Муниципальное образовательное учреждение Верхнесолёновская СОШ
Предпрофильный курс
«Экология территории хутора»
для учащихся 9-х классов
Автор:
Дьячкова Н.А.
учитель биологии,
педаго ДО
I категории
2009 гю
Пояснительная записка
Современная экология изучает взаимоотношения не только растений, животных и окружающей среды, но и человека, своей жизнедеятельностью воздействующего на природу. Поэтому воспитание у школьников сознания, что человек - часть природы, что подлинным хозяином он становится тогда, когда познает законы природы, и, правильно пользуется ими.
Человечество озабочено сейчас тем, чтобы перестроить все формы своей деятельности не во вред, а на пользу биосфере, исправить нанесенные ей повреждения и предотвратить новые. Это единственный путь, чтобы обеспечить не только дальнейшее существование людей на Земле, но и новый подъем цивилизации. Это грандиозный процесс только начинается. Он проходит трудно, требует много знаний, средств и объединенных усилий всех государств и народов. Все мы - активные участники - этого нового этапа в истории. Поэтому так важно сейчас, чтобы будущее общество было обществом экологически грамотных людей.
Цель программы - показать, что именно от деятельности человека, его постоянного воздействия на природу зависит состояние окружающей среды, состояние природы малой Родины, а, следовательно, и здоровье человека. Воспитывать у учащихся убежденность в необходимости охраны и изучения природы; формирования экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамических путях рационального пользования. Главное условие развития человечества - не покорение природы, а сотрудничество с ней, бережное и заботливое отношение ко всему живому на Земле.
Программа рассчитана для работы с учащимися 9-х классов.
В работе по программе предусматривается применение лекционно-семинарской системы обучения. Она включает: 1)лекции, раскрывающие основные теоретические и методологические вопросы; 2) практические занятия; 3) урок-конференцию.
Задачи программы:
1. Воспитание познавательно-эстетического отношения к природе.
2. Воспитание ответственность за судьбу природы своей малой родины; воспитание бережного, хозяйственного отношения к национальному богатству страны.
3. Самостоятельное получение и углубление экологических знаний на основе самообразования.
Ученик должен знать:
- Основные источники природного и антропогенного загрязнения биосферы; понятие о предельно допустимом сбросе (ПДС) и предельно допустимой концентрации (ПДК), мониторинг.
- Основные источники загрязнения атмосферы; виды загрязнений почв и природных вод; эрозия почвы; ПАВ. СМС.
- Типы сельскохозяйственных загрязнений; правила применения удобрений и ядохимикатов в сельскохозяйственном производстве.
Ученик должен уметь:
- Оценивать качество питьевой и природных вод по органолептическим характеристикам; определять кислотность воды;
- оценивать экологическое состояние почвы (по кислотности солевой вытяжки; по солевому составу водной вытяжки);
- вести дискуссию по охране окружающей среды и проблемам улучшения экологической ситуации в поселении
Учебно-тематический план
№
|
|
|
||
п/п
|
Тема
|
теория
|
практика
|
семинары
|
1
|
Загрязнение природной среды и его основные виды
|
1
|
—
|
—
|
2
|
Современное состояние и охрана |
1
|
1
|
__
|
|
атмосферы.
|
|
|
|
3
|
Рациональное использование и охрана водных ресурсов
|
1
|
1
|
__
|
4
|
Почвенные ресурсы, их использование и охрана |
1
|
1
|
__
|
|
|
|
|
|
5
|
Антропогенное загрязнение окружающей среды
|
2
|
1
|
__ |
6
|
Экосистема населенного пункта (хутора) |
1
|
|
|
7
|
«Экология хутора, в котором мы |
__
|
__
|
1
|
|
живем». |
|
|
|
|
Итого: 12
|
7
|
4
|
__
|
Содержание тем учебного курса
Тема 1.
Загрязнение природной среды и его основные виды.
Познакомить учащихся с основными видами загрязнения биосферы. Понятия «загрязнение природной среды», «природное и антропогенное загрязнение». Основные источники природного и антропогенного загрязнения биосферы. Понятие о предельно допустимом сбросе (ПДС) и предельно допустимой концентрации (ПДК), мониторинг.
Тема 2.
Современное состояние и охрана атмосферы.
Изменение состава и загрязнение атмосферы. Основные источники естественного и антропогенного загрязнения атмосферы. Виды деятельности человека, нарушающие равновесие в атмосфере. Кислотные дожди как результат загрязнения атмосферы. Меры по охране атмосферы.
Практическая работа №1
Анализ дождевой или талой воды.
Тема 3.
Рациональное использование и охрана водных ресурсов.
Причины дефицита пресной воды. Основные источники загрязнения вод. Естественные и искусственные источники загрязнения вод. Опасность загрязнения водных ресурсов и меры по охране природных вод от загрязнения.
Творческое задание.
Подготовить сообщение на тему «Загрязнение природных вод в нашем хуторе, его основные причины.
Практическая работа №2.
Оценка экологического состояния водных объектов.
Тема 4.
Почвенные ресурсы, их использование и охрана.
Процесс круговорота веществ в почве. Сравнение круговорота веществ в естественных и искусственных экосистемах. Проблема эрозии почвы. Виды загрязнения почв. Правила применения удобрений и ядохимикатов в сельскохозяйственном производстве.
Творческое задание
Подготовить сообщение на тему «Как защитить почву от эрозии и
загрязнений».
Практическая работа № 3
Оценка экологического состояния почвы.
Тема 5.
Антропогенное загрязнение окружающей среды.
Типы сельскохозяйственных загрязнений. Загрязнение продуктов нитратами. Рациональное управление сельскохозяйственными экосистемами. Экология автомобильного транспорта.
Химическое, радиационное, биологическое загрязнения среды и их влияние на природу, и здоровье человека.
Практическая работа №4
Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта в районе школы.
Тема 6.
Экосистема населенного пункта (хутора).
Понятие о населенном пункте, как об экосистеме: раскрыть экологические проблемы городов и населенных пунктов. Требования к экосистеме села. Село будущего: каким ему быть?
Творческое задание.
Подготовить доклады (сообщения) к конференции «Экология нашего хутора»:
- «История и социально-культурная характеристика х. Верхнесолёный»; «Природно-климатическая характеристика хутора»;
- «Меры борьбы с загрязнением воздуха в сельской местности»;
- «Охрана природных вод и почв от загрязнения средствами химизации»;
- «Охрана природных вод от загрязнений отходами животноводства»;
- «Загрязнение продуктов нитратами».
Тема 7.
Урок - конференция.
«Экология хутора, в котором мы живем».
Проверить умение учащихся применять полученные знания в конкретной ситуации. Урок проводится в виде конференции. Класс делится пополам, каждая группа готовит доклад на определенную тему.
Урок начинается с вводного сообщения учителя. Затем заслушиваются доклады учащихся, в которых докладчики отвечают на возникшие у них вопросы. Обсуждаются проблемы улучшения экологической ситуации в нашем хуторе и создания более благоприятных условий для его жителей.
В заключение учитель обобщает сообщения учащихся, делает вывод и подводит итоги конференции.
Практические занятия
Практическая работа №1. Анализ дождевой или талой воды.
Цель: Определить содержание карбонат-сульфат ионов и ионов тяжелых металлов в дождевой или талой воде.
Показать возможность качественного определения примесей в дождевой воде.
Практическая работа №2.
Оценка экологического состояния водных объектов.
Цель: Определение температуры и органолептических характеристик воды
местного водоема и питьевых вод.
Научиться оценивать качество питьевых и природных вод.
Практическая работа №3.
Оценка экологического состояния почвы.
Оценка экологического состояния почвы по кислотности солевой вытяжки. Оценка экологического состояния почвы по солевому составу водной вытяжки.
Практическая работа №4
Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от
автотранспорта в районе школы.
Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, может быть оценено расчетным методом. Исходными данными для расчета количества выбросов являются:
- Кол-во единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по выделенному участку автотрассы в единицу времени;
- Нормы расхода топлива автотранспортом;
- Значение эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего.
Инструкция
Литература
- Алексеев С.В., Беккер «Изучаем экологию экспериментально», Санкт-Петербург, 1993
- Груздева Н.В. и др. Практикум по экологии, М.: АО МДС, 1996
- Демина Л. , Гухман Г.,«Земля», руководство-справочник для учителя, М: 1994
- Зверев А.Т. и др. «Экология», Сб. задач и упражнений для 6-8 классов, М: 1996
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России, М.: «Устойчивый мир», 1999
- Семенова А.Д. «Руководство по химическому анализу поверхностных вод суши», Ленинград: 1977
- Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М., Основы экологии. М.: «Дрофа», 2000
- Цитович И.К. «Химия с сельскохозяйственным анализом», М:1974
- Здесь еще нет комментариев