МАСТЕР - КЛАСС «МОДЕЛИРОВАНИЕ В МУЗЫКЕ»
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ, ЧИСТИНА Т.В.
Цель: познакомить с технологией моделирования на уроках музыки
Задачи:
- знакомство с методом порождающего анализа;
- освоение на практике технологии моделирования музыкальной истории.
Гипотеза: предположим, что возможно моделирование музыкальной истории, основываясь только на прослушанный музыкальный фрагмент.
На уроках музыки моделирование происходит при использовании метода пораждающего анализа, который формирует у школьников способность проектировать, моделировать стратегию драматургического развития как «музыкальной истории» в целом, так и отдельных ее «героев».
Благодаря данному методу стало возможно перенести акцент с анализа услышанного – на моделирование последующего развития, не только на вербальном, но и на интонационно-звуковом уровне; активно включать в этот процесс способность ребенка предчувствовать, предвосхищать события, на основе его интуиции, фантазии, жизненного опыта.
Способы моделирования:
1. От текста (сюжета) к музыкальному развитию;
2. От музыки (интонации) к драматическому сюжету.
Сегодня нам предстоит на практике смоделировать драматический сюжет, основываясь только на музыкальную информацию. Для этого необходимо выполнить задание: прослушать музыкальный фрагмент и смоделировать (рассказать) драматический сюжет (историю).
Р.S. Аудитории не сообщается ни название фрагмента, ни из какого оно произведения.
Слушаем музыкальное вступление к первой картине из оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, и затем предлагается ответить на следующие вопросы:
- Определите, где может происходить действие (место (большое или маленькое пространство), время (день-ночь), современный мир или нет)?
- Можем ли мы сказать, что происходит (предложить пластически проинтонировать движение музыки)?
- Кто пишет (царь, молодой или пожилой)?
Выслушивая ответы, всегда искать музыкальные доказательства: как это выражено в музыке (темп, динамика, ритм, интонации)?
P.S. результатом ответов должно стать: действие происходит ночью, в маленьком помещении, потому что медленный темп, низкие звуки, тихая динамика. Пишет пожилой человек, не царь, т.к. в аккомпанементе движение музыки при пластическом интонировании напоминает движение ручки, пера. Действие происходит не в современном мире, потому что нет современных ритмов, значит это Древняя Русь. Не царь – потому что нет размаха, уверенности в мелодии, интонация повествовательная, а не повелительная или восклицательная.
После смоделированной истории предлагается или прослушать фрагмент полностью со словами или просмотреть видеозапись из оперы.
Наша гипотеза о том, что возможно моделирование музыкальной истории, основываясь только на прослушанный музыкальный фрагмент, была доказана.
- Здесь еще нет комментариев