Особенности музыкального воспитания в гендерном обучении.
2010-2011 учебный год стал особенным в развитии МОУ СОШ № 15 с русским этнокультурным компонентом: появилась возможность начать гендерное, раздельное обучение мальчиков и девочек . Изначально эта идея была заложена в систему воспитания и образования в школе с русским этнокультурным компонентом.. Наконец, с переездом в новое здание и с появившейся возможностью набрать три первых класса, идея нашла воплощение. Предварительно был проведён опрос родителей о желании обучать мальчиков и девочек раздельно. У родителей был выбор: 1а-мальчики,1б-девочки, 1в- смешанный класс (мальчики и девочки). Родители не просто пошли на этот эксперимент, а сами активно поддержали эту идею. Итак, уже третий год в школе существуют класс: мальчиков (классный руководитель Пантелеева Луиза Сергеевна) и класс девочек (классный руководитель - Смирнова Юлия Николаевна). Учителя начальных классов много труда, любви и энтузиазма вложили в этих школьников – мальчишек и девчонок.
А мне, как учителю музыки, очень интересно заниматься с ними и изучать их. Я работаю со всеми детьми школы, с 1 по 11 класс. Богатый материал для социологических исследований! (По педагогической специальности я преподаватель педагогики и психологии, педагог – музыкант, но и социологическими исследованиями занималась, обучаясь на Социологическом факультете ИПК Министерства Авиационной промышленности). Каждый урок в гендерных классах – это урок – эксперимент, урок – исследование. Мне очень интересно изучать восприятие музыки мальчиками и девочками. Я назвала бы эту педагогическую работу учительской лабораторией.
Изначально я поставила себе задачу не просто проходить программу предмета «Музыка», а воспитывать будущих юношей и девушек средствами музыки.
Если говорить музыкальным языком, то, определяя жанр музыкального общения, с мальчиками я общаюсь в жанре марша, а с девочками в жанре танца. И обязательно поём! Песня – основной вид передачи мысли, чувств, эмоций на уроках. Много двигаемся.
Я благодарна коллегам за понимание, ведь работать в малом концертном зале очень трудно, т. к. меняется сама форма урока, с её обязательными атрибутами (партами). Каждый урок - это включение в мир музыки. Дети приходят в гости к музыке и пытаются стать её понимающими, добрыми друзьями. Чем больше чувств задействовано в восприятии музыки, тем оно глубже, ярче. Дети двигаются под музыку: мальчики чаще маршируют, а девочки – танцуют. Учебный класс – камерный концертный зал, где дети и исполнители, и композиторы, а самое главное – слушатели!
С мальчиками мы внимательно слушаем музыку «с мужским характером» и пытаемся найти интонации, характерные музыкальному образу мужчины: либо мужественные, благородные, отважные, уверенные, сильные - такие, как в музыкальном образе Руслана,- или трусливые, неуверенные, слабые, как в музыкальном образе Фарлафа из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Да и песни поём мужественные - народные солдатские. «Солдатушки, бравы ребятушки!» - любимая песня мальчишек. Они исполняют её с неподдельным интересом и задором! А ещё песня - размышление «Бумажный солдатик» Булата Окуджавы. Как сосредоточенно поют её мальчики! Мы беседуем о важнейших качествах мужчины: преданности, целеустремлённости, ответственности, проявлении заботы. Послушав песню «Милая мама» в исполнении Л.Г. Зыкиной, мальчики рассуждали об отношениях с мамой. Трудно ребёнку представить, что вечно хлопочущая и переживающая за него сильная и молодая мама когда-то будет нуждаться в помощи и заботе. А он, взрослый сын, будет сильнее мамы! Но и об этом говорим, слушаем музыку, проникающую в самую душу. Напоминаю мальчикам, чтобы они не забывали помогать мамам и бабушкам, да ещё говорить им добрые и ласковые слова, проявлять свою бесконечную любовь к самым близким и дорогим.
С девочками мы обращаем больше внимание на музыкальный образ Людмилы (из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»), стараемся услышать интонации нежности, заботы, переживания за любимого. Иногда во время слушания музыки я разрешаю девочкам двигаться так, как им подсказывает музыка. Танцевальная музыка помогает девочкам раскрыться, двигаться легко и грациозно. Маленькие балеринки кружатся по залу и интуитивно стараются быть нежнее, легче, мягче, добрее.
Музыка даёт возможность все эти чувства пережить! И этими внутренними детскими «переживаниями» я очень дорожу! Дети в момент восприятия музыки раскрываются: глаза светятся! И бывает очень печально, когда ребёнок смотрит «потухшими» глазами, либо отвлекается и отвлекает других по посторонним вещам, не сосредотачивается и не даёт сосредоточиться соседу. А драгоценные мгновения работы детской души - бесценны! Очень ценю искренность детей и считаю недопустимыми насмешки над высказываниями, пусть даже не совсем логичными и не очень хорошо оформленными в слова. Стараюсь прививать мальчикам достоинство. Мужское достоинство! Проявлять силу воли во время прослушивания музыки, пусть даже пока непонятной; кратко и чётко высказывать свои мысли; грамотно задавать вопросы. Учу рассуждать о музыке, ведь она как жизнь - может позвать на подвиг и ввергнуть в пучину глубоких переживаний. Но, самое главное, музыка может преобразовать, даже возродить человека! И в этом её сила!
С девочками бывает сложнее. Как донести до них понятия «благородство», «девичья честь», «порядочность», «женственность»?! Чаще других использую музыкальный образ «материнства». Нежные колыбельные, ласковые и напевные народные песни девочки поют с удовольствием. Стараюсь привить им понятие величия и важности предназначения женщины – матери! Какой должна быть мама? О, если бы мамы слышали столько добрых и ласковых слов!
Мы уже прошли небольшой путь, но впереди долгая дорога познания тайн музыки и жизни. Ставлю себе задачу: воспитать в детях способность восприятия света, добра, любви. Быть красивым, гармоничным, искренним, как сама музыка! И тогда у России точно будет будущее! Великое и светлое!
Коломенская М.Н.,
учитель музыки
искусства, МХК, ДКП
МОУ СОШ №15
с русским этнокультурным
компонентом
г. Жуковский, Мос. обл.
- Здесь еще нет комментариев