Мы все с Вами бесконечно благодарны НАШЕМУ времени - времени технологий в образовании, которое позволило нам выйти за рамки класса, встретиться и дружить виртуально, делиться опытом, гораздо реже наблюдать у себя признаки профессионального выгорания и просто усталости. Прекрасное чудо, которое когда-то создавали только гениальные режиссеры киносказок и мультфильмов, программисты ЦОР, теперь стало доступно нам – обычным учителям! Именно сегодня педагог имеет возможность учить - помогая, не наставлять и не заставлять – интерактивные технологии делают свое великое дело!!! В школе снова появилось что-то, чего нет дома или у друга, гораздо «круче», чем просто компьютер или планшет – интерактивная доска , пульты голосования, и т.п. Казалось бы, а почему бы нашим ученикам не стать гораздо умнее и лучше предыдущих поколений?
Бесспорно, что во многих случаях, современные дети взяли верх над потерянными 90-ми (это мое личное мнение - то время было очень тяжелым и провальным в образовании по многим причинам – но не о них будет речь) в области возможностей получения знаний, поиска решений и творчества. Быть может у нас будут новые Эйнштейны!!! ??? Но в то же время, думаю, мы все с Вами наблюдаем разрастающуюся пропасть воспитательной и культурной стороны подрастающего поколения. Все чаще и чаще мы слышим, а бывает, и становимся очевидцами ужасающих поступков детей, учеников СОВРЕМЕННОЙ школы, в которой, казалось бы, все есть для «учись и создавай». А потом нам говорят о первопричинах этих кошмаров: школа, интернет, компьютерные игры. И очень редко почему-то – семейное воспитание или невоспитание.
Согласна, что высокие технологии, захватившие наших детей, отобрали у них улицу, друзей со двора, живое общение друг с другом, тем самым подарили им «неценность» человеческой жизни в постоянной тренировке компьютерных боев. Говорить о том, как затягивают и какой вред наносят соц. сети тоже смысла нет, всем понятно, но!!! Результат на лицо – мы учим и воспитываем «действительно» других детей, мы еще не знаем, каким станет взрослый, который не рос в дворовых играх, в живом эмоциональном общении, а не в смайликах и безразличных порою «лайках» через сеть. Один мой знакомый наблюдал картину, как одиноко сидели два мальчика лет 10 на лавочке и играли в «телефонные» игры. И когда он возвращался уже через час, картина была та же. Интересно, если бы мама кого-то из них крикнула в окно:
- Вася, пора домой! - были бы переживания, как у ребенка 10, 20, 30, 100 лет назад? Вряд ли. Дома тот же телефон и та же игра. Что еще для счастья надо?
А ведь какой пласт бесценного воспитания был как раз во дворе!!! Дружба, конфликты, обида, умение находить общий язык и уступать. Там во дворе мы понимали, кто такой «плохой», «хороший», даже если дома было не все благополучно.
Сейчас модно говорить: «Все работают, не до детей!» А разве наши родители сидели дома? Не работали? Еще как работали!!! Но мы были в воспитательной среде живого жизненного опыта, а сегодня ребенок один на один с телевизором "все подряд" - хорошо, и компьютером "все подряд" - хорошо, "мне нравится - беру". И в этом "все подряд" часто то, что мы пытаемся искоренить - зло! А родителям, кажется - дома сидит, под присмотром! Под присмотром чего?
Что делать? Понимаешь, что даже при всех волшебных предметных уроках на свете, нужно что-то еще, что заставит ребенка помимо учебной деятельности совершать какие-то хорошие поступки, искать живые пути общения, быть добрым к другим, контролировать себя.
Мне повезло в этом учебном году, я побывала на семинарах великих педагогов Шалвы Амонашвили и его сына Паата Амонашвили – где взяла много интересного в свои уроки и внеурочную деятельность.
Так, мне очень понравилась идея «упаковки цели», и тут же, еще сидя на семинаре, мне пришла в голову мысль упаковать главную цель в работе с моими нынешними первоклашками– воспитание!!! Уж, очень временами тяжелые и для меня непреодолимо сложные поведенческие ситуации случаются порою. Еще тяжелее думать: «А не Сизиф ли труд, мои беседы, беседы, беседы… Покивали, покраснели, пообещали… и снова все сначала». Даже если все четыре года держать их на коротком поводке, что потом?
Вот такая упаковка пришла мне в голову, и я решила поделиться ею и ее результатами с Вами, уважаемые коллеги, быть может, кому-то пригодится подобный опыт.
Обозначим проблему: плохое поведение, постоянное желание обидеть другого, нецензурные и обидные слова, неуважительное отношение к школьным предметам и т.п. Проблемам, подобных этим, всегда есть место в любом коллективе. Даже, если это всего один ребенок, необходимо ему помочь, потому как в современных условиях у него есть мы и дом с компьютерными играми и телефоном.
Итак, однажды утром придя в класс, мы замечаем, что у нас включен компьютер, повернута шея документ-камеры, что-то не так лежит, например наши Буквы-кормушки стоят не там, где мы их оставили. Кто-то был до нас? Спрашиваем у дежурного – нет, никого не видели… Странно… Но ничего не пропало.
Дети становятся внимательнее ко всем изменениям, начинают рассуждать, что произошло. У них появляется в глазах какая-то общая искра «расследования». Сработало!!!
На следующий день опять все повторяется, а у меня на столе оказывается раскрытая энциклопедия. Кто-то чем-то интересуется… Я недоумеваю вместе с детьми. Как-то раз на уроке даже судьбоносным «знаком» у нас в классе гаснет свет – странности продолжаются. Дети предполагают, что кто-то у нас есть невидимый, кто??? А главное, как его увидеть и подружиться???
- А у нас есть документ-камера!!! Давайте оставим ее включенной до завтра и может узнаем, кто здесь бывает!!!
Так и делаем.
На следующий день мы с нетерпением включаем запись. Целый день мы только и видим что пустую часть класса возле доски. Уже терпения не осталось:
-Наверное, зря все (((((
Уроки закончены, и пора домой, нехотя собираемся и вдруг слышим непонятный звук и:
Что тут было, слов не передать, крики, слезы радости и недоумения, безграничной веры и неверия (видео):
Дети звонят родителям (а на собрании перед этим родители были предупреждены и настроены):
- Мама, ты не поверишь…
- Я люблю эту школу, я люблю этот класс!!!
При этом окно для просмотра я сделала маленьким (подстраховалась, чтобы особо детали были не видны)
Кто-то осторожничал и забрался на стулья, но подальше:
Мы все в таком воодушевлении:
- Ребята, давайте это станет нашей тайной, потому что наши гости вряд ли пока хотели бы, чтобы о них узнали. И если мы будем всем рассказывать, спугнем их, так и не подружившись.
Дети соглашаются. Договариваемся, что завтра подумаем, как же выйти с ними на связь.
А с утра меня «вызывают» к директору:
- Ребята, вы к доске не подходите, вдруг здесь есть что-то, что нельзя открывать, не зря же у нас каждый раз компьютер включен, наверное, там что-то есть, да и гостей явно заинтересовала доска…
Ухожу. Первый раз дети не смеют ослушаться и подойти к доске, но как хочется. Я надеюсь на детские любопытство и смелость. Помните наши дворовые «подвиги», пойти туда, куда ни в коем случае нельзя. Должно сработать!!!
Приходится еще раз «себя вызвать»:
- Ребята, в этот раз я дольше не приду, очень важный вопрос надо решить. Вы не будете шуметь? Иначе мне придется попросить другого учителя к вам прийти.
- Нет, нет, мы будем очень тихо.
Теперь им осталось только успеть и найти что-то загадочное. Конечно, они находят на рабочем столе файл со странным названием «ХХХХХХХХХХХХХХХ», открывают (узнают, что в ролике как раз так и открывалось), но видят каляки-маляки.
Спорят, чтобы это значило и приходят к мнению, что наши гости тоже хотят снами подружиться, уж очень все похоже на две протянутые руки.
Вхожу в класс, шепот, улыбки, первые несмелые попытки меня привести к посланию:
- А что это там за файл у нас на доске?... Смотрите, Мария Александровна, этого у нас не было…
И теперь не я их заставляю обратить внимание и сказать, что с нами хотят дружить, а они мне доказывают и объясняют странный рисунок.
Тогда я спрашиваю:
- А почему они сразу тогда не появились, а чего-то ждут, может их что-то в нас еще пугает, они осторожничают. Отчего?
Вот здесь дети выложат все свои «пороки» и «грехи»!!!
- Ну, тогда у нас нет надежды на контакт, - я с сожалением, пожимаю плечами.
- Нет, мы исправимся и будем стараться. С нами обязательно захотят выйти на контакт!!!
Я переспрашиваю самых «трудновоспитуемых»:
- Ты уверен, что сможешь выдержать без плохих слов? Тебя же они могут видеть везде - и на улице, и дома. Готов?
- А ты выдержишь – не обижать никого, не драться и постараешься ли подружиться?
Надо видеть глаза детей в этот момент, даже мне начало казаться, что все происходит на самом деле.
Дети тут же создают свои рисунки-послания, мы фотографируем их с помощью документ-камеры и помещаем в этот же загадочный файл:
Пишем письмо, уже используя сложнейшие словарные слова (по УМК "Начальная школа 21 века): здравствуйте, пожалуйста, до свидания. Так хотелось уже быть достойными во всем, что ошибки никто не сделал (один писал на доске, остальные в тетрадях, а вдруг и в них заглянут):
И вот у нас все началось – наше общее дело за «быть достойными общения с инопланетянами».
Детям приходит в голову, что надо их научить нашим буквам, иначе как же мы будем оставлять друг другу послания? Так рождается проект – «Говорящая Азбука».
Обязательно надо делать добро и стараться не совершать ничего плохого.
Сложно… Очень сложно… Не всегда получается.
Но то, что когда-то мне казалось нереальным – наконец-то начинает где-то там появляться на горизонте. Мы уже другие и у нас многое поменялось. Все очень стало похоже на такую своеобразную пионерскую организацию . Теперь у нас есть свой «ШТАБ» и разведчики, которые уже прошли испытания на сообразительность, верность, выносливость и воспитанность. Есть свои законы и клятва.
(Посвящение в настоящие разведчики, торжественное обещание и салют. Вручение паспорта настоящего разведчика. Штаб № 1, где хранятся наборы с невидимыми чернилами и проявителем - спасибо большое за помощь Надежде Васильевне Орловой, нашему творческому учителю химии)
Совсем скоро у нас состоится первая попытка показать нашим гостям, что мы достойны. Мы подготовили для них «Говорящую азбуку», видео наших уроков – какие мы настоящие ученики, как должны вести себя и добывать знания ученики планеты Земля, отчет о наших хороших делах.
Так мы вырабатываем ПРИВЫЧКУ того хорошего, что должно быть в ребенке, ученике, друге. Конечно, мы не станем идеальными, но привычка – быть достойным – рано или поздно все равно даст свои плоды. А цветы в сердце уже распускаются.
P.S. Ценность такой работы еще и в том, что здесь задействованы мои бывшие ученики – они помогают в добром деле, сами создают костюм и предлагают идеи и становятся теми самыми гостями)))
Съемка сделана с помощью документ-камеры, смонтирована и добавлены эффекты изменения цвета и размытия ( каждый пальчик дети пытаются найти, чтобы распознать «подделка» или нет), пусть все будет немножко непонятно!
Ячменева М.А. написал(а) 3913 дней назад (позитивно) 1Уважаемые коллеги, большое спасибо за Ваши такие радостные сердцу отзывы! Как они меня поддержали, Вы не представляете даже насколько .
Оксана Владимировна, Ваша оценка моего "написания" статей, стала для меня еще одним знаком "+" в пользу одного интересного проекта, на который я долго не решалась дать согласие. Спасибо!!! Теперь готова как настоящий разведчик!)))
Елена Геннадьевна, я бы рада обнаружить "батарейку" и о ней рассказать, но, поверьте, даже если я ее найду, она ничем не будет отличаться от батареек наших активных творческих педагогов. У каждого, уверена, в голове бегущей строкой проходят идеи, только реальность не всегда дает им осуществиться. Я раньше запоминала то, что в голову придет, например, в магазине, через какое-то время все реализовывала, а сейчас за нехваткой времени иногда остается только в набросках файлов. Иногда случайно открою: "Ух, ты, и как это я тогда додумалась!!!", а потом нет времени, времени, времени и снова все забыто. Так, уверена, у многих есть то, что они могли бы нам показать и рассказать. Но... У Вас-то этих батареек!!! Не сосчитать!!!
А холериков всех в разведчики!!! Попробуйте и штаб, и шифровки, и законы. Настоящие разведчики должны уметь сдерживать свое великое желание отвечать даже в случае ИД !
Елена Николаевна, а Вы знаете, я тоже думаю, что чего-то интересного от нынешних первоклассников обязательно дождусь. Спасибо Вам за теплоту и радость, которую Вы всегда дарите в своих отзывах.
С уважением, Мария Александровна.
1 очкоЧерник Е.Н. написал(а) 3914 дней назад (позитивно) 1Как здорово!!! Это чудо, Мария Александровна! Какая интрига! И дети поверили! Очень надеюсь, что такой эмоциональный всплеск поможет Вашим шалунишкам измениться. А все остальные тоже им помогут. Согласна с коллегами, Вы - генаратор идей, Мария Александровна. Действительно, живете школой, своими первоклашками. Как же им не любить эту школу и этот класс?! То ли еще будет в 3-м, 4-м! Готовьтесь, они и сами пригласят инопланетян. То-то будет у вас встреча! Желаю, чтобы Ваши идеи помогали другим коллегам найти ту ниточку, которая свяжет настоящих друзей - учителя и учеников! Спасибо за радость знакомства с Вами! С уважением, Елена Николаевна.
3 очковКовалева Е.Г. написал(а) 3914 дней назад (позитивно) 1Мария Александровна, какая же вы умница! Сколько творчества вы проявляете в работе , сколько любви к детям, как мудро решаете воспитательные проблемы! Ещё одна идея – использовать интерактивную доску для решения педагогических ситуаций, возникающих в классе! Раскройте пожалуйста секрет, какая такая «батарейка» , спрятанная в Вас, генерирует такую массу необыкновенных идей! А я вот думаю, как с помощью ИД мне «обуздать» активность моих холериков из 5 «А», когда на уроке я использую ИД???
2 очковБойкова О.В. написал(а) 3914 дней назад (позитивно) 1Уважаемая Мария Александровна, как же повезло ребятам, которые учатся у Вас и родителям этих ребят! "Сердце отдаю детям..." - это о Вас. Сколько фантазии, энергии, труда, а, главное, любви вложено в этот воспитательный проект, думаю, можно его так назвать. Спасибо Вам огромное за опыт, которым Вы делитесь с нами. Очень хочется отметить, как профессионально написаны Ваши статьи, подобраны фотографии и видеосюжеты. Не отрываясь читала, с огромным удовольствием. Обязательно поделюсь впечатлениями с коллегами. Желаю здоровья, успехов, всего самого доброго Вам и Вашим счастливым деткам! С благодарностью, Оксана Владимировна.
3 очков