На прошлой неделе у нас снова пополнился класс. Две родные сестры. Детский дом семейного типа. Только только – несколько дней назад их родителей лишили прав на собственных детей. Понятно, что скорее всего о каком-либо соответствии возрастному развитию, овладению учебными навыками, воспитания в норме речь не идет.
Привели воспитатели пока девочку, которая помладше, ей столько же лет, сколько и моим второклассникам. Как-то легко прошли первые дни, новую одноклассницу быстро приняли ребята. Она с постоянно возрастающим интересом начинает работать на уроках, все меньше и меньше отказов от какой-либо деятельности. Очень охотно идет на контакт во время наших индивидуальных занятий – необходимо многое корректировать и объяснять то, что мы уже знаем давно, а ей пока неизвестно.
Сестра старше на год. Но в классе пока не учится – она не знает букв, не может прочитать двузначное число, … Не буду перечислять всего – уже понятно, что обучаться во втором классе без какой-либо хотя бы элементарной базы в этом случае невозможно даже на критическом уровне.
Какие молодцы воспитатели детского дома! Перед ними поставлена задача – восполнить пробелы в знаниях для того, чтобы девочка могла полноценно учиться в общеобразовательной школе. И они очень серьезно с ней работают, в том числе и постоянно на связи со мной – не для объяснения, конечно, новых тем, а для того, чтобы посоветоваться – как помочь запомнить букву «Н» или как объяснить прочтения слияний букв, которые она хоть немного, но запомнила. Очень сложно, очень трудно. Возможно ли?
Всю неделю я себе места не находила – как??? Смогу ли я чему-либо научить девочку? Главный вопрос – сохранна ли способность к обучению? Я решила, что лучше нам встретиться как можно раньше и пригласила ее с воспитателем в наш класс. Признаюсь, я мало чего обнадеживающего ждала от этой встречи…
Шмыгает носом с мороза, нет настороженности во взгляде. Уже легче немного.
Начинаем общаться, задаю вопросы, отвечает и… сама тоже задает мне вопросы!!! Значит, не все так плохо. Чувствуется ее очень сильная привязанность к своей сестре. Каждый вопрос о ней и о том, как она здесь учится?
Буквы, конечно, пока прочитать не может. Только несколько еле-еле сливает. Почему? Я же вижу, что пришла абсолютно сохранная в интеллектуальном плане девочка. Да, развитие не соответствует возрасту, но помощь, наводящие вопросы помогают ей прийти к правильному ответу. Что так сильно, почти делает невозможным ее обучение письменной речи?
Ручку берет в левую руку, я настораживаюсь. В последние годы стало модно – левая рука – ведущая, и как глоток свежего воздуха после жесткого советского: «Только правая, а левую, если надо привяжем!» - не всегда пытаются в действительности выяснить – какая рука на самом деле будет править судьбой человека. А ведь от этого зависит формирование всех важных процессов в голове ребенка. Какое полушарие ведущее? А если …
Прошу нарисовать ее снеговика правой и левой рукой – почти нет разницы. Правой рукой крупнее, но линии очень ровные и уверенные. Рисунки показываю воспитателю – она поражена. Необходимо срочно выяснить у специалистов – какое у девочки ведущее полушарие. Может быть, не могут образовываться стойкие связи в голове ребенка еще и по этой причине. Ставим здесь знак вопроса и ждем помощи.
Причина педагогической запущенности даже не вызывает сомнений. Но что первично?
Был ли когда-нибудь мотив на учебу? Хотя бы слабенький? Сейчас в ее взгляде на буквы, книгу – нескрываемое отвращение, ненависть. Хватаюсь за ниточку ее привязанности к сестре, которая учиться уже у нас неделю.
- Хочешь, я покажу тебе, что уже твоя сестра умеет с нами в классе делать?
В глазах снова интерес:
- Очень!
Мы идем к интерактивной доске. Запускаю elite Panaboard book.
Знакомлю в панелью инструментов. Объясняю, что рисовать мы можем вместе. Вместе рисуем, невзначай и буквы пишем:
- Что я нарисовала?
- Нос!
- А я в детстве плохо видела и врач прописал мне очки. И вот на ннннносу (выделяю голосом звук «н») у меня всегда сидела буква Н (рисую Н на переносице и дорисовываю другим пером линзы и заушники, букв «Н» выделена отдельно). И нннадо было постоянно поправлять эту букву Н на ннносу.
Девочка повторяет за мной. Потом берет инструмент «волшебное перо» и уже линией из сердечек обводит букву Н. Предлагаю ей распечатать наши художества. Радости ее нет предела.
Воспитательница в восторге, сразу было видно и понятно в наш первый день знакомства, что Лия Изосимовна очень неравнодушный человек. У нее огромный опыт в педагогике, но такой случай впервые. Переживания ее очень и очень понятные:
- Девочка моя, вот будешь буквы стараться запомнить, научишься читать и придешь в класс, надо учиться поскорее!
Вижу желание и тут же открываю наши с детьми файлы, наши работы.
Рассказываю, что мы очень любим работать в группах. У нас есть очень важные правила, которые мы каждый раз повторяем, перед тем как начать работу. Главное правило – помогай! Придешь к нам, тебе будут помогать, и ты будешь ребятам помогать. Но без чтения в школе помочь в учебе невозможно.
Мы все правила, которые надо знать, чтобы правильно писать буквы в словах, с детьми превращаем в интересные картинки. Хочешь посмотреть? Твоя сестричка, тоже участвует в придумывании таких картинок.
- Очень хочу, где?
Открываю ей последнее правило на правописание суффиксов – онок, - ёнок.
(Дети у нас уже достаточно очень легко переводят правила в картинки-помощницы)
Змею узнает сразу. Обсуждаем какие звуки она издает. Шипит. А где она шипит? В конце какой-то дуги (обозначение корня). А под крышей дома (суффиксом) записи.
- А есть ли здесь буква на НННОсу?
Узнает в чужом пока детском почерке, показывают свою самую сложную для нее букву:
- Вот она, буква Н!
Сама удивляюсь, впервые при работе с суффиксами – онок, -ёнок во втором классе ищу с ребенком не различия в гласных, а букву Н. Ничего, главное - обучается, главное – интерес есть!
- А вот здесь мы по кадрам рисовали один очень интересный рассказ. Прочитали его на уроке чтения, а все что мы читаем так нам нравится, что мы обязательно еще и нарисуем.
Открываю файл, где мы работали над рассказом А. Митта «Шар в окошке!». Начинаем переводить в рассказ то, что изобразили ребята в своей совместной работе. Удивительно, но почти весь текст девочка рассказала очень и очень близко к оригиналу. Лия Изосимовна не может передать словами удивление и восторг, взмахивает руками:
- Вот! Вот! Оказывается! Вот!
А буквально час назад мы с ней пытались по рисункам художника определить название сказки «Вершки и корешки», девочка видела в иллюстрациях лишь сказку «Репка», не замечая огромного медведя и то, что вместо одной большой репки, в телеге огромное количество маленьких.
А детские рисунки – детское восприятие прочитанного так оказалось ей близко и понятно.
Получается, такая работа в группе даже дистанционно может помогать, обучать, повышать мотивацию.
И в рисунках к другим рассказам девочка быстро уловила главный смысл. Что хотели ребята показать, выделить в той или иной части. Например, в рассказе Евгения Пермяка «Две пословицы» сразу увидела разницу в том, как два мальчика распоряжаются деньгами.
Мне стало намного спокойнее, уже есть надежды на многое. И тогда я показала девочке и наши рисованные мультики по разделу литературного чтения «Произведения о зиме» (работе над ними в следующий раз):
Не знаю, как наша новая ученица смотрит современные мультфильмы, но здесь надо было видеть ее глаза! Я уже знаю, как мои ученики относятся к такой работе (по прошлому выпуску – я рассказывала на фестивале в Одессе, и в этом потоке), но это их творчество – самолепное – не любить такое, тобой созданное, невозможно. Но то, что так отреагирует девочка, которая в этом не участвовала, с такими серьезными проблемами и трудной ситуацией в развитии и воспитания! Вопрос за вопросом:
- А как? Это правда, они читают? Это моя сестра читала? - смотрит, слушает и снова: - А ЭТО она читала? Это такие тритоны?...
И главное в конце:
- Я хочу в вашу школу, я обязательно научусь читать!
У меня смешанные чувства. Я разных детей учила, и сложные ситуации видела – очень сложные. Не могу понять, почему ребенок со здравыми вопросами и желаниями столькому не научился, столько не усваивает. Не могу делать ни прогнозов, ни даже мечтать о том, что мы все преодолеем. Здесь обязательно нужен правильный выбор оптимального образовательного маршрута и индивидуализация дальнейшего обучения в совокупности с работой коррекционных педагогов, психолога, быть может, помощи врачей. Но то, что девочка меня порадовала, успокоила и приняла – это очень хорошо для начала.
Я мысленно представила и убрала из нашей встречи интерактивную доску, знакомство девочки с совместными работами детей в группах, поход в «магазин», с выдачей ей бонусных баллов (заодно и проверкой счета). И что-то у меня не совсем получилось в итоге: «Я хочу в вашу школу! Я обязательно научусь читать!»
А сегодня я первым делом расскажу ребятам, как их совместный труд помог одной девочке очень захотеть учиться!
Ячменева М.А. написал(а) 3670 дней назад (позитивно) 1Огромное Вам спасибо, дорогие мои коллеги, за такую поддержку, такие комментарии. У каждого из нас есть в практике сложные случаи и несмотря на опыт, каждый раз мы сталкиваемся с новыми и непонятными ситуациями - а как быть? Как не опустить руки? За какую ниточку потянуть и вытянуть?
Будем стараться все вместе)))
2 очковКупцова Е.Н. написал(а) 3670 дней назад (позитивно) 1Что тут можно еще сказать? Среди почетных учительских званий есть, на мой взгляд, совершенно особенное - Народный учитель. Это очень трудная и сложная ступенька в педагогической деятельности: разные дети, дети из разных социальных условий, дети-сироты, дети способные и неспособные, коррекционные дети и инвалиды - учить надо всех. Не сдавайтесь, Мария Александровна!
Прекрасная публикация, спасибо. С уважением, Евгения Николаевна.
2 очковОрлова Н.В. написал(а) 3671 дней назад (позитивно) 1Уважаемая Мария Александровна, спасибо Вам за очередную страничку книги Впечатлений и Открытий! Желаю Вам всегда оставаться тем светлым маячком, который не позволит затеряться детской душе. Желаю Вам оставаться источником добра, радости и счастья.
С уважением, Н.В. Орлова
2 очковЧерник Е.Н. написал(а) 3671 дней назад (позитивно) 1Уважаемая Мария Александровна! ВАм предстоит титаническая работа с этой ученицей, понятно. Но то, что в таких сложных ситуациях к Вам на выручку приходит интерактивная доска - это здорово! Помните, "расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ - и я ПОЙМУ". Это про Вашу подопечную. У Вас огромный запас изюминок для этого ребенка. Дай Бог этой девочке терпения и старания! Пусть у Вас не иссякает желание шажок за шажком вводить малышку в мир знаний и открытий! Удачи! С уважением, Елена Николаевна.
2 очковТарасова В.А. написал(а) 3671 дней назад (нейтрально) 0Мария Александровна, спасибо за еще один урок доброй и мудрой учительницы, умеющей сопереживать с каждым своим учеником, старающейся помочь даже тогда, когда это кажется практически невозможным. Доброта и мудрость всегда идут вместе, потому как можно быть и не очень мудрым, но очень добрым человеком, отвлекающимся на чужую беду, но мудрым и недобрым ...... Нет, даже представить такое явление сложно.
Уверена, что с вашей девочкой все будет ок. Вы пройдете сложный путь, но он, уверена, окажется успешным.
С уважением и признательностью, В.А.Тарасова
2 очков