"Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования."

Карл Краус

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМОУ СОШ № 38, Сыктывкар
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 05.12.2014
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 14958
Рейтинг публикации
14 оценок
Другие публикации автора
Интегрированные занятия для Дня открытых дверей с родителями...
Урок-путешествие по классу с начинающими экскурсоводами....
Интерактивное инсценирование на уроках литературного чтения....
Как мотивировать нового ученика или ученицу на учебу, если есть серьезные проблемы? Попробуем резуль...
Учимся дарить "Просто так!"... Одна из форм учебного сотрудничества на уроке математики с целью отра...
Публикация о том, как мы учимся быть добрыми и внимательными к друг другу в предверии Нового года, т...
Творческий учитель никогда не останавливается на достигнутом. Многие наши участники уже в совершенст...
Еще одна "упаковка" целей и задачей обучения в первом классе и не только....
Все чаще и чаще перед нами встает проблема воспитания детей. Предлагаю Вам одну из идей "упаковки" в...
Опыт организации совместной работы на уроке детей и родителей. ...
В магазин за подарками ВМЕСТЕ!
 
 

Есть ли такой человек, который не любит подарки? Такое тепло внутри рождается, и не важно в тот момент, что тебе дарит близкий: неровно вырезанное бумажное сердечко или что-то очень дорогое по материальным затратам. Приятно и трепетно всегда… Это внимание, это отношение, это признание.

 

Каждый человек любит получать подарки, но каждый ли любит их дарить? Где-то давно я читала, что умение дарить - целое искусство. Но мне в первую очередь это видится как элементарная воспитанность – умение сделать другому приятное, доброе, быть внимательным к другому.

Мы не будем здесь вдаваться в рассуждения о границах понятий, и что за ними стоит – подарок от души или желание, что-то получить в ответ. Гораздо интереснее говорить о самом что ни на есть настоящем умении дарить подарки от души: «Просто так!», как в замечательном мультфильме нашего детства.

Мне бы хотелось поделиться с Вами, уважаемые участники нашего творческого сообщества,   одним интересным опытом – как мы дарили подарки на уроке математики друг другу. Получилось даже интереснее и лучше, чем я представляла, когда эта идея пришла мне в голову.

Немного предыстории к уроку, о котором пойдет речь.

В начальной школе до середины второго класса дети  учатся по безотметочной системе.

Только со второго полугодия второклассники начинают приносить домой в дневниках и тетрадках долгожданные  оценки. Для одних они становятся радостью, для других концом безмятежной жизни. До этого периода учителя начальных классов как только не придумывают поощрять своих учеников. В ход идут различные смайлики, солнышки, флажки и т.д, и т.п…

 

А у нас в классе появились баллы!

Что такое получить балл? За урок ребенок может заработать 1 балл (это не единица!!!), очень редко +1 балл дополнительно, если чем-то удивил или поразил всех своими  познаниями, выводами и решениями.

1 балл - это активность, любознательность, старание и деятельность ученика на уроке. Другими словами, если ребенок проявил основные качества ученика, он получает балл. Даже если он ошибался, но трудился!

Баллы могут вычитать, если ребенок забывает о главных правилах ученика, о достойном поведении человека - обманы, обиды, драки.

За причинение другому ребенку боли, проявление жестокости - сгорают все баллы.

Почему только один балл?

Все баллы мы складываем за неделю (если надо – вычитаем), записываем итог недели, а в конце четверти подводим всю «бухгалтерию» воедино - а возможности нашего счета пока только в пределах 100 - большое количество баллов за урок приведет к большим суммам (чего и так нам не избежать в некоторых случаях, при большом потенциале ребенка)

Это не оценки - а достижение за урок, внеурочную деятельность, в отношениях между детьми.

Баллы, их количество говорит нам о таких качествах:

  • активность;
  • ответственность;
  • любознательность;
  • собранность;
  • творчество;
  • старание;
  • умение сотрудничать;
  • умение быть воспитанным, уважать и соблюдать моральные законы общества.

Таким образом, в дневниках каждого ребенка есть определенное количество баллов. Все знают, что в конце четверти полученная сумма поможет понять – достоин ученик грамоты, благодарности, быть может, какого-то диплома или нет? Такие достижения обязательно фиксируются в портфолио ученика.

Но… Не кажется ли Вам, что в целом есть определенная схожесть с обычными оценками, только без градаций на «2», «3», «4», «5»? Могу возразить о возможности «потери» и более расширенных рамках, выходящих в область поведения в обществе, чего оценка нам делать официально не позволяет, вернее ничего не решает даже при ее наличии - «За поведение». Здесь баллы считаются за все! Но не только…

Выше я уже упоминала о том, что мы сейчас активно учимся считать в пределах 100, уже нет таких видов примеров сложения и вычитания, которые бы мы не изучали. Каждый учитель знает:  пройти прием - одно, а вот автоматизировать – другое! Баллы, их подсчет – помогают нам невзначай создавать ситуацию тренировки навыков счета. Но все равно этого очень мало, даже если ребенок по сто раз в день будет складывать свои баллы, в надежде, что результат увеличиться. Чтобы еще придумать?

Есть идея!!! А почему бы на честно заработанные баллы не сходить «понарошку» в интерактивный магазин и не «купить» своим друзьям подарки? Баллы, конечно, потратить придется, но… Почему бы не сделать другому приятное «Просто так!»? Попробуем, а вдруг получиться!

Вторник, урок математики. И вот уже после первой математической разминки открываю на интерактивной доске elite Panaboard интерактивный игрушечный магазин (ПО RM Easiteach Next Generation):

- Сегодня я предлагаю вам, ребята, совершить покупки в двух магазинах «Винни Пух» и «Сладкоежка».

Обсудили названия и ассортимент.

- Условие – вы приобретаете покупки - подарки, которые надо подарить той или иной группе, а, может, и не одной группе сможете подарить.

Вижу в глазах детей такой азарт и интерес, что самой уже хочется с удовольствием присоединиться:

- А как можно в магазине приобрести подарок?

- Купить! Взять деньги у мамы… заработать деньги и потратить…- вариант один за другим очень похожи друг на друга: «Для покупки нужны деньги! А деньги надо заработать!»

Но второклассники еще не зарабатывают настоящих денег!

- Ребята, вы тоже ответственно работаете, и сегодня Ваши баллы станут вашими рублями. У каждого из вас есть свой «кошелек» в вашем дневнике. Но есть главное условие!

- Какое???!!! – детям уже не терпится начать совершать покупки, но кто-то уже вижу засомневался: «Потратить баллы просто так? На картинку? Для кого-то?»

Я улыбаюсь и напоминаю:

- Вы работаете в группе, а, значит, и за подарками пойдете всей группой! Это значит, что  сейчас каждый должен решить, сколько баллов он может отдать группе для похода в магазин. Ребята, баллы не возвращаются, вы их отдаете навсегда.

Ребята начинают совершенно по-разному реагировать на такое условие. Кто-то совсем притих, кто-то схватил дневник и стал считать свои заработанные по неделям баллы, кто-то переложил дневник под учебники – не видно совсем… Но я продолжаю:

- У каждой группы карточка на 100 баллов для покупки подарков, но завести ее можно тогда, когда вы наберете в сумме эти 100 баллов на всех вместе.

- А вторую на 100 баллов можно карточку набрать? – слышу уже радостный вопрос, и интерес так и искриться в глазах ребенка.

- Можно, но опять всем вместе. А чтобы вам было легче, я каждой группе на листе учета дарю 50 баллов. Сколько остается набрать для первой карточки?

- 50 баллов!

- Ну, что готовы собрать общий кошелек?

- Дааааааааааааааааа! – кричат большинство детей, но не все.

Начинается подсчет: вычитаем из «своих» драгоценные баллы, прибавляем к общим в группе, считаем, сколько своих осталось, сколько стало в группе, мало? Еще вычитаем из своих, прибавляем…

 

CVqdro0_FqbwdlxhFVXhAprtpsdrY3YQbrxIxAeB14DR3NM0Ayh5rzpxAXxkybExw9zBU4qCGP1B1Xld

 

Постепенно детей охватывает общая цель – набрать 100 баллов! И такие сложные первые: «Один балл даю...» превращаются в «Пять!», «Берите мои 12!», « А я 26 отдаю!»

Все группы вышли за пределы 100!

- Мария Александровна, помогите сосчитать, там числа большие! – обращается связной одной из групп.

- Не могу помочь, убирайте лишние баллы, - с надеждой на многое говорю я.

Так и вышло! Ничего они не убрали, а стали считать уже за пределами сотни!

Итак, баллы готовы! Все зафиксировано секретарем группы, теперь можно совершать покупки-подарки!

Обсуждаем, как надо совершать покупки в интерактивном магазине. Например, прежде чем купить в «Сладкоежке» эклер, надо сначала взять тарелочку и только потом положить «подарок». Каждую покупку записать в баллах, все сложить и подвести итог. Записать, кому отправляете подарок, какой группе, а не кому-то лично.

 

nIelz6Myh-iJzgdZmjTWevM8mEhissUxPIHxEJ7B

Обязательно узнать, сколько баллов осталось на другой магазин. И уже с остатком можно совершать покупки- подарки у «Винни Пуха».

 

Как здорово было наблюдать за своими покупателями!!! Они договаривались, что покупать, сколько, кому подарить, НЕСКОЛЬКО РАЗ проверяли свои вычисления, чутко следили за тратами в одном магазине, чтобы оставить баллы на другой.

 

NuyxORFaaI1OYMT2rPwa5YerSGYyEMFvjUynZ6rYG1uyZTCUe9vKKXooS20WsSrVfyK6-RrpxjcbE0P-

 

 

KVzJOtCAdL2PKhUaSnR0wV_PzSyDp4X9OXh-xfnXgBF6tS8I1BU9JhZQnkZO9d-yZXCYgaOc_0sCWV_U

 

JSCE53jpUkVdjR1wZI2rtBsCQ0I4HQ9K9IkgChtvlUcPvcqk0cjGGnqo6Et2OXFbXgUyGGQ6C7tXolcD

 

 

 

И вот наступает момент – остались баллы, но их уже ни на что не потратить (.

- А что с этими баллами делать?

- Эти баллы вы можете в группе распределить между собой, в зависимости от активности и соблюдения правил работы в группе.

А вот тут уже началось деление, конкретный смысл которого мы уже изучали, но считать пока не умеем. Как интересно было смотреть на детей, как пело мое сердце, когда я проверяла рабочие листы групп с вычислениями. Кое-где приходилось уточнять у группы, они объясняли ту или иную запись, расчет. Доказывали!

 

_pm2YLvyZB0EFZ0qrjx2_uyemAXufltt3dB_SN105Q0-ueH7ZrxSC_w0zmV3YnJceYB4s0fzTjEWWy2_

 

Сколько задач было реализовано в таком уроке!!! Самых разных задач!!!

А на следующий день у нас был контрольный математический диктант по текстам администрации: «Вычислительные навыки в пределах 100». Как приятно было не получить ни одной «2» (единственные из всей параллели без «двоек», а нас пять классов в потоке, и сложных деток достаточно именно у нас)! А сколько пятерок!!! Шестнадцать учеников не сделали ни одной ошибки! Даже новенькая девочка, которую совсем недавно я учила складывать в пределах 10, потом 20 (то, что должно было быть автоматизировано еще в первом классе), и вот уже пытаемся в сотне - ошиблась 4 раза, что позволило ей получить очень твердую «тройку». И даже за «тройку» я пожала ей руку, потому что пришла она с «2+2=3». А остальные ребята увидели, как старание, активность, желание не подвести группу, учиться ВМЕСТЕ – помогает достичь того, что казалось невозможным!

Как благодарна я была им за такую работу, так мне не хотелось вычитать отданные группе баллы в реальности, но условие есть условие! Конечно, они получили новые баллы за такой труд и не только труд! Здесь многое, потому как дарили они что-то несуществующее, но на свои честно заработанные баллы (пусть кто-то отдал только 1 балл, но и этому он научился, потому что сначала он и представить себе не мог расставание с ним – очень сложно заработанным)  - «Просто так!» для вас, друзья!

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Ячменева М.А. написал(а) 3618 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Уважаемые Евгения Николаевна и Елена Николаевна! Вернули Вы меня так это на N-ое количество лет назад, в пятый класс. Тогда мы все писали сочинения о Владимире Ильиче Ленине. Моя гордость Улыбка- мое сочинение стало лучшим  в области и его даже напечатали в газете. А на линейке общешкольной наш директор, для нас тогда он тоже был почти Ленин - такое уважение было! - пожал мне руку и сказал: "Вот вырастешь, книгу о нем напишешь!"))) ...

    Спасибо за Ваши слова (подарки!!!) и возвращение в детство.

    С уважением, Мария Александровна.

     

     
       
     
     
    3 очков
     
  •  Черник Е.Н. написал(а) 3619 дней назад (позитивно) 
     
    1

    А я думаю, к этому (создание книги) и идет. И эти записи очень напоминают мне интереснейшие книги Ш.А.Амонашвили: такие же незатейливые, о насущном, о простых истинах, о сотрудничестве учителя и учеников - все вместе. И даже пора задуматься над названием этой книги. Может, уже есть предложения? Но, главное, думаю, ни один ученик в таком классе с ТАКИМ УЧИТЕЛЕМ никогда не будет задумываться - а хочет он идти сегодня в школу? Кажется, уже было - почему в субботу и воскресенье не надо идти, ведь тоже хочется! И еще, я увидела здесь и опережающее обучение. С каким же интересом дети узнают новое, сами не подозревая об этом новом знании! Спасибо, Мария Александровна, за теплоту души, искренность и доброту! Это самые ценные качества души учителя. С уважением, Елена Николаевна.

     
       
     
     
    2 очков
     
  •  Купцова Е.Н. написал(а) 3620 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Уважаемая Мария Александровна, Ваша публикация демонстрирует нам не только высокий уровень профессионализма, но и потрясающую педагогическую интуицию. Очень важно определить ту грань, за которой ребенок получает дальнейшее развитие, и незаметно помочь ему шагнуть именно вперед, а не отступить назад, к привычному и удобному. Здесь складывается своя педагогическая система. Я бы даже сказала, эвристическая. Вам уже можно не отдельные фрагменты публиковать, а накапливать материал для книги.

    Спасибо большое за Ваши творческие находки. С признательностью, Евгения Николаевна.

     
       
     
     
    3 очков