ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Яковлевский политехнический техникум
г. Строитель Белгородской области
«М.В. Ломоносов»
(методическая разработка урока нравственности ко Дню Знаний
в группе № 31 курс №3 01.09.2012)
Разработал
Бабынин Сергей Анатольевич,
преподаватель истории и обществознания,
классный руководитель группы №31
«слесарь по ремонту автомобилей»
2012
Тема:
М.В. Ломоносов.
Цели:
1. Закрепить и обобщить основные знания учащихся по биографии великого учёного. Показать мировое значение исторической личности и его вклада в развитие общества.
2. Воспитывать у учащихся чувства гордости и любви к своему народу.
3. Развивать умения и навыки учащихся вести беседу, обсуждение по предложенной теме.
Тип:
Классный час.
Форма проведения:
Тематическая беседа.
Основные понятия и положения:
Великий учёный. Историческая личность. Мировое значение.
Оборудование занятия:
ПК; презентация.
Эпиграф:
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была, сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей».
/А.С. Пушкин/
План проведения:
1. Великий учёный-энциклопедист.
2. Современники о Ломоносове.
3. Вехи биографии.
4. Детство и отрочество.
5. Азы науки.
6. Ломоносов – великий учёный.
7. Московский университет.
8. Ломоносов – литератор и художник.
9. Имя и адреса М.В. Ломоносова.
10. Рефлексия.
Ход мероприятия:
I. Организационный этап:
1. Проверка списочного состава учащихся.
2. Знакомство учащихся с темой, планом, целями и задачами занятия.
(слайд №2)
II. Основной этап знакомство с новым материалом и комплексное применение знаний и способов деятельности):
1. Великий учёный-энциклопедист – рассказ учителя.
(слайд №2)
2. Современники о Ломоносове – обсуждение вопроса.
(слайд №3)
3. Вехи биографии – работа с хронологической таблицей.
(слайд №4)
4. Детство и отрочество – рассказ учителя.
(слайд №5)
8 (19) ноября 1711 года на Курострове, в деревне Мишанинской, что слилась потом с деревней Денисовкой (ныне - село Ломоносово), Архангелогородская губерния, Российская империя, против города Холмогоры, на одном из девяти островов дельты Северной Двины. Василий Дорофеевич Ломоносов - отец Ломоносова был зажиточным человеком, имел богатое подворье и даже небольшой корабль «Святой архангел Михаил», на котором плавал по Северной Двине и Белому морю, занимался рыбным промыслом, перевозил грузы и людей от Архангельска до реки Мезень и даже к берегам Лапландии.
В 1753 году, М. В. Ломоносов писал, что отец «довольство кровавым потом нажил». Елена Ивановна Сивкова, дочь просвирницы погоста Николаевских Матигор, умерла очень рано, когда Ломоносову было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости.
Летом 1724 года она тоже умерла. Через некоторое время, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз - на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской).
Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой», что, впоследствии, и побудило Ломоносова уйти из дома. «А в прошлом 730-м году декабря в 9-м числе с позволения оного отца его отбыл он, Ломоносов, в Москву.
О чём дан был ему пашпорт (который утратил он своим небрежением) из Холмогорской воеводской канцелярии за рукою бывшего тогда воеводы Григорья Воробьёва, и с тем-де пашпортом пришёл он в Москву».
5. Азы науки - рассказ учителя.
(слайд №6)
Зимой 1730г. он ушел с обозом в Москву. Здесь в январе 1731г. Ломоносов поступил в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию - первое высшее учебное заведение Московской Руси. О своём поступлении в «Спасские школы», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию, М. В 1734 году Ломоносов отправляется в Киев,
где на протяжении нескольких месяцев обучается в Киево-Могилянской академии. Но не найдя там совершенно материалов для физики и математики, он «прилежно перечитывал летописи и творения святых отцов». В 1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов был вызван в Академию Наук. Вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища, он был отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук. Ломоносов с первых дней прибытия в Академию проявил интерес к наукам. Под руководством В. Е. Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение.
В марте 1736 года президент Академии Наук Иоганн Корф представил правительству два списка учеников, предлагавшихся для отправки обучаться в Германии горному делу. За границей Ломоносов пробыл пять лет. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения.
6. Ломоносов – великий учёный.
(слайд №7)
Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, М.В. Ломоносов вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований. Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи. Многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики.
Он заложил основы науки о стекле. Со своими учениками создал эпическое мозаичное полотно (картину) «Полтавская баталия».
Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт - этот человек утвердил основания современного русского литературного языка.
А так же он - художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.
Написал «Сатиру на хулящих учение. К уму своему». Роль Ломоносова как замечательного поэта и преобразователя русского литературного языка
В. Г. Белинский определил так: «С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном».
Он совершил и другие научные подвиги, ставшие достоянием мировой науки и культуры.
7. Московский университет - рассказ учителя.
(слайд №8)
Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова. После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны – 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов. В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки - латыни, но и на русском языке.
8. Ломоносов – литератор и художник - рассказ учителя.
(слайд №9)
М. В. Ломоносов осуществил совместно с В. К. Тредиаковским силлабо-тоническую реформу («Письмо о правилах российского стихотворства»), причём именно опыты Ломоносова были восприняты поэтами в качестве образцовых. Создал по немецкому образцу классический русский четырёхстопный ямб, первоначально «тяжёлый» полноударный (оды Иоанну Антоновичу, «Вечернее размышление»), затем облегчённый пропусками ударений. Основоположник русской торжественной (обращённой к правителям) и философской оды. Поэзия Ломоносова насыщена научной, космической и натурфилософской образностью (дидактическое послание к Шувалову, «Размышления»); он внёс вклад в русскую сатиру («Гимн бороде», эпиграммы). Неоконченная поэма «Пётр Великий» стала попыткой национального эпоса. Многие строки Ломоносова стали крылатыми.
М. В. Ломоносов был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора. Он демонстрирует свойства безошибочного художественного чутья, благородный пафос замыслов; имея трезвый взгляд на искусство, М. В. Ломоносов в кратчайший срок становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями.
9. Имя и адреса М.В. Ломоносова – работа с таблицей.
(слайд №10)
III. Этап закрепления и обобщения изученного материала:
- Вопросы учителя по презентации.
(слайд №11)
- Назовите годы жизни М.В. Ломоносова?
- Как звали отца М.В. Ломоносова?
- Как называется мозаичная картина М.В. Ломоносова?
- Какое учебное заведение основал М.В. Ломоносов?
- Почему учёного Ломоносова называют энциклопедистом?
IV. Этап контроля и самоконтроля:
- Выводы по ходу мероприятия, оценка работы учащихся, ответы на вопросы учащихся.
V. Этап информации о домашнем задании:
- К уроку истории подготовить сообщение «Великая историческая личность России».
VI. Этап рефлексии.
Литература:
1. Лебедев Е. М. В. Ломоносов. Ростов-на-Дону, 1997.
2. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. Л.: Изд-во АН СССР, 1962.
3. Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь / Рос. акад. наук; Музей М. В. Ломоносова; Ред.-сост. Э. П. Карпеев. — СПб.: Наука, 1999.
Интернет – ресурсы:
http://gazetazm.ru/?attachment_id=5871
http://www.annews.ru/s_zapad/index.php?PAGEN_1=82
http://www.nkj.ru/news/index.php?SHOWALL_3=1&PAGEN_2=29
http://pravkniga.ru/calendar.html?id=321
- Здесь еще нет комментариев