ноутбуками школам не нужны, что на каждом предмете брать компьютеры не надо – и вообще, в начальной школе сажать детей за ПК просто нельзя. В младших классах для развития ребенка нужно учить его элементарным навыкам письма, чтения, а компьютеризация, по мнению главы учительского объединения, этому помешает. Потеряется усидчивость, умение сосредотачиваться, дети не будут искать нужную информацию в книгах, просто скачивая все подряд из Сети.
Еще одно – угроза потери способности писать самим, от руки. Это убьет индивидуальность, умение работать вдумчиво. При этом ребенок будет подбирать под домашние задания только то, что подходит под их несформированную картину мира. Все это – в корне неправильная учебная установка, потеря возможности обрести способности овладения материалом, тренировать память, развивать мышление. Чем покупать компьютеры, лучше бы выделить деньги под библиотеку, считает Йозеф Крауз.
При этом специалисты ссылаются на еще один немецкий проект: в одной из нижнесаксонских школ выяснили, что простое применение ноутбуков, даже у старшеклассников, вообще никак не повлияло на учебные результаты. Ведь при этом важно, чтобы с техникой умели работать учителя. ПК помогают сэкономить время при списывании с доски, лучше писать сочинения.
Параллельно с этим в Финляндии чиновники системы образования, наоборот, решили, что навыки прописи сегодня нужны меньше. У них после осени 2016 школьники начальных классов уже не увидят тетрадки с прописями. Дети получат новый учебный план, с акцентом на умении печатать. Это нововведение, как полагают в ведомстве, отражает действительность школ, так как навыки прописи сейчас нужны редко. Конечно, учиться писать от руки совсем не перестанут. Однако – для хорошего почерка печатных букв достаточно, как полагают в Главном управлении образования Финляндии, где большинство старшеклассников пишет печатными буквами, и в основном тексты создаются на компьютерах. Прописи в финских школах останутся, но как факультатив.
Как комментируют проблему российские специалисты?
В классической детской психологии и педагогике о мелкой моторике говорится очень много. Она непосредственно связана с мозгом, с развитием учебных способностей малыша. И при этом умение обращаться с кнопками и мышкой никогда не заменят стандартные учебные процессы для самых маленьких – письмо, рисование, конструктор. При работе с ними задействовано гораздо больше мышц и умственных усилий.
В статье с комментарием графолога, кандидата психологических наук Ларисы Дрыгваль тренировка в чистописании названа хорошим психотерапевтическим инструментом. Точная и скоординированная работа рук помогает овладеть и искусством письма, и другими учебными навыками. Оказывается, те дети, которые пишут сами, учатся лучше тех, кто просто печатает. Письмо от руки в школьном возрасте развивает теменную долю головного мозга, а этот процесс возможен только в детстве: дальше она теряет эластичность.
Чтение и письмо охватывают практически все органы чувств. Накопление и обобщение звуковых сигналов при письме под диктовку, моторные и визуальные сигналы – все это помогает воспринимать, усваивать информацию. Важна и низкая скорость написания текста: так данные лучше усваиваются. Письмо от руки помогает научиться планировать деятельность, продумывать наперед: ведь написанное уже нельзя исправить. Даже контакт с бумагой и карандашом важен в процессе обучения: это очень отличается от реакции на печатание на компьютерной клавиатуре.
Так или иначе, в российских школах сейчас усиленно компьютеризируют классы.
- Здесь еще нет комментариев