Полное название программы: Воспитательная программа
«Моя культура» Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год.
Фамилия, имя, отчество, должность руководителя программы:
Фёдорова Вера Ильинична, учитель начальных классов МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа №2»
Цель программы :
Культурно-нравственное развитие и воспитание компетентного гражданина России путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёбы, познания, коммуникации, личностного саморазвития. С этих позиций воспитание рассматривается как процесс овладения компетенциями.
Социокультурные компетенции – расширение объёма знаний о культуре своей страны, района, села, о культуре народов, проживающих в России, Бурятии, в селе Мухоршибирь, традициях, праздниках, нормах здорового образа жизни, достопримечательностях родного края, села.
Учебно- познавательные компетенции- развитие умения исполнять культурные ритуалы.
Культуроведческие компетенции- формирование культуры учащихся, свободного и ответственного самоопределения в сфере культурных отношений с обществом, воспитание уважения к культурным символам России и Бурятии.
Коммуникативные компетенции – обогащение словарного запаса учащихся, овладение навыками использования полученных знаний в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения.
Программа «Моя культура» характеризуется метапредметностью. Прослеживается интеграция с другими образовательными областями: окружающим миром, основами безопасности жизни, историей, музыкой, искусством.
Основные задачи программы.
- Формирование у младших школьников осознания культурно-нравственных позиций.
- Включение детей в творческий процесс познания культурных норм, помощь в овладении и синтезировании имеющих и получаемых учащимися знаний о человеке, человеческих отношениях в обществе, о правилах культуры поведения;
- Расширение кругозора учащихся, развитие творчества.
- Сохранение и развитие чувства гордости за свой край, район, школу. 5. Воспитание культурного гражданина страны .
Пояснительная записка.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования гражданина России. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российской культуры, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения культурно- нравственного воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Культурно- нравственное воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Культурно-нравственное воспитание в рамках данной программы рассматривается как дифференцированный процесс с учётом возрастных особенностей учащихся.
Программа формирует культурно-нравственные позиции у маленьких школьников. Учащиеся на опыте и чувствах должны осознать сущность таких понятий как «культура поведения», «внутренняя культура человека», «культура речи», «нравственность», «культура труда» и формировать навыки их реализации в повседневной жизни.
В процессе формирования гражданских ценностей особенно важным является воспитание детей на основе социокультурных, исторических достижений многонациональной России, а также на культурных традициях родного края, района, села.
Программа адресована учащимся 4 класса Мухоршибирской средней общеобразовательной школы №2 Мухоршибирского района Республики Бурятия.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы :
Личностные универсальные учебные действия:
1.Формировать у учащихся умение соотносить свои поступки с принятыми культурными нормами.
2.Знать культурные нормы и уметь выделить нравственный аспект поведения.
3. Уметь ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Уметь планировать своё поведение.
- Уметь контролировать своё поведение в форме сличения с заданным эталоном культурного.
- Учиться корректировать своё поведение в случае расхождения с эталоном.
- Учиться оценивать уровень своей культуры.
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- Учиться контролировать свою речь и поступки. 2. Учиться адекватно воспринимать оценку учителя.
КоммуникативныеУУД:
1.Учиться толерантному отношению к другому мнению.
- Учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
- Учиться самостоятельно решать проблемы в общении.
Основные результаты культурно- нравственного воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения родителей, партнёров школы, педагогов. Оценка и коррекция этих и других личностных результатов культурной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьёй ученика.
Обобщённый результат освоения программы фиксируется в портрете её выпускника:
- Способный организовать свою деятельность;
- Уважающий и принимающий культурные ценности семьи и общества;
- Обладающий основами коммуникативной культуры;
- Любящий свой край, село, школу.
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
- Доброжелательный, умеющий слушать партнёра, умеющий высказывать своё мнение;
- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Актуальность.
Уже давно доказано, что моральные мотивы человека руководят его нравственными поступками, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, нужно постоянно вести целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе необходимо исходить из общественных требований времени. Сегодня школа ориентирована на возрастание целостности в обществе, духовности и культуры.
Основной функцией начальной школы является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Для этого важно рассматривать жизнедеятельность учащихся в школе не только как организацию познавательного процесса , но и как сферу разностороннего , нравственно направленного социального взаимодействия с окружающим миром, интенсивного культурного и морального становления , школу гражданственности и гуманизма.
Как же закладывать эти основы в системе учебно - воспитательного процесса школы? Вероятно , здесь следует подумать не только о нравственном содержании учебных предметов гуманитарного цикла, но и о педагогической технологии , позволяющей осуществлять взаимосвязь моральных знаний и представлений учащихся, получаемых на уроках , с их повседневной жизнедеятельностью, формирующей опыт нравственного поведения.
В начальных классах школы важно так построить учебно- воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.
Как этого достичь? Необходима система воспитания нравственной культуры в учебно- воспитательном процессе школы и во внеурочной деятельности детей.
Такая система предполагает следующие логически взаимосвязанные структурные компоненты:
- 1. методически инструментированный с учётом возрастных особенностей учащихся, этический курс занятий «Я и моя культура»;
- повседневная педагогическая методика «культурного заряда»;
- общеколлективная внеклассная деятельность детей с культурной направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в культурный диалог, общение, взаимодействие.
Рабочая программа является авторской. Она выполняет функцию погружения детей и родителей в мир культурных понятий и категорий . В данной программе выделены четыре раздела: я и моя культура, культура класса, культура школы, культура села. Данная программа ориентирует на систематический курс занятий по культуре с детьми 9-10 лет. Структура занятия предполагает ориентацию ребёнка на творческий процесс познания культурных норм воспитанного человека.
Методы и приёмы работы:
-Ситуативные беседы;
-Игровые практикумы;
-Экскурсии;;
-Праздники;
-Ролевые игры;
-Трудовая деятельность;
-Творческие работы;
План реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения
(4 класс начальной школы) .
4 раздела – 34 занятия.
Сроки реализации- учебный год.
Содержание программы.
1.Классные часы «Я и моя культура» -3 часа.
2. Классные часы «Культура моего класса» .-3 часа.
3. Классные часы «Культура моей школы» – 3 часа.
4. Классные часы «Культура моего села»- 3 часа.
5. Родительские собрания – 4 .
6. Экскурсии – 6.
7. Акции – 2.
8. Конкурсы.-2.
8. Работа с социумом -4.
9. Трудовые десанты- 4.
Календарно-тематическое планирование.
№ |
………………………Тема …………………… |
Количество часов. |
|
|
Раздел 1. Я и моя культура. |
8 |
|
1. |
Классный час «Внешний вид. Права и обязанности школьника» |
1 |
|
2. |
Классный час «Я и моя культура поведения» |
1 |
|
3. |
Классный час «Ярмарка» достоинств» |
1 |
|
4. |
Родительское собрание «Портрет выпускника начальной школы» |
1 |
|
5. |
Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья. |
1 |
|
6. |
Участие в общешкольной акции «Тайный друг» |
1 |
|
7. |
Встреча с инспектором ГИБДД. «Пешеход и водитель. Культура поведения на дороге» |
1 |
|
8. |
Трудовой десант «Листопад» |
1 |
|
|
Раздел 2. Культура моего класса |
8 |
|
9. |
Классный час «Умеем ли мы общаться?» |
1 |
|
10. |
Классный час «Дорога в 5 класс» |
1 |
|
11. |
Классный час « Культура и мораль» |
1 |
|
12. |
Родительское собрание «Воспитание любовью» |
1 |
|
13. |
Экскурсия в музей Исая Калашникова с Шаралдай. |
1 |
|
14. |
Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни!» |
1 |
|
15. |
Работа по профориентации. Знакомство с профессией медицинского работника. Беседа родителей - медиков. |
1 |
|
16. |
Самообслуживание. Трудовой десант. |
1 |
|
|
Раздел 3. Культура моей школы |
|
|
17. |
Классный час «Умеем ли мы общаться с ребятами из других классов?» |
1 |
|
18. |
Классный час «История и традиции моей школы» |
1 |
|
19. |
Классный час «Учимся и работаем по Уставу школы» |
1 |
|
20. |
Родительское собрание «Вы и школа вашего ребенка» |
1 |
|
21. |
Экскурсия в зимний лес. |
|
|
22. |
Конкурс проектов на лучшее озеленение кабинета |
1 |
|
23. |
День пожилого человека. Поздравление ветеранов. |
1 |
|
24. |
Трудовой десант «Урожай – 2013» |
1 |
|
|
Раздел 4. Культура моего села. |
|
|
25. |
Классный час «Лучшие люди села» |
1 |
|
26. |
Классный час «История моего села» с приглашением специалистов межпоселенческой библиотеки |
1 |
|
27. |
Классный час «Моя родословная» |
1 |
|
28. |
Родительское собрание «Мы должны понимать друг друга» |
1 |
|
29. |
Экскурсия в музеи села (МСОШ №1, полиция) |
1 |
|
30. |
Трудовой десант «69-летию Победы в ВОВ посвящается» (уборка территории парка, памятника) |
1 |
|
31. |
Акция «Зимующим птицам – нашу заботу» |
1 |
|
32 |
Неделя книги. Инсценирование бурятской сказки. |
1 |
|
33. |
Встреча с участковым. Беседа о Культуре поведения на улице и общественных местах. |
1 |
|
Рекомендации.
Данная программа предлагается учащимся начальных классов, чтобы они смогли не только научиться соблюдать культуру поведения в школе, дома, в общественных местах, но и научились оценивать и корректировать свои поступки, лучше знать историю своего края, своего народа, уважать традиции народов, проживающих на территории нашего района.
Данная программа реализуется в 4 классе. Её можно использовать для 2-3 классов. Материалы данной программы можно использовать на уроках окружающего мира, истории, этики.
Рекомендуемые литература и ресурсы Интернет:
- Федеральный портал «Российское образование»-http: edu.ru
- Сайт «Издательский дом 1 сентября»- http: 1 sentyabry.ru
- Фестиваль «Открытый урок» -festival.1 senteber.ru
- Образовательный портал «Продлёнка» www. Prodlenka.org
- Н.Н. Бобкова «Азбука общения» Волгоград 2000г.
М. А. Гусев « Культура поведения учащихся» Москва 2007
Тема: Род и семья - исток нравственных отношений
Цель:
Познакомить с понятием «семья», как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа.
Задачи классного часа:
- воспитание интереса и любви к семейным традициям.
- развитие творческой активности, умение работать с пословицами, развитие речи.
- актуализировать знания детей о семье, роде, о ценности семейных отношений;
- развивать внимание, речь, умение анализировать и делать выводы;
- воспитывать уважение и любовь к родным людям.
- - познакомить детей с терминами ближайшего родства; представить детям образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность;
Участники: учащиеся 4 класса
Оборудование: компьютер, полоски бумаги с названиями ценностей, тетрадь, сувенирные свечки.
Ход занятия (Слайд 1)
Организационный момент
Ребята, сегодняшний урок я начну с загадок. Отгадайте их и скажите о чём сегодня мы буем говорить на уроке.
Кто в семье со всеми дружен?
Кто всегда нам очень нужен?
Кто готовит, шьет, стирает
И почти не отдыхает?
Кто заботится о нас
Каждый день и каждый час? (Мама)(щелчок)
Детям он решит задачу,
Отвезет семью на дачу
Починить готов утюг,
Если тот сломался вдруг
Сильный, ловкий и отважный,
После мамы - самый важный (Папа) )(щелчок)
Он стар, но это ничего,
Его добрее нет
Он папа папы моего
А для меня он… (дед) )(щелчок)
Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне… (сестренка) )(щелчок)
Она совсем не старая,
Хотя совсем седая,
Я сяду с нею рядышком:
Расскажи мне сказку… (бабушка)
(щелчок)
Она все на свете помнит и знает,
И бабушка мамой ее называет
И часто приходят к ней в дом доктора,
Она же мне пра…, она же мне пра… (прабабушка)(щелчок)
Дети отвечают учителю, что речь на уроке пойдет о семье.
Актуализация
Учитель.
Правильно, )(щелчок) семья и род - это тема нашего урока.
Построение проблемы
Как вы думаете какую семью можно назвать счастливой? Что мы с вами можем сделать, чтобы всем членам семьи и родственникам было хорошо?
Работа с учебником
Найдите на странице 38 и выразительно прочтите, что обозначают понятия род и семья. Запиши определение в тетрадь, задание 1.
Внимательно послушайте стихотворение о семье и приготовьтесь ответить на вопрос: Зачем человеку нужна семья? Задание в тетради 2.
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Дети отвечают на вопрос: Зачем человеку нужна семья?
Первичное закрепление
Все ли семьи одинаковые?
А чем они отличаются?
Дети отвечают
Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: "Ищи добра на стороне, а дом люби по старине".- Как понимаете эту пословицу?
(Слайд 2)
- Посмотрите на слайд. Что видите? (Дерево)
- В жизни каждого человека есть свое дерево.
- Оно называется (щелчок)«родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом».
Родословное древо — что это значит?
- Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи.
- Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.) Родственники бывают ближние и дальние.
- Давайте поговорим о ближних.
- Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (щелчок)(Родителей — маму, папу.)
А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (щелчок)(Дети, ребенок, сын, дочь.)
Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.
Кем они приходятся вам? (щелчок)(Бабушками и дедушками.)
А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (щелчок)(Дядями и тетями.)
Родословное дерево рассказывает историю семьи. (Слайд 3) Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее. Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники — это прошлое? будущее? настоящее? Конечно, настоящее. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную .Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Эта традиция возвращается в современные семьи.
Работа с учебником
Рассмотрите иллюстрацию «Родословная Пушкина».(Слайд 4)
Сколько поколений можно насчитать в родословной?
Трудно просчитать, но с уверенностью можно сказать, что много, более 17.
О чем говорит этот факт?
(Слайд 5) А какие записи вносят в окошки?
Фамилии, имена, отчества, даты жизни, степень родства, кем были при жизни, фотографии.
Поговорим об этих данных.
Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает?
(Учащиеся рассказывают о своих именах.)Какие красивые у вас имена!А вы умеете их красиво произносить? Не торопиться, не "жевать" имя, а произнести его так, чтобы все видели - вы им гордитесь. Давайте попробуем. Пусть каждый встанет и красиво, громко, звучно произнесет свое полное имя.Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников?
Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество?
Работа со словарем.
- Найдите и прочитайте, что такое отчество(Слайд 6) из словаря Ожегова: 1.О́тчество— часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца. 2.Отчество — патроним, указание на имя отца. Отчество в составе именной формулы выполняло тройную функцию: дополняло имя, отличая его обладателя (в дополнение к фамилии) от тёзки, проясняло родство в кругу семьи (отец — сын) и выражало почтение (форма вежливости). Задание в тетради 4.
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.
Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на «-вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами.
Начиная с 15 столетия, именование с «-вичем» считалось особой привилегией, такое право незнатным людям даровалось лично царём и за особые заслуги.
Отчества «подлых», то есть незнатных людей, в России первоначально образовывались как краткая форма притяжательного прилагательного от соответствующего имени, например: «Иван сын Петров» или, в более позднем варианте, «Иван Петров»; «Фёдор сын Лукин» — «Фёдор Лукин».
Скажите, пожалуйста, а во что превратились позже эти отчества?
Работа с родственными словами.
Какие однокоренные, родственные слова вы можете подобрать к слову отчество?
Отечество, отчизна — родная страна, родина.
Слово отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).
Знает ли кто-нибудь из вас об истории образовании вашей фамилии?
Попытайтесь дома исследовать образование вашей фамилии. Задание сложное, но в этом могут помочь ваши родители.
Любовь - это важное качество, которое объединяет всех членов семьи. Если человек ощущает на себе любовь и заботу близких, знает, что в любой жизненной ситуации он найдет помощь и поддержку в семье, то он чувствует себя уверенным, защищенным, сильным. Важно, чтобы теплота человеческих отношений, взаимопонимание, привязанность, сочувствие среди членов семьи были взаимными. Тогда семья будет крепкой и дружной, и не страшны ей никакие невзгоды.
А какие ценности, по вашему, должны преобладать в семье, чтобы она была счастливой?
Послушайте китайскую притчу. (Слайд 7)
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Как вы думаете какие слова были написаны на листочке?
(щелчок)Любовь, прощение, терпение… И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Запиши данные ценности в тетрадь
Посмотрите притчу «Воробей» и скажите, какими ценностями пренебрёг сын? Понял ли он свою ошибку?
Ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, родословной, но издревле каждая семья имела свой семейный герб.(Слайд 8) На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности.
Рассматривают гербы на слайде и пытаются определить, чем отличалась тот или другой род.
Закрепление
(Слайд 9)Попробуем собрать сюрприз (Семья оленёнка Бемби)
- Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?(семья)
-Семья кто это?(родственники близкие и далёкие)
-Главные ценности счастливой семьи? (любовь, прощение, терпение, понимание)
-Где можно узнать о истории семьи? (генеалогическое древо)
-Какие записи вносят на такое древо? (Ф.И.О., даты жизни, фото и др.)
Рефлексия. Игра «Свеча любви»
Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви»
Конечно же, каждый из вас любит свою семью, какой бы она ни была - большой или маленькой, полной или не полной. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их - и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься именно об этом - о том, как дороги вам ваши близкие.
Описание игры.
Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи, а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся
Домашнее задание
1. Составить генеалогическое древо своей семьи.
2. Нарисовать герб своей семьи.
3. Подобрать пословицы о семье
- Здесь еще нет комментариев