Новости

Критерии оценки эффективной деятельности вузов


Прикрепленное изображениеГенеральный секретарь Российского союза ректоров (РСР) Ольга Каширина сообщила РИА Новости о том, что одним из основных критериев оценки эффективной деятельности вузов в 2013 году должно стать качество студентов и выпускников, также следует учесть отраслевые и территориальные особенности университетов.

 

Напомним, Минобрнауки РФ в начале октября опубликовало результаты мониторинга вузов. Уже все знают, что всего в нем приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. Университеты внесли показатели своей деятельности по 50 параметрам в единую информационную систему. Учитывалось многое — это и средний балл ЕГЭ студентов-очников, и научно-исследовательская, международная, финансово-экономическая деятельность, и инфраструктура вуза, и даже доля кандидатов и докторов наук.

 

К сожалению, по итогам мониторинга, у 136 вузов и 450 филиалов были выявлены признаки неэффективности. Пока окончательный список неэффективных вузов не готов, он будет сформирован в декабре после обсуждения в рабочих группах в каждом регионе, а предложения по реорганизации представят к весне.

 

Глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов заверил, что ни один российский вуз, который попал по итогам мониторинга ведомства в число университетов с признаками неэффективности, не будет закрыт. Что же будет с такими вузами? По словам Ливанова, вузы, которые будут признаны неэффективными, могут быть реорганизованы, где-то сменится руководство или будет увеличено финансирование. Также министр отметил, что мониторинг станет ежегодным.

 

Возможно, критерии изменятся. По мнению Кашириной, уже сегодня следует определиться, по каким критериям будет оцениваться эффективность вузов в следующем году.

 

Собеседница агентства считает: "Мы должны сделать все, чтобы мониторинг охватил всю систему высшего профессионального образования. Очень важно, чтобы в систему мониторинга вошли вузы, занимающиеся специальной тематикой, в том числе в сфере обороны и безопасности. Ведь многие гражданские вузы, участвовавшие в мониторинге, сегодня уже выполняют работу по спецтематике".

 

Что же касается негосударственных вузов, то они должны быть подвергнуты аудиту, все без исключения. "Главный вопрос — это вопрос критериев. Насущная необходимость, чтобы уже в 2013 году вузы разного профиля — технического, творческого, медицинского, оборонного — оценивались по дифференцированной шкале. Ведь даже в ведущих мировых рейтингах одни и те же показатели для университетов разного профиля оцениваются с разными коэффициентами", — отметила Каширина.

 

Кроме этого, предлагается ввести территориальную дифференциацию критериев, учитывающую специфику социально-экономического развития регионов, в особенности удаленных. Генеральный секретарь считает: "А один из главных критериев оценки эффективности работы вуза — качество его студентов и выпускников. Поэтому в методологию мониторинга нужно поэтапно включить объективные критерии оценки приобретенных студентами навыков, знаний, умений, компетенций".

 

Она предлагает учитывать также количество их научных и творческих публикаций, опыт участия в конкурсах, количество патентов и авторских прав, динамику академической мобильности и приобретения профессионального опыта.

 

Кроме этого, критерии должны оценивать уровень и качество взаимодействия вузов с федеральными и региональными властными структурами, научными учреждениями, предприятиями, ссузами и школами.

 

Каширина отметила: "Особый вопрос — формирование блока критериев, оценивающих внутрироссийский вектор развития системных связей вуза. В нынешнем рейтинге академическая мобильность, публикационная активность, НИОКР измерялись только в части зарубежной компоненты. Тогда как не менее важными являются оценка межрегиональной академической мобильности, рост межвузовских научных связей и публикаций в российских журналах — только это восстановит целостность нашей академической среды".

 

Она считает, что развертывание системы критериев оценки эффективности вузов займет не менее трех лет. А вот в мониторинге 2014 года следует уделить особое внимание развитию внешней оценки вузов и введению единой формы публичной отчетности. "На этапе 2015 года критериальной базой мониторинга могли бы стать индикаторы программ развития — при условии разработкой этих программ всеми вузами", — сказала генеральный секретарь РСР.

Похожие новости

Школа Microsoft ResearchВебинары для педагоговЕлена Низиенко: сокращение учителей закономерно Ярославль: учителя осваивают основы религиозных культурБизнес-образование: французский диплом в МосквеКаким должно быть число учеников в классе?


Теги: вуз  мониторинг  критерии   | Дата публикации: 16.11.2012 08:05
 
Комментарии
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев
Действия
Рейтинг
0 оценок