"Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее."

А. Барбюс

 
 
Информация о блоге
Описание:
Начинающий методист профессионального училища
Действия
Рейтинг
2 оценок
Категории
разработка педагогического совета
разработка педагогического совета
4228 дней назад 0 Комментарии Категории: Профессиональное образование Теги: педагог

Педсовет

Тема «Компетентный учитель – компетентный ученик».

21.05.2013 г.

Цель педагогического совета

- актуализация профессионально-педагогической позиции всех участников педагогического совета, составление обобщенной модели компетенций современного преподавателя, мастера производственного обучения и выпускника образовательного учреждения.

Задачи:

- создание эмоционально-положительного настроя и активизация педагогов на совместную работу в творческих группах;

- самоопределение членов группы и определение целей своей работы;

- выявление общих тенденций в развитии педагогической деятельности;

- стимулирование развития инициативы, творчества, артистизма;

- развитие в педагогическом коллективе образовательного учреждения навыков индивидуально-групповой педагогической рефлексии.

Участники педагогического совета: преподаватели, мастера училища.

План педсовета.

  1. Вступительное слово директора.
  2. Игра «Сложи и прочитай».
  3. Озвучивание темы педсовета, раздача памяток.
  4. Выступление: «Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие развития училища». 
  5.  Анализ результатов анкетирования преподавателей, мастеров, результаты опросника.
  6. Выступление: «Влияние профессиональной компетентности педагога на формирование ключевых компетенций Учащегося».
  7. Изобразить пословицу.
  8. Мозговой штурм «Образ успешного выпускника. Компетенции выпускника. Что это?».
  9. Выступление: « Роль каждого участника образовательного процесса в создании имиджа училища».
  10.  Итоги, решение, рефлексия.

    Ход педсовета.

Вступительное слово директора: приветствие, указание на нетрадиционную форму проведения педагогического совета. Обоснование цели. Психологический настрой на активную позицию каждого участника.

Игровое задание

 «Сложи и прочитай»

Группы получают конверты с геометрическими фигурами. Сложив их, участники прочитывают «мудрые» высказывания и определяют области, которые подлежат обсуждению и рассмотрению на педагогическом совете.

Артикулируется и комментируется тема педагогического совета, раздаются памятки с понятиями по указанной теме: «Что такое “компетенции” и “компетентность”?» (для самостоятельного уточнения педагогами).

Игра «Качества».

Каждому из педагогов  необходимо выбрать  три качества,  которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество  на отдельной бумажке. Далее  педагоги делятся на 6 групп, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы в свой. В каждой группе ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого  оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.

Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств.

 

Выступление (Презентация)  «Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие развития училища».

Опросник, анкета. Профессионально успешная личность, по мнению Надежды Александровны Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.

Готовы ли преподаватели, мастера  нашего училища к самопознанию? Результаты, которые удалось проанализировать, показались нам интересными.

Готовностью к саморазвитию обладают практически каждый третий педагог нашего училища. Это те педагоги, которые владеют навыками самосовершенствования, когда через преодоление трудностей происходит нахождение индивидуального стиля деятельности. Однако есть и те, которые не обладают готовностью к саморазвитию. Они не могут изменить собственную профессиональную деятельность в силу устойчивых стереотипов традиционной парадигмы образования, сложившихся в период длительной работы в системе образования, не могут найти свой индивидуальный стиль, так как не испытывают желания познать себя через анализ образовательных ситуаций и рефлексию профессиональной деятельности.

53% опрошенных педагогов не совсем удовлетворены своей профессиональной подготовкой. 41 % - удовлетворены и 6 % не удовлетворены. Усовершенствовать свои знания педагоги хотели бы по психолого-педагогической подготовке (47%), методической подготовке (35%), научно-теоретической (24%).

41% педагогов нашего коллектива обладают организаторскими способностями, 24% - коммуникативными, 12% - конструктивными, однако, 59% педагогов хотели бы свои способности усовершенствовать.

Результаты готовности педагогов к саморазвитию взаимосвязаны с результатами изучения их самооценки.

Поэтому, сопоставив экспертную оценку и самооценку учителя, приходим к выводам:

  • экспертная оценка и самооценка практически совпадает у 22% педагогов;
  • большинство учителей оценивают свою деятельность выше, чем это делает эксперт, что свидетельствует либо о самодостаточности педагогов, либо о разном понимании педагогического действия, которое оценивалось;

Выступление «Влияние профессиональной компетентности педагога на формирование ключевых компетенций учащегося».

Изобразить пословицу.

«Образ успешного выпускника. Компетенции выпускника.

Что это?» (мозговой штурм)

?каждый член группы на отдельном листочке фиксирует свои варианты ответа на вопрос, описывая образ выпускника училища;

?обобщение информации в группе и выдвижение единых пунктов для группы (визуализация на бумаге);

?презентация выводов представителем группы (участники педагогического совета дополняют друг друга, обсуждают предложенные идеи, высказывания, формулировки и др.).

Выступление «Роль каждого участника образовательного процесса в создании имиджа училища».

Результаты Диагностики стиля преподавания и психоэмоционального состояния педагогов.

1. Приоритетные ценности

Профессионально важные качества учителя – любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.

 60 % педагогов училища определили для себя приоритетные ценности.

1.2. Преобладание второго варианта (половина педагогов) говорит об особой значимости для учителя его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой. Учителя мало интересует внутренний мир ученика. В отношениях с таким учителем ребята держат себя настороженно, напряженно, не видят в нем союзника. Отношения в лучшем случае не носят личностной окраски или пронизаны чувством недоверия и отчуждения.

1.1. 30 % педагогов выбрали первый вариант, что говорит о гуманистической направленности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ученика. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и ученика.

Однако 40 % педагогов не могут определиться со своими приоритетными ценностями, сочетают признаки 2-ух, либо 3-х вариантов. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки учителя окончательно не сформированы, он только ищет свой неповторимый профессиональный почерк. Другая возможная причина – разнообразие поведенческих стереотипов. В любом случае работа с методикой поможет оценить наличную модель профессионального поведения и выбрать оптимальную.

2. Психоэмоциональное состояние

Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.

2.2. Преобладание второго варианта (64%) позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя. Как правило, нестабильное психоэмоциональное состояние определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них.

2.3. 18%  педагогов выбрали третий вариант, что говорит о благополучном психоэмоциональном состоянии, которое определяет эффективность работы учителя, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя благотворно влияют на психологический климат в школе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы или человек по каким-то причинам не скрывает истинное состояние.

         18 % педагогов сочетают в себе признаки нескольких групп.

3. Самооценка

Самооценка, или самовосприятие – это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.

3.2. Преобладание второго варианта (46%), а также наличие всех трех вариантов ответов (35%) говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты учитель преображается: он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в “полосе неудач” негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

3.1. 29 % педагогов выбрали  первый вариант, что говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика всегда воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям становится возможным личностное развитие школьников.

 

4. Стиль преподавания

На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.

4.1. Преобладание первого варианта ответов (75%) говорит о демократическом стиле учителя. Учитель привлекает учеников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.

4.2. Ответы 25%  педагогов, выбравших второй вариант, указывает на черты либерального, или «попустительского» стиля. Такой учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность и колебания, испытывает чувство зависимости от учащихся. Для этих людей характерна низкая самооценка, чувство тревоги и неуверенности в себе, низкий жизненный тонус, неудовлетворенность своей работой.

Ну и 30% педагогов сочетают в себе признаки разных стилей.

В училище нет педагогов с авторитарным стилем преподавания.

5. Уровень субъективного контроля

Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.

5.1.   (27%) педагогов выбрали 1 вариант ответов, что говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощь или препятствия со стороны других людей и обстоятельств). Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.

5.2.  Преобладание второго варианта ответов (40%) или признаки всех групп говорит о недостаточной сформированности ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни.

Отсутствие третьего варианта в ответах говорит об отсутствии сниженного уровня субъективного контроля. Учителя, имеющие низкий уровень субъективного контроля, более других подвержены феномену «сгорания».

Проводя промежуточный итог работы нашего исследования, можно сделать вывод: в училище:

  • 1 педагог имеет высшую квалификационную категорию;
  • 6 педагогов – первую;

Большинство педагогов стремятся постоянно повышать свой профессиональный уровень, готовы работать в инновационном режиме, есть педагоги, которые представляют итоги своего труда на семинарах, конференциях разного уровня, и это радует.

Нужно осознать всем нам сегодня, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса, который сопряжен с обсуждением его системы ценностей и выделяют в качестве приоритетной компетентностный подход, в равной степени для всех субъектов образования.

Компетентностный подход означает для педагогов и обучаемых постепенную переориентацию образовательного процесса с преимуществом  освоения знаний, умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, способствующих формированию личности, способностей адаптироваться в условиях социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационного насыщенного пространства.

В наших руках возможность формировать личность:

  • любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
  • умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
  • уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
  • доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
  • готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

 

Рефлекия. Все в твоих руках.

  • Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
  • Большой – для меня было важным и интересным…
  • Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
  • Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
  • Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
  • Мизинец – для меня было недостаточно

 

Методист   Кузьмина Л.П.

Комментарии
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев