Министерство образования Российской Федерации
Министерство образования и науки республики Хакасия
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Профессиональное училище 15»
План-конспект урока русского языка по теме:
«Официально-деловой стиль речи»
для учащихся второго года обучения
по профессиям «Тракторист-машинист широкого профиля»,
«Автомеханик», «Повар-кондитер»
Автор-составитель: Таничева Е.С., преподаватель
1 квалификационной категории, учитель русского
языка и литературы.
Село Бея, 2013 год
Тема урока «Официально-деловой стиль речи»
Количество уроков: 2
Тип урока: интегрированный, урок применения знаний и умений учащихся
Цели урока:
А) учебные: обобщить знания учащихся по теме , рассмотреть сферу использования официально-делового стиля речи, научиться составлять и заполнять деловые бумаги;
Б ) развивающие: совершенствовать навыки грамотного письма, развивать устную и письменную речь, развивать навыки составления и оформления деловых бумаг;
В ) воспитательные: воспитывать культуру речи, бережное отношение к слову.
Методы: познавательный, поисковый, эвристическая беседа.
Межпредметные связи: «Обществознание» (Основы трудового и гражданского права), «Охрана труда», «Товароведение», «Основы законодательства в области дорожного движения».
Комплексно-методическое обеспечение: мультимедиа, раздаточный материал, образцы деловых бумаг, словари, справочники, материалы газет и специальных журналов, рекламные буклеты.
Х О Д У Р О К А
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и целей урока Мотивация учебной деятельности. Метафора:
«Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Кто-то подсказал ему, что высоко в горах есть пещера, а в ней глубокий колодец. «Спроси колодец, в чем истина, и он поведает тебе об этом». Юноша нашел колодец и задал свой вопрос. Из колодца пришел ответ: «Иди на площадь в своем поселке. Там найдешь, что ищешь»». Полный надежд, он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой – кусочки дерева, в третьей - тонкую проволоку. Казалось ничто и никто не имеет отношения к раскрытию истины. Разочарованный, он вернулся к колодцу, чтобы попросить объяснений. Но из колодца доносилось только эхо.
Юноша продолжил свои поиски истины и постепенно воспоминания о колодце развеялись. Однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто-то вдохновенно играл на ситаре. Юноше захотелось приблизиться и узнать, как рождается эта музыка. Он подошел к играющему на ситаре и смотрел на его пальцы, танцующие по струнам, и потом начал рассматривать ситару. И тогда его неожиданно поразило приятное открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек – струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то в торговых лавках, но не придал им никакого значения. И, наконец, он понял послание колодца: нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача – собрать все это воедино и использовать по назначению. Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда они соединяется, возникает новое целостное понимание.»
3.Повторение.
А) Сообщения учащихся и презентация «Основные черты и особенности официально-делового стиля речи».(Слайды 1-8)
Б) Задания для учащихся:
«Из имеющихся у вас в папках документов отложите те, с которыми вы уже в жизни сталкивались. Прокомментируйте свой выбор»
В) Беседа по вопросам:
- Как вы думаете, почему официально-деловой стиль выделен отдельно?
- Чем официально деловой стиль речи не похож на другие стили речи?
4.Творчекая работа:
А)Исправьте ошибки в предложениях (карточки-задания № 1-4)
З а д а н и е № 1
Заменить выделенные слова более точными и правильными.
1.В меню столовой на второе толченка с котлетами.
2. Справку мне выдала секретарша директора.
З а д а н и е № 2
Заменить выделенные слова более точными и правильными.
1.В меню столовой есть ассорти из тушеных овощей.
2. На стенде в коридоре мы прочитали перечень уроков на сегодняшний день.
З а д а н и е № 3
1. Официант ресторана подал мне перечень блюд на сегодняшний день.
2.Разняв дерущихся подростков, милиционер оттащил их в дежурку.
З а д а н и е № 4
1.Прошу указать, сколько денег я получаю.
2. Прошу выдать мне еще одно свидетельство о рождении
Б) Придумать словосочетания или предложения со словами общеупотребительной лексики: лицо, фигурант, дело, предмет, нота,
(Например: заинтересованное лицо, предмет спора и т.д.)
В) В газете «Саянская заря» (номера газеты предложены каждому учащемуся) подчеркнуть слова, словосочетания, предложения или выделить материал полностью, относящиеся к официально –деловому стилю
Г) Выполнить устно задания со слайдов № 9-11
5.Работа со словарем.
Используя «Словарь иностранных слов», выполнить упражнение № 288
6.Практическая работа.
А) Работа с инструкцией, расположенной на страницах учебника, составить текст объяснительной, объявления, автобиографии (По выбору учащихся.
Ю) Разбор составленных текстов и исправление ошибок.
7. Творческое задание. Используя предложенный перечень деловых бумаг, заполнить «Ромашку.»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Рефлексия «Мордашки»
9. Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на тему «Роль официально-делового стиля речи в нашей жизни»
- Здесь еще нет комментариев