Просмотр работ в папке "Файлы от beryumova"
| 4047 дней назад
В настоящее время проблема формирования у школьников целостного миропонимания является очень актуальной. Современный человек должен обладать широкой культурой, чтобы ориентироваться в потоке информации. Постоянное увеличение объёма информации и повышение темпа его роста обуславливают необходимость формирования у учащихся целостного миропонимания, обще учебных знаний, умений и навыков, стремления и способности к самообучению.
Говоря непосредственно о роли уроков физики для молодого человека в современном мире, надо выделить три основных момента. Во-первых, уроки физики являются для молодого человека важнейшим источником знаний об окружающем мире. Во-вторых, уроки физики, непрерывно расширяют и многократно умножают возможности человека, обеспечивают его уверенное продвижение по пути технического прогресса. В-третьих, уроки физики вносят существенный вклад в развитие духовного облика человека, формируют его мировоззрение, учат ориентироваться в шкале культурных ценностей.
Я уверена, что физика как важнейший компонент человеческой культуры, не только воздействует на научно-технический прогресс, но и оказывает существенное влияние и на все стороны жизни общества, в частности на человеческую культуру. Однако в данном случае мы имеем в виду не это опосредствованное влияние уроков физики на культуру, а влияние непосредственное, позволяющее говорить о самой физике как о компоненте культуры.
На уроках физики школьники узнают, что по мере углубления наших знаний происходит постепенное стирание граней, разрушение перегородок. И это даёт нам уникальную возможность: на основе статистических теорий рассмотреть количественно диалектику необходимого и случайного. Выходя за рамки собственных задач, современная физика показывает молодым людям, что случайность не только путает и нарушает наши планы, но и может нас обогащать, создавая новые возможности.
Поэтому наши представления о мире на уроках физики - важный компонент человеческой культуры. Каждый культурный человек должен хотя бы в общих чертax представлять, как устроен мир, в котором он живет. Это необходимо не только для общего развития. Любовь к природе предполагает уважение к происходящим в ней процессам, а для этого надо понимать, по каким законам они совершаются.
Современные уроки физики вносят существенный вклад в выработку нового стиля мышления. Ведь на таких уроках мы обращается к проблемам, имеющим большое значение не только для науки, но и для каждого из нас и для всех стран и народов. Сюда относятся, например, прогнозы физической картины мира после ядерной катастрофы, если таковая разразится; глобальные экологические проблемы, связанные с загрязнением Мирового океана и земной атмосферы.
Хочется, отметим, что, помогая ориентироваться в шкале жизненных ценностей, уроки физики способствуют, в конечном счете, выработке адекватного отношения к окружающему миру и, в частности, активной жизнен¬ной позиции. Любому человеку важно знать, что мир в принципе познаваем, что случайность не всегда вредна, что нужно и можно ориентироваться и работать в мире, насыщенном случайностями.
Я убеждена, что современные уроки физики содержат в себе мощный и гуманитарный потенциал. Можно не считать слишком большим преувеличением слова американского физика И. Раби: «Физика составляет сердцевину гуманитарного образования нашего времени».
Целенаправленная работа учителя физики по проектированию уроков, в частности уроков обобщения и систематизации знаний позволит решить задачу формирования у учащихся целостного миропонимания.
| 4054 дней назад
Процесс школьного обучения ограничен временными рамками, но «перешагнуть» за пределы отводимого для уроков времени можно с помощью учебных заданий на творческое применение знаний детьми, имеющими различный уровень учебно-познавательного опыта.
На практике убедилась, что решение таких задач развивает у детей познавательный интерес, умение ставить перед собой цель, определять план действий; уровень знаний; воображение, абстрактное мышление; анализ, синтез; авторство.
Ведь использование учителем творческих заданий является одним из основных условий создания единого учебного пространства на уроках физики и вне его, а также формирование одной из основных ключевых компетенций у учащихся – исследовательской.
Это позволяет учащимся с большим увлечением выполнять ту работу, которая ими выбрана самостоятельно. Ведь деятельность строится не в русле учебного предмета, а с опорой на увлечения детей. Истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения. Поэтому девизом моей работы является высказывание – «Всё из жизни, всё для жизни».
Следует отметить то, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение, считаю нецелесообразно. Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно – ориентированных технологий, одной из которых на моих уроках физики стала исследовательская деятельность.
Моя задача, как учителя физики состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников.
Таким образом, суть моей работы состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т. д. Он проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, процессов и конструирует новые объекты.
Я убедилась, что традиционные формы и методы обучения в школе не всегда позволяют создавать подобные условия и ситуации. Использование исследований на уроках физики позволяет мне индивидуализирлвать учебный процесс, что даёт возможность моим ученикам проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Модернизация, охватившая наши школы, направлена не только на глубокое усвоение теоретических основ предмета, но и на достижение методологической компетентности учащихся, т. е. приобретение ими универсальных умений и навыков исследовательской деятельности. Это и является главной задачей педагога на сегодняшний день.
Ни для кого не секрет, что современная образовательная программа по физике «нашпигована высотами для покорения», при достижении которых учащиеся будут становиться более компетентными. Нужно лишь сформулировать такие темы проектов, работая над которыми школьники ощутили бы потребность и необходимость в получении систематических научных знаний. Начинаю такую работу с микропроектов. Выполнение микропроектов служит этапом подготовки к более серьёзной работе. В качестве примера можно привести долгосрочный проект «Овощи и фрукты источники энергии», в процессе, которого группе учеников приходится выполнять проектную деятельность – конструировать приборы и установки для экспериментального доказательства законов физики.
Я уверена, что формированная исследовательская компетентность позволит учащимся глубже осознать теоретические основы курса и его практическое значение, так как не решаемые, на первый взгляд, проблемы с помощью законов физики станут достаточно простыми.