Гайдпаркер: Polina Pola
Скажу откровенно, мне не совсем нравится наша система образования . На мой взгляд слишком много преподаётся практически ненужного, что почти никогда никому не пригождается, и мало действительно нужного и важного для дальнейшей жизни. Например, мне абсолютно не пригодились химия с физикой и прочими точными науками, зато долго не хватало психологии. Но не той, специфической , а другой, её ещё называют общей, популярной психологией. В детстве и особенно в сложном подростковом возрасте, она намного важнее всяких математик. На мой взгляд, предметы по точным наукам обязательны только в начальных классах - научить считать, дать общее понятие, а дальше изучение по желанию и способностям. Для меня, например, эти предметы были неприятны и мучительны , вплоть до выпускного я их так и не освоила. А вот те, кому в радость эти предметы, пусть бы и изучали их до одиннадцатого! Остальным же, это только ненужная нервная нагрузка. Я была практически двоешницей по этим предметам, спасибо учителям, волнуясь за показатели, натянули оценки до троечки и подробно подсказали на экзамене. А быть бы второгодницей, может и не только. С гуманитарными было получше.
Итак, с бурной радостью вырвавшись из школьных лап, я тут же окончательно забыла всё, что итак не знала , а в дальнейшем успешно закончила ВУЗ. Это при том, что ни русский, ни литературу в школе я тоже не любила, впрочем как и все предметы - не повезло с учителями . Слишком было формально, монотонно, занудно ,скучно. Поэтому всё что неуместно и тягостно для подростка, всю эту «Войну и мир», даже Пушкина и любимого Тютчева , открыла для себя уже после школы, самостоятельно. Ну и за что страдала, спрашивается? Зачем было ребёнку вталкивать всё, что всё равно не втолкалось?
Но самый неполноценный и бесполезный, на мой взгляд , предмет в школе - конечно иностранный язык! Это смесь комедии с драмой - просто для галочки, как же, в школе изучаем иностранный! Только не встретила ни одного человека, который бы вышел из средней школы (кстати техникума, колледжа и ВУЗа тоже, за исключением специализированных), не только с хорошим знанием языка, а хоть с каким-нибудь . В лучшем случае «э тэйбл» на английском. Ни у кого ничего. Кроме анекдотов про учителей, у которых самих часто неважно с этим делом. Кому иностранный действительно понадобился , потом сами добровольно выучили. Так поступила и я. И опять , зачем всё это было?..
Ещё одна больная тема про школу – преподаватели. С советских времён все знали, что в педагогический идут те, кто не поступил ни в какие другие институты. В педагогических всегда был недобор, всегда брали. А сейчас и подавно - как проходной двор, для всех кому не лень: со скрытыми комплексами, неполноценностью, жестокостью, пороками… Но ведь должны постигать эту профессию только люди, в первую очередь любящие детей! Готовые спокойно , терпеливо , бережно и благожелательно относиться к детскому непослушанию, непонятливости , озорству, неординарности. Справедливости ради нужно сказать, что малюсенькая часть, есть в школах и таких прирождённых учителей. К сожалению, лишь малюсенькая. В основном же то, что становятся преподавателями люди случайные - страшное незаслуженное наказание для детей. Если повезёт, в школе один-два учителя, которых любят дети, уважают родители, остальные учителя - так себе, хорошо если не бьют, не унижают детей. Это называется человек не на своём месте, получил не ту профессию. Жизнь себе испортил и детям с родителями портит, потому что у него болит внутри, не одному же страдать. К сожалению, большинство таких были и у меня в школе. Даже классная руководительница. Все удивлялись, почему она всегда такая злая, нервная, раздражённая, драконша и драконша. Позже она сама мне рассказала , что не поступила в институт своей мечты, пришлось идти в педагогический… И хотя прошло уже много лет, чувствовалось её страдание по этому поводу, даже жалко её стало. Вот тебе ещё один несчастный человек, срывающий свою боль, неудовлетворённость, несостоятельность на детях… А сколько таких, сколько!!!...
Мне кажется в школах, нужно бы значительно больше давать практических знаний по психологии, эстетике, культуре , искусству, этикету. Всё-таки, как сказал один философ, человека человеком делает культура, этические нормы, умение жить в обществе, а не математика. Без культуры человек - зверь. А если без культуры, но с хорошим знанием химии-физики, может быть зверь втройне. Нужно давать больше практических знаний, пригодных для конкретной жизни. И делать это не короткими второстепенными часами , а с первого по выпускной классы. Чтобы популярная психология менялась вместе с возрастом ребёнка, чтобы он шёл с ней рука об руку. Нужно учить детей как вести себя в обществе, как общаться с одноклассниками и друзьями. Как понять себя и родителей. Как отличить добро от зла, хорошее от плохого. Как уважать себя и других людей. Как общаться мальчикам с девочками, а девочкам с мальчиками. Как быть с первым чувством. Как защитить себя от произвола взрослых. С 14 лет - как найти подработку и правильно оформить отношения с работодателем. Как вести себя в конфликте. Поднимать тему полового воспитания, последствиях и ответственности. Учить нужно и гигиене, и культуре бытия, и этикету. Желательно вилкой и ножом научить пользоваться , причём не только в ресторане, но и дома, что конечно сами учителя сначала должны научиться делать… Так же научить например, как оплачивать коммунальные услуги - тоже тема, кого ни спрошу, у всех в семье кто-то один платит, а остальные даже боятся представить, если вдруг им самим придётся. Нужно с первого по одиннадцатый внушать, что нужно помогать старшим и слабым. Что нужно беречь животных и природу. Повторюсь, не сказать пару слов, не уроком, а с первого по одиннадцатый!! Только тогда что-то отложится для применения в дальнейшем. Словом больше обучать тому, что необходимо в жизни. А то у нас раньше могли хоть процитировать четверостишье Пушкина и продолжить матом, а сейчас ни процитировать, ни двух слов связать, ни вести себя. А может, лучше бы он Пушкина не наизусть выучил, а просто почитал, зато как вести себя, как правильно общаться, как убирать за собой мусор после отдыха на природе - выучил бы наизусть и надолго.
Ни в коем случае не призываю не изучать точные науки и уж тем более географию, биологию, русский , литературу…Это всё нужно - без обсуждения! Просто мне кажется , вот все знают ,что в американских школах, например, имеется перекос - их хорошо готовят к практической жизни и плоховато в кругозоре знаний. Зато у нас другой перекос - у нас обширнее чисто учебные теоретические познания в предметах, зато выходят люди совершенно неподготовленные к жизни. Особенно это ощущается в провинции, где кстати и с учебными знаниями плохо. Не так давно со съёмочной русско-американской группой, работали в провинции . Двое 4-х летних детей оператора-американца, которых папа взял с собой, в первый день пребывания отошли недалеко погулять и прибежали обратно с визгом и ужасом в глазёнках. Ели успокоили. Оказалось, они местных жителей испугались. Никогда не видели таких неряшливых, плохо пахнущих людей. Но больше всего их привели в ужас беззубые или с металлическими зубами, рты наших соотечественников, они подумали что это мутанты! Краснея, бледнея и запинаясь, пришлось успокаивать, объяснять, что это не мутанты, а просто бедные люди, которым не на что вставить красивые зубки. В ответ получив вопрос : « А почему те зубки, которые есть, у них черные?» - долговато молчали, тоскливо поглядывая друг на друга. Как объяснить ребёнку, что люди не знают, не приучены чистить зубы ?.. Как объяснить что плохой запах, неопрятная одежда , грязная обувь и брошенный под ноги мусор - от недостатка культуры ?... В результате проще оказалось объяснить про алкоголь, чем доказать что это не мутанты. Так стыдно было!…
Может быть стоит пересмотреть учебные программы в пользу большего уделения внимания этике, культуре, психологии… Именно в плоскости практического применения в жизни. Мне тоже кажется, что всё-таки в первую очередь, человека человеком делает не математика….
- Здесь еще нет комментариев