"Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее."

А. Барбюс

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМОУ СОШ № 38, Сыктывкар
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 25.01.2015
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 21036
Рейтинг публикации
14 оценок
Другие публикации автора
Интегрированные занятия для Дня открытых дверей с родителями...
Урок-путешествие по классу с начинающими экскурсоводами....
Интерактивное инсценирование на уроках литературного чтения....
Как мотивировать нового ученика или ученицу на учебу, если есть серьезные проблемы? Попробуем резуль...
Учимся дарить "Просто так!"... Одна из форм учебного сотрудничества на уроке математики с целью отра...
Публикация о том, как мы учимся быть добрыми и внимательными к друг другу в предверии Нового года, т...
Творческий учитель никогда не останавливается на достигнутом. Многие наши участники уже в совершенст...
Еще одна "упаковка" целей и задачей обучения в первом классе и не только....
Все чаще и чаще перед нами встает проблема воспитания детей. Предлагаю Вам одну из идей "упаковки" в...
Опыт организации совместной работы на уроке детей и родителей. ...
Отдарок на подарок
 
 

- Спасибо, папенька и маменька, что меня на ноги поставили!

Интересно, есть ли сегодня семьи, где такие слова однажды слышат родители от пяти-шести годовалого ребенка? А наши предки считали это особенно важным! Как иначе, ведь именно в этот день их дитяткО (среднего рода) получал половой статус - мальчик или девочка, теперь ему можно было кушать за общим столом со всей семьей, а не "с баранкой" возле печки сидеть...

Воспитание... Знали, понимали и чтили наши предки особые традиции, владели особой народной педагогикой. Я не о розгах и "лавке поперек", а о позабытых удивительных устоях в семейном воспитании русского народа. Именно они были взяты за основу разработки учебных занятий в День открытых дверей в нашем втором классе для мам, пап, бабушек и дедушек. Вышло очень интересно, поэтому хочу поделиться с Вами, уважаемые коллеги, таким опытом. Идею этой основы можно взять и в среднем звене - убедитесь сами!

На этот раз это будут интегрированные учебные занятия (2 часа) - за один урок нам не успеть. Основным содержанием будут два предмета - математика и технология, но обязательно фрагментарно включены и другие дисциплины, одно из условий  межпредметного взаимодействия. Интеграция, как ни какая другая форма, наиболее эффективно способствует формированию у ребенка целостного взгляда на мир, пониманию им сущностных взаимосвязей явлений и процессов.

 

ezgif.com-crop%2B%2819%29.gif

 

В курсе математики УМК "Начальная школа XXI века" есть традиционные темы для всех УМК: "Меры длины", "Периметр", "Прямая", "Луч" и т.п., а также темы из геометрии, которые встречаются не в каждой школьной программе начальной школы во втором классе: "Взаимное расположение фигур на плоскости", "Принадлежность точки", "Пересекающиеся и непересекающиеся фигуры", "Обозначение буквами латинского алфавита, чтение и запись" и т.д. Такие темы в учебнике выделены зеленым цветом, сигнал о том, что тема предназначена для повышения уровней математической подготовки учащихся, готовности к саморазвитию, способности к дальнейшему изучению математики в основной школе.

Нам учителям очень хорошо знакома проблема понимания и принятия учеником учебного материала - проблема формирования внутренней мотивации. Как часто ребенок не хочет учиться, потому что не осознает для чего он это делает. Как часто тема пройдена и забыта... Да, да, забываются очень важные правила, способы. Именно поэтому концентрический принцип построения программы любого предмета от простого с расширением по ступеням очень важен. Но как быть с темами, которые проходим единожды и встретим только в среднем звене? Неужели целый урок потрачен на ветер?

Для чего мы это изучаем? Сегодня все говорим о нашествии ФГОС, где так четко прописана необходимость научить ребенка применять изученное в школе в самостоятельной, настоящей жизни. Действительно, было бы здорово - узнал на уроке ребенок об орфограмме "Разделительный твердый знак", пришел домой, поел, а собираясь в гости к однокласснику написал маме записку:

"Я у Сережки из второго подЪезда"

Эх, хотелось бы верить и надеяться, но... к сожалению, стойкой грамотности не формирует одно только желание и знамя: "Работаем по ФГОС". Если стоит такая задача - надо менять методы, подходы, технологии.

Честно, я с трудом представляю каждого ученика, успешно и эффективно применяющего полученные в школе знания и умения в самостоятельной жизни. Но если использовать в своей работе современные технологии, приемы и методы работы + постоянно провоцировать интеграцию учебных предметов, воспитательной работы в жизнь, создавать имитацию выхода школьного материала за пределы класса - в дом, в семью, улицу - думаю многое может получиться, стать настоящим.

В представляемом Вам учебном занятии для детей мне пришли в голову интересные, на мой взгляд, идеи включения геометрического материала, который мы изучаем, но так редко встречаем в дальнейшем в учебнике, в так называемый клубок математики, технологии,  истории, русского языка, воспитания и т.п. Обязательно продумана групповая работа и работа в парах.

Итак, у нас есть необходимые знания и умения, мы уже умеем применять их в типовых заданиях. Теперь попробуем включить их в незнакомую, измененную (конструктивную) - приближенную к жизни, ситуацию. Самым лучшим будет использовать для этого День открытых дверей. Почему? А потому, что помимо всего прочего, в основе всего лежит еще и идея уважения к родителям.

Урок первый, он почти целиком посвящен математике, но в тоже время является подводкой к теме и цели дальнейшего интегрированного урока "технология+математика".

Кликните, чтобы открыть прикрепленное изображениеezgif.com-crop%2B%2822%29.gif

(Этап актуализации знаний)

 

Остановимся только на основных частях учебного занятия.

Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности:

 

ezgif.com-crop%2B%2823%29.gif

Этап начинается с обсуждения текста задачи. Говорим, что семья состоит из пяти человек - трое детей - сейчас такие семьи называют многодетными. Есть лишние данные, а также надо быть внимательным - возраст отца указан не прямо, есть важно слова - СКОРО УЖ 33 будет - значит пока 32.

С помощью инструментов программного обеспечения RM Easiteach Next Generation для ИД elite Panaboardочень удобно и эффективно делать анализ задачи. Дополняем и объясняем чертеж, записываем решение в тетрадь и тут еще раз обращаем внимание, что в ответе мы не можем записать ни мальчик, ни девочка - дитятко! Непонятно кто.

Дети с разной скоростью выполняют задания, кто-то записал, а есть те, кто еще выводит в тетради цифры и буквы. Предлагаю первым еще раз посмотреть на картинку к задаче, что особенного в этой семье?

Все готовы - рассуждаем. Замечаем, почти вся семья за столом, едят из одной посуды, только дитятко у печки с баранкой... Почему?

Варианты были разные, интересные... Попробуйте предложить своим ученикам ответить на возникшие вопросы:

Почему дитятко?

Почему не со всеми?

Почему так одет? и т.п.


Сидит дитятко у печки... а для чего нужна была в доме печь? Встречаются ли еще сейчас в домах печи. С помощью "Рентгена" (инструмента программного обеспечения RM Easiteach Next Generation для ИД elite Panaboard) знакомлю детей с изображениями современных красивых печей разных форм и видов.

Этап применения знаний и умений в новой ситуации.

Групповая работа.

В этот раз деление на группы было распределено таким образом:





Кликните, чтобы открыть прикрепленное изображение






Почему? Очень хотелось, чтобы каждый ребенок в группе смог проявить себя в полную силу, не быть зрителем - как решают другие, а активно участвовать в работе.

 

Мы переходим на страницу, где скрыты ответы на наши вопросы. Видим часть печи (только одну из ее сторон)! Как называется профессия человека, который кладет печи? С помощью какого суффикса было образовано это название?

- Печник почти закончил работу, осталось несколько задач, которые вам предстоит решить в группе.

Открываю "шторку", за которой было скрыто лукошко. А в лукошке что-то есть. Это что-то имеет странное название:

ОТДАРОК НА ПОДАРОК

 

RC9pCF3GlKOu_E_KbWjOD5WJrBfFR7lV0-I1Kc07


Пытаемся понять значение этого словосочетания, разбираем слова по составу. Приходим к важному выводу - здесь скрыто то, что отдают на подарок другого человека. Сегодня очень популярны подарки из императорского фарфора. Еще одна загадка. Учимся удерживать несколько задач в голове, пытаться найти в них связующее...

 

d8gT7uX-KaqDr4xU2-vrv2She5OdXyqiX4--gLL7

Лукошко покажет нам "отдарок на подарок", если группа найдет на лукошке решение своей задачи, объяснит всем остальным.

Начинается работа в группах.

 

ckGLOAqWvPYt63VJovRBcX83B9G-7b3l4tnPi8pWDClCUdyUOL1MelwAJOgjD3WX8zl8ZJWjDtiFJRxD

 

NWby-DvoVTlA7VAP9E8r7Gr0jUQthn-D3zwh0Y6gra3AjjGMaueE8fwdozIKHo_6SWi6oT3pnSHBWrRP

Какая-то группа (базовый уровень) с большим трудом пытается понять, что печнику необходимо вычислить ПЕРИМЕТР многоугольной стороны, чтобы узнать какой длины нужна металлическая окантовка. Делаю для себя выводы, что в этой группе детям с большим трудом дается перенос своих знаний в другую ситуацию. Решай мы это задание фронтально - я бы и не заметила такой серьезной проблемы - отсиделись бы за спинами других детей.

Вторая группа быстро приходит к ответу - СЛОЖЕНИЕ, приходится им дать почувствовать сомнительность быстрого ответа.

- Попробуйте определить длину каждой стороны - подсказка есть, быть может у вас изменится мнение?

Вот тут группа ушла в активный здоровый спор, замечаю серьезные ошибки, вижу как один в группе пытается доказать правильный ход... Оставляю их... будет интересно узнать, к чему же они придут в итоге и увидят ли одинаковые слагаемые!

Третья группа читает задание, не сразу понимают, что от них требуется. Ничего не делают. Нужна помощь! Направляю, их смутило "сколько длин сторон надо сложить". Отмечаю трудность в осознанности чтения, понимания научного языка. Уверена, сокращенное - сколько сторон надо сложить (убрать только слово "длин") - им уже было бы легче. Разобрались и оказалось, что задание-то легче некуда.

Четвертая группа - теперь сомневаюсь в сложности составленного задания - как орешки - без помощи, самые первые  быстро нашли сам периметр, быстро сообразив по подсказке как найти сторону, даже применяют умножение. Молодцы, делаю вывод, в следующий раз задание им надо  будет составить гораздо сложнее. Отправляю каждого ученика из этой группы на помощь другим группам - там другие задания.

Пятая и шестая группы - находят ответ правильно, но затрудняются объяснить почему, как здесь важно то, что выполняет не один человек такое задание, а вместе. Наконец находится ученик, который почти кричит: "Эврика!" Объясняет своим детским языком математическое решение.

 

8mnG5pd3wCAUOrKf7Z-Rb7t84_93qlsTFKqA-xRGVNXOFJOR_3sVMbRra0zVs0x0HXzFD--e9ph6GJ0E

На таком уроке родители могут увидеть не "хорошее поведение и ровно поднятую руку", а настоящего ученика - ошибающегося, спорящего, доказывающего другому, приходящего к истине в команде. Главное, увидеть и принять это ЗАТРУДНЕНИЕ, искать из него выход. Сделать привычкой - не опускать руки перед трудностями.

Группы готовы к раскрытию лукошка. Один или два ученика от группы выходят к нашему интерактивному экрану, находят решение - и объясняют его на чертеже.

И здесь вылезают наружу все трудности - могу ли я другим донести, то что нашла группа, объяснить наши ответы. Не всегда! Выбегают переживающие товарищи за группу - помогают!

 

ssvVqIa6PRkA76GoqjF3cTeI1QxHOor4z9mk9GuZiTVHkECTluO9k_KME6dPxYXOW2Jxbvl3ByjqAr6o

Все вместе мы открываем постепенно наше лукошко и... внутри видим куклу. Вот оказывается как выглядит "отдарок на подарок"

 

Op5rHK535EyhG472U7nqnQaZGL_uFW_JetRVKbZQ_EaU_7LN4B85H-vM8848Cp-AIor0PytFI6OIZEos

 

NNAks1Jj2C2fgRCf3H1-9UV1aDsibkOipgd0Hi5I

У нас почти не осталось времени ни первом уроке (помимо наших поисков были и другие этапы), но дети с замиранием слушают историю куклы "отдарок на подарок". В ресурс я включила аудиорассказ, из которого становится понятным почему дитяткО сидел у печи, почему не за общим столом, почему ни мальчик, ни девочка.

Пока ребенок не научался делать такую куколку в благодарность РОДИТЕЛЯМ за ПОДАРОК - ЖИЗНЬ ПОДАРИЛИ, нельзя ему было за общий стол - не готов еще соблюдать правила за столом (вспомните, как часто можно наблюдать несоответствующее поведение в местах общепита детей самого разного возраста), быть принятым, быть мальчиком или девочкой. Только когда он научался, вся семья торжественно готовилась к тому, что их ребенок произнесет очень важные слова и протянет маме с папой отдарок на подарок.

Известно, что великий поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин такую куколку смог сделать в возрасте четырех лет.

Казалось бы, все просто - ан нет! Есть в изготовлении свои трудности, с которыми нашим предкам помогали справляться бабушки, а нам на уроке? У нас есть группа, пара, родители, кстати, и бабушки тоже пришли! Справимся!

Мы же очень хотим сделать своим родителям отдарок на подарок. Цель следующего урока для ребенка определена, перемена.

Второй урок технология+математика - изготовление изделия с решением практических задач с геометрическим содержанием. Здесь группы переформировываю, потому как возникает необходимость присутствия в одной группе детей разного уровня усвоения материала.

 

yE7PFyOWKmyCulltzDT-oAIltwpws_Mhp4vawkaw

У детей файл с кусочками ткани - многоугольники. Теперь важно выбрать нужные для работы, для этого надо найти правильно периметр.

Если в группе кто-то затрудняется - ему помогают ребята, объясняют! Дальше легче, кто не смог самостоятельно найти первый прямоугольный кусочек с нужным периметром - со вторым справляется легко.

Все стороны измеряют, складывают длины - нашли!

Разбираемся с понятием - спираль, отделяем его от зигзага и волнистой линии.

Что такое "вдоль" и "поперек", рисуем с помощью инструментов программного обеспечения линии сгиба, определяем, как это "пополам"?

Находим углы и обозначаем буквами латинского алфавита, называем правильно.

Нити пересекаются - что это обозначает, на геометрическом материале отрабатываем понятия еще раз!

Так у нас получается куколка - отдарок на подарок!

Не легко нам далась, один мальчик постоянно недоверчиво говорил: "Не может быть, что в четыре года, не может быть". Пальчики его еле-еле слушались, нити пересекались не там где надо, путались... Сложно, но возможно. Есть помощь и поддержка!

Сколько через себя пропустит ребенок выполняя куколку с такой историей, для своих любимых родителей, используя полученные знания в школе?

Делали мы это до Нового года, а до сих пор вспоминают. Особенно, когда слышат слова: "дитятко", "подарок", "периметр". Запомнили - значит приняли! Значит, у нас понемногу формируется понимание - учусь, мне это пригодиться, мне это нужно. Я очень надеюсь на это.

EFEjCKTylHXk-iXKc8MKQPvMhcNCtdmiSdlFK7tz

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Ячменева М.А. написал(а) 3568 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Уважаемая Елена Николаевна, в этом году наш первый педсовет в школе начинался с того, что мы - учителя все до одного, начиная с первого класса должны идти на урок и думать об успешной сдаче ЕГЭ! Вот такая интерпритация нашей цели в работе? Не личность ребенка - нет! Его балл! Ребенка заслоняют от нас всем чем можно: бесконечными бумагами, таблицами, раскладывающими ученика на сто критериев уровней сформированности той или иной компетентности, галочками, галочками, галочками, а на финише ЕГЭ. Даже встречая знакомых, чей ребенок закончил школу, мы слышим баллы, а не о том как дела, какие цели РЕБЕНКА, а не возможности по количеству баллов.

    А шли-то мы работать к детям (а не к баллам), с наполеоновскими планами))) Как бы и ребенка не упустить и требования к сдаче? Мне очень нравится идея выхода из предмета - интеграция.

    Если вчера на уроке окружающего мира  дети сами начинают указывать на слова при записи с суффиксами -ик, - ек и объяснять написание - вот это радость и выход предмета из своих рамок. Как мы учителя всегда удивляемся разнице тетради по русскому языку - минимальное количество ошибок и тетрадь по биологии, географии, истории... - миллион, как будто и жи-ши не учил! Я уже давно пришла к выводу, что даже оценивание знаний по предмету не должно быть только в рамках этого самого предмета. Ошибаешься в написании слов по русскому языку в записи ответа в тетради по математике - это снижение балла, на уроке литературного чтения не можешь отличить художественное произведение от научного, потому что уверен - заяц в природе действительно питается морковкой и капустой - ошибочное представления об окружающем мире НЕ ДАЮТ возможности полноценно работать на других предметах. Разве можно сказать, что это ошибка другого урока - нет, если говорить о том, что мы воспитываем и формируем гармонично развитую личность. Конечно, здесь не идет речь о музыкальном слухе, художественном таланте и спортивных способностях. Только об умении применять знания и умения базового уровня! Не должна их жизнь заканчиваться со звонком, иначе зачем все эти умные целеполагания 40 минут назад?

    Спасибо Вам большое за поддержку и интерес к моим работам, мне очень важно всегда.

    С уважением и признательностью, Мария Александровна

     
       
     
     
    1 очко
     
  •  Купцова Е.Н. написал(а) 3569 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Вы знаете, Мария Александровна, когда я читаю Ваши публикации (а я их все читаю), то с ужасом осознаю, сколько потеряла старшая школа, начиная с того момента, как туда "подгрузили" ЕГЭ. Мы сбиваемся, задыхаемся и скачем на наших хилых часах, чтобы дать детям хотя бы базу, а о воспитании вообще только по ходу урока вспоминаем, делая короткие замечания или одобрительный кивок. И вот здесь с моей точки зрения совершенно правильно - реализация интегрированного подхода, задача современными стандартами поставлена верно: воспитание целостной и интегративной личности. Вот только условий пока нет. Я так думала. Но, вчитываясь в публикацию, понимаю - есть они, условия эти, если их начать создавать пораньше, когда дети маленькие. Совершенно так же, как и на занятиях по подготовке к ЕГЭ, ведется Вами анализ математического условия, это уже огромный плюс. Достаточно часто, читая задачу, мы сталкиваемся с тем, что дети не слышат данных, заложенных между строк, а сколько упускают из тех, которые написаны. И ведь действительно неправильно читают латинские обозначения, о графике молчу, спираль и зигзаг, сколько этих спиралей в ЕГЭ-работах неверно интерпретируют дети на чертежах, теряя драгоценные баллы, а с ними и мечту поступить туда, куда действительно хочется. Технология и математика - такую интеграцию надолго запомнит ребенок. Каждая деталь урока важна и с точки зрения познания, и с точки зрения воспитания. Вот читаю сейчас и думаю, насколько Вы действительно хорошо здесь Вы срабатываете, готовя детей к восприятию огромного и сложного материала в среднем и старшем звене. Даже если что-то не получается, результат все равно должен быть прекрасным. Это жизнь, ее просто так не спрогнозируешь.

    Удачи Вам, Мария Александровна. С уважением, Евгения Николаевна.

     
       
     
     
    1 очко