Есть ли такой человек, который не любит подарки? Такое тепло внутри рождается, и не важно в тот момент, что тебе дарит близкий: неровно вырезанное бумажное сердечко или что-то очень дорогое по материальным затратам. Приятно и трепетно всегда… Это внимание, это отношение, это признание.
Каждый человек любит получать подарки, но каждый ли любит их дарить? Где-то давно я читала, что умение дарить - целое искусство. Но мне в первую очередь это видится как элементарная воспитанность – умение сделать другому приятное, доброе, быть внимательным к другому.
Мы не будем здесь вдаваться в рассуждения о границах понятий, и что за ними стоит – подарок от души или желание, что-то получить в ответ. Гораздо интереснее говорить о самом что ни на есть настоящем умении дарить подарки от души: «Просто так!», как в замечательном мультфильме нашего детства.
Мне бы хотелось поделиться с Вами, уважаемые участники нашего творческого сообщества, одним интересным опытом – как мы дарили подарки на уроке математики друг другу. Получилось даже интереснее и лучше, чем я представляла, когда эта идея пришла мне в голову.
Немного предыстории к уроку, о котором пойдет речь.
В начальной школе до середины второго класса дети учатся по безотметочной системе.
Только со второго полугодия второклассники начинают приносить домой в дневниках и тетрадках долгожданные оценки. Для одних они становятся радостью, для других концом безмятежной жизни. До этого периода учителя начальных классов как только не придумывают поощрять своих учеников. В ход идут различные смайлики, солнышки, флажки и т.д, и т.п…
А у нас в классе появились баллы!
Что такое получить балл? За урок ребенок может заработать 1 балл (это не единица!!!), очень редко +1 балл дополнительно, если чем-то удивил или поразил всех своими познаниями, выводами и решениями.
1 балл - это активность, любознательность, старание и деятельность ученика на уроке. Другими словами, если ребенок проявил основные качества ученика, он получает балл. Даже если он ошибался, но трудился!
Баллы могут вычитать, если ребенок забывает о главных правилах ученика, о достойном поведении человека - обманы, обиды, драки.
За причинение другому ребенку боли, проявление жестокости - сгорают все баллы.
Почему только один балл?
Все баллы мы складываем за неделю (если надо – вычитаем), записываем итог недели, а в конце четверти подводим всю «бухгалтерию» воедино - а возможности нашего счета пока только в пределах 100 - большое количество баллов за урок приведет к большим суммам (чего и так нам не избежать в некоторых случаях, при большом потенциале ребенка)
Это не оценки - а достижение за урок, внеурочную деятельность, в отношениях между детьми.
Баллы, их количество говорит нам о таких качествах:
- активность;
- ответственность;
- любознательность;
- собранность;
- творчество;
- старание;
- умение сотрудничать;
- умение быть воспитанным, уважать и соблюдать моральные законы общества.
Таким образом, в дневниках каждого ребенка есть определенное количество баллов. Все знают, что в конце четверти полученная сумма поможет понять – достоин ученик грамоты, благодарности, быть может, какого-то диплома или нет? Такие достижения обязательно фиксируются в портфолио ученика.
Но… Не кажется ли Вам, что в целом есть определенная схожесть с обычными оценками, только без градаций на «2», «3», «4», «5»? Могу возразить о возможности «потери» и более расширенных рамках, выходящих в область поведения в обществе, чего оценка нам делать официально не позволяет, вернее ничего не решает даже при ее наличии - «За поведение». Здесь баллы считаются за все! Но не только…
Выше я уже упоминала о том, что мы сейчас активно учимся считать в пределах 100, уже нет таких видов примеров сложения и вычитания, которые бы мы не изучали. Каждый учитель знает: пройти прием - одно, а вот автоматизировать – другое! Баллы, их подсчет – помогают нам невзначай создавать ситуацию тренировки навыков счета. Но все равно этого очень мало, даже если ребенок по сто раз в день будет складывать свои баллы, в надежде, что результат увеличиться. Чтобы еще придумать?
Есть идея!!! А почему бы на честно заработанные баллы не сходить «понарошку» в интерактивный магазин и не «купить» своим друзьям подарки? Баллы, конечно, потратить придется, но… Почему бы не сделать другому приятное «Просто так!»? Попробуем, а вдруг получиться!
Вторник, урок математики. И вот уже после первой математической разминки открываю на интерактивной доске elite Panaboard интерактивный игрушечный магазин (ПО RM Easiteach Next Generation):
- Сегодня я предлагаю вам, ребята, совершить покупки в двух магазинах «Винни Пух» и «Сладкоежка».
Обсудили названия и ассортимент.
- Условие – вы приобретаете покупки - подарки, которые надо подарить той или иной группе, а, может, и не одной группе сможете подарить.
Вижу в глазах детей такой азарт и интерес, что самой уже хочется с удовольствием присоединиться:
- А как можно в магазине приобрести подарок?
- Купить! Взять деньги у мамы… заработать деньги и потратить…- вариант один за другим очень похожи друг на друга: «Для покупки нужны деньги! А деньги надо заработать!»
Но второклассники еще не зарабатывают настоящих денег!
- Ребята, вы тоже ответственно работаете, и сегодня Ваши баллы станут вашими рублями. У каждого из вас есть свой «кошелек» в вашем дневнике. Но есть главное условие!
- Какое???!!! – детям уже не терпится начать совершать покупки, но кто-то уже вижу засомневался: «Потратить баллы просто так? На картинку? Для кого-то?»
Я улыбаюсь и напоминаю:
- Вы работаете в группе, а, значит, и за подарками пойдете всей группой! Это значит, что сейчас каждый должен решить, сколько баллов он может отдать группе для похода в магазин. Ребята, баллы не возвращаются, вы их отдаете навсегда.
Ребята начинают совершенно по-разному реагировать на такое условие. Кто-то совсем притих, кто-то схватил дневник и стал считать свои заработанные по неделям баллы, кто-то переложил дневник под учебники – не видно совсем… Но я продолжаю:
- У каждой группы карточка на 100 баллов для покупки подарков, но завести ее можно тогда, когда вы наберете в сумме эти 100 баллов на всех вместе.
- А вторую на 100 баллов можно карточку набрать? – слышу уже радостный вопрос, и интерес так и искриться в глазах ребенка.
- Можно, но опять всем вместе. А чтобы вам было легче, я каждой группе на листе учета дарю 50 баллов. Сколько остается набрать для первой карточки?
- 50 баллов!
- Ну, что готовы собрать общий кошелек?
- Дааааааааааааааааа! – кричат большинство детей, но не все.
Начинается подсчет: вычитаем из «своих» драгоценные баллы, прибавляем к общим в группе, считаем, сколько своих осталось, сколько стало в группе, мало? Еще вычитаем из своих, прибавляем…
Постепенно детей охватывает общая цель – набрать 100 баллов! И такие сложные первые: «Один балл даю...» превращаются в «Пять!», «Берите мои 12!», « А я 26 отдаю!»
Все группы вышли за пределы 100!
- Мария Александровна, помогите сосчитать, там числа большие! – обращается связной одной из групп.
- Не могу помочь, убирайте лишние баллы, - с надеждой на многое говорю я.
Так и вышло! Ничего они не убрали, а стали считать уже за пределами сотни!
Итак, баллы готовы! Все зафиксировано секретарем группы, теперь можно совершать покупки-подарки!
Обсуждаем, как надо совершать покупки в интерактивном магазине. Например, прежде чем купить в «Сладкоежке» эклер, надо сначала взять тарелочку и только потом положить «подарок». Каждую покупку записать в баллах, все сложить и подвести итог. Записать, кому отправляете подарок, какой группе, а не кому-то лично.
Обязательно узнать, сколько баллов осталось на другой магазин. И уже с остатком можно совершать покупки- подарки у «Винни Пуха».
Как здорово было наблюдать за своими покупателями!!! Они договаривались, что покупать, сколько, кому подарить, НЕСКОЛЬКО РАЗ проверяли свои вычисления, чутко следили за тратами в одном магазине, чтобы оставить баллы на другой.
И вот наступает момент – остались баллы, но их уже ни на что не потратить (.
- А что с этими баллами делать?
- Эти баллы вы можете в группе распределить между собой, в зависимости от активности и соблюдения правил работы в группе.
А вот тут уже началось деление, конкретный смысл которого мы уже изучали, но считать пока не умеем. Как интересно было смотреть на детей, как пело мое сердце, когда я проверяла рабочие листы групп с вычислениями. Кое-где приходилось уточнять у группы, они объясняли ту или иную запись, расчет. Доказывали!
Сколько задач было реализовано в таком уроке!!! Самых разных задач!!!
А на следующий день у нас был контрольный математический диктант по текстам администрации: «Вычислительные навыки в пределах 100». Как приятно было не получить ни одной «2» (единственные из всей параллели без «двоек», а нас пять классов в потоке, и сложных деток достаточно именно у нас)! А сколько пятерок!!! Шестнадцать учеников не сделали ни одной ошибки! Даже новенькая девочка, которую совсем недавно я учила складывать в пределах 10, потом 20 (то, что должно было быть автоматизировано еще в первом классе), и вот уже пытаемся в сотне - ошиблась 4 раза, что позволило ей получить очень твердую «тройку». И даже за «тройку» я пожала ей руку, потому что пришла она с «2+2=3». А остальные ребята увидели, как старание, активность, желание не подвести группу, учиться ВМЕСТЕ – помогает достичь того, что казалось невозможным!
Как благодарна я была им за такую работу, так мне не хотелось вычитать отданные группе баллы в реальности, но условие есть условие! Конечно, они получили новые баллы за такой труд и не только труд! Здесь многое, потому как дарили они что-то несуществующее, но на свои честно заработанные баллы (пусть кто-то отдал только 1 балл, но и этому он научился, потому что сначала он и представить себе не мог расставание с ним – очень сложно заработанным) - «Просто так!» для вас, друзья!
Ячменева М.А. написал(а) 3668 дней назад (позитивно) 1Уважаемые Евгения Николаевна и Елена Николаевна! Вернули Вы меня так это на N-ое количество лет назад, в пятый класс. Тогда мы все писали сочинения о Владимире Ильиче Ленине. Моя гордость - мое сочинение стало лучшим в области и его даже напечатали в газете. А на линейке общешкольной наш директор, для нас тогда он тоже был почти Ленин - такое уважение было! - пожал мне руку и сказал: "Вот вырастешь, книгу о нем напишешь!"))) ...
Спасибо за Ваши слова (подарки!!!) и возвращение в детство.
С уважением, Мария Александровна.
3 очковЧерник Е.Н. написал(а) 3668 дней назад (позитивно) 1А я думаю, к этому (создание книги) и идет. И эти записи очень напоминают мне интереснейшие книги Ш.А.Амонашвили: такие же незатейливые, о насущном, о простых истинах, о сотрудничестве учителя и учеников - все вместе. И даже пора задуматься над названием этой книги. Может, уже есть предложения? Но, главное, думаю, ни один ученик в таком классе с ТАКИМ УЧИТЕЛЕМ никогда не будет задумываться - а хочет он идти сегодня в школу? Кажется, уже было - почему в субботу и воскресенье не надо идти, ведь тоже хочется! И еще, я увидела здесь и опережающее обучение. С каким же интересом дети узнают новое, сами не подозревая об этом новом знании! Спасибо, Мария Александровна, за теплоту души, искренность и доброту! Это самые ценные качества души учителя. С уважением, Елена Николаевна.
2 очковКупцова Е.Н. написал(а) 3669 дней назад (позитивно) 1Уважаемая Мария Александровна, Ваша публикация демонстрирует нам не только высокий уровень профессионализма, но и потрясающую педагогическую интуицию. Очень важно определить ту грань, за которой ребенок получает дальнейшее развитие, и незаметно помочь ему шагнуть именно вперед, а не отступить назад, к привычному и удобному. Здесь складывается своя педагогическая система. Я бы даже сказала, эвристическая. Вам уже можно не отдельные фрагменты публиковать, а накапливать материал для книги.
Спасибо большое за Ваши творческие находки. С признательностью, Евгения Николаевна.
3 очков