Карточка публикации
Информация об авторе публикациигимназия №4, Хабаровск
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 18.07.2017
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 3695
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую ...
В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины. Образ женщины часто использу...
Женские образы в разных видах искусства
 
 

Образовательный проект на тему: «Женские образы в разных видах искусства»

Подготовили:

учащаяся 7 «а» класса

МАОУ гимназии № 4 г. Хабаровска

Осипова Элина Дмитриевна

под руководством  учителя музыки

первой квалификационной категории

МАОУ гимназии № 4

Земенковой Елены Павловны.

 

 

2017 г.

Содержание основных этапов проекта:

  1. Пояснительная записка
  2. Цель проекта
  3. Задачи проекта
  4. Источники информации
  5. Участники проекта
  6. Информация о женских образах в разных видах искусства:

музыке, литературе, живописи.

  1. Вывод

Тема проекта: «Женские образы в разных видах искусства».

Пояснительная записка:

В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины. Образ женщины часто используется в искусстве, т.к.  она является вдохновительницей и музой многих  творческих людей.

Цель проекта: совершенствовать умение выделять, анализировать и сравнивать женские образы в разных видах искусства.

Задачи проекта:

1.вызвать эмоциональный отклик от  произведений искусства;

2.актуализировать  знания о том, что в произведениях музыки и искусства разными средствами выразительности  изображен женский образ;

3.вспомнить о том, как велика роль женщины -  матери в жизни каждого человека;

5.научить анализировать музыкальные и художественные произведения.

При подготовке к проекту использовали  источники информации:

1. http://get-tune.net/  - Самый крупный музыкальный архив

2. Курушина Т.А. Музыка. Конспекты уроков. Издательство «Учитель».

Волгоград.2009 г.

4.Репродукции с картин.

5.www.philarmonia.spb.ru

6. www.znanija.com

7.http://odinklik.com

8. http://go.mail.ru/redir

9.citata.in/citaty-po-temam/o

Участники проекта: учащаяся 7 «а» класса  МАОУ гимназии № 4 г. Хабаровска Осипова Элина Дмитриевна, учитель музыки первой квалификационной категории: Земенкова Елена Павловна.

 

Информация о женских образах в разных видах искусства

От красок шумно и светло, картины воздух обступили,

Я музыку сюда бы ввел, чтобы они заговорили. С. Тюрин

 

Почему женские образы в разных видах искусства?

В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины.

Испокон веков красота женщины являлась источником вдохновения для художников, писателей, поэтов. Образ женщины – это вечная загадка, сложный и запутанный мир тонких чувств и эмоций, часто используется в искусстве, т.к.  она является вдохновительницей и Музой многих  творческих людей.

У каждой эпохи свой идеал женщины, вся история отражается в том, как люди видели женщину. Образ женщины в искусстве столь многолик, противоречив, но в первую очередь этот образ опирается на чувства, эстетическое представление о женской красоте, являясь отражением того времени, символом эпохи.

Женский характер всегда привлекал особое внимание художников. Созданные в портретном искусстве образы женщин несут в себе поэтический идеал в гармоническом единстве его душевных качеств и внешнего облика.

По портретам мы можем судить как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, мода, литература, искусство, живопись.

Вспомните разные лица людей. Всегда ли человек с красивыми глазами  или четкой линией носа, с изящным овалом лица добр? Встречались ли вам люди, некрасивые внешне, но с добрым сердцем, с красивой и щедрой душой?

Прежде всего, человек красив не внешностью, а внутренним миром, своими делами, добрым отношением к людям, животным, природе. Не случайно мы говорим? Духовная красота.

Давайте вспомним женские образы - Святая княгиня Ольга, иконы с изображением Богородицы, картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна и другие.

Можно представить репродукцию картины Рембрандта «Портрет жены брата», где изображена пожилая женщина, вовсе не красивая, но почему же так влечет к себе это немолодое лицо? Что такое сотворила кисть художника, что его не забыть? Даже руки не нарисовал, чтобы приковать внимание именно к лицу. И вошла уже в тот возраст, когда кожа утеряла нежную бархатистость, прожитое  пролегло на ней морщинками и морщинами. И, тем не менее, не оторваться от этого лица. Почему такая печаль ложится на сердце? О чем тосковал Рембрандт, рисуя эту женщину? О покое? Об уюте домашнего очага? Что-то глубоко интимное открыл он нам через этот образ, открыл нам свою душу через душу Антье. Это не последнее полотно Рембрандта, но… слышите?.. как будто издалека, из безмолвия прошлого долетают до нас отзвуки лебединой песни…

А видели ли Вы женские портреты французского художника Энгра? О, каких красавиц рисовал Энгр! Как сверкают их роскошные наряды, как горделиво глядят на нас эти чудные красавицы! Одна, вторая, третья… Они вызывают восхищение и… забываются.

Можно рассмотреть два женских образа, созданным художником В. Серовым: «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем». Какие они - красивые, добрые, загадочные, нежные.

Стоит ли удивляться, что мир музыки полон женскими образами!

Образ матери – женщины изображен в разных произведениях искусства, не только в музыке (песни), поэзии (стихотворения, пословицы, поговорки), но и в изобразительном искусстве. Многие композиторы, художники, писатели всего мира создали гениальные произведения, посвященные самому дорогому и любимому для каждого из нас человека -  маме, потому что в искусстве  одной из вечных тем является тема женщины – матери. К примеру,  в музыке - Ф. Шуберт «Аве Мария»,  песни: «Мама» на слова А. Шульгиной и музыку В. Гаврилина из вокального цикла «Земля»; «Богородица» в исполнении С. Лазаревой;  «Мама - 1 слово», «По синему морю»;  итальянская песня «Мама» музыка Ч.А. Биксио, слова Б. Керубини и многие другие.

Можно вспомнить сказку «Золушка», доброту главной героини, именно душевную ее красоту и сварливость с высокомерием мачехи и ее дочек  или балет «Золушка» С.С.Прокофьева. Вспомнить песню «Золушка» И. Цветкова и И. Резника, отметив, что музыка передает легкий, веселый нрав Золушки, умение радоваться жизни.

Можно вспомнить «Сказку о царе Салтане» А.С.Пушкина или оперу Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане»», о том, как Барбариха решила сделать зло.  В контрасте можно представить образ младшей девицы - будущей матери Гвидона - и «Царевну – Лебедь» репродукцию картины М.А.Врубеля, отметить и нежный поворот ее головы, и огромные, наполненные печалью и загадкой глаза и все убранство костюма, в котором видны и оперенье, и воздушные ткани и брызги моря.

В пьесе А.Н.Островского и в опере «Снегурочка» Н.А.Римского - Корсакова  воспет образ сказочной, нежной, веселой, беззаботной девушки - Снегурочки. Музыкальная характеристика Снегурочки  волшебная, зимняя, звонкая, как будто в ней звучат хрусталики,  льдинки холода.

В контрасте с этим образом можно обратиться к сказочному персонажу, например, в «Снежной королеве».

А как же опера К.В.Глюка «Орфей и Эвридика», а древнегреческий миф об Орфее и Эвридике?  А поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и опера

«Руслан и Людмила» М.И.Глинки - образы Людмилы, Наины, Гориславы…

В былине «Садко» и в опере - былине «Садко» Н.А.Римского – Корсакова - прекрасные женские образы – Волховы, дочери Морского царя и жены Садко - Любавы Буслаевны.

В музыке П.И.Чайковского  раскрываются контрастные образы, например, в балете «Спящая красавица» - образы Феи Сирени и Феи Карабос; в опере «Евгений Онегин» - образ Татьяны, в опере «Пиковая дама» - образ Лизы, в опере «Мазепа» - образы Марии, Иоланты.

В трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта», хотя Джульетта юна, ей всего лишь 13 лет, но ее образ воспет во многих произведениях искусства - балет «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева, музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» Д.Б.Кабалевского, музыка к одноименным кинофильмам, увертюра - фантазия «Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского, опера «Ромео и Джульетта» Гуно, мюзиклы и многие другие произведения.

Можно говорить об использовании образа женщины в произведениях таких великих композиторов, как Л. В. Бетховен («Лунная соната», «К Элизе»), Ж. Бизе (опера «Кармен»), Р.К.Щедрин («Кармен-сюита»), Б.И.Тищенко (балет «Ярославна»), А.П.Бородин (опера «Князь Игорь»), М.И.Глинка (романс «Я помню чудное мгновенье», «Вальс-фантазия»)  и многие другие.

Свое понимание красоты в искусстве Глинка выразил словами: «Все искусства, а, следовательно,  и музыка,  требуют:

1.Чувства…это, получается, от вдохновения свыше.

2.Формы. Forme значит красота, т. Е. соразмерностей частей для составления стройного целого… Чувство и форма – это душа и тело. Первое - дар высшей благодати, второе приобретается трудом.

Два произведения М.И.Глинки романс «Я помню чудное мгновенье», «Вальс-фантазия» автобиографичны:  они отражают, происходящие с  композитором события на самом деле.  Музыка романса и вальса звучит, как взволнованная речь, по которой можно сразу узнать почерк автора. Она раскрывает не только образ самого Глинки, но и  образ той, кому посвящены эти сочинения.

В романе «Война и мир» У Л.Н.Толстого и в опере «Война и мир» у С.С.Прокофьева тоже отображены женские образы.

Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», ведь у женщины есть свое особое предназначение, данное самой природой: она, прежде всего мать, жена. Для Толстого это бесспорно. Мир семьи — это основа человеческого общества, и хозяйка в нем — женщина. 
Образы женщин в романе раскрываются и оцениваются автором с помощью излюбленного приема — противопоставления внутреннего и внешнего. 
Автор говорит о некрасивости княжны Марьи, но останавливает наше внимание на «больших, глубоких и лучистых (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них)» глазах героини. Глаза, как известно, — зеркало души, поэтому, говоря о взгляде, Толстой характеризует внутренний мир героини, скрытый от поверхностного наблюдателя (например, мадемуазель Бурьен). Полюбив Николая Ростова, княжна в минуту встречи с ним преображается так, что француженка-компаньонка почти не узнает ее: в Марье появляется женственность, грация и достоинство. «В первый раз вся та чистая духовная работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу» и сделала лицо героини прекрасным. Никакой особой привлекательности во внешнем облике мы не замечаем и у Наташи Ростовой. Вечно в движении, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг Наташа может «распустить свой большой рот, сделавшись совершенно дурною», «зареветь, как ребенок», от того, что плачет Соня; она может постареть и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Именно такая жизненная изменчивость в Наташе и симпатична Толстому потому, что ее облик — отражение богатейшего мира ее чувств. 
В отличие от любимых героинь Толстого, Наташи Ростовой и княжны Марьи, Элен — воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, словно окаменелости. Толстой постоянно подчеркивает ее однообразную, застывшую улыбку и античную красоту тела. Она напоминает прекрасную, но бездушную статую. Недаром автор совсем не говорит о ее глазах, которые, напротив, у любимых Толстым героинь всегда привлекают наше внимание. Элен хороша внешне, но является олицетворением безнравственности и порочности. Для великосветской красавицы брак — путь к обогащению. Она изменяет мужу постоянно, животное начало преобладает в ее натуре. Пьера поражает ее внутренняя грубость. Элен бездетна. «Я не такая дура, чтобы иметь детей», — произносит она кощунственные слова. Не будучи разведенной, она решает проблему, за кого ей выйти замуж, не в состоянии выбрать одного из двух ее поклонников. Загадочная смерть Элен связана с тем, что она запуталась в собственных интригах. Такова эта героиня, таково ее отношение к таинству брака, к обязанностям женщины. А ведь для Толстого это самое важное. Создавая систему женских образов, писатель выстраивает свой идеал женщины. По-моему, этот идеал можно свести к формуле: естественность, чуткость, любовь.

 

Вывод:

Конечно, это еще не все рассмотренные женские образы. Вспоминать,  перечислять и рассматривать  женские образы в разных видах искусства можно бесконечное количество раз. И каждый раз это будут разные лица, характеры, чувства, настроения.

Правильно, говорят, что художники, поэты, писатели  и композиторы могут передать в красках, словах,  звуках не только характер и чувства человека, но и умеют видеть красоту открытую, то есть ту, которая видна всем, и красоту, которая на первый взгляд незаметна.

Красота нужна в этом мире для того, чтобы дарить людям радость жизни!

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев