Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Определение гармоничности
физического развития
по антропометрическим данным
Волкова Инна,
11 «А» класс
Руководитель:
Сухомлинова Наталья Сергеевна
учитель биологии
высшей категории
г. Изобильный
2010 учебный год
План:
1. Введение 2
2. Цель и задачи проекта 3
3. Основная часть проекта 4
а) Здоровье в твоих руках
б) Методика проведения
антропометрических измерений 5-6
в) Обработка результатов измерений 7-8
4. Выводы 9
5. Заключение 10
6. Литература 11
1. Здоровью цены нет. Здоровье не купишь.
Русская народная пословица.
Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей
невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим
безобразным обращением с собственным организмом
сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры.
И. П. Павлов
Главные медикаменты – это чистый воздух, холодная вода,
пила и топор.
В. Д. Поленов
Здоровье – одно из самых несомненных ценностей человека. В документах Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Оно формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов внешних воздействий. Показатели здоровья являются наиболее объективными и надёжными критериями, благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.
Для оценки влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность); уровень заболеваемости и травматизма, оценка физиологического состояния организма, соответствующая его возрасту, и др.
По моему мнению, одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь, оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Я задалась целью определить, каково физическое развитие моих одноклассников. Мне помогли антропометрические исследования, которые включают в себя: измерение длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки. Проанализировав полученные данные, я смогла сделать вывод о гармоничности физического развития сверстников, и постаралась познакомить их с возможными способами корректировки своего развития.
- Цель работы:
- Провести антропометрические исследования, включающие измерения длины тела, массы, окружности грудной клетки учащихся.
- Сравнить полученные данные со среднестатистическими значениями. Найти соответствующий «коридор» для каждого из показателей.
- Сделать вывод о гармоничности физического развития учащихся исследуемого класса.
- Познакомиться со способами оздоровления организма человека.
- а) Здоровье в твоих руках.
Здоровье людей относится к числу глобальных проблем. Учёные по-разному формулируют проблему здоровья: от ликвидации опасных инфекционных заболеваний до выживания человечества на планете. У нас вызвала интерес точка зрения на здоровье учёного А. Я. Иванюшкина. Он рассматривает «здоровье» и «болезнь» с позиции их содержания и ценности. Учёный предлагает три уровня описания этой ценности:
биологический – изначально здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, максимум адаптации;
социальный – здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения индивида к миру;
личностный психологический – здоровье есть не отсутствие болезней, а скорее отрицание её, в смысле преодоления, (здоровье – не только состояние организма, но и «стратегия жизни человека»).
б) Методика определения гармоничности физического развития по антропометрическим данным.
Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента.
Антропометрические измерения учащихся 11 класса проводились в медицинском кабинете в первой половине дня без верхней одежды и обуви. Учащиеся работали в парах.
- Измерили рост с помощью ростомера. Обследуемый становился на платформу ростомера, выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.
- Окружность грудной клетки измерялась с помощью сантиметровой ленты. Лента накладывалась сзади по нижним углам лопаток при отведённых в сторону руках. Затем обследуемый опускал руки, и лента ложилась под углом лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудной точке и должна плотно прилегать к телу.
- Определили массу с помощью напольных весов.
- Пользуясь процентными величинами длины тела, массы тела и окружности груди (по таблицам), нашли соответствующий «коридор» для каждого из показателей (на пересечении возраста величины показателя). «Коридор» процентных величин характеризует встречаемость показателя данного признака в различных половых и возрастных группах. Чем больше значение «коридора», тем ближе показатели учащихся к среднестатистическим данным.
Процентные величины длины тела, см.
Возраст лет |
Пол |
«Коридор» и соответствующие ему показатели |
||||||
1 2 3 4 5 6 7 |
||||||||
13 |
м д |
140,2 139, 5 |
143,6 143,1 |
147,4 148,0 |
160,4 160,3 |
165,8 164,3 |
169,6 168,0 |
|
14 |
м д |
144,9 144,0 |
148,3 147,4 |
152,4 152,4 |
166,4 164,2 |
172,2 168,0 |
176,0 170,5 |
|
15 |
м д |
149,3 148,1 |
153,2 151,6 |
158,0 156,3 |
172,0 167,0 |
178,0 170,3 |
181,0 172,6 |
|
16 |
м д |
154,0 151,7 |
158,0 155,0 |
162,2 158,3 |
177,4 169,0 |
182,0 172,0 |
185,0 174,1 |
|
17 |
м д |
159,3 154,1 |
163,0 157,3 |
168,1 161,2 |
181,2 170,0 |
185,1 173,1 |
187,9 175,5 |
|
Процентные величины массы тела, кг.
Возраст лет |
Пол |
«Коридор» и соответствующие ему показатели |
||||||
1 2 3 4 5 6 7 |
||||||||
13 |
м д |
31,0 32,0 |
33,4 35,3 |
39,8 40,0 |
49,0 51,8 |
56,2 56,8 |
63,6 64,2 |
|
14 |
м д |
34,0 36,1 |
35,2 39,9 |
42,2 44,0 |
54,6 55,0 |
62,6 60,9 |
70,6 70,0 |
|
15 |
м д |
37,8 39,4 |
40,8 43,7 |
46,9 |
60,2 58,0 |
65,1 63,9 |
76,5 73,6 |
|
16 |
м д |
41,2 42,4 |
45,4 46,8 |
51,8 51,0 |
65,9 61,0 |
73,0 66,2 |
85,2 76,1 |
|
17 |
м д |
46,4 45,2 |
50,5 48,4 |
56,8 52,4 |
70,6 62,0 |
78,0 68,0 |
86,2 79,0 |
|
Процентные величины окружности груди, см.
Возраст лет |
Пол |
«Коридор» и соответствующие ему показатели |
||||||
1 2 3 4 5 6 7 |
||||||||
13 |
м д |
64,7 64,3 |
66,9 66,8 |
70,2 70,0 |
78,2 80,9 |
87,2 85,0 |
87,0 88,0 |
|
14 |
м д |
67,0 67,0 |
68,6 69,6 |
73,1 73,0 |
81,8 83,5 |
86,2 87,6 |
91,0 91,0 |
|
15 |
м д |
70,0 70,0 |
72,6 72,9 |
76,3 76,2 |
85,7 85,5 |
90,1 89,3 |
94,2 92,6 |
|
16 |
м д |
73,3 73,0 |
76,1 75,9 |
80,0 78,8 |
89,9 87,4 |
93,6 90,6 |
97,0 93,9 |
|
17 |
м д |
77,0 75,4 |
80,1 78,0 |
82,9 80,7 |
92,2 88,0 |
95,5 91,1 |
98,4 94,6 |
|
в) Обработка результатов измерений
№ |
Ф. И. уч-ся |
Воз раст |
Пол |
Величина показателя (длина тела, масса тела, окрж. груди) |
«Коридор» |
Гармоничность физического развития |
1. |
… Владислав |
14 |
м |
150,3 45 70,6 |
3 4 3 |
гармонично |
2. |
… Александр |
16 |
м |
179,5 62,4 81 |
5 4 4 |
гармонично |
3. |
… Лилия |
15 |
д |
160 60,1 81,3 |
4 5 4 |
гармонично |
4. |
… Инна |
15 |
д |
163,7 54,5 72 |
4 4 3 |
гармонично |
5. |
… Сергей |
16 |
м |
185,4 75,2 87,7 |
7 6 4 |
необходимо обратить особое внимание на своё физ. развитие |
6. |
… Инна |
16 |
д |
173,1 52,6 73,3 |
7 4 2 |
необходимо обратить особое внимание на своё физ. развитие |
7. |
… Рейнат |
16 |
м |
182,5 60,2 81 |
6 4 4 |
дисгармонично |
8. |
… Марина |
15 |
д |
155 63 84,2 |
3 5 4 |
дисгармонично |
9. |
… Сергей |
15 |
м |
157,4 47,3 70 |
3 4 2 |
дисгармонично |
10. |
… Галина |
16 |
д |
173,3 52,5 76,1 |
6 4 3 |
необходимо обратить особое внимание на своё физ. развитие |
11. |
… Андрей |
17 |
м |
188,1 75,6 93,2 |
7 5 5 |
дисгармонично |
12. |
… Екатерина |
16 |
д |
168,2 52,7 73,8 |
4 4 2 |
дисгармонично |
13. |
… Нина |
16 |
д |
169 52,2 73 |
4 4 2 |
дисгармонично |
14. |
… Лина |
15 |
д |
173 58,2 76,6 |
7 5 4 |
необходимо обратить особое внимание на своё физ. развитие |
15. |
… Аркадий
|
16 |
м |
176,3 62 84 |
4 4 4 |
гармонично |
16. |
… Олег |
16 |
м |
174 66 83,1 |
4 5 4 |
гармонично |
17. |
… Сергей |
16 |
м |
179 78,3 97 |
5 6 7 |
дисгармонично |
18. |
… Ольга |
15 |
д |
160,4 56,7 73 |
4 4 3 |
гармонично |
- Выводы.
Проведя обработку результатов измерений, можно сделать вывод о гармоничности физического развития каждого учащегося в отдельности и в процентном соотношении на фоне всего класса.
Учитываются следующие данные:
развитие гармонично, если разность номеров «коридоров» между любыми двумя из трёх показателей не превышает 1;
развитие дисгармонично, если эта разность составляет 2;
если разность составляет 3 и более, необходимо обратить особое внимание на своё физическое развитие.
У трёх девочек и трёх мальчиков развитие дисгармонично.
У одного мальчика и трёх девочек физическое развитие вызывает опасение. У них большая разница в «коридорах» по длине тела и окружности груди. К сожалению это в большей степени относится к девочкам. Значит им необходимо обратить особое внимание на комплекс упражнений направленных на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем. За помощью я порекомендовала обратиться этих учащихся к учителям физкультуры и медицинской сестре школы.
Проведённые антропометрические исследования учащихся 11а класса (всего 18 человек), показывают, что 60% из обследуемых нуждаются в коррекции своего физического развития. Это очень высокий показатель, который заставляет всех нас серьёзно задуматься о причинах, влияющих на дисгармонию в физическом развитии подростков.
Я, в свою очередь, познакомилась с большим количеством статей, касающихся здоровья человека и способов его укрепления, выделила для себя и познакомила своих одноклассников с рядом очень важных правил, ведущих к оздоровлению организма человека.
Их я изложила в разделе «Заключение» своей работы.
V. Заключение.
Каждый день человек заботится о гармоничности своего физического развития. Особенно это касается подростков, у которых ещё формируются органы и системы органов. Их функционирование и развитие будет зависеть от того, как человек заботится о своём здоровье.
Вот несколько правил, которые должны вести к оздоровлению организма человека:
1) С самых ранних лет понять, что счастье и здоровье в руках каждого человека. Известно немало случаев, когда благодаря воле люди не только приобретали здоровье, но и возвращали, казалось бы, навсегда утраченные надежды.
2) Ни под каким видом не допускайте появление избыточного веса. Длительное потребление больших количеств пищи влечёт за собой перевозбуждение аппетитного центра в мозгу, что, в свою очередь, побуждает к дальнейшей обильной еде. Жировая ткань, как и все живые ткани, настойчиво требует пищи.
3) Будьте активными. Движение составляет основу жизни независимо от того, какое это существо – одноклеточная амёба или кит-великан. Работа мышц человека усиливает обмен веществ в организме. Чем сильнее физическая нагрузка скелетных мышц, тем больше образуется веществ, которые служат для сердца источником энергии. Так природа тесно связала работу мышц с деятельностью сердца.
4) Занимайтесь закаливанием солнцем, воздухом, водой. Сущность закаливания в том, что при систематическом воздействии воды, воздуха, солнца организм человека постепенно приспосабливается к их влиянию, легче переносит жару, холод, ветер, сырость и т.д. Закаливание предохраняет человека от простудных и инфекционных заболеваний, улучшает сон, аппетит, повышает настроение. Его нужно начинать с самых малых доз, лучше летом, и не прекращать в течение всего года.
5) У человека должна существовать гармония между телом и духом.
Гармония духа – это религиозные воззрения, приёмы аутотренинга, рефлекторные воздействия, система воспитания, здоровый образ жизни.
Гармония тела – устранение изменений, которые происходят в нашем теле и ведут к заболеваниям.
6) Овладевайте способами аутогенной тренировки. АТ – система психологического самовоздействия, мысленно-волевая работа над собой, своими эмоциями, поведением. Это идеальный способ укрепить здоровье, он открывает пути к избавлению от болезней, способствует эффективной работе, учёбе, отдыху.
7) Используйте лекарственные растения и лечебные продукты в сочетании с оздоровительными факторами.
8) Преодолевайте лень!
Будьте здоровы, друзья!
- Литература.
- С.В. Алексеев. Практикум по экологии. Москва, АО МДС. 1996г.
- В. Даль. Сборник. Пословицы русского народа. Москва. «Художественная литература». 1984г.
- Я.В. Соколов. Граждановедение. Ростов-на-Дону, КАРОС Юг Рос. 1992г.
- Дебора Ткач. «Домашний доктор». Лечебные домашние средства. Москва, ЗАО «Издательский Дом Ридерс Дайджест». 2005г.
- Журнал «Биология в школе» №2. 1995г.
- Здесь еще нет комментариев