"Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее."

А. Барбюс

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМОАУ СОШ с УИОП № 10 г.Кирова, Киров
Дата публикацииОпубликовано: 29.11.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 13068
Рейтинг публикации
4 оценок
Другие публикации автора
Советы логопеда для родителей...
Звуко- буквенный анализ и синтез слов....
Логопедическое занятие в 1-ом классе.
 
 

 

Логопедическое занятие в 1-ом классе.

 

Тема: Звуко- буквенный анализ и синтез слов.

Цели:

1.совершенствование фонематических процессов;

2. развитие сукцессивных процессов;

3. развитие артикуляторной моторики, развитие умения быстро переключаться с одной артикуляторной позиции на другую;

4. развитие умения анализировать (синтезировать) звуко – буквенный состав слова;

5. воспитание слухового внимания; памяти; восприятия;

6. воспитание и коррекция правильного звукопроизношения;

7.активизация словарного запаса обучающихся, обогащение словарного запаса;

8. формирование речемыcлительной деятельности (начатки учебного высказывания)

9. совершенствование зрительного восприятия;

10. профилактика дислексии, дисграфии ( слоги жи – ши, большая буква в именах);

11. развитие мелкой моторики;

12. формирование положительного отношения к занятиям, учебной деятельности;

13. воспитание стремления относиться ко всем дружелюбно, миролюбиво.

 

Организационный момент.

1).Логопед: -Первым сядет тот, у кого в имени есть звук [А].

Л.:- Хорошо, Саша, ты почему сел?

Саша: - В моём имени есть звук[А].

Л.: -Сколько раз звучит звук [А] в твоём имени, Саша?

С. : - Два раза.

Л.: -Сколько звуков в имени Максима?

Дети: - Один звук [А].

Л.: - Аня, в твоём имени сколько раз мы слышим звук [А]?

Аня: -В моём имени звук [А] слышим дважды.

Л.: - Маша, неужели в твоём имени 2 звука [А]?

Маша: -Да, в моём имени 2 звука [А].

2).Л.: - Дети, вы вновь пришли на логопедическое занятие. Зачем дети ходят на логопедические занятия?

Д. : - Чтобы хорошо и правильно говорить.

- Чтобы без ошибок писать.

- Чтобы хорошо читать, рассказывать.

3).Л.: -С чего мы начинаем логопедическое занятие?

Д.: - Мы начинаем логопедическое занятие с артикуляционной гимнастики.

Л.: -Артикуляционная гимнастика. (Дети с логопедом проговаривают: а о у э ы и. Первый раз с обычной силой голоса).

Л.: -Второй раз громче. (Дети самостоятельно проговаривают, усилив голос).

4).  Л.: -Поиграем в игру «Слушай внимательно, повтори обязательно». Слушайте так внимательно, чтобы повторить слоговую строчку, сказанную 1 раз. Отвечает тот, на кого посмотрю.

то – до / до – то                                     за – са / са – за

бы – пы / бы – бы                                 шу – шу / жу - шу

(/ - пауза)

5). Л.: -Объявляю число: 17 ноября. Повторите число. (Дети все вместе проговаривают число).

-Сколько дней в ноябре уже прошло?

Д.: - Прошло 16 дней.

Л.: -Повторите название месяца, чётко проговаривая звуки.

Дети проговаривают.

Л.: -Ноябрь – это месяц какого времени года?

Д.: -Ноябрь – это месяц осени.

Л.: -Какой по счёту этот месяц осени?

Д.: - Последний.

- Третий.

Л.: - Перерисуйте число в тетради.

- Помним: число объявлено, точка поставлена. (Дети контролируют постановку точки в записи.)

Л.: -Представим, что вместо буквы Н буква Р.

- Как зазвучит слово?

Д.: - Роябрь.

Л.: - Слово понятно?

Д.: - Нет.

Л.: - Представим, что в слове «ноябрь» нет буквы Б. Как звучит слово?

Д.: - Ноярь.

Л.: -Слово звучит красиво и понятно?

Д.: -Нет, некрасиво и непонятно.

Л.: - Можем ли мы просто так заменять или убирать буквы, звуки в словах?

Д.: -Не можем, потому что слово становится непонятным, звучит некрасиво.

Основная часть.

1).    Л.: - Пока мы не виделись, я съездила в гости в Долину муми – троллей. Они встречали меня приветливо, любезно. – Вы верите мне?

Д.: - Нет, не верим.

Л.: - Я привезла вам фотографию, на которой я и мои друзья муми. (Логопед показывает фотографию)

Л.: - Теперь верите?

Д.: - Да, верим.

Л.: - Сейчас вы узнаете, как зовут моих друзей.

- Внимательно слушайте слова, запоминайте 1-й звук каждого слова, мысленно складывая их. (Логопед, произнося слово, несколько выделяет 1-й звук).

БОБРЫ           ОСЫ           НОСОРОГ             АРАРАТ

Д.: - Одного муми –тролля зовут Бона.

Л.: - Правильно, с ридикюлем, маленькой сумочкой, - Бона.(Логопед помещает на доску изображение мумии – тролля с ридикюлем и записывает имя Бона письменными буквами).

- Люди большие, муми- тролли большие, и первая буква любого имени большая.

- Перерисуйте буквы этого имени в тетради.

- Среди слов: бобры, осы, носорог, Арарат можно выделить 1 лишнее слово, какое?

Д.: - Арарат.

Л.: -Можно ли остальные слова объединить в группу?

Д.: - Можно, потому что они живые.

Л.: - Аня, пожалуйста, расскажи красиво чистоговорку про гору Арарат.

А.:- На горе Арарат растёт крупный виноград.

Л.: - Что такое Арарат?

Д.: - Арарат – это гора.

Л.: - Какое слово в ряду слов стояло первым?

Д.: - Бобры.

Л.: - Я предлагаю каждому чётко рассказать чистоговорку про бобров.( Дети рассказывают чистоговорку: «Все бобры добры для своих бобрят»).

Л.:- Чтобы узнать имя этого муми- тролля (логопед показывает картинку и прикрепляет на доску), надо сложить первые звуки следующих слов:

КОРОВА      ОСЛИК      КРЕМЛЬ     ОВЦЫ

Д.:- Этого муми- тролля зовут Коко.

Л.: - Правильно, это Коко. ( Логопед записывает слово на доске)

- Подойдите, пожалуйста, к моему столу, и каждый выберет среди карточек ту, на которой написано «Коко».

- Все ли буквы в имени одинакового роста?

Д.: -Нет, первая буква большая.

Л.: - Да, потому что люди большие, муми- тролли большие, и(подключает детей для совместного проговаривания) первая буква в каждом имени большая.

_  Обратите внимание, какого цвета первая буква в имени.

Д.: - Красного.

Л.: - Почему первая буква в имени выделена красным цветом?

Д.: - Потому что она большая.

Л.: - Пожалуйста, подчеркните в обоих именах букву, которая пишется по такому правилу: первая буква каждого имени – большая.

Л.: - Давайте вспомним, какое слово называло правительственное здание.

Д.: - Кремль.

2).   Л.: - Бона и Коко любят считать. Игра «Найди местечко» ( с цифровым рядом),

- Сосчитайте, на каком месте стоит звук [Ы] в слове бобры.

Д.: - Звук [Ы] стоит на 5 месте.

Л.: - На каком месте стоит звук[Р] в слове корова?

Д.: - Звук [Р] стоит на 3 месте.

Л.: - Сколько всего звуков в слове осы?

Д.: - В слове осы 3 звука.

Л.: - сколько звуков в слове овцы?

Д.: - В слове овцы 4 звука.

3).    Л.: -  Очень любят мумии – тролли складывать звуки в слова. Логопед называет звуки, дети складывают слова:[Т’ИГР],     [Л’ЭФ],    [ГУС’],     [УТКА],   [ЗАЙ’АЦ]

4).     Л.: - А вот ещё игра «Подари словечко».

- Я называю слово и называю звук, который надо добавить в начало слова, чтобы получилось новое слово. Встаньте на ножки, раскройте и протяните ладошку; я буду на ладошку «класть» слово, а своё слово вы «кладёте» на мою ладонь.

Логопед касается раскрытой ладони ребёнка: - Рот -[К]

Ребёнок касается раскрытой ладони логопеда, говорит:

- Крот.

Л.: - лён - [к] –                                             утки - [ш]-

- лей - [к]–                                     утки – [с]-

- мех – [с] –                                       ужи – [л]-

осы – [р] -

осы- [к]-

Л.: - После добавления буквы у вас получалось новое слово или оно оставалось прежним?

Д.: - Получалось новое слово.

Л.: - Сколько звуков вы добавляли к моему слову?

Д.:- Мы добавляли 1 звук.

5).      Л.:- Подарим троллям грамматические бусы. Я называю слова, вы обводите по трафарету кружок и записываете в эту бусинку слог «жи» или «ши» из слов, которые я скажу.

(Логопед записывает на доске слоги жи, ши.)

Л.: - Обратите внимание: звучание не совпадает с написанием: КУВШИН,  ЖИРАФ,  МЫШИ,  ЛЫЖИ

(в тетрадях: ши    жи   ши   жи)

Итог.

Л.:- Какие игры муми- троллей вам понравились?

-  Что мы делали в упражнении: Рот – Крот?

Д.: - Мы добавляли в начало слова букву,

Л.: - Когда поднимали цифры, какое  выполняли задание?

Д.: - Мы считали, на каком месте стоят звуки.

Л.: - Почему в именах мумии – троллей первая буква большая?

Д.: - Потому что в именах первая буква всегда большая.

 

Л.:- Последняя секунда нашего занятия – секунда вежливости. Я говорю: «Спасибо, дети, за внимание!»

- Что скажете мне вы?

Д.: - Спасибо за занятие!

 

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Радикальцева Т.М. написал(а) 1977 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Интересное занятие, возьму на заметку.

     
       
     
     
    0 очков