- Я не хочу с ним сидеть за одной партой!
- Он всех обижает, давайте его переведем в другой класс!
- Да, ты мне уже надоела, отстань от меня…
В каждом классе обычной общеобразовательной школы раздаются такие детские крики души, обращенные к учителю. Кто-то когда-то так решил – эти 25 человек будут учиться в одном классе, вместе. И вот учимся… Учимся всему: от правильного написания крючка в тетради, чтобы он не прыгал на строчке, до умения налаживать отношения с одноклассниками, учиться вместе.
Как же это сложно! Порой невыносимо сложно! Чего проще старая добрая фронтальная работа на уроке – «учитель – ученик» - один на один. Здесь практически отсутствует конфликтная ситуация, максимум - обида: «Меня не спросили», а чаще: « Не спросили и ладно, главное «двойку» не поставили». Васю с Петей рассадить по разным углам класса, Сережу с Катей тоже, а Сашу с Женей… «углы» закончились, а посадить Сашу рядом с Васей, Петей, Сережей или Катей тоже никак нельзя – сам постоянно отвлекается и уж этих, таких проблемных детей, за собой уведет.
Не совсем сегодня получается даже фронтальная работа при неумении создать атмосферы «учимся вместе». А ведь сто лет учили так и хорошо учили! Как грамотно писали наши бабушки, пройдя всего-то программу трех классов, сколько стихов и прозы наизусть они читали нам в детстве, сколько умных советов давали в отношениях между людьми. А теперь не совсем получается. Начинают страдать успеваемость и качество при тех же самых подходах, что и 20 лет назад – ребенок не успешен. Почему? Откуда столько проблем, проблем 21 века, страшных и даже трагических, в отношениях между детьми? Причин много, а главное – стремительно меняющиеся ситуация (во всем!!!) развития и воспитания ребенка.
Порой только учитель может хоть как-то изменить в ребенке его отношение к другим, его непринятие мира реального от того, что он выстроил в голове, окруженной телевидением, компьютерными играми и легкостью добычи информации с помощью поисковика в сети, «дружба» с «другом» по клику «предложить дружбу» и забыть…
Учителю подсказывают – меняй подходы, меняй технологии, применяй то, что уже так необходимо ученикам нового века, нашему будущему. Во многих школах пытаются и создают современные условия, устанавливается различное оборудование для того, что наши дети открывали, исследовали, создавали новое. Как часто нам назидательно рекомендуют – учите, учите, учите своих учеников учиться ВМЕСТЕ.
Мы подхватываем, окрыленные обещанными теоретическими результатами групповой работы – дети с высоким интеллектом, хорошо развитой эмоциональной сферой, устойчивые к стрессам и конфликтам, уверенные в себе, позитивно настроенные к окружающему миру, самостоятельные и способные к САМоразвитию и САМообучению.
И… понимаем, что на первом месте для организации работы в группе – принятие одноклассниками друг друга. Речь не о дружбе с первого класса и на всю жизнь, а о том, что «я буду с тобой работать на уроке» - ребенок может сказать любому своему однокласснику. О рабочем настрое, рабочем принятии друг друга. Трудно различить границу детям, да и взрослым порой сложно сработаться в коллективе при наличии личного непринятия. Что тогда? Все бросить, рассадить и закрыв глаза на то, что ты как педагог не смог сплотить коллектив для рабочего настроя учиться вместе в группе – учить как раньше «один на один»? Как вариант это уже просто не подходит по причине того, что мы учителя, каждый день учим своих детей добиваться поставленной цели, искать пути, отметать неверные или нерациональные, находить нужное и необходимое, открывать, научаться новому. Значит и сами способны каждый день снова и снова идти к новой цели, искать пути, как бы ни было трудно.
Уже в первом классе с первых дней, в период адаптации, мы с детьми пытались делать первые шаги в совместном обучении. Все время вертится одна и та же мысль: не решись я тогда сразу организовывать работу в паре, в группе – сколько важного не узнала бы о своих первоклассниках тогда, в самом начале, сколько бы я упустила. Именно в первые дни стали намечаться пути, вернее подготовка к ним, что надо скорректировать, какую идею реализовать по воспитанию новых учеников.
На московском фестивале педагогических идей Ideas for Education я рассказывала о нашем опыте и о тех результатах, которые на тот момент уже достигли. В нашем сообществе публиковала видеоматериалы на тему поэтапной организации группового сотрудничества в первом классе. На фестивале и после него было очень интересно общаться с коллегами по этому вопросу. Несомненно, радует то, что учителя хотят последовать примеру, советуются, вносят новое в свою работу и восторженно отзывается о своих результатах.
Любой учебный процесс при организации группового сотрудничества строился на довольно серьезной воспитательной подготовке. Мне необходимо было находить в каждом учебном дне те ситуации, которые бы сближали моих учеников. Об этом опыте первого класса в публикации нашего сообщества «Большой секрет для творческой компании».
Время летит вперед – мы второклассники и для меня по-прежнему на первом месте – воспитание. Как без воспитанности можно говорить о полноценном групповом сотрудничестве. Дом без фундамента не строят, да и всю жизнь укрепляют… Вечный поиск - как построить, как укрепить и у нас.
Однажды я готовилась к уроку технологии, что-то выискивала в сети и наткнулась на интересную картинку с пронумерованными разноцветными кулечками. Конечно же, красивая картинка повела меня за собой, и я узнала об интересном рождественском календаре Адвента, который появился на свет в прошлом веке. Его придумала немка фрау Ланг для своего сына, чтобы сделать ожидание Рождества более "интересным". Наиболее привычной формой календаря Адвента является коробочка с открывающимися окошечками, по числу дней Адвента, в каждой коробочке маленький подарок.
В нашей семье подобная традиция ожидания Нового года заключалась в том, что с первого декабря в течении месяца по утрам дети находят под подушкой маленький подарочек. Так было в моем детстве, то же чудо происходит и у моих детей. Зная по своему опыту, сколько радости приносят такие заботливые моменты, сколько чудесных песенок начинает играть в маленьком сердце и каким волшебным становиться предновогодний месяц, я сразу же решила – нам в классе нужен такой Адвент!
Понятно, что это не станет точным аналогом по назначению – мы возьмем только саму идею ожидания праздника. В нашем классе есть замечательный шкаф, где у детей есть свои личные шкафчики – вот они-то и станут карманами для подарков!
Рассказала детям об этой идее в первый же день второй четверти – 10 ноября, чтобы было время подготовиться. В какой восторг она их привела, ребят совсем не испугало то, что каждому из них надо приготовить 24 подарка! В определенный день в соответствующем по номеру (сколько дней осталось до конца четверти – нашего Нового года условно) шкафчике должно по волшебству помощника Деда Мороза – ученика 2 «Г» класса - появиться для всех детей (меня они тоже сразу включили в число одаряемых, что, безусловно, не только обрадовало, но и сделало меня активным участником) небольшой подарочек, сделанный своими руками.
Мне кажется, невозможно сделать 24 подарка без любви к своему классу, школе. И если еще было, хоть какое-то непринятие – в заботах и в радости получения сюрприза от одноклассника, оно просто обязано исчезнуть, раствориться в волшебстве ожидания новогоднего праздника.
Первым шагом в таком групповом сотрудничестве был розыгрыш номера своего дня. Здесь мы обратились за помощью к нашей интерактивной доске elite Panaboard. Создали в ПО RM Easiteach Next Generation на чистой странице номера с 1 по 25, закрутили их с помощью эффекта, перемешали и розыгрыш начался! Надо было видеть глаза и радость детей – как они влюблялись в свой номер!
Теперь нам предстояло наш шкаф превратить в календарь. Для этого каждый ученик дома должен был приготовить картинку со своим номером на новогоднюю тематику. Вот таким веселым вскоре стал наш шкаф:
Открытие нашего календаря было назначено на 1 декабря, и первой помощницей Деда Мороза была я. Незадолго до этого дети подают мне идею – спрятать мой «клад» с подарками так, чтобы его надо было искать, так как мои отделения в нашем шкафу совсем не подходят к нашему календарю. Ну, конечно – что может быть проще – спрячу, пусть ищут!
(Горшок и горшочки с красноватыми цветочками выбраны не просто так - по русскому языку изучаем тему "Суффиксы")
Мы уже взрослые – второй класс, значит, и поиск будет по-взрослому. Итак, ключ к разгадке, где находится клад, лежит в новом знании, которое мы откроем на уроке русского языка! Класс разделен на четыре группы, так как открыты четыре интерактивных поля на интерактивной доске elite Panaboard в конкурентном режиме ПО Easiteach Next Generation.
На этапе актуализации знаний мы повторяем изученные орфограммы, объясняем их написание друг другу и бригадир отправляет ответственных к интерактивному полю своей группы проложить путь.
Если все выполняется правильно, ребята видят, что из соединительных линий получилось число, которое показывает, куда отправляется группа – та страница, где приготовлено задание для наблюдения с суффиксами русского языка, определения «Что нам неизвестно?». Все группы находят неизвестные нам по своему привнесению в слово значения суффиксы – оват, -еват.
Определив то, что нам неизвестно, мы готовы идти к своей цели. Чтобы найти нужное нам упражнение, где скрыто открытие нового знания, необходимо снова применить хорошее владение уже изученным материалом. На этот раз сложность для нас представляют слова с парными согласными – ох, не все группы сразу справляются с заданием. А ошибки оказались не в знаниях всей группы, а в организации работы группы. Кто-то так торопился быстрее выполнить задания, что не посоветовался с группой – делаем выводы! Исправляем ошибки!
Группы могут приходить на помощь друг другу и делиться найденным ключом. Мы все отправляемся на поиски нового к нашему умному учебнику. Находим нужный номер упражнения и начинаем наблюдать. Какая группа первая откроет новое знание?
Предложения, споры, подборка нужных слов – как объяснить однокласснику свое мнение, выводы? Я наблюдаю. Интересно, что во время этапа открытия нового знания я не стою у доски, не диктую новое, а они сами пытаются через себя пропустить что-то пока непонятное, но скоро оно станет своим открытием, нет не своим – ОБЩИМ!
Дети предполагают, что неизвестные для нас суффиксы скорее всего придают значение (привожу их высказывания) «не совсем такой», «чуть-чуть какого-то признака», «не до конца выражен признак»… Молодцы! Главное нашли! Осталось только с помощью нового знания и включения его в систему имеющихся найти заветный клад.
Опять обращаемся к своим интерактивным полям. Каждая группа собирает слово из предложенных корней и суффиксов (вариант правильный только один). Как здесь нам нужно умение правильно образовывать слова (, склонять (на шкафу или на шкафе – какое окончание?)
Итак, у каждой группы получилось свое слово, а теперь начинается взаимодействие групп! Надо составить предложение о том, где находиться клад, используя слова всех групп – работаем вместе. В каждой группе составляются предложения, для связки добавляются предлоги, склоняются слова. Связной показывает – наша группа готова и идет на «мостик» связных (специальное место в классе).
Связные сравнивают свои предложения – приходят к выводу, что у всех получился один и тот же смысл и доносят это до своей группы.
Что твориться в классе!!!
- Мария Александровна! – кричат дети – Мы нашли!!! Вон там на шкафу в горшочках в краснОВАТыми цветочками!
-Что значит с красноватыми? Быть может красными?
- Нет!!!! – кричат уже надрываясь, - они не совсем красные, не очень! Ну, как Вы не понимаете – краснОВАТые – суффикс – оват - не докрасили их или краски мало взяли)))
- Можно, можно? – они очень хотят сорваться со своих мест.
Я только успеваю подойти к шкафу, они уже забираются на него, как Цари Горы и достают заветные горшочки с красноватыми цветочками. А в них лежат приготовленные им сладости – домашние ириски–елочки на палочке, где прикреплено заветное им пожелание:
«Помогай слабым»
«Не бойся трудностей!»
«Закаляйся, чтобы не болеть»
«Расскажи о своей любимой книге ребятам, принеси ее в школу»
«Читай книги каждый день, и ты многое узнаешь!»
«Будь активным и старательным!»
…
Наш календарь торжественно открыт и помощники Деда Мороза уже который день с таким трепетом несут свои подарки для своих одноклассников, бережно складывают с свой шкафчик с номером и ждут с замиранием сердца своих ДРУЗЕЙ, с которыми УЧАТСЯ ВМЕСТЕ!
Тарасова В.А. написал(а) 3636 дней назад (нейтрально) 0Уважаемая Мария Александровна, спасибо за очередной урок мудорого и доброго учителя. Как в школе не хватает добра, умения делать открытие и радоваться этому открытию. Вы своим материалом представили идею и ее воплощение, что несомненно заинтересует учителей не только начальной школы. Как хочется, чтобы ваш опыт зажегся новогоднии огоньками в каждой школе.
С уважением, В.А.Тарасова
2 очковЯчменева М.А. написал(а) 3639 дней назад (позитивно) 1Уважаемые творческие коллеги, друзья! Елена Николаевна, Надежда Васильевна, Евгения Николаевна и Елена Геннадьевна! Огромнейшее Вам спасибо за такие добрые и теплые слова! Ваши отзывы, комментарии и поддержка мне очень важны.
С уважением и признательностью, Мария Александровна
3 очковКовалева Е.Г. написал(а) 3639 дней назад (позитивно) 1Уважаемая Мария Александровна! Я всегда восхищаюсь Вашим талантом, Вы – умница и Учитель с большой буквы! Так мудро и творчески строить групповое сотрудничество и в учебной, и в воспитательной работе! Совершенно согласна с Вами, что успех групповой работы зависит от принятия одноклассниками друг друга. Не раз наблюдала ситуацию, когда при групповой работе группа оказывалась неработоспособной, и прежде всего из-за того, что сильные и слабые учащиеся не могли наладить общение для решения учебной задачи. «Умники» не считали нужным помогать слабым и, отдалившись, выполняли задание самостоятельно. Слабые же, им не привыкать, поняв, что им не одолеть самостоятельно задачу, переставали работать вовсе. Вот тебе и групповое сотрудничество! Тысячу раз поддержу Вас - Вы делаете великое дело! Обучение в группе должно начаться с принятия друг друга.
Читая ваши публикации, постоянно прокручиваю ситуации на своих учениках. Да, творческий учитель постоянно ищет и думает, как сделать так, чтобы работа на уроке приносила нам всем, и учителям, и ученикам, удовольствие! Успехов Вам и вашим ученикам! Жду с нетерпение ваших новых публикаций!
2 очковКупцова Е.Н. написал(а) 3639 дней назад (позитивно) 1Примите поздравления, Мария Александровна, с успешной аттестацией по должности "Дед Мороз". Думаю, ни для кого не секрет, что когда мы ожидаем выпуска детей из начальной школы, то всегда присматриваемся, и есть учителя, за классами которых внегласно "стоит очередь". А здесь все: воспитание, стремление сплотить детский коллектив, повышение уровня адаптации учащихся к новым условиям, высокая мотивация в обучении и творчество. Конечно, этот набор умножен на желание и способность учителя к самообразованию.
Примите мое восхищение, удивление и искреннюю признательность за Ваш труд и возможность познакомиться с Вашими работами.
С уважением, Евгения Николаевна.
3 очковОрлова Н.В. написал(а) 3640 дней назад (позитивно) 1В мои студенческие годы инновационным процессом в образовании являлась технология "Педагогика сотрудничества". Изучая опыт Шаталова В.Ф., Лысенковой С.Н. и других педагогов-новаторов понимали, что это не педагогика требований, а педагогика отношений, основанная на единстве обучения и воспитания. Учение без принуждения, увлеченность, ставка на самостоятельность - всё это залог успеха. И сейчас, читая Вашу, Мария Александровна, публикацию о "Волшебстве..." вижу реальное воплощение этого сотрудничества. "В каждом ребёнке - чудо; ожидай его!" - без сомнения это девиз Вашей образовательной деятельности! Большое спасибо Вам за открытия, удивительные находки воплощения реальных приемов и методов педагогики сотрудничества.
2 очков