Противники Единого государственного экзамена с самого начала остро критиковали замену школьного сочинения простым тестом. Видимо, их аргументы игнорировать действительно было нельзя: в 2015 году около 800 тысяч школьников, которые будут проходить через тестирование ЕГЭ, будут допущены к этой аттестации только после удовлетворительной оценки за сочинение.
Так как проект пока что пробный, результаты школьного литературного творчества будут рассматриваться по системе «зачет – не зачет», сообщил 14 октября 2014 года на пресс-конференции глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. К тому же нужно напомнить, что след от классического сочинения остался и в тестах ЕГЭ: минимальные эссе выпускники все-таки писали.
Организационные моменты и мотивация решения
Низкая оценка за сочинение не перечеркнет будущий рейтинг выпускника. Этот результат будет суммироваться с тем, чего достиг ребенок на протяжении всех школьных лет, с результатами тестирования, с личными наградами. Конечно, если будущий абитуриент собирается претендовать на гуманитарную специальность, с «тройкой» за сочинение будет тяжелее рассчитывать на успех, нежели с отличной оценкой. Еще один момент: эту работу можно будет переписать, если декабрьская первая попытка окажется совсем уже неудачной.
Возвращение «старого нового» почувствуют на себе школьные учителя, которым, конечно, добавится теперь работы. Кому, как не им, знать уровень литературного мастерства учеников, которых они знают с десяток лет. Именно учителя забили тревогу, когда сочинение в российских школах отменили: дети перестали читать в принципе.
Теперь минимальные навыки связной речи, умения пересказать текст, создать что-то свое требованиями школьной программы не стимулировались. Конечно, одаренные в литературном плане дети прекрасно излагают и сами, они по-прежнему блистают на гуманитарных олимпиадах, идут в профессиональную журналистику, пишут без ошибок по наитию. Но вот как привить эти, безусловно, необходимые для ребенка навыки, если это ему в целом не нужно?
Сейчас рассматривают диапазон возможных тем для сочинений. Вряд ли будет целесообразным сводить всю работу только к размышлениям на литературные темы. Тематику школьных сочинений стоит расширить, например, общественными моментами, вопросом выбора профессии, оценочными текстами. Хотя скептики сомневаются, что от детей школьного возраста можно ждать изложение какого-то глубокого жизненного опыта, нельзя забывать, что цель практики в сочинении текстов – научить ребенка связно, логично, разумно излагать. От этого никуда не деться в педагогике.
Без книжки – никуда
Дело даже не в том, что в школьном творчестве можно почерпнуть настоящие жемчужины литературной мысли. Лингвисты хорошо знают, почему навыки общения, в том числе – письменного, необходимо развивать вовремя. Способность пересказать основные, самые интересные моменты в прочитанном произведении – следствие того, что ребенок приучен к чтению и осмыслению текстов. Это такая же важная способность, как и умение считать в уме, и знание таблицы умножения, и развитие логического мышления. И, как и большинство других видов умственной деятельности, эта работа требует постоянной тренировки мозга.
Только тогда школьники, став взрослыми, научатся скептически относиться к тому, что преподносится им как истина. Навык чтения, как и письменная речь, необходимы, чтобы человек мог воспринимать, осмыслять информацию, это, в целом, необходимая способность для выживания. Вряд ли все это заменит машинальное заполнение тестовых заданий, как бы удачно они ни были составлены. Кстати, те, кто работает над литературными тестами ЕГЭ, приобщаются и к организации нового проекта.
Конечно, Интернет сильно облегчил поиск информации, а домашний компьютер – оформление письменных работ. Однако садиться за ПК можно только тогда, когда все основные способности исследования, переосмысления и использования информационных потоков уже сформированы. Остается одно – читать и писать. Все это возможно и с помощью электронных средств – все, кроме собственно мышления.
Есть очень много вариантов того, как вернуть в школьную систему оценку литературных способностей. Как одно из решений – проводить, например, вместо обязательного сочинения двойную работу – написание пересказа-изложения и экзамен по литературе, хоть классический устный, хоть тестовый. Все это – второстепенно по сравнению с тем, что школьники все меньше и меньше читают.
Как будет проведено сочинение
Как и в прежние времена, список тем для сочинения выйдет в общий доступ за 15 минут до волнующего старта экзамена. Если раньше заветные конверты с этими списками могли вскрываться в прямом эфире телевидения, то теперь публикация будет на профильных сайтах: это ресурсы органов управления системой образования, собственно портал ЕГЭ, сайт Федерального института педагогических изменений. Обо всех нюансах рассказал через СМИ глава Рособрнадзора С. Кравцов. Появляться темы будут по часовым поясам.
В каких темах нужно будет заранее ориентироваться – это двухсотлетний юбилей М.Ю. Лермонтова, споры поколений, общественные изменения, связанные с войнами, темы человека и природы, предназначения нашего существования.
Писать тексты российские школьники будут 3 декабря, организация экзамена будет проведена для них в 50 государствах. Дополнительные попытки написать лучше назначены на 6 мая и 4 февраля 2015. Есть уступка детям с ограниченными возможностями, школьникам-инвалидам – сложное для некоторых из них сочинение заменят, если нужно, изложением.
Что касается оценки в вузовских комиссиях, то в случае, если сочинение нужно будет учитывать при зачислении абитуриентов, в вузе ему поставят оценку до 10 баллов. Она впоследствии будет суммироваться с баллами по результату ЕГЭ. При желании эту работу смогут писать и те, кто окончил школу в предыдущие годы – тогда им можно будет тоже показать свои результаты при поступлении.
Видео о новых стандартах в сдаче сочинения
- Здесь еще нет комментариев